10 класс. Классный час – размышление «Что такое патриотизм в наши дни
классный час (10 класс) по теме

Печкурова Елена Анатольевна

Сегодня мы будем говорить и таком очень простом, и в тоже время сложном понятии как патриотизм. Кого можно считать патриотом? Поразмышляем над тем, что же такое патриотизм, гражданственность. Кто же он - настоящий патриот России?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час – размышление: «Что такое патриотизм в наши дни?». (слайд 1)

12.12.2012

Эпиграфы: Патриотизм — это свирепая добродетель,
из-за которой пролито вдесятеро больше крови,
чем от всех пороков вместе.
А. И. Герцен

“Что значит быть патриотом?

Любить – да, но не только любить землю свою,

но и обязательно, что-то конкретное для нее делать”.

Василий Розанов

Актуальность:
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера.
Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.                                            
(слайд 2)

1 часть классного часа: Что такое патриотизм и экстремизм в наши дни:       - 15 минут

Вступительное слово классного руководителя: Здравствуйте ребята, тема нашего классного часа « Что такое патриотизм в наши дни». Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше. Хочу начать классный час с высказываний классиков и великих людей о патриотизме. 

         Высказывания классиков и известных людей о патриотизме:

Нам дороги родители, дороги дети, близкие, родственники; но все представления о любви к чему-либо соединены в одном слове «отчизна». Какой честный человек станет колебаться умереть за нее,- если он может принести этим ей пользу?            Цицерон
Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись; горе тому, кто это думает, двойное тому, кто действительно без нее обходится.

                                                                                                                                  Тургенев И.С.

Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может.                        Байрон Д.
Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством.                                        
Белинский В. Г.

Любовь к родине — первое достоинство цивилизованного человека.        
Наполеон.
Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, — спроси, что ты можешь сделать для своей родины.                                                                                  
Джон Кеннеди (слайд 3)

И сегодня мы будем говорить и таком очень простом, и в тоже время сложном понятии как патриотизм.

Кого можно считать патриотом?

Поразмышляем над тем, что же такое патриотизм, гражданственность. Кто же он - настоящий патриот России?

Ребята, как вы считаете, эта тема для нас актуальна?

 «Что такое патриотизм?».

- А с чего же начинается Родина?

Ответы детей  Ваши ответы верны.

Таким образом,  патриотизм – это

-любовь к Родине,

-преданность своему Отечеству,

-стремление служить его интересам,

- готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.                                        (слайд 4)  

Следовательно, патриотизм– 

 - это социальное чувство (любовь к Отечеству),

 -это патриотическая идеология,

  -это социокультурная ценность (одна из системообразующих ценностей общегосударственного уровня),

-это критерий и одновременно итог гражданской идентификации,

- это морально-нравственные установки (патриотическое мировоззрение),

-это вектор практического поведения, который определяется готовностью личности к практическим патриотическим действиям.                                                                   (слайд 5)                 

   От чувства патриотизма зависит:

-Отношение человека  к себе и обществу, своей стране,

 -Вклад конкретной личности в науку, искусство, безопасность и множество других областей социальной жизни человека,

-К состоянию и сохранению архитектурного богатства и экологии.                         (слайд 6)

Более того, на личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.                                                                        (слайд 7)

Следовательно, понятие патриотизма многогранно. Не случайно в качестве одного из эпиграфов к разговору о патриотизме приведены слова Василия Розанова: “Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать”.

Поэтому быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами. Так что – всё в наших руках! 

Существует  патриотизм истинный, а есть ложный, когда за патриотическими лозунгами скрываются аморальные поступки и даже преступления. Никакими высокими словами о величии нации нельзя оправдать бесчеловечность. К сожалению, с каждым годом в нашей стране увеличивается количество молодых людей, которые прикрываясь патриотическими идеями, разжигают вражду между представителями разных национальностей.      (слайд 8)

 Ребята, а вы знаете «что такое экстремизм? Кто из вас может попробовать дать определение или перечислить какие-то его признаки? (ответы учеников выслушиваются и записываются на доске, проводится обсуждение и подводятся итоги).

Экстремизм (от фр. extremisme, от лат. extremus — крайний) — приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить организацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения.                                 (слайд 9)

Таким образом, экстремизм – это приверженность крайним взглядам и мерам.

Экстремистские акты можно определить более точно, опираясь на два основных критерия:

а) они не только используются в качестве прямого способа достижения политических, идеологических и социальных целей, но и являются инструментом публичности и устрашения;

б) они направлены на то, чтобы причинить вред не непосредственному противнику, а другим людям.

Первейшая цель экстремистских актов – не непосредственный физический вред, а их психологическое воздействие с точки зрения привлечения общественного внимания и подрыва авторитета государства в обеспечении безопасности своих граждан.     (слайд 10)

Под политическим экстремизмом следует понимать политическую активность, которая выражается в стремлении политически активных индивидов, общественных воплотить в жизнь свои политические идеалы всеми доступными средствами, включая формы насильственного воздействия, направленные на государственную власть, общество в целом или на какие-либо его элементы. Экстремизм проникает во все области общественной жизни:

Экономический экстремизм. Он направлен на уничтожение многообразия и установление какой-либо одной формы собственности, единых методов ведения хозяйства и др.

Националистический (национальный) экстремизм. Находит выражение в разжигании вражды и ненависти между нациями и народностями.

Экстремизм в области культуры. Он ориентирован на изоляционизм, отвержение опыта, достижения других культур, проявляется в пропаганде насилия, жестокости, уничтожении исторических памятников.

Экологический экстремизм. Выступает против научно-технического прогресса вообще, считая, что ликвидация неблагоприятных в экологическом отношении производств – единственно возможный путь улучшения качества окружающей среды.             (слайд 11)

Вывод:
 патриотизм – это любовь к стране,

а экстремизм – это ненависть к людям.

Поэтому настоящий патриот никогда не станет экстремистом.                              (слайд 12)

Вывод:
Великая нация велика своей историей, культурой, достижениями во всех  сферах общественной жизни, а не стремлением к унижению других народов.
На основе опыта предков можно сказать, что настоящим патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое духовную и нравственную сущность, крепкое здоровье.
Так же он должен быть хорошо воспитан, образован и просвещен. Он ищет, имеет или строит настоящую семью, почитает своих предков. Все это заложено в нашей генетической памяти, показано традициях предков.
                                                            (слайд 13)

Вывод:

Сегодня нашей стране патриотизм необходим для того, чтобы сохранить свое национальное достоинство и занять весомое положение в сообществе цивилизованных государств мира. Он должен быть державным, исторически преемственным, просвещенным и духовно наполненным.                                                                                  (слайд 14)

2 часть Классного часа:                                                                                               23 минуты

10 февраля 1995 года в нашей стране был принят Государственной Думой

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О ДНЯХ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ (ПОБЕДНЫХ ДНЯХ) РОССИИ

Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Настоящий Федеральный закон устанавливает дни славы русского оружия - дни воинской славы (победные дни) России (далее - дни воинской славы России). Днями воинской славы России являются дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников и благодарную память потомков.                                                                                                                        (слайд 15)

В законе 7 статей:

Статья 1. Дни воинской славы России.

Статья 2. Формы увековечения памяти воинов России.

Статья 3. Организация проведения дней воинской славы России.

Статья 4. Порядок проведения воинских ритуалов.

Статья 5. Порядок проведения дней воинской славы России в

Вооруженных Силах Российской Федерации и других войсках.

Статья 6. Финансовое обеспечение проведения дней воинской славы России.

Статья 7. Вступление в силу настоящего Федерального закона.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации Б. Ельцин

Москва, Кремль 13 марта 1995 года N 32-ФЗ                                                             (слайд 16)


В соответствии со статьёй 1 Закона в России  15 Дней Воинской Славы

В Российской Федерации устанавливаются следующие дни воинской славы России:
 •18 апреля - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище,1242 год);

•21 сентября - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год);

•7 ноября - День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 год);

•10 июля - День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год);

•9 августа - День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год);

•24 декабря - День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В.Суворова (1790 год);

•11 сентября - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф.Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год);

•8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И.Кутузова с французской армией (1812 год);

•1 декабря - День победы русской эскадры под командованием П.С.Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год);

•23 февраля - День победы Красной армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год) - День защитников Отечества;

•5 декабря - День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год);

•2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год);

•23 августа - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год);

•27 января - День снятия блокады города Ленинграда (1944 год);

•9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (1945 год).

(Видеофильм)

Мы сегодня поговорим о «Трёх Полях Русской Славы» - о великих сражениях русского народа за свою Родину.

Куликовское, Бородинское,

Поле Прохоровское – родня:

Все по духу,  покровному  близкие,

Разве только из разного дня.

Веет дух Пересвета над вами,

Дух Кутузова, дух Горовца…

Память Родины не убывает

И, как прежде, волнует сердца...                                                                              (слайд 17)

Куликово поле – первое ратное поле России. Значение битвы на Куликовом поле 8 сентября 1380 года огромно: войско Мамая было разгромлено, миф о непобедимости Золотой Орды был развеян.                                                                                          (слайд 18)

Бородинское поле – второе ратное поле России. Бородинская битва 1812 года разрушила мечту Наполеона о захвате России одним ударом. И именно тогда наша держава прославилась как его победительница.                                                        (слайд 19)

Прохоровское поле – третье ратное поле России. 12 июля 1943 года здесь состоялось одно из самых крупных за всю историю второй мировой войны танковое сражение, обеспечившее нам Победу во всей Курской дуге.                                                      (слайд 20)

Много раз с мечом и огнем приходили к нам незваные гости. Кто только ни хотел захватить наши русские земли, кто только ни пытался поработить наш свободолюбивый народ! Недаром русская пословица гласит: «Кто с Россией ни тягался, правым не оставался» .                                                                                                                    (слайд 21)

Перед тем, как ребята покажут свои презентации, давайте окунёмся в конец 14 века. Многострадальная Русь. Вышедшие из глубин Азии кочевые орды прошли по Руси, один за другим превращая в руины города, сжигая деревни, убивая людей. Они господствовали на Руси 150 лет. Они брали в плен, гоняли скот, грабили и убивали.  

Презентации детей:

Презентация 1. Куликово поле – первое ратное поле России (Филина Евгения)

 Классный руководитель: Много лет прошло со дня Куликовской битвы. И вновь над страной нависла страшная гроза – Отечественная война 1812 года, двухсотлетие победы в которой мы отмечали 8 сентября 2012 года.

Презентация 2. Бородинское поле – второе поле русской воинской доблести (Захарова Наталья)

Классный руководитель: И вот 1941 год, Великая Отечественная война. На защиту Родины опять поднялась вся страна. Вновь настало время подвигов русских воинов-освободителей.

Презентация 3. Прохоровское поле – третье ратное поле России (Амелин Андрей)

 Классный руководитель: Три поля – Куликовское, Бородинское, Прохоровское, именно здесь проявилось духовное величие солдата, перенесшего суровые испытания, самоотверженность и мужество тех, кто отстаивал свободу и независимость нашего государства.

Итак, все вопросы, нашей дискуссии обсуждены. Вы высказали свое мнение по различным проблемам. Чтобы подвести итог нашей работы, я прошу вас еще раз обратиться к слову «Патриотизм». Перед вами лист бумаги с анаграммой. Прошу вас запишите на каждую букву слова «Патриотизм» – слова или словосочетания, раскрывающие смысл этого понятия.

Зачитайте, что у вас получилось.

Я думаю, что любить свою страну надо такой, какая она есть, с достижениями и поражениями. Мы должны гордиться знаменитыми учеными, писателями, художниками. Мы первые кто открыли дорогу в космос, достигли больших успехов в разных областях. Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями, но в определенных обстоятельствах проявлялись его особенные свойства, которые свидетельствовали о том, что это – Гражданин, патриот.

Рефлексия по итогам занятия:

- О чем заставил вас задуматься сегодняшний наш разговор?

 - Какие чувства испытывали при обсуждении проблем?

 - Изменился ли у вас первоначальный взгляд на проблему патриотизма в нашей стране?

В конце: результаты анкеты:

Приложение 1

Анкета для старшеклассников (10 класс)

I.        Для меня «Патриот» - это человек, который (выбрать из перечисленных только 3 утверждения):

1.        Любит Родину; 2. Гордится Родиной, переживает за нее; 3. Готов встать на защиту Родины; 4. Предан Родине и отстаивает ее интересы; 5. Уважает людей всех национальностей; 6. Сострадает своему народу; 7. Защищает интересы только своего народа.

2. Для меня понятие «Родина» - это (выбрать только одно утверждение):

1. место, где я родился и живу (город, село);

2. родная семья, родной дом;

3. Россия в целом;

4. другое.

3. Черты характера, свойственные человеку-патриоту (выбрать из перечисленных только 3 утверждения):

1. Ответственность;

2. Справедливость;

3. Стойкость;

4. Преданность;

5. Решительность;

6. Терпимость;

7. Благодарность;

8. Усердие.

4. Факторы, снижающие патриотические чувства (выбрать из перечисленных только 3 утверждения):

1.Чувство неуверенности в завтрашнем дне;

2. Социально-правовая незащищенность;

3. Неудовлетворительное материальное положение;

4. Снижение чувства коллективизма, усиление индивидуалистических тенденций в обществе;

5. Рост преступности в стране;

6. Невозможность реализовать свой личный потенциал.

5. Укажите наиболее эффективные формы и методы патриотического воспитания в вашей школе:

1.Встречи с ветеранами войны;

2. Чествование памятных дат, дней воинской славы;

3. Углубленное изучение истории, культуры, героического прошлого России и родного края;

4. Посещение музеев боевой и трудовой славы;

5. Создание детских общественных объединений;

6. Встречи с замечательными людьми родного края;

7. Проведение внеклассных мероприятий, Уроков Мужества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Что такое патриотизм?"

Классный час в девятом классе....

Классный час "Что такое патриотизм".

Классный час на тему "Что такое патриотизм". Беседа о патриотическом воспитании и гражданственности, история Российского Союза Молодежи (РСМ)....

классный час «Что такое патриотизм?»

·        Помочь учащимся осознать социальную значимость патриотизма в современной жизни общества,·        Создать условия для разв...

Классный час "Что такое патриотизм?"

Цель: организовать деятельность учащихся по  формированию знаний по теме: «Патриотизм. Что это такое»?  Задачи:  убедить учащихся в том, что истинный патриот своего Оте...

Классный час – размышление:«Что такое патриотизм в наши дни?».

Классный час – размышление:«Что такое патриотизм в наши дни?»....