Модель самоуправления в классном коллективе
проект (7 класс) по теме

Шарова Любовь Николаевна

Воспитание активных членов общества невозможно без самоупраления. Социальный проект представляет модель самоуправления в классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_samoupravleniya_v_klassnom_kollektive.docx77.58 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА  МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ  ОКРУЖНОЕ  УПРАВЛЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОШ № 2072

АССОЦИИРОВАННАЯ   при   ЮНЕСКО

           

Модель самоуправления в классном коллективе

Работа учеников 7 «Б» класса

ГБОУ СОШ №2072

Солохова Тимура,

Казарян Аракс,

Раздобарина Бориса

    Руководитель:

 учитель русского языка и литературы

 Шарова Любовь Николаевна

Москва,  2013г.

ЦЕЛЬ проекта: развитие и сплочение ученического коллектива 7Б класса, повышение его роли в формировании личности, демократизация школьной жизни ученического самоуправления через систематическую работу актива класса

Направления работы проекта:

1. Пропаганда идей ученического самоуправления;

2.Поддержка инициатив, направленных на создание и развитие ученического самоуправления;

3. Распространение знаний по теории и методике ученического самоуправления среди ученического, педагогического актива;

4. Содействие развитию организаторских навыков и умений у представителей ученического самоуправления школы;

5. Обобщение, обмен и распространение опыта работы органов ученического самоуправления;

6. Поиск и апробация новых форм и содержания работы органов ученического самоуправления;

 

Задачи проекта:

1. Изучить соответствующую литературу по данной проблеме.

2. Раскрыть особенности ученического самоуправления в системе воспитательной работыкласса.

3.Разработать ряд мероприятий на каждом этапе формирования и развития ученического самоуправления как целостного организма.

4.Раскрыть формы и методы контроля для отслеживания достигнутых на каждом этапе результатов по достижению поставленной цели.

Ожидаемый результат: целенаправленная работа классного коллектива поможет вывести коллектив 7Б класса на высокий уровень организации самоуправления, и, практически выступая в роли организаторов в своем коллективе, у учащихся сформируются профессиональные качества и ряд моральных качеств, необходимых гражданину: личная ответственность каждого за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность общим задачам.

В основу данного проекта легли принципы:

- укрепление связи обучения и воспитания с жизнью;

- организация детского коллектива как ячейки общества на основе самых передовых начал и норм поведения гражданина Отечества;

- профориентационный принцип образования и воспитания, направленный на подготовку разносторонне развитой личности, ориентирующейся в современном обществе.

К основным принципам деятельности самоуправления относятся:

- социально-педагогическая направленность;

- добровольность;

- законность;

- непрерывность и систематичность;

- свобода выбора форм и методов работы;

- доступность информации об учредительных и программных документах;

- осознание членами самоуправления личностной и социальной значимости их деятельности;

- сочетание традиционного и инновационного;

- уважение к интересам, достоинству и мнению каждого члена;

- коллективность в работе, коллегиальность в принятии решений;

- взаимная и личная ответственность за выполнение принятых решений.

Основные методы организации воспитательного коллектива:

- единые требования;

- самообслуживание;

- соревнование;

- самоуправление.

Создать сплоченный детский коллектив – это значит организовать совместную общественно полезную деятельность воспитанников, наладить постоянное общение между ними, ведущее к образованию и развитию личных отношений детей друг к другу. Это значит добиться воспитания коллективных традиций, закрепляющих нормы общественной морали и сознательной дисциплины в деятельности школьников и в их отношениях. Это значит поставить учащихся в такие отношения, чтобы они каждодневно проявляли инициативу, ценили и умножали традиции своего коллектива, соревновались за лучшие достижения в общественно полезной деятельности. Это значит, наконец, создать органы коллектива, наладить их систематическую и бесперебойную работу, обеспечивая тем самым вовлечение всей массы школьников в сознательное и ответственное управление делами своего коллектива, а следовательно, и развитие общественного мнения. Особое значение единые требования имеют в начальный период работы по организации детского коллектива. Большое значение в развитии детского самоуправления имеет общественное мнение. Ни самоуправление без соревнований, ни тем более соревнования без самоуправления в школе нормально развиваться не могут.

Главная функция самоуправления в воспитательном коллективе состоит в привлечении всех воспитанников к сознательному систематическому участию в управлении делами школы путем создания работоспособных органов коллектива.

Потребность в определенном органе коллектива возникает лишь там, где сложилась конкретная возможность организации силами детей какой-либо части общей работы.

На каждом этапе развития самоуправления круг обязанностей и прав членов коллектива строго очерчен. Опыт многих школ говорит о положительном значении разработки письменных инструкций и положений, закрепляющих права и обязанности дежурных, старост и т.д. Письменная инструкция значительно облегчает работу по разъяснению коллективу его задач и созданию полезных традиций, накоплению опыта в самоуправлении.

Однако, для того чтобы учащиеся на деле стали организаторами определенных участков работы, необходимо научить их выполнять свои обязанности и пользоваться правами. Поэтому развертывание самоуправления в школе немыслимо без широкой постановки учебы актива.

Выясняя условия первых успехов в развитии самоуправления воспитанников, директор школы-интерната Б.Красник пишет: «Решающую роль в росте активности коллектива сыграл стиль взаимоотношений взрослых и детей, важными чертами которого является: вера в силы детей, стремление развить и максимально использовать их инициативу, самодеятельность, воспитать самостоятельность в решении всех вопросов жизни коллектива».

Совершенно очевидно также, что там, где школьники на деле не являются организаторами, а вместо этого играют в заседания, решения и протоколы, нет и подлинного самоуправления.

Следующая черта ученического самоуправления – оно с самого начала создается как система, а не в виду разрозненных групп ученического актива, не связанных друг с другом. Школьное самоуправление представляет собой систему органов коллектива, в которой, с одной стороны, складываются отношения подчинения и соподчинения, а с другой – осуществляется централизованное руководство.

Так, классные активы подчиняются школьным советам, штабам и комиссиям, выполняют их решения и ими контролируются. Сами школьные советы, штабы и комиссии подчиняются учкому. Перечисленные органы подчиняются высшим органам общественных организаций и школьного коллектива: ученической конференции и общему собранию школы. Самоуправление никогда не должно вырождаться в начальствование одних детей над другими. Интересы всего коллектива должны определять деятельность любого члена актива, любого органа самоуправления. При этом особенно важно соблюдение следующих условий:

- выборы в органы самоуправления должны проводиться снизу, то есть в первичных коллективах;

- избранные коллективом учащиеся должны по-деловому, систематически отчитываться перед избравшими их за свою работу;

- в случае неудовлетворения работой представитель может быть переизбран (В связи с этим широкое развитие должна получить в детском коллективе деловая, принципиальная критика снизу, которую следует всячески стимулировать и поощрять.);

- необходима регулярная сменяемость выборных лиц (следует установить срок, в течение которого одно лицо может исполнять определенные обязанности);

- все правила, требования, обязательные для любого воспитанника, точно так же, а может быть и в большей степени, обязательны для ответственного руководителя (никакой поблажки самому «важному» активисту).

Вот чем должны руководствоваться все педагоги школы.

Тенденции развития ученического самоуправления:

- для начального этапа характерны непонимание детьми задач участия в организации жизни своего коллектива;

- отсутствие всякого опыта и навыков организаторской работы, а в отдельных случаях и некоторое пассивное сопротивление учащихся попыткам педагогов вовлечь их в общественную деятельность по руководству своими товарищами и делами коллектива. Здесь важную роль играет инструктаж и высокая требовательность со стороны учителей.

Следующий этап характеризуется появлением немногочисленного, а затем все более широкого самоуправленческого актива. Складываются первые традиции, широко развивается соревнование. От педагогов зависит сделать накопление этих признаков поступательным движением коллектива к последующему этапу, когда детский коллектив становится воспитательным в полном смысле слова. С этого момента деление воспитанников по их участию в самоуправлении на актив и пассив становится весьма приблизительным: каждый учащийся имеет значительный опыт руководства, практически все воспитанники становятся организаторами своей жизни. Особенно развиваются и крепнут коллективные формы управления жизнью и работой коллектива: общее собрание, дежурство классов и бригад и т.д.

Продолжительность этапов зависит от того, какими темпами развивают педагоги детское самоуправление, от верности избранных направлений в этой работе.

Наиболее очевидная тенденция развития руководимого педагогами ученического самоуправления – это постоянное увеличение числа воспитанников, принимающих активное участие в организации жизни школы, до полного охвата всех членов коллектива. Главным условием такого увеличения круга активистов является постоянная, настойчивая забота педагогов о воспитании на практических делах юных организаторов.

Начиная с пятого класса, самоуправление все более начинает выполнять свою внешнюю функцию – включение класса в общешкольный коллектив. Здесь уже избираются на сравнительно долгий срок ответственные по участкам работы. В качестве представителей класса они входят в состав органов самоуправления общешкольного коллектива.

Широкий спектр для развития организаторских способностей старшеклассников открывается в туристской работе, в летних лагерях труда и отдыха, в общественно полезном труде.

Среди форм классного самоуправления особо важную роль играют общее собрание и дежурство по классу.

Развитие межличностных отношений детей проходит через учебу актива.

Часто одноклассники не идут на контакт только лишь из-за того, что актив не умеет строить межличностные связи. Поэтому так необходимо этому научиться. Тематика классных часов:

№ занятия

Тема

Методика отслеживания результата

1-2

Учимся жить вместе.

Опросник для определения творческих наклонностей у школьников

3-4

Кто я.

Опросник для индивидуального знакомства с активистом

5-6

Как я выгляжу.

Тест ЛИРИ

7-8

Расскажу о себе.

Диагност. Тест

«способности школьника»

9-10

Мое поведение.

Анкета «Интересы и досуг»

11-12

Чем я богат?

Методика «мотивы учебной деятельности»

13-14

Мои чувства.

Тест «эмоциональная направленность личности»

15-16

Мое настроение.

Анкета «Ваше отношение к школе и к классу»

17-18

Другой человек.

Методика КОС

(коммуник. и орган. спос)

19-20

Ты – это я.

Методика

«Наши отношения»

21-22

Настроение другого человека.

Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»

23-24

Наша семья.

Анкета №3

«Семья и родители глазами ребенка»

25-26

Наш класс.

Методика «коллектив в учебной и внеучебной деятельности

27-28

Мы договариваемся.

Исследование взаимоотношений в группе школьников

29-30

Я – ТЫ – МЫ.

Анкета для 7-11 классов

«выяснение мнения детей об организации воспитательной работы в школе»

31-32

Мы учимся жить вместе. Зачем?

Опросник для определения профессиональных интересов

33-34

Чем мы будем заниматься в этом году.

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью

35-36

Как человек принимает решение.

37-38

Принимать решение нелегко.

39-40

Ограничение и самоограничение.

Методика Айзенка

41-42

Каждый выбирает по себе.

Тест «Направленность вашего ума»

43-44

Я учусь быть самостоятельным.

Тест «Размышляем о жизненном опыте»

45-46

Я отвечаю за свои поступки.

Методика «Пословицы»

47-48

Я отвечаю за поступки других, находившихся под моим руководством.

49-50

Как разрешить конфликт.

Тест «изучение общительности»

51-52

Сильный человек.

53-54

Оценка решения.

Методика «Какой у нас коллектив»

55-56

Как влиять на поведение другого человека.

57-58

Как влиять на поведение другого человека.

59-60

Решительное поведение.

61-62

Учимся принимать самостоятельное решение.

63-64

Уметь слушать и слышать другого.

Анкета «Жизнь в школе»

65-66

Учимся принимать коллективное решение.

Анкета «Климат в коллективе»

67-68

Учимся анализировать результат совместно проделанной работы.

Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе

Основным содержанием работы на этом этапе была поддержка создания органов ученического самоуправления в школе, анализ их опыта, выявление закономерностей становления ученического самоуправления.

 Апробирование технологии работы самоуправления по секторам.

На этом этапе основная задача:

1. Добиться воспитания коллективных традиций, закрепляющих нормы общественной морали и сознательной дисциплины в деятельности школьников и в их отношениях.

2. Развитие самоуправления через работу секторов.

Проведя анкетирование среди учащихся, выяснилось, что школьному комитету необходимы такие секторы ученического самоуправления как трудовой, физкультурно-оздоровительный, культурно-массовый, сектор безопасности жизнедеятельности, сектор журналистики, экологи. Разработана структура внутришкольного управления воспитательным процессом, в котором активную роль играют органы ученического самоуправления.

На этом этапе принципы можно объединить в закон трех «сами»: «сами ищем дело»; «сами планируем и осуществляем его»; «сами подводим итоги на основе коллективного анализа». Очень важно, чтобы источником развития самоуправления являлось совпадение внешней цели с индивидуальными мотивами школьников.

Примерное содержание самоуправляемой деятельности на этом этапе:

- изучение своих прав и обязанностей;

- художественная творческая групповая деятельность;

- спортивная подготовка;

- трудовая деятельность;

- подготовка театрализованных представлений, спектаклей;

- издание рукописных журналов, стенгазет и т.д.

- благоустройство быта в школьных помещениях.

Очень важна на этом этапе цель взаимодействия – передача опыта ответственности от старших к младшим. Детям предоставляется больше самостоятельности, расширяется сфера самоуправления.

Классными руководителями организуется шефская работа по классам и параллелям. Очень важно педагогам-помощникам руководствоваться следующими принципами:

- принцип равноправия;

- принцип выборности;

- принцип обновляемости и преемственности;

- принцип открытости и гласности;

- принцип демократии;

- принцип законности;

- принцип целесообразности;

- принцип представительства;

- принцип гуманности;

- принцип коллегиальности и персональности;

- принцип совета и согласия;

- принцип свободы и самостоятельности;

- принцип критики и самокритики;

- принцип распределения полномочий;

- принцип отчетности.

Должна быть ориентация на малые группы. Каждая группа получает задание, разрабатывает план, расставляет силы, организует сам процесс, контролирует его, подводит предварительные итоги и докладывает коллективу. В этот период ребята учатся всестороннему анализу, а для этого вместе с ними вырабатывается схема оценки: практические результаты, количество участников, их настроение, отношение к деятельности, взаимоотношения, возникшие в процессе работы, чему научились, что нового узнали о деле, друг о друге.

Наладить систематическую и бесперебойную работу органов ученического самоуправления, обеспечивая тем самым вовлечение всей массы школьников в сознательное и ответственное управление делами всего коллектива, а следовательно и развития общественного мнения.

Трудовой сектор

• определение очередности выполнения работ учащихся в классе, школе, благоустройство здания школы;
• организация и проведение генеральных уборок, субботников;
физкультурно-оздоровительный сектор

• помощь в организации, участи в спортивных мероприятиях;
• разработка системы поощрений;
культурно-массовый сектор

• организация по согласованию с педагогом-помощником культурных мероприятий для повышения интеллектуального развития всех членов коллектива;
• проведение тематических вечеров, встреч, конкурсов, бесед, концертов;
• организация экскурсий, выходов в театры, музеи, выставки;
старосты классов
• планирование и организация работы ученического комитета;
сектор журналистики

• выпуск компьютерной школьной газеты "Школьная карусель" и подготовка статей для газеты «Сорочинский вестник»
• организация конкурсов школьных газет;
сектор безопасности жизнедеятельности
• обеспечение порядка во время проведения внеклассных мероприятий;
• организация дежурства;
учебный сектор
• контроль за посещаемостью и успеваемостью;
• организация консультаций для неуспевающих учащихся;
• контроль быта учащихся:
• выпуск экрана успеваемости.

Экологи

- озеленение территории и здания школы;

- контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и требований учащимися школы;

- разработка проектов по благоустройству территории школы и школьных помещений.

Для обобщения накопленного опыта в области ученического самоуправления необходима реализация проекта «Учебник школьного ученического самоуправления», куда помещаются технологии лучших классных руководителей.

Суть проекта состоит не только в создании методического ресурса, но и в организации программы дистанционного обучения по теме ученического самоуправления, привлечении широкого круга заинтересованных лиц к обсуждению проблем развития самоуправления.

Мы планируем открыть электронную рассылку «Школьное ученическое самоуправление» Публиковать главы Учебника школьного ученического самоуправления по мере их написания и проходить стадию обсуждения с первыми читателями.

Используемая литература.

  1. Викторов Н. Досуг – дело серьезное. // Воспитание школьника, 2001, №5
  2. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии // Под ред. Н.Е.Щурковой – М.: Новая школа, 1998.
  3. Дольникова Е. Нам бы только выучиться жить. // Воспитание школьника, 2001, №8
  4. Изучение и прогнозирование развития личности ученика. // Воспитание школьника, 2001, №7
  5. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещ., 1989. – 255 с.
  6. Коротов В.М. Самоуправление школьников. Изд. 2-е, допол. и перераб.. М.: Просвещ., 1976. – 175 с.
  7. Майкон А. И. зам. Директора по воспитательной работе школы №180 г. Новосибирск. Пять + один! (из опыта создания системы воспитательной работы) // Классный руководитель, М.: 2000, №5. – с. 45
  8. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1977. – с.180
  9. Максимов В.И. Организация младших школьников: Методическое пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2003. – 254 с.
  10. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студентов высш. уч. Заведений/ Л.А, Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др.; Под ред. В.А.Сластенина. – 3-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 144 с.
  11. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации). – М.: Центр «Педагогический поиск». 2004. – 160 с.
  12. Об опыте коммунарских сборов. // Воспитание школьника. 2001, №7
  13. Организация деятельности органов ученического самоуправления. // Классный руководитель. Москва 1999, №2. – с.45
  14. Проект деятельности как средство развития воспитательного процесса. // Воспитание школьника, 2001, №7
  15. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л.А.Обуховой.- М.: Вако, 2005. – 240 с.
  16. Соколова А. К взрослой жизни через творчество // Воспитание школьника, 2001, №5
  17. Схема формирования самоуправления в лицее //Классный руководитель. – М.: 1999 - №3. – с.75
  18. Управление образовательными системами: Учебное пособие/ Под ред. В.С.Кукушина. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 464 с. (Серия «Педагогическое образование»)
  19. Фадеева Е.И. Лабиринты общения: Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003.
  20. Школьное самоуправление в вопросах и ответах. В.Бочкарев, В.Опалихин // Воспитание школьника, 1996, №2. – с.14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель самоуправления в классном коллективе среднего звена.

Из опыта работы классного руководителя....

Модель самоуправления в классном коллективе

Презентация "Модель самоуправления в классном коллективе среднего звена"...

Организация самоуправления в классном коллективе

Организация самоуправления   Особенности системы определили своеобразие модели ученического самоуправления «НИИ "Росток"». В названии заложены желаемые качества классного коллектива и его ч...

Программа дополнительного образования "Организация ученического самоуправления в классном коллективе"

«Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей». ...

Модель самоуправления в классном коллективе среднего звена

В статье идет речь об организации самоуправления в классном коллективе...

Модель ученического самоуправления в классном коллективе

Задача органов самоуправления – это организаторская деятельность среди  учащихся и защита интересов, прав и обязанностей школьников....


 

Комментарии

Шарова Любовь Николаевна

Данный проект поможет организовать самоуправление в классе.