разработка классного часа на тему "Вежливость"
методическая разработка по теме

Высочина Елена Дмитриевна

 

Классный час на тему: «Жизнь коротка не настолько, чтобы людям не хватало времени на вежливость».

 

                 Проводится в форме телепередачи «Добрый день».

 

         Цель: усвоение учащимися одного из нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди;

 

Оборудование: 1) компьютер;

                                   2) плакаты с записью:

«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». (Сервантес)

Вежливость ничего не стоит, но приносит очень многое.

«Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой». (В.Гюго)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vezhlivost.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему: «Жизнь коротка не настолько, чтобы людям не хватало времени на вежливость».

                Проводится в форме телепередачи «Добрый день».

        Цель: усвоение учащимися одного из нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди;

Оборудование: 1) компьютер;

                               2) плакаты с записью:

«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». (Сервантес)

Вежливость ничего не стоит, но приносит очень многое.

«Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой». (В.Гюго)

        Ведущий: Добрый день, уважаемые телезрители! Добрый день, гости нашей студии в передаче «Добрый день».

        Мы очень рады, что именно в этот час вы вместе с нами. «Ничего не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». (Сервантес). Они взяты нами неслучайно, т.к. речь сегодня будет идти о том, что такое вежливость, кого мы считаем вежливым человеком.

        Мы все разные, и хотя нас на Земле уже шесть миллиардов – нет совершенно одинаковых людей. Имеется в виду не то, что мы разные по цвету кожи, глаз и волос, разные по росту и весу, по другим внешним признакам, а то, что среди нас есть добрые и злые, нравственные и безнравственные. И от того, каков каждый конкретный человек, зависит и то, как он относится к жизни.

        Попробуем дать определение понятию «принципы».

(Включается мультимедийная установка. Принципы (Лат. – начало, основа) – внутренние убеждения человека, определяющие его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности. Нравственные принципы – это добросовестный труд на благо общества; забота о сохранении общественного достояния; высокое сознание общественного долга, гуманные отношения и взаимное уважение между людьми; честность, правдивость; нравственная чистота, простота, скромность).

        Никакой не секрет, что ребята бывают разные. Есть такие, что не желают считаться ни с какими правилами поведения. Повсюду они ведут себя так, как им хочется и как кажется им удобнее, не задумываясь над тем, каково товарищам сидеть с ними рядом за столом или оказаться вместе, например, в театре, в библиотеке... Другие стараются вести себя примерно, но в душе считают, что всякие правила поведения вовсе не так уж необходимы, а придуманы назло детям какими – то скучными взрослыми.

        В адрес нашей передачи приходят очень много писем, поступают звонки с вопросом: откуда вообще появились правила поведения, которым мы обязаны подчиняться? Откуда пришло к нам слово «вежливость»?

        На эти вопросы ответит гость нашей программы, ученица 8 Г класса Васильева Вера, которая провела большую исследовательскую работу.

        Гость. Добрый день! Я сегодня рада приветствовать в телепередаче «Добрый день» всех учащихся данного класса и гостей.

        Ребята, никто этих правил не выдумал. Они создавались постепенно. Конечно, они возникли отнюдь не случайно. Многие правила поведения появились очень давно. Сколько раз вы, наверное, слышали: «Сними шапку-то, если в комнату вошел». Откуда же это требование взялось? Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: «Я не опасаюсь тебя. Видишь, моя голова открыта. Я тебе доверяю. Ты исподтишка удара не несешь». Суровые времена средневековья прошли, а обычай – входя в помещение, снимать шапку – остался. Этим показывают хозяину, что уважают дом, в который вошли, уважают людей, живущих в нем.

        Постепенно возникли правила поведения. Пришло в наш язык слово «этикет». Стародавнее слово «этикет» происходит от французского и означает «установленный порядок поведения». Правил этикета существует бесконечное множество. В древнем Китае, например, насчитывалось около 30 тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как встать, как сесть, как взять чашку с чаем – все было определено и строго расписано.

        Ведущий. Какие вопросы  имеются к гостю?

        Вопрос: Когда в наш язык пришло слово «вежливость»?

        Гость. До 6 века в русском языке широко употреблялось слово «веже» - знаток. «Веже» - от «ведать», «знать», «веже» - это человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». «Вежество» - качество ценное и обязательное, поэтому раньше учили «вежеству» в школах наряду с грамотой и молитвами.

        Ведущий. Мы поблагодарим своего гостя за интересный рассказ.

        Уважаемые присутствующие в студии! Попробуйте дать определение понятию «вежливость». Подберите синонимы и антонимы к слову.

        - Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения. Она, я думаю,  включает внимательность, готовность оказать услугу каждому, кто в нем нуждается, приветливость, тактичность, скромность.

        - Вежливый – учтивый, благовоспитанный, деликатный, любезный, уважительный, воспитанный, тактичный, приличный.

        - Невежливый – дерзкий, грубый, некультурный, неприветливый, хамоватый, циничный, невоспитанный.

        - Вежливость – это знак благосклонности и готовности к услугам. (Г.Гегель)

        Ведущий. Вы знакомы с творчеством С.Маршака. Кто из вас знает стихотворение этого поэта? (Чтение наизусть учеником)

- Ежели вы вежливы

И к совести не глухи:

Вы место без протеста

Уступите старухе.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

Ежели вы вежливы,

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы – то есть сами.

Ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьете...

Ведущий. Обратите, пожалуйста, ваше внимание на экран. Послушайте стихотворение и ответьте на вопросы.

Поселился в доме вдруг

Очень вежливый индюк.

Раз по тридцать в день, не реже

Он кричал: Эй, вы невежи!

Заходите что ли в гости

Поучиться веж-ли-вос-ти!

Я и сам, - кричал индюк, -

Доктор вежливых наук,

И жена моя – пример

Замечательных манер.

Даже когда спит она,

Видно, что воспитанна.

Не стесняйся ты, осел,

Заходи, садись за стол!

Что же ты молчишь, как рыба?

Говори: приду, спасибо!

Ты не будь свиньей, свинья!

Ждет тебя моя семья –

Только раньше бы умыла

Ты свое свиное рыло!

Как ни бился он, однако

К индюку никто не шел –

Ни хавронья, ни осел.

Посинел индюк от злости:

Не идут, нахалы, в гости!

Зря пропали все труды!

Все они балды! Балды! –

И добавил с высоты

Своего величия:

Не усвоили, скоты,

Правила приличия!

Ведущий. Это стихотворение Бориса Заходера «Очень вежливый индюк».

Ответьте, пожалуйста, можно ли назвать индюка вежливым? Почему?

На что обрекает подобное отношение к окружающим высокомерного и безнравственного человека? (Ответы учащихся)

        Ведущий. Не только поведение делает человека культурным, но и его речь. Об одном из важнейших элементов человеческой культуры – о речевом этикете нам расскажет исследователь языковых норм Григорьева Ольга.

        Исследователь. Добрый день. Каждый из нас пользуется такими прекрасными «волшебными словами» русской речи, как «Здравствуйте, спасибо, извините, пожалуйста». Но в чем их волшебная сила? Почему они так необходимы?

        Существует множество таких слов, с помощью которых можно даже грустному или обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение. При встрече мы говорим: «Здравствуйте! Добрый день! Добрый вечер!» Хорошо знакомому человеку: «Привет! Салют!» Для выражения прощания: «До свидания! Всего доброго! Всего хорошего. Спокойной ночи. Счастливого пути!». Для выражения благодарности: «Спасибо! Спасибо за все. Благодарю. Вы очень добры. Вы очень любезны».

        Важнейшим элементом культуры общения является извинение. Наиболее употребительные слова: извините, простите.

        Ответом на извинение обычно являются слова: пожалуйста, не стоит ничего, ну что вы, ничего страшного, это мелочь.

        Особо хочу отметить, что часто мы совершаем ошибки в произношении тех или иных слов, например, неправильно ставим ударение.

Друзья, давайте, говорим по-русски:

                                        

Баловать

                                        Газопровод

                                        Звонишь

                                        Каталог

                                        Принять

                                        Торты

                                        Туфля

                                        Красивее

        Ведущий. Сегодня к нам в студию пришел психолог. Дадим слово нашему гостю.

        Психолог. Добрый день! Искусство слушать – равносильно искусству говорить. Я бы хотела дать вам, ребята, несколько советов, которые помогут быть хорошими и приятными собеседниками.

        Советы:

1.Слушай внимательно, не перебивая.

2.Поменьше говори о себе.

3.Разговаривая, не хватай собеседника за руку, не тереби его пуговицу, не хлопай по плечу. Нужно привлекать внимание словами, а не руками.

4.Не смейся искусственно, если тебе не смешно, и не делай вид, что удивлен, если этого в действительности нет.

Веди себя естественно.

5.Не вмешивайся в разговор взрослых.

6.Не шепчи на ухо товарищу при окружающих тебя людях.

7.Не говори плохо или насмешливо об отсутствующих.

(Все советы отражены на экране).

Ведущий. Уважаемые телезрители. Будьте внимательны. Сейчас присутствующие в студии получат листочки с заданиями, в которых содержатся вопросы для ответов. Итак, ситуация 1.

Каждый день по дороге в школу вам встречается пожилой мужчина, который живет в соседнем дворе, но вы с ним не знакомы. Полагается ли в таких случаях здороваться? (Приветствовать соседей по дому, двору – хороший тон, даже если вы лично не знакомы.)

        Можно ли вместо «здравствуйте» говорить «привет»?

        Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто должен уступить дорогу, если одному 11, а другому 15 лет? (Тот, кто вежливее).

        Вас пригласили на день рождения. За сколько минут до начала праздника нужно приходить? (Допускается приходить за 10 минут, но лучше являться вовремя.)

        Кто должен подавать руку первым – старший или младший, женщина или мужчин? (старший – младшему, женщина – мужчине)

        Вы дарите имениннику подарок. Как вы его преподнесете? (Все подарки, за исключением цветов, дарят в упаковке.)

        Вы получили в подарок коробку конфет. Что вы будете с ней делать? (Необходимо угостить гостей конфетами)

        Вам подарили вещь, которая у вас уже есть. Как вы поведете себя?  (Ценность подарка на день рождения – нравственная ценность. Она измеряется не стоимостью вещи, а теми силами души, которые человек вложил, готовясь принести радость.)

        Вас приглашают к столу. Кто должен сесть первым – вы или хозяева? (Хозяйка садится первая)

        Ведущий. Среди наших зрителей находится собственный корреспондент, который провел небольшое исследование в нашей школе.

        Корреспондент. Добрый день! В моем опросе ребятам необходимо было назвать положительные и отрицательные свойства человека. На общее количество опрошенных участников – 66 человек приходится 430 названий положительных свойств или качеств. Это: доброта, вежливость, честность, аккуратность, справедливость, отзывчивость. Кроме этих шести, ребята назвали милосердие, сочувствие, добросовестность.

        Отрицательных качеств было названо 280, т.е. на 1 человека приходится 5 свойств. Это грубость, невежество, эгоизм, зависть, ненависть.

        По результатам исследования можно сделать вывод: положительных качеств в человеке всегда больше, чем отрицательных, и, как следствие, доброта побеждает зло.

        Ведущий. Спасибо нашему корреспонденту за сообщение.

Итак, человек с хорошими манерами, способный считаться с мнением окружающих, откликаться на радость и горе, - это и есть современный человек.

        А закончить нашу передачу я хотела бы пожеланием гостям, зрителям, всем ребятам: будьте вежливы, чаще улыбайтесь, приносите добро людям, будьте красивы душой, любите жизнь – и только тогда вы почувствуете себя счастливыми! Дорожите счастьем, дорожите!

        В заключение послушаем стихотворение Эдуарда Асадова «В трудный час». А исполнит его победитель конкурса чтецов, ученик 11 г класса, Пименов Николай.

                                

Свалилось зло, какого и не чаял.

                                Мир стал весь будто каменным. И вдруг

                                К тебе пришел твой закадычный друг

                                И в трудный час плечо подставил.

                                И ты уже не в безнадежной мгле,

                                И уж не так по сердцу лупит вьюга.

                                И нет прочней опоры на земле,

                                Чем то плечо надежнейшего друга...

        

                                А есть друзья совсем иных кровей:

                                Все вроде хорошо и без рисовки,

                                Но дружба та живет до трудных дней,

                                Как бы гнильца в красивой упаковке.

                                Вот ты ему доверчиво открыл

                                В нелегкий час свой нараспашку дверцы,

                                А он вдруг словно напрочь позабыл,

                                Что есть на свете и душа, и сердце.

                                Да, в мире есть достаточно людей,

                                Чья сущность лишь словесная услуга.

                                Но нет, увы, ни горше, ни больней,

                                Чем пустота и равнодушье друга...

                                Как горько в мире споров и страстей

                                Встречаться с ложью всяческого рода.

                                Так дай же Бог нам истинных друзей,

                                Готовых с нами и в огонь, и в воду!

        До свидания! До новых встреч!

                                        

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»

Классный час – телепередача  «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями.           2. Выявление профессиональных склон...

Разработка классного часа (музейного часа) «Бородинский бой»

Пояснительная записка (для педагога)Автор материала (ФИО)Майгорова  Дарига СанзасбаевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель-дефектологОбразовательное учреждениеГосударственное Б...

Методическая разработка классного часа в помощь классному руководителю "Урок - мира!"

Замечатеный материал для проведения классного часа 1 сентября....

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...

Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"

План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...