Примерная схема психолого-педагогической характеристики учащихся класса Для изучения классного коллектива используются такие методы психолого-педагогических исследований, как наблюдение, анкетирование, беседа, социометрия и др. Общие сведения Состав класса (численность учеников, из них девочек и мальчиков, средний возраст, смена классных руководителей и др.). Учебная деятельность Общая характеристика успеваемости, число слабоуспевающих школьников, второгодников, взаимопомощь и формы ее организации. По каким учебным предметам ученики успевают лучше, по каким хуже? Качество выполнения домашних заданий. Состояние дисциплины на уроках, типичные случаи недисциплинированности (на каких уроках проявляются наиболее часто?). Отношение к этому классного коллектива. Внеучебная деятельность Сплоченность коллектива, конкретные действия по самоуправлению, роль общественного мнения в классе, взаимная требовательность, отношение к критике и самокритике. Устремленность и организованность коллектива класса, особенности отношений мальчиков и девочек. Участие класса в общешкольной жизни. Общие интересы учащихся класса, формы проявления этих интересов. Формальные (неформальные) лидеры класса. Их влияние на учащихся (в чем оно чаще всего проявляется). Наличие микрогрупп в классе, их интересы. Межличностные отношения в классе. Отношение класса к тем или иным учителям. Наличие в классе «отверженных» учащихся, причины их изоляции. Заключение Отмечаются степень сплоченности коллектива класса, уровень его педагогического влияния на учащихся. Основные недостатки деятельности коллектива школьников класса и пути устранения этих недостатков. Образец психолого-педагогической характеристики классного коллектива 5-го класса В 5 «А» классе 23 учащихся 2000, 2001, 2002 гг. рождения: - мальчиков - 15 человек; - девочек - 8 человек; - из полных семей - 15 чел; из неполных - 8 чел.; из многодетных - 2 чел. Учащиеся 5 «А» класса имеют средний уровень успеваемости, хотя многие из детей проявляют интерес к учебе. Среди детей выделяется группа учащихся, имеющих положительные отметки по всем предметам учебного плана, со сформированной мотивацией обучения (имена и фамилии учащихся). Что касается остальных ребят, одни из них - трудно обучаемые," другие - недобросовестно относятся к своим учебным обязанностям. Требуют постоянного внимания и дети, которые имеют неплохие результаты в учебе. В классе сложился сплоченный коллектив. Отношения в основном спокойно-доброжелательные, изолированных и отверженных нет, хотя иногда наблюдается агрессия в поведении со стороны Ф.И., который пытается стать лидером класса. Настоящим же лидером среди мальчиков является Ф.И. Лидер девочек - Ф.И. Учащиеся часто не умеют распределять свои силы; самооценка своих способностей, успехов и неудач в основном адекватная. И все же остается деление на организаторов, активных участников и пассивных исполнителей. В трудную минуту умеют сплотиться, болеют за общее дело. В большинстве своем ученики 5 «А» класса интеллектуально и эмоционально коммуникабельны, менее развита волевая коммуникабельность. Иногда отсутствует сознательная дисциплина. Не все дети могут противостоять некорректному поведению некоторых одноклассников. Иногда наблюдаются упрямство, эгоизм. Свои чувства учащиеся могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. К общественным поручениям относятся по-разному, некоторые из детей считают это второстепенным делом. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение, участвовать в дискуссиях, отстаивать и доказывать свою правоту. Их привлекает возможность самостоятельной организации классных дел, вступления в диалог со старшими, со сверстниками, принятия самостоятельных решений. Иными словами, детям интересны такие классные дела, которые служат их активному самовыражению и учитывают их интересы. В общественно полезном труде участвуют с интересом и всегда в полном составе. Учащиеся 5 «А» класса хорошо развиты физически. Но учителям-предметникам рекомендуется обращать внимание на состояние здоровья Ф.И. Классный руководитель (Ф.И.О.) Педагог-психолог (Ф.И.О.) |