Программа воспитательной работы
материал (9 класс) по теме
Программа воспитательной работы классного руководителя"Я-гражданин". Срок реализации 3 года. Возраст учащихся 15-18 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitat._raboty.doc | 160.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение -
лицей города Алейска
Утверждено: Проверено:
Директор лицея Зам. Директора по ВР
С.И. Вапилова М.В. Башмакова
_______________ __________________
Программа
гражданско-патриотического воспитания
"Я - гражданин"
на период 2012-15 гг.
Составила: Цыганкова Елена Александровна
г.Алейск
2012
«Всякая благородная личность глубоко
осознает свое кровное родство,
свои кровные связи с Отечеством».
В.Г. Белинский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение
Программа гражданско – патриотического воспитания «Я - гражданин» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-15 гг.» Уставом МБОУ - лицея, локальными правовыми актами. - Законом РФ « Об образовании»; Конвенцией о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Конституцией РФ; Программой развития МБОУ - лицея.
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном бюджетном образовательном учреждении – лицее г. Алейска и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Цель и задачи Программы
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
• проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
• формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
• утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
• привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
Ресурсное обеспечение Программы
Кадровое обеспечение
Группа | Функции | Состав |
Административно-координационная | Осуществление общего контроля и руководства. | Директор учреждения |
Консультативная | Координация реализации программы. Проведение консультаций. | Заместитель директора по ВР |
Классное руководство | Реализация программы в системе воспитательной работы. Использование современных воспитательных технологий. | Классный руководитель |
Специалисты, сотрудничающие с учреждением ( социум) | Организация профессиональной помощи педагогам. Диагностика. Участие в мероприятиях учреждения | Методисты, педагоги дополнительного образования, специалисты |
Возраст детей, участвующих в организации программы. Сроки реализации программы
Программа «Я - гражданин» рассчитана на 3 года. Программа ориентирована на старшеклассников (9-11 класс), коллектив педагогов и родителей МБОУ – лицея.
Основными исполнителями мероприятий Программы являются классный руководитель, педагоги, учащиеся и их родители.
Форма реализации Программы
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Принципы, положенные в основу массовых мероприятий
Патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.
Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Этапы реализации Программы
I этап: проектный
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
1.Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2.Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
3.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
4.Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин».
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
3. Расширять и укреплять связи и отношения с учреждениями дополнительного образования детей и культуры.
4. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
5. Проводить мониторинг реализации программы.
6. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1.Обобщить результаты работы.
2.Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3.Спланировать работу на следующий период.
Механизм реализации Программы
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство. МБОУ - лицей сотрудничает с музеем, библиотекой, ЦДТ, детской поликлиникой, общественными организациями.
Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.
При планировании работы учитываются традиционные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о муниципальных, региональных, федеральных конкурсах.
Оценка эффективности реализации Программы
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свобода человека и гражданина;
- символика Российской Федерации;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан;- гражданственность.
Количественные параметры:
- включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
- качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, классу, совместным делам);
- участие в конкурсах;
- проведение мероприятий.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается:
1. В классе:
- создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. В образе выпускника:
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
- в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Формы подведения итогов реализации программы
При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Направление « Духовно-нравственное и интеллектуальное»
Цель: Осознание обучающимися ценности знаний, развитие нравственности и культуры.
Задачи:
1. Формировать интерес к учебе, мотивацию к самостоятельному получению новых знаний.
2. Воспитывать самостоятельность, ответственность в принятии решений.
3. Способствовать формированию у обучающихся чувства ответственности за будущее страны.
Формы: тематические беседы, предметные недели, олимпиады, конкурсы, посещение учебных заведений, научно-исследовательская деятельность.
2. Направление « Правовое и гражданско-патриотическое»
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2. Воспитывать гордость за свою Родину.
3. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
4. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
5. Воспитывать у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Формы: традиционные лицейские мероприятия, тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
3. Направление «Здоровье»
Цель: Воспитание ответственного отношения к своему здоровью.
Задачи:
1. Воспитывать культуру питания.
2. Формировать негативное отношение к вредным привычкам.
3. Сделать занятия физкультурой и спортом нормой жизни
Формы: тематические беседы, психологические тренинги, акции против вредных привычек, спортивные соревнования, походы.
4. Направление «Художественно-эстетическое»
Цель: Воспитание высококультурной творческой личности.
Задачи:
- Формировать культурные ценности, основанные на традициях страны и нашего края.
- Развивать творческие способности лицеистов через их участие в мероприятиях, концертах, смотрах.
- Изучать культурное наследие страны, края, города.
Формы: концерты, конкурсы, выставки, посещение кинотеатров, музеев, выставочных залов.
5. Направление «Я и семья»
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1.Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2.Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.
6. Направление «Профессионально-трудовое»
Цель: Воспитание профессионально ориентированной личности, готовой к труду.
Задачи:
- Формировать систему знаний о своих профессиональных склонностях и способностях.
- Изучить рынок труда и возможности реализации своих профессиональных интересов.
- Воспитывать ответственное отношение к труду.
Формы: беседы, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия со Службой занятости, анкетирование, психологические тренинги, трудовые субботники, 5 трудовая четверть.
6. Направление «Экологическое»
Цель: Формирование экологической культуры лицеистов
Задачи:
- Формировать бережное отношение к окружающей среде.
- Изучать экологические проблемы города.
- Воспитывать ответственность за сохранение природы родного края.
Формы: беседы, экскурсии, экологические субботники, экологический марафон, озеленение территории лицея, озеленение класса.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
1.Знаниевый компонент, основанный на предметном начале.
2.Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
3.Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий.
4.Участие в тематических конкурсах, выставках.
5.Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.
Перспективные мероприятия
по реализации программы гражданско -патриотического воспитания
« Я - гражданин» учащихся 9 Б класса МБОУ – лицея
Направление | 2012-13 уч. год. | 2013-14 уч. год. | 2014-15 уч. год. |
Духовно-нравственное и интеллектуальное |
| ||
Правовое и гражданско-патриотическое |
| ||
Здоровье |
| ||
Художественно-эстетическое |
| ||
Семья |
| ||
Профессионально-трудовое и экономическое |
| ||
Экологическое |
|
Формы организации Программы
индивидуальные, групповые, массовые
теоретические
практические
- беседы;
- сообщения;
- встречи с интересными людьми;
- экскурсии (по приглашениям, на природу, на выставки);
- просмотр наглядных пособий или слайдов.
- конкурсы;
- выставки;
- соревнования;
- праздники;
- викторины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «Узнай, сотвори, утверди, прояви!»
Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана мною на период с 2010г. по 2013г. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его о...
Программа воспитательной работы структурного подразделения образовательного учреждения "Лагерь с дневным пребыванием" "ЛУЧИК"
Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Спортивно-оздоровительное направление ...
"Мы молоды, веселы, талантливы!" Программа воспитательной работы в 7-9 классах.
Данная программа воспитательной работы в помощь классному руководителю 7 класса. "Мы молоды, веселы, талантливы!" создана вместе с учащимися. В программе учитываются все современные направления воспит...
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "ЛЕСТНИЦА УСПЕХА"
Концепция программы ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности оп...
Программа воспитательной работы. Развитие личности в процессе творчества и сотрудничества.
Программа рассчитана на четыре года (5- 8 классы)....
Конкурс "Самый классный классный" ПРОГРАММА воспитательной работы "Миром правит доброта", ПЛАНЫ воспитательной работы
Программа и планы воспитательной работы...
Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса
Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...