Классный час " Мой путь к себе и другим: какой он?"
классный час (10 класс) на тему
Самооценка и самопознание - достаточно трудны для учащихся. Ребята не всегда задумываются "Кто Я", "Какой Я". Форма классного часа - час общения. Пытаемся разобраться в самооценке и ответить на эти вопросы. А также разобраться в проблемных ситуациях и ответить на вопрос " А как в данной ситуации поступил бы Я?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_put_k_sebe_-_kakoy_on.docx | 28.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Виктора Степановича Юдина с. Новый Буян муниципального района Красноярский Самарской области
Классный час
« Мой путь к Себе и Другим: какой он?»
Разработала:
Сергеева Татьяна Михайловна,
Классный руководитель 10 класса
ГБОУ СОШ им. В.С.Юдина с. Новый Буян
Цели: 1. Способствовать формированию у учащихся потребности в духовном росте, умения вести внутренний диалог с собой, анализировать свои поступки.
2. Развивать формирование позитивного отношения к себе и другим;
3. Побуждать детей к формированию положительной и адекватной самооценки, к самоанализу и самовоспитанию; к желанию работать над собой.
4. Развивать понимание бесконечности работы над собой.
Форма: час общения
Оборудование: Проектор, ноутбук, экран, для каждого учащегося лист бумаги и ручка.
Подготовительная работа: поручить двум учащимся подготовить стихотворение
Р. Киплинга «Заповедь», двум учащимся - сценку «Объяснение в любви».
Оформление: На доске записаны - тема классного часа и эпиграфы.
План классного часа:
1.Вступительное слово классного руководителя.
2. Самоанализ и самооценка.
3.Памятка «Умей общаться»
4. Пять минут самоанализа (рефлексия).
«У каждого человека три характера:
тот, который ему приписывают;
тот, который он сам себе приписывает;
тот, который есть в действительности».
В. Гюго
Все победы начинаются с победы над самим собой.
Л.Леонов.
1.Вступительное слово.
Классный руководитель: Жизнь человека как дорога, которая начинается с самого рождения и пролегает через всю его жизнь. У каждого человека она своя и зависит от поступков, которые мы совершаем в течение всей своей жизни. И только от нас зависит, какой она будет – ровной или ухабистой, широкой и освещенной или узкой и тернистой. У одних это маленькие ямочки и кочки, а у других огромные впадины и холмы. Совершая поступки, нам приходится спотыкаться о кочки и холмы, падать в ямы и овраги. На некоторых дорогах то и дело встречаются булыжники страха и отчаяния, завалы зависти и озлобленности, камни отчужденности и одиночества. Они широкие, но неосвещенные. И если мы пойдем по такой дороге, то будем прорываться через заросли обид, вины и злобы и сталкивать с нее тех, кто послабее. И в конце концов такая дорога всех выматает и разрушит. Но есть и другие дороги, на которых пламенеют цветы любви, доверия, прощения. По бокам красиво подстриженные газоны взаимовыручки и поддержки, растут деревья взаимопонимания и спокойствия. Такая дорога тоже может утомить, но она никого не разрушит. Те, кем владеет страх перед жизнью, обычно попадают на первую дорогу. А, те, кто хочет почуствовать себя добрыми, хорошими, любимыми и интересными, пойдут по светлой, хотя она и более длинная. Для того, чтобы выбрать правильную дорогу нужно заглянуть в себя. Определить: «Кто «Я». Для этого нужно разработать для себя положительную программу внутренней настройки, используя самопознание. Но самое главное, чтобы у вас сформировалось положительная система действий, поступков. Если вы только говорите о том, что хотите стать лучше, и ни чего не делаете для этого- результата ни когда не добьётесь. Главное в жизни – иметь в себе силы предпринять что-либо для достижения желаемого. Нужно верить в себя, в свои возможности и доверять окружающим людям.
2. Самоанализ и самооценка.
Послушайте стихотворение Р.Киплинга «Заповедь» (выходят 2 ученика и читают стихотворение).
Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя, наперекор вселенной,
И маловерным отпусти им грех;
Пусть час не пробил – жди не уставая,
Пусть лгут лжецы – не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других,
Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мыслли не обожествив;
Равно встречай успех и поруганье,
Не забывая, что их голос лжив;
Останься тих, когда твое же слово
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушена, и снова
Ты должен все воссоздавать с основ.
Умей поставить, в радостной надежде,
На карту все,что накопил с трудом,
Все проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том.
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно все пусто, все сгорело
И только Воля говорит: «Иди!»
Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой;
Будь прям и тверд с врагами и друзьями,
Пусть все, в свой час, считаются с тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег,-
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь, Человек!
- Какие размышления и чуства вызвало это стихотворение? (ответы учащихся)
Попробуем пойти дальше. Ни для кого из вас не секрет, что в характере каждого из вас есть положительные и отрицательные черты. Психолог Э. Берн считает, что всех людей можно разделить на «принцев» и «лягушек», (на экране на слайде описание «принцев» и «лягушек»).
«Принцы» не считают себя лучше или хуже других. Они независимы и самостоятельны. Они себя любят независимо от своей внешности.Они могут ошибаться, терпеть поражение, но не теряют самоуважения и уверенности в себе. «Принцы» уважают чувства других и не позволяют манипулировать собой. Они не решают за других их проблемы. Они наслаждаются своими успехами, но не чувствуют при этом вины и не завидуют другим.
«Лягушки» беспомощны и зависимы от окружающих. Они непрестанно жалуются. В отличие от «принцев», они не живут в настоящем, а «убивают» время, ожидая будущее или вспоминая прошлое. Они не умеют анализировать, плохо ориентируются в происходящем и пытаются манипулировать людьми, обвиняя их. «Лягушки» во всем сомневаются, не доверяют себе и зависят от мнения других людей. В их бедах виноваты окружающие, они разочарованы в себе, в других людях, и при этом, не ищут выхода.
- Попробуйте ответить на вопрос: Кто Я, какой Я «Принц» или «Лягушка»
- Почему вы так думаете?
-Давайте порассуждаем о том, от каких непривлекательных качеств должен избавиться человек? Какие приобрести?
Проблемная ситуация «Как себя оценить»
Со стороны легко определить, какая у человека самооценка, а вот самому себя оценить труднее. Вот послушайте рассказ о проблемах одной девятиклассницы Наташи (читает). Бабушка и мама считают, что Наташа - самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя постоянно к ней придираются и ставят тройки, как и ее подружкам, Светке и Галке, которых Наташа считает намного глупее себя. Светка и Галка, правда, так не считают, и даже сказали Наташе, что та слишком высокого о себе мнения. То же самое говорил и бывший Наташин дружок Сергей, с которым она поругалась. Наташа теперь с ними со всеми не разговаривает. Наташа считает, что все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда им всем докажет, что они ей в подметки не годятся!
-Правильно ли оценила себя Наташа?
- Какие ошибки она совершила, оценивая себя.
« Искусство быть другим» - одна из формул человеческого общения. Чувствовать другого человека как самого себя, принимать его таким, каков он есть,постигать его внутренний мир – вот залог позитивного общения.
Посмотрите сценку « Объячнение в любви» и сделайте для себя вывод – как можно было поступить иначе.
Сценка “Объяснение в любви”
Молодой человек давно хочет признаться своей подружке в любви. И вот, наконец, он решился...
Молодой человек:
— Ты знаешь, я хочу тебе что-то сказать...
Девушка (говорит кокетливо):
— Ну? Было бы интересно.
Далее следует молчание.
Девушка:
— Чего же ты молчишь? Давай говори!
Молодой человек:
— Если бы это было так легко, то...
Девушка (перебивает его раздраженно):
— Слушай, ты меня уже достал! Или ты говоришь, или я пошла!
Демонстративно встает.
Молодой человек:
— Да нет, ничего... в следующий раз.
Девушка (безразлично):
— Ну как хочешь!
Отворачивается.
-В чем ошибка девушки?
Что можете посоветовать молодому человеку.
Как можно было бы завершить это диалог по-другому.
Не бойтесь ошибаться, терпеть неудачи, начинать заново. Вступая в мир взрослых отношений, постоянно занимайтесь самосовершенствованием не только себя “внешнего”, но и себя “внутреннего”.
3.Обратите внимание на экран, на слайде дана памятка, как правильно общаться.
Памятка «Умей общаться»
Если вы хотите, чтобы ваши отношения с людьми были хорошими, надо:
- Расценивать собеседника как равного и не подчинять его своей воле;
- Уважать его право на личное мнение;
- Уважать и ценить решение собеседника;
- Уметь слушать.
-Трудности в общении преодолеваются только общением.
4. Пять минут самоанализа.
На экране « Как правильно себя оценить»
- Судите о себе по делам.
- Сравнивайте себя с теми, кто лучше вас.
- Тот, кто вас критикует – ваш друг.
- Критикует один – задумайтесь.
- Критикуют два – проанализируйте свое поведение.
- Критикуют три – переделывайте себя.
- Строго относитесь к себе и мягко – к другим.
У каждого из вас на столе лежит лист бумаги и ручка. Ответьте на вопрос: «Какой Я?» На каждой новой строчке напишите важные характеристики (черты характера, поступки, поведение и.т.д.)
- А теперь решите, какие из перечисленных качеств вы хотели бы оставить ( отметьте «+» ), а от каких - избавиться ( отметьте «―» )
У вас получился план работы над собой.
Процесс познания – это дорога длинная, но интересная. С познания себя начинается и познание других людей, познание мира и смысла жизни.
Литература:
1.В.Л.Леви «Искусство быть другим», М.1981
2.Л.Хей «Целительные силы внутри нас», М.1996
3. «Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно – ориентированного классного часа», под редакцией Е.Н.Степанова, М.А.Александровой, Творческий центр «Сфера», М.2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час на тему" Настоящий друг: каким я его вижу?"
классный час для 6 класса на тему" Настоящий друг: каким я его вижу?"...
Методическое совещание "Путь к себе и другим"
«Путь к себе и другим». Как достичь гармонии с собой и окружающими.Тренинг (англ.trainingот train-обучать,воспитывать) – это метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, со...
Классный час с психологом (для студентов 1 курса).Тема: «Познай себя - кто я, какой я»
Данный классный час ориентирован на студентов 1 курсов с целью самопознания собственной личности, на основании чего они смогут составить свой психологический портрет,а также выявить определ...
Мой путь к Себе и Другим: какой он?
Представлена презентация, которая используется для одноименного классного часа. В современный век информационных технологий информация должна предоставляться в различных видах. Данная презентаци...
Классный час на тему ""Чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе"
Цель: воспитать у учащихся доброту и уважение к окружающим, стремление совершать добрые поступки.Задачи:Развивать представления учащихся о добре и зле.Воспитывать в детях уважение к себе и други...
классный час"«Учимся думать о себе и о других»"
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав в нем нравственное, - значит вырастить угрозу для общества.вспомнить известные учащимся понятия изученных тем, статьи Конституции РФ способствовать восп...
Классный час:" Уважай себя- уважай других"
Классный час:"Уважай себя- уважай других"...