Программа воспитательной работы "Патриотическое воспитание"
рабочая программа (9 класс) по теме
В числе глобальных проблем человечества проблема воспитания подрастающего поколения становится для всех народов и государств одной из самых актуальных.
Что такое воспитание? Воспитание — это целенаправленное управление процессом развития личности. В таком случае надо говорить о создании психолого-социально-педагогических условий, благоприятствующих развитию ребёнка, самоопределению в социуме. Процесс воспитания реализуется в деятельности, которая осуществляется ребёнком вначале с помощью взрослых, затем — самостоятельно. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребёнка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.
Большую часть времени школьник проводит в образовательном учреждении, поэтому школа посредством воспитания и обучения реализует заложенные психобиологические задатки, трансформирует их в социально значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.
В воспитательном процессе используются разнообразные средства воспитания: игра, познание, предметно-практическая и профессиональная деятельность, окружающие личность продукты материальной культуры, элементы духовной культуры.
В воспитательном процессе выделяются факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_patrioticheskogo_vospitataniya.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа воспитательной работы " Патриотическое воспитание " для 7–9-х классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
“Воспитание — великое дело: им решается участь человека”.
В.Г. Белинский.
В числе глобальных проблем человечества проблема воспитания подрастающего поколения становится для всех народов и государств одной из самых актуальных.
Что такое воспитание? Воспитание — это целенаправленное управление процессом развития личности. В таком случае надо говорить о создании психолого-социально-педагогических условий, благоприятствующих развитию ребёнка, самоопределению в социуме. Процесс воспитания реализуется в деятельности, которая осуществляется ребёнком вначале с помощью взрослых, затем — самостоятельно. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребёнка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.
Большую часть времени школьник проводит в образовательном учреждении, поэтому школа посредством воспитания и обучения реализует заложенные психобиологические задатки, трансформирует их в социально значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.
В воспитательном процессе используются разнообразные средства воспитания: игра, познание, предметно-практическая и профессиональная деятельность, окружающие личность продукты материальной культуры, элементы духовной культуры.
В воспитательном процессе выделяются факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура).
Формы организации воспитания: урочная, внеурочная, внешкольная.
В подростковом возрасте происходит не только физическое созревание, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил, и возможностей становления характера. В этот возрастной период происходит активизация познавательной деятельности. А это предполагает включение школьника в многообразные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентировочную, трудовую, общественно-полезную, игровую, неформальную деятельность свободного общения.
Правовой базой для составления программы являются:
- Конвенция ООН о правах ребёнка.
- Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”.
- Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Мин. образования России от 01.03.2003г. №30-51-131/1б).
- Методические рекомендации Мин. Образования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй (приложение к письму Мин. образования России от 31.01.2001г. № 90/30-1б).
Результат воспитания — воспитанность как целостное жизненное поведение.
Воспитательная работа включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых с целью обеспечения оптимального развития личности обучающегося, выбор форм и методов воспитания в соответствии с поставленными воспитательными задачами и сам процесс их реализации.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание максимально благоприятных условий для раскрытия развития способностей каждой отдельной личности.
ЗАДАЧИ:
- Оказывать помощь в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки.
- Оказывать помощь подросткам в расширении круга интересов и ответственности за конечные результаты любой деятельности.
- Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
- Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
- Формировать самостоятельность обучающихся, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
- Дальше развивать национальное самосознание на основе расширения краеведческой, художественно-эстетической деятельности.
В воспитательной системе существует ряд закономерностей, определяющих принципы воспитательного процесса и выражающих основные требования к содержанию, определению форм и методов воспитательной работы.
Первая закономерность: воспитание ребёнка совершается только на основе активности самого ребёнка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. При этом решающее значение имеет гармонизация интересов общества и личных интересов обучающихся при определении целей и задач педагогического процесса.
Любая воспитательная задача должна решаться через инициирование активности ребёнка. Говоря об активности ребёнка, мы должны представлять, что она существенным образом зависит от его мотивации. Поэтому я опираюсь, прежде всего, на потребности и мотивы ребёнка, стараюсь определять, что является главным для ребёнка на данный момент.
Вторая закономерность определяет единство обучения и воспитания. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению своей деятельности и общения, которая, в свою очередь, требует новых знаний и умений…
Третья закономерность: эффективность воспитания зависит от целостности воспитательных влияний различных социальных субъектов.
Перечисленные закономерности определяют принципы работы воспитательного процесса. Исходя из основных задач, жизнедеятельность обучающихся организуется на следующих принципах:
- Личностный подход: уважение уникальности и своеобразия каждого ребёнка, опора на естественный процесс саморазвития формирующейся личности.
- Педагогическая целесообразность: это мера педагогического вмешательства, разумной достаточности; предоставление самостоятельности и возможности самовыражения личности ребёнка.
- Природосообразность: воспитание с учётом природы ребёнка, его индивидуальных, биологических, физиологических и психологических особенностей. Использование возрастно-психологической диагностики для коррекции поведения.
- Культуросообразность: рассматривается нами как формирование личности ребёнка в рамках национальной культуры, культуры отношения с природой, взаимодействия с семьёй.
- Принцип событийности: введение в жизнь ребёнка эмоционально значимых событий, формирование способности быть творцами и участниками этих дел.
- Принцип интеграции и дифференциации совместной деятельности классного руководителя и обучающихся предполагает развитие инициативы и самостоятельности детей. В основе этого принципа — определение общих целей педагога и обучающихся, организация их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
- Принцип социальной адекватности воспитания требует создания таких условий, при которых дети, осознавая свою социальную защищенность, в то же время формировали у себя готовность к социальной самозащите.
Критериями качества воспитательной работы должны выступать те параметры жизни класса, которые определяют обучаемость и воспитанность школьников, их отношение к воспитанию и обучению, к школе и педагогам, подготовленность их к сознательному выбору профессии, способность адаптироваться к современным жизненным условиям. Критерии служат для решения внутренних задач классного руководителя, для самоанализа и самооценки работы, ориентиром для планирования учебно-воспитательного процесса.
Перечень основных критериев сводится к следующим:
- Самочувствие ребёнка в школе (критерий отношений).
- Уровень воспитанности (критерий факта).
- Воспитательный коллектив (критерий коллектива).
- Содержание деятельности, эмоциональная насыщенность (критерий содержания).
- Подготовленность к жизни (критерий времени).
- Единство воспитания и диагностики (критерий системности работы).
Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности. Разработана для обучающихся 7 – 9 классов и рассчитана на три года.
Программа состоит из трёх ступеней:
I ступень — 7 класс;
II ступень — 8 класс; III ступень — 9 класс.
Работа каждой ступени строится по циклическому принципу. Направления воспитательной программы “Семь “Я” ”:
- “Здоровый образ жизни”
- “Патриот”
- “Семья”
- “Духовное воспитание”
- “Интеллект”
- “Досуг”
- “Мир прекрасного”
Программа направлена на воспитание следующих интегративных качеств: ответственность, объективная самооценка, дисциплина, умение подчиняться и руководить.
Прогнозируемые результаты I ступени:
- устойчивые положительные результаты обучения;
- приобщение к истории своей семьи, школы, села;
- повышение уровня социальной комфортности.
Прогнозируемые результаты I I ступени:
- проявление уважительного отношения к старшим;
- воспитание чувства гордости, любви к родному селу,
- формирование негативного отношения к вредным привычкам;
- расширение кругозора;
- активное участие родителей в жизни класса, школы.
Прогнозируемые результаты I I I ступени:
- испытание чувства гордости за свою страну;
- владение методами самовоспитания, самоконтроля;
- повышение интеллектуального уровня;
- проявление самостоятельной творческой активности;
- повышение степени удовлетворения родителей результатами работы школы, классного руководителя.
Содержание программы " Патриотическое воспитание "
I ступень «Мой дом – моя крепость»
НАПРАВЛЕНИЕ | ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ | ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ |
«Здоровый образ жизни» | -воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства, уверенность, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым. | « В здоровом теле – здоровый дух» « За здоровый образ жизни!» «Мама, папа и я – спортивная семья» «Олимпийские чемпионы РМ» «Космическая эстафета на приз Деда Мороза» | спортивный праздник 21 сентября конкурс рисунков веселые старты ноябрь викторина 19 октября спортивная эстафета 21 декабря |
«Патриот» | -формировать у обучающихся понимание и осознание исторического прошлого ; | «Край родной навек любимый» «Герои села» «Ветеран живёт рядом» «Школьный двор самый лучший» | Конкурс сочинений Тематический классный час 2 октября Кл. час 30 сентября Трудовая акция 1 полугодие |
«Семья» | - направить семейное воспитание на всестороннее развитие детей | «Кто я своему ребёнку?» «Символы моей семьи» «Возрастные особенности среднего возраста 12-13 лет» | Анкета для родителей 12 октября Кл. час 23 октября Родительское собрание 12 октября |
«Интеллект» | - создать для реализации интересов детей и их потребностей в самосовершенствовании | «Адаптация в 5 классе» «Праздник цветов» «Юные Архимеды» «Что? Где? Когда?» «Воспитание в семье культуры внешнего вида» «Откуда мы родом?» | Кл. час (анкета) 4 сентября Конкурс 4 октября КВН Викторина Род. Собрание 12 октября Поисковая работа В течн.1 полугодия |
«Духовное воспитание» | -помочь детям овладеть начальными навыками христианских традиций; традиции ислама | «Рождество» «История Нового года» «Традиции нашей семьи» «Расскажи мне обо мне» | Театрализованный праздник 7 января Тематич. Кл. час 25 декабря Род. Собр. 30 ноября Диспут 14 декабря |
«Досуг» |
| «День рождения только раз в году» «Моё хобби» «Мама всякие важны, мамы всякие нужны» Экскурсия в осенний лес | Праздник 26 окт. Презентация до 19 окт. Концерт для мам и бабушек 26 ноября 21 сент. |
«Мир прекрасного» | - создавать условия для творческой самореализации обучающихся | «Ярмарка чудес» «Алло, мы ищем таланты!» «Тропинка школьная моя» «Мой отдых летом» День рождения Эрьзи | Час творчества По графику школы Концерт ноябрь Род. Собрание 14 сентября Конкурс рисунков Сентябрь Поездка в музей Эрьзи ноябрь |
I I ступень «Мир человеческих чувств»
НАПРАВЛЕНИЕ | ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ | ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ |
«Здоровый образ жизни» | - формировать у ребёнка понимания значимости физического состояния для будущего жизнеутверждения | «Табак – наш враг» «Мама, папа и я – здоровая семья» «Скажем «НЕТ» вредным привычкам!» «Фито – бар» | Акция Спорт. Праздник Конкурс рисунков Чаепитие |
«Патриот» | -воспитать интерес к самому себе, желание самосовершенствоваться. | «Мой любимый город» «Герб, флаг, гимн.» Посещение краеведческого музея | Конкурс рисунков Кл. час Экскурсия |
«Семья» | - обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы | «Семейный альбом» «Научитесь сами и научите детей» «Без матери нет ни поэта, ни героя» «Права и обязанности детей» | Круглый стол Род. Собрание Оформление альбома Род. Лекторий |
«Интеллект» | - создать условия для реализации интересов детей и их потребностей | «Здравствуй, инопланетянин» «Мои интересы, мои потребности» «Мой характер» «Родители и дети» «Что такое хорошо? И что такое плохо?» «Без матерей немыслима Россия» | Игра Беседа Круглый стол Род. Собрание Диспут Оформление альбома |
«Духовное воспитание» | - формировать у обучающихся понимание того, что история России и православия неотделимы друг от друга | «В ночь под рождество» «Последний подвиг» «Улыбка матери» «Все девчонки хороши и мальчишки тоже» | Тематич. Кл. час Мини-диспут Конкурс сочинений Парад костюмов |
«Досуг» | - повышать мастерство и содействовать профессиональной ориентации юных исполнителей | «Мисс «Осень»» «Рыцарский турнир» «Шишки» Операция «Новый год» Фестиваль детского творчества «Прощай зима!» | Праздник Род. Собрание Эстрадная программа Подготовка к новому году Фестиваль Конкурс стихов |
«Мир прекрасного» | - способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей | «В мире сказок» «Что сделано своими руками?» «Поле чудес» «День прощания» | Викторина Выставка поделок Игра Кл. час |
I I I ступень «Культура внешнего вида»
НАПРАВЛЕНИЕ | ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ | ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ |
«Здоровый образ жизни» | -воспитывать личностную рефлексию обучающихся по проблеме (коррекция мнения о себе и своём здоровье) | «Мы против наркотиков!» «Гармония общения – это залог психического здоровья ребёнка» «Учителя + ученики = дружба» «За здоровый образ жизни!» | Марафон Род. Собрание Спорт. Праздник Конкурс рисунков |
«Патриот» | - воспитывать патриотические чувства у обучающихся; - обучать пониманию смысла человеческого существования | «Не лозунги, а дела» «Улицы села» «У войны не женское лицо» Оказание помощи ветеранам войны «Жизнь дана на добрые дела» «С чего начинается школа?» | Трудовая акция Беседа Тематич. Кл. час Трудовой десант Сбор в кругу друзей Встреча с учителями – ветеранами |
«Семья» | - создать атмосферу заинтересованности друг в друге; - направить семейное воспитание на всестороннее развитие детей | «Отцы и дети» «Её величество женщина» «Смотр семейных талантов» | Ролевая игра Устный журнал для родителей Род. Собрание |
«Интеллект» | - создать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии | «Мои интересы, мои возможности» «Типы характера человека» «Чувство времени» «Хлеб всему голова» | Беседа Диспут Анкетирование Тематич. Кл.час |
«Духовное воспитание» | - познакомить с христианскими истоками творчества выдающихся деятелей культуры и искусства | «Что такое духовное богатство человека?» «Семейные традиции и праздники» «Во что мы верим» «Города – герои» «Вещи наших бабушек» «Можно ли стать героем в мирное время?» | Диспут Род. Собрание Экскурсия в храм Заочное путешествие Выставка Круглый стол |
«Досуг» | - развивать творческую личность Обучающихся в процессе культурно-досуговой деятельности | Поход в лес «Новогодний карнавал» «Юмор и смех достойны всех» Посиделки «Праздник красоты» | Путешествие Праздник КВН Размышления на заданную тему Конкурс |
«Мир прекрасного» | - формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни | «Вспомните, ребята, песни о войне» «Наши братья меньшие» «Сделай мир добрее» «Танцуй пока молодой» | Литературно-музыкальная гостиная Беседа Акция конкурс |
Условия реализации программы:
- создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и коллектива обучающихся;
- схема взаимодействия с социумом:
Музыкально - драматический театр им. Яушева |
ЦРБ | Национальный театр РМ |
Детская спортивная школа | ДК |
Детская школа искусств |
| отдел по делам молодёжи |
ПДН | ГИБДД |
районная библиотека |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по программе гражданско-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи на семинаре заместителей директоров по учебно-воспитательной работе. Тема: «Богач за неделю - грязные деньги"
Главная идея- все, что мы делаем в этой жизни, оказывает влияние на нашу личность, формирует наши привычки, складывает характер. Нередко нам кажется, что для достижения хороших целей можно...
Программа воспитательной работы по нравственному воспитанию "Мы все нужны друг другу"
Пояснительная записка Воспитанный человек… Это понятие охватывает многие качества, в том числе и умение вести себя в обществе так, чтобы общение с окружающими было взаимно приятным и непринуж...
Программа воспитательной работы по экологическому воспитанию детей "Судьба природы - наша судьба"
Основными результатами реализации этой программы должно являться изменения в поведении детей (доброта, отзывчивость, помощь и защита слабого), дети научатся видеть и понимать прекрасное, ориентировать...
Программа воспитательной работы в группе "Воспитание социально активной личности учащихся"
Назначение программы в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности учащихся, в создании основы для сознательного, обдуманного управления развитием с учетом возра...
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ «Ты мне нужен»
Воспитанный человек…Это понятие охватывает многие качества, в том числе и умение вести себя в обществе так, чтобы общение с окружающими было взаимно приятным и непринужденным. В семье, на работе, в го...
Программа воспитательной работы«Нравственное воспитание. Я – человек. Я – личность» для учащихся 8-9 класса
8 класс. 2015-2016 гг. 1. Развитие творческой активности, создание условий для ее проявления. 2. Формирование у обучающихся нравственного отношения к окружающим....
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ «Воспитание социально активной личности студентов»
Системный и личностно - деятельностный подходы к осуществлению воспитательной работы предполагают, что студенты должны выступать активными субъектами воспитательной системы. Педагогический процесс дол...