Схема психолого-педагогической характеристики
статья на тему
Примерная схема изучения личности обучающегося и составление психолого-педагогической характеристики.
Данная схема позволяет составить максимально полную характеристику на ученика средней школы. Текст данной схемы состоит из восьми частей:
1) Общие сведения об обучающемся
2) Взаимоотношения с одноклассниками и отношение к школе
3) Учёба
4) Труд
5) Направленность личности обучающегося и специальные способности
6) Дисциплинированность
7) Особенности характера и темперамента
8) Общие психолого – педагогические выводы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakteristika.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерная схема изучения личности обучающегося и составление
психолого-педагогической характеристики.
- Общие сведения об обучающемся:
- ФИО, дата рождения, класс
- Общее физическое развитие, состояние здоровья
- Бытовые условия жизни в семье, взаимоотношения между членами семьи, правильность главной линии воспитания.
- Взаимоотношения с одноклассниками и отношение к школе:
- Общая характеристика класса (успеваемость и воспитанность обучающихся, традиции и требования классного коллектива)
- Положение в классном коллективе (пользуется ли любовью или авторитетом, чем определяется подобное отношение)
- Отношения с одноклассниками (любит их или нет, равнодушен ли к одноклассникам; дорожит и уважает мнение коллектива, с кем из одноклассников дружит и на чём основана дружба, бывают ли конфликты с одноклассниками и в чём их причина)
- Удовлетворён ли своим положением в классном коллективе и какое положение хотел бы в нём занять.
- Дорожит ли пребыванием в данной школе (что более всего ценит)
- Отношения с учителями (есть ли контакт, любит ли, уважает их)
- Учеба:
- Успеваемость (преобладающие отметки, одинаково или неодинаково усваивает учебный материал по разным дисциплинам, успеваемость по основным предметам). Уровень знаний.
- Кругозор, начитанность.
- Развитие речи (словарный запас, образность и эмоциональность речи, умение выразить мысль письменно и устно, культура речи)
- Интерес к занятиям и отношение к учёбе (с интересом ли учится, к каким предметам проявляет особый интерес, отношение к отметке, к похвале или замечаниям взрослых, основной мотив учебной деятельности)
- Способности к учению
- Особенности внимания (уровень произвольного внимания, сосредоточенность, устойчивость и способность к распределению внимания)
- Осмысленность восприятия учебного материала, быстрота осмысления
- Уровень и характер развития осмысленной памяти (заучивает механически или осознанно, владеет ли приёмами целенаправленного запоминания, какова быстрота и прочность запоминания, лёгкость воспроизведения, индивидуальные особенности памяти)
- Развитие мышления (различает ли первостепенные и несущественные признаки предметов и явлений, уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умение сравнивать, обобщать, анализировать и делать самостоятельные выводы, быстро ли находит пути решения )
- Развитие воображения (богатство воссоздающего и творческого воображения в различных видах учебной деятельности)
- Усердие в учебной работе, желание учиться
- Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать с книгой, способность заучивать материал, контролировать себя, составлять планы и конспекты)
- Труд:
- Отношение к труду (уважает трудовую деятельность или относится к ней пренебрежительно, заинтересован ли в общественной пользе своей работы, любит ли трудиться и что конкретно его привлекает: сам процесс, результат работы или овладение определённым навыком)
- Наличие трудовых навыков и умений, легкость их приобретения
- Организованность и дисциплинированность в труде
- Предпочитаемые виды труда
- Направленность личности обучающегося и специальные способности:
- Интересы (перечислить всевозможные виды: техника, рисование, музыка, спорт, коллекционирование и т. д.; характер интересов с точки зрения их глубины и активности, если обучающийся не просто интересуется какой-либо областью знаний, а серьёзно ею занимается; интерес к чтению, любит ли читать и что читает: художественную, научно – популярную, публицистику или преимущественно развлекательную литературу).
- Убеждения, мечты, идеалы. Наблюдается ли преобладание тех или иных мотивов в поведении.
- Особые способность и стремление к какой – либо деятельности (музыка, рисование, артистические способности и т. п.)
- О чём мечтает и что намеревается делать в будущем (отметить в характеристике, только начиная с 7 класса)
- Дисциплинированность:
- Характеристика поведения (ведёт себя спокойно и сдержанно или проявляет излишнюю подвижность и непоседливость)
- Выполнение режима школьника (соблюдает режим, нарушает намеренно или по небрежности, не успевает уложиться в отведённое время и т. д.)
- Выполнение требований учителей и родителей (выполняет с охотой или по принуждению, как часто отказывается выполнять поручения и какие именно)
- Наиболее характерные нарушения дисциплины
- Особенности характера и темперамента:
- Явно выраженные положительные и отрицательные черты характера:
- Черты личности (по отношению к людям, учёбе, труду, самому себе: чуткость, доброта, коллективизм, эгоизм, чёрствость, добросовестность, зазнайство, скромность, высокомерие и т. д.)
- Волевые черты характера (настойчивость, самостоятельность, упрямство, лёгкая внушаемость и т. д.)
- Выражение особенностей темперамента (в эмоциональной сфере, работоспособности, подвижности, общительности)
- Преобладающее настроение (радостное, грустное, подавленное), его устойчивость. Чем вызываются смены настроения.
- Общие психолого – педагогические выводы:
- Наличие достоинств и недостатков формирующейся личности обучающегося. Внутренние и внешние причины недостатков (условия семейного воспитания, болезни, отсутствие или наличие определённых способностей, навыков работы и т. д.)
- Формулирование основных психолого – педагогических задач, стоящих перед педагогом, пути дальнейшей воспитательной работы с обучающимся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
схема психолого-педагогического сопровождения в школе
эта схема поможет в работе школьного психолога...
социальный паспорт учащегося, социальная характеристика класса,психолого- педагогическая характеристика на ученика
для работы классному руководителю...
Примерная схема психолого – педагогической характеристики учащегося (шаблон)
Схема психолого-педагогической характеристики учащегося может использоваться в работе классного руководителя,педагога-психолога,учителя,воспитателя...
примерная схема психолого-педагогической характеристики класса
Как быстро и правильно составить психолого-педагогическую характеристику классного коллектива....
Примерная схема психолого-педагогической характеристики личности школьника
Примерная схема психолого-педагогической характеристики личности школьника...
Схема психолого-педагогической характеристики ученика с НОДА
Схема пригодится в работе учителя для психолого-педагогического соппровождения...
Примерная схема психолого-педагогической характеристики «трудного подростка»
Уважаемые коллеги, классные руководители!Часто в Вашей работе возникает необходимость в составлении психолого-педагогической характеристики «трудного подростка». Как правило, подобная хара...
Комментарии
1.
1