статья "Технологии социальной коммуникации в работе классного руководителя"
классный час (10 класс) по теме

данный материал был представлен на городском педагогическом марафоне 2013

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологии социальной коммуникации в работе классного руководителя

 «Умение говорить — это наикратчайший путь к известности»

 Дейл Карнеги

Модернизация российского образования предусматривает не только серьезные преобразования в обучении, но и в воспитании подрастающего поколения. В концепции духовно-нравственного развития личности говорится следующее: «современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

В России указанный период был обусловлен быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни. Несмотря на установленные российским законодательством общественные нормы и приоритеты, у российских граждан в то время не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность. В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров».

В  посланиях Президента России Федеральному собранию РФ было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью».

          В начале учебного года мной, как классным руководителем 10А класса, была сформулирована следующая цель: способствовать формированию у учащихся активной жизненной позиции, воспитанию личностных качеств гражданина и патриота своей Родины. Среди прочих ставились следующие задачи: 1.работать над сплочением недавно созданного коллектива; 2.показать учащимся значение основных жизненных ценностей через призму прав и обязанностей; 3. воспитывать осознанное отношение к своей жизни в обществе. Для реализации поставленных целей и задач я использую в работе технологии социальной коммуникации, такие как коллективные творческие дела и дискуссии.

В течение учебного года  учащимися класса были проведены малые коллективные творческие дела, такие как: участие в конкурсе школы по ПДД (3- место), в интеллектуальных играх молодежного девизиона,  организация и проведение  игры «молодежная мафия», а также большое коллективное творческое дело, длившееся в течение недели – День рождения школы.

27 февраля текущего года была опробована новая  технология социальной коммуникации  – дискуссия в форме дебатов.  Причина выбора данной социальной технологии  такова: в наше время всеобщей компьютеризации живое общение обучающихся отходит на второй план. Но жить и работать будущим выпускникам придется не в виртуальном, а в настоящем мире. Поэтому классному руководителю важно научить учащихся  живому общению. Но это должно быть не просто общение -  а общение ценностно-ориентированное. Дебаты, на мой взгляд, соответствуют данной установке.

          Дебаты — чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам. Это разновидность публичной дискуссии, направленная на переубеждение в своей правоте третьей стороны, а не друг друга. Поэтому вербальные и невербальные средства, которые используются участниками дебатов, имеют целью получения определённого результата — сформировать у слушателей положительное впечатление от собственной позиции.

«Дебаты» позволяют решить следующие задачи:

  • обучающие, т.к. это способствует закреплению, актуальности полученных ранее знаний ,овладению новыми знаниями;
  • развивающие, т.к. это способствует развитию интеллектуальных, лингвистических качеств, творческих способностей;
  • воспитательные, т. к. это способствует культуре спора, терпимости;
  • коммуникативные, т.к.учебная деятельность учащихся осуществляется в межличностном общении, обучение происходит в процессе совместной деятельности.

В процессе дебатов задействованы различные умения:

  • Умение критически мыслить.
  • Умение отделить важную информацию от неважной.
  • Умение определить и вычленить проблему.
  • Умение  оценить причины и возможные последствия.
  • Умение делать выводы и заключения.
  • Умение определить факты и мнения.
  • Умение эффективно решать проблемы.
  • Умение оценивать доказательства.
  • Умение работать в команде.

 Основными принципами дебатов являются: обучение; честность; уважение, проигравших нет. Данная форма ценностно-смыслового общения может быть использована только в том случае, если обсуждается сложная или противоречивая проблема, а мнения участников четко определены и резко отличаются друг от друга. Участники дебатов должны суметь привести примеры «за» и «против» идеи и постараться убедить оппонентов в правильности своей позиции. Время выступления каждого участника во время дебатов ограниченно(5-6минут)  для всех. Рекомендуемое время на дебаты – 45 минут.

Данный вид дискуссии сложен, так как оценки участников чаще всего носят субъективный характер. Дебатами сложно управлять.  Невозможно предсказать результат. Но я рискнула. Тема, которая была предложена учащимся, вызвала жаркие споры задолго до дебатов. Звучала она так: « Нужна ли срочная служба в армии?».

 По желанию были сформированы 2 команды по три человека.  Этих людей называют скиперы. Защищала тему  Утверждающая команда(У1, У2, У3). Ее состав: Чигиринова Татьяна, Гордеева Ирина и Юдина Ольга.  Опровергала  тему Отрицающая команда (О1, О2, О3), состоящая из следующих учащихся: Назаров Игорь, Матаев Никита, Набокин Игорь.

Схема проведения дебатов:

  • У 1 – 6 минут
  • Вопросы О 3 к У   1 – 3 минуты
  • О 1 – 6 минут
  • Вопросы У 3 к О   1 – 3 минуты
  • У 2 – 5 минут
  • Вопросы О 1 к У   2 – 3 минуты
  • О 2 – 5 минут
  • Вопросы У 1 к О   2 – 3 минуты
  • У 3 – 5 минут
  • О 3 – 5 минут

Роли спикеров таковы: У1

  • Представление команды
  • Формулировка темы, актуальность
  • Определения ключевых понятий, входящих в тему
  • Выдвижение критерия
  • Представление кейса утверждающей стороны (аргумент, доказательства, поддержки)
  • Заключение

Эту роль играла Чигиринова Татьяна

О1

  • Представление команды
  • Формулировка тезиса отрицания
  • Принятие определений, ключевых понятий
  • Атака или принятие критерия
  • Опровержение позиции утверждения
  • Представление кейса отрицающей стороны
  • Заключение

Эту роль выполнял Назаров Игорь

У2 (Гордеева Ирина)-> Опровержение аргументов   <- О2 (Матаев Никита) оппонентов;  восстановление и развитие собственной линии; приведение новых доказательств и поддержек;  заключение. НОВЫЕ АРГУМЕНТЫ НЕ ПРИВОДЯТСЯ!!!

У3 (Юдина Ольга)> <- O3(Набокин Андрей) выделение наиболее важных  вопросов, по которым произошло столкновение мнений, в порядке их следования (включая столкновение критериев); сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам и объяснение, почему аргументы команды более убедительны.  Эффектное заключение. НОВЫЕ АРГУМЕНТЫ НЕ ПРИВОДЯТСЯ!!!

Важные правила  дебатов :каждый участник команды имеет право выступать только один раз;

 в случае затруднений при ответах на вопросы каждый спикер, кроме подводящего итоги, имеет право взять один таймаут длительностью до 2 минут;

 спикер имеет право не отвечать на вопрос без объяснения причин;

 к концу игры каждый определяет свою позицию и аргументирует ее;

 эксперты оценивают аргументы, но не участников.

Кроме спикеров в дебатах участие принимали: таймкипер( Белов Евгений) – человек, который следил за выполнением регламента игры; судьи(Литвиненко Галина Ивановна, Визинский Роман, Гордеева Ирина) -  решали, какая команда была более убедительной в доказательстве своей позиции.  Роль тьютора выполнял учитель истории и обществознания Козырева С.Н.

На мероприятие приглашались учащиеся 10Б класса.

Положительные выводы по дебатам:

  • Каждый спикер четко аргументировал свою позицию, опираясь на мнения ученых, информацию из СМИ, научную литературу;
  • Предлагали свои варианты решения проблемы;
  • Соблюдался регламент;
  • Учащиеся проявляли уважение друг к другу.

Однако дебаты показали, насколько болезненна данная тема для юношей. Лишь трое из учащихся выразили согласие служить в армии.  Предложили девочкам попробовать послужить Родине. Отсюда следует вывод, что у учащихся не сформировано чувство патриотизма; они не готовы брать на себя ответственность за судьбу своих близких и судьбу Родины.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы классных руководителей по воспитанию социально зрелой личности

Если представить себе социальный заказ на формирующуюся личность, то можно предположить: все – и родители, и школа, и властные структуры – сойдутся в том, что растущему человеку необходимы физическое ...

Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"

   Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса  - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...

Презентация для социальных педагогов Семинар для классных руководителей "Организация работы классного руководителя по профилактике ПАВ"

презентация с методическими рекомендациями для классных руководителей по организации наркопрофилактики в классном коллективе...

Презентация "Эффективное использование социальных сетей в работе классного руководителя, учителя-предметника"

Презентация носит иллюстративный характер. Материал позволяет продемонстрировать возможности работы в социальных сетях как средство повышения эффективности деятельности классного руководителя, учителя...

Социальные сети в работе классного руководителя

Описание опыта использования социальных сетей в работе классного руководителя...