Анализ работы классного руководителя по созданию условий для социальной адаптации обучающихся
статья (11 класс) на тему
Анализ деятельности классного руководителя
Скачать:
Предварительный просмотр:
Анализ работы классного руководителя по созданию условий для социальной адаптации обучающихся
Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Успешная социализация − одно из условий подготовки школьников, способных возродить общество и духовность нации, развить идею государственности, обращенную к человеку. Социализация подростков в Муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 7» г.Соль-Илецка Оренбургской области осуществляется в учебной и во внеурочной деятельности, в которой делается акцент на внедрение социального проектирования, волонтерского движения, на создание условий для успешной социализации школьников.
В 2005-2006 учебном году я приняла классное руководство в 5 классе, где основным направлением работы была адаптация детей к обучению в новых условиях. Главной целью воспитания я считаю формирование у школьников гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной самореализации в обществе путем личностного роста. Технология воспитания, используемая мною в педагогической деятельности, представляет собой синтез двух основных методик воспитания: педагогики сотрудничества, у истоков которой стоял И.П.Иванов и педагогической поддержки ученика в учебном процессе О.С. Газмана. Сочетание лучших идей и принципов этих двух технологий, психологические особенности детей вверенного мне класса позволили мне составить программу развития личности школьника. Для изучения психологических и личностных особенностей детей был проведен ряд специальных диагностик, анализ результатов данных исследований лег в основу программы «Развития личности ребенка».
Ориентиром для построения воспитательной системы класса послужил системный подход, при котором объект изучения рассматривается как система. Таким образом, выбор тематики классных часов и иных форм работы не бывает случайным, что способствует целенаправленности и управляемости процесса воспитания. Основные педагогические усилия в данной программе ориентируются на духовно-нравственное развитие личности, формирование у ребенка активной жизненной позиции, готовности самостоятельному нравственному выбору, становление у подростка системы духовных ценностей и способности реализовать их. Программа направлена на формирование у ребенка определенного отношения к себе и окружающему миру, развитие эмоционально-чувственной и деятельностной сфер личности.
Основные принципы: обучение, воспитание и организация жизни детей в контексте культуры; индивидуально-творческий подход: удовлетворение интересов и потребностей каждого ребенка в разнообразных видах творческой деятельности; включение детей в решение реальных проблем их коллективной и личной жизни, обучение технологиям построения собственной жизни в изменяющихся экономических и социокультурных условиях; учет закономерностей природного развития детей, укрепление их физического и психического здоровья; сотрудничество: объединение целей детей и взрослых, общая деятельность и согласованность действий, общение и взаимопонимание, общая устремленность в будущее и взаимная поддержка.
1
Программа рассчитана на семь лет, разбита на определенные возрастные этапы, включает в себя следующие разделы: программа психологического развития личности, система часов общения, работа с активом класса, работа с педагогическим коллективом, родителями, общественностью, диагностика и мониторинг. Все разделы объединены общей целью воспитанием личности, способной к самоопределению, осознанному выбору личностной позиции, целей и средств самореализации в конкретных жизненных условиях. Формы и методы воспитания: тренинги, беседы, психологические, ролевые, деловые игры, система часов общения, индивидуальные, коллективные и групповые и т.д.
Большие усилия были приложены для формирования самоуправления в классе. Путем совместного поиска наиболее рационального варианта, дети совместно с родителями и классным руководителем в 2005-2006 уч.г. создали высший орган самоуправления в классе - Совет класса. На классном собрании был разработан устав класса, определены традиции и законы классной жизни, направления деятельности. С течением времени, этот орган самоуправления заметно изменился: значительно снизилась доля участия в нем классного руководителя и родителей и значительно возросла роль актива класса. За семь лет в активе класса сумели поработать все учащиеся, что способствовало выработки у них определенных черт характера и приобретению ими социального опыта.
Большинство учащихся класса приобщены к волонтерскому движению. В рамках данного движения ребята организовывали и принимали участие в различных массовых мероприятиях: благоустройстве школьного двора (посадка деревьев), в составе агитбригады в мероприятиях, посвященных Дню конституции (8 человек), в областной акции «Спорт вместо наркотиков» (6 человек), в фестивале «Этнографическая ярмарка» (6 человек), акции «Поздравь своего учителя» (весь класс), операции «Рассвет»(весь класс) и многих других.
Самые активные ребята вошли в Совет старшеклассников, принимают активное участие в организации и проведении общешкольных мероприятий для своих товарищей, педагогов, ветеранов педагогического труда, дня самоуправления.
Внедрение программ Intel® «Обучение для будущего» и Intel® «Путь к успеху» определило организацию тьюторского движения и развитие проектно-исследовательской деятельности. Ребята организовали по окончании курсов обучение для младших товарищей и ребят из семей социального риска.
В рамках Всероссийской акции « Я- гражданин России», учащимися класса под руководством классного руководителя был создан проект «Рукописная книга толерантности», который занял на муниципальном этапе 2 место. Ребята помогли мне одержать победу в конкурсе «Самый классный классный» на городском и муниципальном уровне.
Большое внимание я уделяла вовлечению учащихся класса в систему дополнительного образования. Правильная и целенаправленная работа по организации внеурочной деятельности школьников, привлечение ребят к проектно-исследовательской деятельности способствовала снижению уровня тревожности у подростков, сохранению качества знаний и поддержанию успеваемости учащихся.
Диаграмма1. Участие детей Диаграмма 2. Занятость детей в сфере
в олимпиадах и конкурсах (%) дополнительного образования (чел.)
2
Работа по созданию условий для социальной адаптации учащихся охватывает не только классный коллектив, но и всех учащихся школы. В кружке «Юный химик» занимается 30 детей, пять из малообеспеченных и многодетных семей, факультативные курсы посещают 20 учащихся, к проектно-исследовательской деятельности привлечены 7 детей из семей социального риска.
Диаграмма3. Результаты успеваемости(%) Диаграмма4. Адаптация учащихся(чел.)
Для учета личностного роста обучающихся используется институт «Портфолио». Все учащиеся имеют личные папки - «Портфолио», в которых фиксируется их индивидуальный путь и личностные достижения. Регулярный самоанализ собственной деятельности способствовал достижению многими ребятами значительных успехов: Музапарова А. стала призером муниципального этапа конкурса «Ученик года» в 2011г., Карагулова А. является стипендиатом губернатора Оренбургской области, Остояч А. получил спортивный разряд по прыжкам с парашютом, Лукьянова К. стала победителем регионального музыкального конкурса. Более десяти учащихся являются призерами дистанционных конкурсов, интеллектуальных марафонов и заочных олимпиад.
Успех каждого ученика радует учителя, родителей и друзей, поэтому в классе по результатам диагностики школьного психолога благоприятная психологическая атмосфера. За последние три года процент посещаемости родительских собраний составил 90%, считаю, что причиной послужило изменение методики проведения родительских собраний и индивидуальный подход в работе с детьми и родителями.
Диаграмма 5. Психологический климат в классе Диаграмма 6. Мнение родителей
3
В этом учебном году мои ученики оканчивают школу, работа по программе развития личности ребенка завершена и достигла поставленных целей. Считаю, что проведенная работа способствовала реализации следующих поставленных задач: развитию личности ребенка в целом, проявлению творческой индивидуальности каждого ученика, формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений, развитию познавательного интереса детей, формированию классного коллектива, привлечению к участию в общественном деле каждого члена коллектива. Программа опубликована на портале Завуч.инфо, принимала участие во Всероссийском конкурсе «Мастерская учителя» и отмечена дипломом II степени. Опыт работы по данной программе обобщен и представлен на сайте РУО.
Сивожелезова Татьяна Геннадьевна, учитель химии и биологии
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№7 г.Соль-Илецка» Оренбургской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетенций, направленных на социальную адаптацию обучающихся к окружающим условиям на основе личностно ориентированного подхода посредством уроков основ безопасности жизнедеятельности
применение личностно ориентированного подхода на уроках ОБЖ является неотъемлемой частью процесса социальной адаптации обучающихся и формирования у них необходимых в повседневной жизни практических ум...
«Создание условий для социальной адаптации детей. Развитие положительной мотивации учебной деятельности
Формирование учебной мотивации у школьников...
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ОБУЧЕНИЮ В ПЯТОМ КЛАССЕ по ФГОС
Изучение уровня готовности,система учителя по отработке навыка выполнения домашнего задания...
презентация к выступлению "Социальные акции и проекты как способ воспитания у обучающихся гражданского самопознания" создание условий для социальных проб личности.
Социальное проектирование - это новая технология социального воспитания обучающихся. Главный педагогический смысл этой технологии - создание условий для социальных проб личности.Виды социальных проект...
Создание условий для социально-культурного развития обучающихся группы риска
Создание условий для социально-культурного развития обучающихся группы риска...
«Педагогическое сопровождение как одно из условий социальной адаптации обучащихся с ограниченными возможностями здоровья»
В статье рассматриваются факторы, влияющие на успешность процесса социализации личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также факторы, которые позволяют определить и реализовать конк...
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ
В статье рассматриваются вопросы необходимости формирования и развития коммуникативных навыков у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью...