Модель самоуправления в классном коллективе
проект (7 класс) по теме
Воспитание активных членов общества невозможно без самоупраления. Социальный проект представляет модель самоуправления в классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_samoupravleniya_v_klassnom_kollektive.docx | 77.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОШ № 2072
АССОЦИИРОВАННАЯ при ЮНЕСКО
Модель самоуправления в классном коллективе
Работа учеников 7 «Б» класса
ГБОУ СОШ №2072
Солохова Тимура,
Казарян Аракс,
Раздобарина Бориса
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Шарова Любовь Николаевна
Москва, 2013г.
ЦЕЛЬ проекта: развитие и сплочение ученического коллектива 7Б класса, повышение его роли в формировании личности, демократизация школьной жизни ученического самоуправления через систематическую работу актива класса
Направления работы проекта:
1. Пропаганда идей ученического самоуправления;
2.Поддержка инициатив, направленных на создание и развитие ученического самоуправления;
3. Распространение знаний по теории и методике ученического самоуправления среди ученического, педагогического актива;
4. Содействие развитию организаторских навыков и умений у представителей ученического самоуправления школы;
5. Обобщение, обмен и распространение опыта работы органов ученического самоуправления;
6. Поиск и апробация новых форм и содержания работы органов ученического самоуправления;
Задачи проекта:
1. Изучить соответствующую литературу по данной проблеме.
2. Раскрыть особенности ученического самоуправления в системе воспитательной работыкласса.
3.Разработать ряд мероприятий на каждом этапе формирования и развития ученического самоуправления как целостного организма.
4.Раскрыть формы и методы контроля для отслеживания достигнутых на каждом этапе результатов по достижению поставленной цели.
Ожидаемый результат: целенаправленная работа классного коллектива поможет вывести коллектив 7Б класса на высокий уровень организации самоуправления, и, практически выступая в роли организаторов в своем коллективе, у учащихся сформируются профессиональные качества и ряд моральных качеств, необходимых гражданину: личная ответственность каждого за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность общим задачам.
В основу данного проекта легли принципы:
- укрепление связи обучения и воспитания с жизнью;
- организация детского коллектива как ячейки общества на основе самых передовых начал и норм поведения гражданина Отечества;
- профориентационный принцип образования и воспитания, направленный на подготовку разносторонне развитой личности, ориентирующейся в современном обществе.
К основным принципам деятельности самоуправления относятся:
- социально-педагогическая направленность;
- добровольность;
- законность;
- непрерывность и систематичность;
- свобода выбора форм и методов работы;
- доступность информации об учредительных и программных документах;
- осознание членами самоуправления личностной и социальной значимости их деятельности;
- сочетание традиционного и инновационного;
- уважение к интересам, достоинству и мнению каждого члена;
- коллективность в работе, коллегиальность в принятии решений;
- взаимная и личная ответственность за выполнение принятых решений.
Основные методы организации воспитательного коллектива:
- единые требования;
- самообслуживание;
- соревнование;
- самоуправление.
Создать сплоченный детский коллектив – это значит организовать совместную общественно полезную деятельность воспитанников, наладить постоянное общение между ними, ведущее к образованию и развитию личных отношений детей друг к другу. Это значит добиться воспитания коллективных традиций, закрепляющих нормы общественной морали и сознательной дисциплины в деятельности школьников и в их отношениях. Это значит поставить учащихся в такие отношения, чтобы они каждодневно проявляли инициативу, ценили и умножали традиции своего коллектива, соревновались за лучшие достижения в общественно полезной деятельности. Это значит, наконец, создать органы коллектива, наладить их систематическую и бесперебойную работу, обеспечивая тем самым вовлечение всей массы школьников в сознательное и ответственное управление делами своего коллектива, а следовательно, и развитие общественного мнения. Особое значение единые требования имеют в начальный период работы по организации детского коллектива. Большое значение в развитии детского самоуправления имеет общественное мнение. Ни самоуправление без соревнований, ни тем более соревнования без самоуправления в школе нормально развиваться не могут.
Главная функция самоуправления в воспитательном коллективе состоит в привлечении всех воспитанников к сознательному систематическому участию в управлении делами школы путем создания работоспособных органов коллектива.
Потребность в определенном органе коллектива возникает лишь там, где сложилась конкретная возможность организации силами детей какой-либо части общей работы.
На каждом этапе развития самоуправления круг обязанностей и прав членов коллектива строго очерчен. Опыт многих школ говорит о положительном значении разработки письменных инструкций и положений, закрепляющих права и обязанности дежурных, старост и т.д. Письменная инструкция значительно облегчает работу по разъяснению коллективу его задач и созданию полезных традиций, накоплению опыта в самоуправлении.
Однако, для того чтобы учащиеся на деле стали организаторами определенных участков работы, необходимо научить их выполнять свои обязанности и пользоваться правами. Поэтому развертывание самоуправления в школе немыслимо без широкой постановки учебы актива.
Выясняя условия первых успехов в развитии самоуправления воспитанников, директор школы-интерната Б.Красник пишет: «Решающую роль в росте активности коллектива сыграл стиль взаимоотношений взрослых и детей, важными чертами которого является: вера в силы детей, стремление развить и максимально использовать их инициативу, самодеятельность, воспитать самостоятельность в решении всех вопросов жизни коллектива».
Совершенно очевидно также, что там, где школьники на деле не являются организаторами, а вместо этого играют в заседания, решения и протоколы, нет и подлинного самоуправления.
Следующая черта ученического самоуправления – оно с самого начала создается как система, а не в виду разрозненных групп ученического актива, не связанных друг с другом. Школьное самоуправление представляет собой систему органов коллектива, в которой, с одной стороны, складываются отношения подчинения и соподчинения, а с другой – осуществляется централизованное руководство.
Так, классные активы подчиняются школьным советам, штабам и комиссиям, выполняют их решения и ими контролируются. Сами школьные советы, штабы и комиссии подчиняются учкому. Перечисленные органы подчиняются высшим органам общественных организаций и школьного коллектива: ученической конференции и общему собранию школы. Самоуправление никогда не должно вырождаться в начальствование одних детей над другими. Интересы всего коллектива должны определять деятельность любого члена актива, любого органа самоуправления. При этом особенно важно соблюдение следующих условий:
- выборы в органы самоуправления должны проводиться снизу, то есть в первичных коллективах;
- избранные коллективом учащиеся должны по-деловому, систематически отчитываться перед избравшими их за свою работу;
- в случае неудовлетворения работой представитель может быть переизбран (В связи с этим широкое развитие должна получить в детском коллективе деловая, принципиальная критика снизу, которую следует всячески стимулировать и поощрять.);
- необходима регулярная сменяемость выборных лиц (следует установить срок, в течение которого одно лицо может исполнять определенные обязанности);
- все правила, требования, обязательные для любого воспитанника, точно так же, а может быть и в большей степени, обязательны для ответственного руководителя (никакой поблажки самому «важному» активисту).
Вот чем должны руководствоваться все педагоги школы.
Тенденции развития ученического самоуправления:
- для начального этапа характерны непонимание детьми задач участия в организации жизни своего коллектива;
- отсутствие всякого опыта и навыков организаторской работы, а в отдельных случаях и некоторое пассивное сопротивление учащихся попыткам педагогов вовлечь их в общественную деятельность по руководству своими товарищами и делами коллектива. Здесь важную роль играет инструктаж и высокая требовательность со стороны учителей.
Следующий этап характеризуется появлением немногочисленного, а затем все более широкого самоуправленческого актива. Складываются первые традиции, широко развивается соревнование. От педагогов зависит сделать накопление этих признаков поступательным движением коллектива к последующему этапу, когда детский коллектив становится воспитательным в полном смысле слова. С этого момента деление воспитанников по их участию в самоуправлении на актив и пассив становится весьма приблизительным: каждый учащийся имеет значительный опыт руководства, практически все воспитанники становятся организаторами своей жизни. Особенно развиваются и крепнут коллективные формы управления жизнью и работой коллектива: общее собрание, дежурство классов и бригад и т.д.
Продолжительность этапов зависит от того, какими темпами развивают педагоги детское самоуправление, от верности избранных направлений в этой работе.
Наиболее очевидная тенденция развития руководимого педагогами ученического самоуправления – это постоянное увеличение числа воспитанников, принимающих активное участие в организации жизни школы, до полного охвата всех членов коллектива. Главным условием такого увеличения круга активистов является постоянная, настойчивая забота педагогов о воспитании на практических делах юных организаторов.
Начиная с пятого класса, самоуправление все более начинает выполнять свою внешнюю функцию – включение класса в общешкольный коллектив. Здесь уже избираются на сравнительно долгий срок ответственные по участкам работы. В качестве представителей класса они входят в состав органов самоуправления общешкольного коллектива.
Широкий спектр для развития организаторских способностей старшеклассников открывается в туристской работе, в летних лагерях труда и отдыха, в общественно полезном труде.
Среди форм классного самоуправления особо важную роль играют общее собрание и дежурство по классу.
Развитие межличностных отношений детей проходит через учебу актива.
Часто одноклассники не идут на контакт только лишь из-за того, что актив не умеет строить межличностные связи. Поэтому так необходимо этому научиться. Тематика классных часов:
№ занятия | Тема | Методика отслеживания результата |
1-2 | Учимся жить вместе. | Опросник для определения творческих наклонностей у школьников |
3-4 | Кто я. | Опросник для индивидуального знакомства с активистом |
5-6 | Как я выгляжу. | Тест ЛИРИ |
7-8 | Расскажу о себе. | Диагност. Тест «способности школьника» |
9-10 | Мое поведение. | Анкета «Интересы и досуг» |
11-12 | Чем я богат? | Методика «мотивы учебной деятельности» |
13-14 | Мои чувства. | Тест «эмоциональная направленность личности» |
15-16 | Мое настроение. | Анкета «Ваше отношение к школе и к классу» |
17-18 | Другой человек. | Методика КОС (коммуник. и орган. спос) |
19-20 | Ты – это я. | Методика «Наши отношения» |
21-22 | Настроение другого человека. | Методика «Психологическая атмосфера в коллективе» |
23-24 | Наша семья. | Анкета №3 «Семья и родители глазами ребенка» |
25-26 | Наш класс. | Методика «коллектив в учебной и внеучебной деятельности |
27-28 | Мы договариваемся. | Исследование взаимоотношений в группе школьников |
29-30 | Я – ТЫ – МЫ. | Анкета для 7-11 классов «выяснение мнения детей об организации воспитательной работы в школе» |
31-32 | Мы учимся жить вместе. Зачем? | Опросник для определения профессиональных интересов |
33-34 | Чем мы будем заниматься в этом году. | Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью |
35-36 | Как человек принимает решение. | |
37-38 | Принимать решение нелегко. | |
39-40 | Ограничение и самоограничение. | Методика Айзенка |
41-42 | Каждый выбирает по себе. | Тест «Направленность вашего ума» |
43-44 | Я учусь быть самостоятельным. | Тест «Размышляем о жизненном опыте» |
45-46 | Я отвечаю за свои поступки. | Методика «Пословицы» |
47-48 | Я отвечаю за поступки других, находившихся под моим руководством. | |
49-50 | Как разрешить конфликт. | Тест «изучение общительности» |
51-52 | Сильный человек. | |
53-54 | Оценка решения. | Методика «Какой у нас коллектив» |
55-56 | Как влиять на поведение другого человека. | |
57-58 | Как влиять на поведение другого человека. | |
59-60 | Решительное поведение. | |
61-62 | Учимся принимать самостоятельное решение. | |
63-64 | Уметь слушать и слышать другого. | Анкета «Жизнь в школе» |
65-66 | Учимся принимать коллективное решение. | Анкета «Климат в коллективе» |
67-68 | Учимся анализировать результат совместно проделанной работы. | Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе |
Основным содержанием работы на этом этапе была поддержка создания органов ученического самоуправления в школе, анализ их опыта, выявление закономерностей становления ученического самоуправления.
Апробирование технологии работы самоуправления по секторам.
На этом этапе основная задача:
1. Добиться воспитания коллективных традиций, закрепляющих нормы общественной морали и сознательной дисциплины в деятельности школьников и в их отношениях.
2. Развитие самоуправления через работу секторов.
Проведя анкетирование среди учащихся, выяснилось, что школьному комитету необходимы такие секторы ученического самоуправления как трудовой, физкультурно-оздоровительный, культурно-массовый, сектор безопасности жизнедеятельности, сектор журналистики, экологи. Разработана структура внутришкольного управления воспитательным процессом, в котором активную роль играют органы ученического самоуправления.
На этом этапе принципы можно объединить в закон трех «сами»: «сами ищем дело»; «сами планируем и осуществляем его»; «сами подводим итоги на основе коллективного анализа». Очень важно, чтобы источником развития самоуправления являлось совпадение внешней цели с индивидуальными мотивами школьников.
Примерное содержание самоуправляемой деятельности на этом этапе:
- изучение своих прав и обязанностей;
- художественная творческая групповая деятельность;
- спортивная подготовка;
- трудовая деятельность;
- подготовка театрализованных представлений, спектаклей;
- издание рукописных журналов, стенгазет и т.д.
- благоустройство быта в школьных помещениях.
Очень важна на этом этапе цель взаимодействия – передача опыта ответственности от старших к младшим. Детям предоставляется больше самостоятельности, расширяется сфера самоуправления.
Классными руководителями организуется шефская работа по классам и параллелям. Очень важно педагогам-помощникам руководствоваться следующими принципами:
- принцип равноправия;
- принцип выборности;
- принцип обновляемости и преемственности;
- принцип открытости и гласности;
- принцип демократии;
- принцип законности;
- принцип целесообразности;
- принцип представительства;
- принцип гуманности;
- принцип коллегиальности и персональности;
- принцип совета и согласия;
- принцип свободы и самостоятельности;
- принцип критики и самокритики;
- принцип распределения полномочий;
- принцип отчетности.
Должна быть ориентация на малые группы. Каждая группа получает задание, разрабатывает план, расставляет силы, организует сам процесс, контролирует его, подводит предварительные итоги и докладывает коллективу. В этот период ребята учатся всестороннему анализу, а для этого вместе с ними вырабатывается схема оценки: практические результаты, количество участников, их настроение, отношение к деятельности, взаимоотношения, возникшие в процессе работы, чему научились, что нового узнали о деле, друг о друге.
Наладить систематическую и бесперебойную работу органов ученического самоуправления, обеспечивая тем самым вовлечение всей массы школьников в сознательное и ответственное управление делами всего коллектива, а следовательно и развития общественного мнения.
Трудовой сектор
• определение очередности выполнения работ учащихся в классе, школе, благоустройство здания школы;
• организация и проведение генеральных уборок, субботников;
физкультурно-оздоровительный сектор
• помощь в организации, участи в спортивных мероприятиях;
• разработка системы поощрений;
культурно-массовый сектор
• организация по согласованию с педагогом-помощником культурных мероприятий для повышения интеллектуального развития всех членов коллектива;
• проведение тематических вечеров, встреч, конкурсов, бесед, концертов;
• организация экскурсий, выходов в театры, музеи, выставки;
старосты классов
• планирование и организация работы ученического комитета;
сектор журналистики
• выпуск компьютерной школьной газеты "Школьная карусель" и подготовка статей для газеты «Сорочинский вестник»
• организация конкурсов школьных газет;
сектор безопасности жизнедеятельности
• обеспечение порядка во время проведения внеклассных мероприятий;
• организация дежурства;
учебный сектор
• контроль за посещаемостью и успеваемостью;
• организация консультаций для неуспевающих учащихся;
• контроль быта учащихся:
• выпуск экрана успеваемости.
Экологи
- озеленение территории и здания школы;
- контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и требований учащимися школы;
- разработка проектов по благоустройству территории школы и школьных помещений.
Для обобщения накопленного опыта в области ученического самоуправления необходима реализация проекта «Учебник школьного ученического самоуправления», куда помещаются технологии лучших классных руководителей.
Суть проекта состоит не только в создании методического ресурса, но и в организации программы дистанционного обучения по теме ученического самоуправления, привлечении широкого круга заинтересованных лиц к обсуждению проблем развития самоуправления.
Мы планируем открыть электронную рассылку «Школьное ученическое самоуправление» Публиковать главы Учебника школьного ученического самоуправления по мере их написания и проходить стадию обсуждения с первыми читателями.
Используемая литература.
- Викторов Н. Досуг – дело серьезное. // Воспитание школьника, 2001, №5
- Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии // Под ред. Н.Е.Щурковой – М.: Новая школа, 1998.
- Дольникова Е. Нам бы только выучиться жить. // Воспитание школьника, 2001, №8
- Изучение и прогнозирование развития личности ученика. // Воспитание школьника, 2001, №7
- Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещ., 1989. – 255 с.
- Коротов В.М. Самоуправление школьников. Изд. 2-е, допол. и перераб.. М.: Просвещ., 1976. – 175 с.
- Майкон А. И. зам. Директора по воспитательной работе школы №180 г. Новосибирск. Пять + один! (из опыта создания системы воспитательной работы) // Классный руководитель, М.: 2000, №5. – с. 45
- Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1977. – с.180
- Максимов В.И. Организация младших школьников: Методическое пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2003. – 254 с.
- Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студентов высш. уч. Заведений/ Л.А, Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др.; Под ред. В.А.Сластенина. – 3-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 144 с.
- Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации). – М.: Центр «Педагогический поиск». 2004. – 160 с.
- Об опыте коммунарских сборов. // Воспитание школьника. 2001, №7
- Организация деятельности органов ученического самоуправления. // Классный руководитель. Москва 1999, №2. – с.45
- Проект деятельности как средство развития воспитательного процесса. // Воспитание школьника, 2001, №7
- Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л.А.Обуховой.- М.: Вако, 2005. – 240 с.
- Соколова А. К взрослой жизни через творчество // Воспитание школьника, 2001, №5
- Схема формирования самоуправления в лицее //Классный руководитель. – М.: 1999 - №3. – с.75
- Управление образовательными системами: Учебное пособие/ Под ред. В.С.Кукушина. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 464 с. (Серия «Педагогическое образование»)
- Фадеева Е.И. Лабиринты общения: Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003.
- Школьное самоуправление в вопросах и ответах. В.Бочкарев, В.Опалихин // Воспитание школьника, 1996, №2. – с.14
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель самоуправления в классом коллективе среднего звена школы
Презентация из опыта работы....
Модель самоуправления в классном коллективе среднего звена.
Из опыта работы классного руководителя....
Модель самоуправления в классном коллективе
Презентация "Модель самоуправления в классном коллективе среднего звена"...
Организация самоуправления в классном коллективе
Организация самоуправления Особенности системы определили своеобразие модели ученического самоуправления «НИИ "Росток"». В названии заложены желаемые качества классного коллектива и его ч...
Программа дополнительного образования "Организация ученического самоуправления в классном коллективе"
«Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей». ...
Модель самоуправления в классном коллективе среднего звена
В статье идет речь об организации самоуправления в классном коллективе...
Модель ученического самоуправления в классном коллективе
Задача органов самоуправления – это организаторская деятельность среди учащихся и защита интересов, прав и обязанностей школьников....
Комментарии
Модель самоуправления в классе.
Данный проект поможет организовать самоуправление в классе.