Педагогический совет "Творческий подход в гражданско-правовом воспитании школьника"
учебно-методический материал по теме

Кичий Наталья Евгеньевна

Конспект проведения педагогического совета.

Цель:

  •  Социальная значимость творческого подхода в воспитании школьников.

 

Задачи:

1. Обобщить опыт работы Кичий Н.Е. по данной теме.

2.  Выработать общие подходы к организации сотворчества взрослых и детей.

 

Форма проведения: презентация педагогического проекта с элементами дискуссии.

Оборудование: мультимедиапроектор,  материалы для практической работы.

Проблема педсовета: как сделать воспитательный процесс творческим и социально-значимым?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_kichiy.doc95 КБ
Office presentation icon ped_proekt_grazhd-prav_vospitanie_kichiy.ppt898 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет

"Творческий подход

в гражданско-правовом  воспитании  школьника"

Цель:

  1.  Социальная значимость творческого подхода в воспитании школьников.

Задачи:

1. Обобщить опыт работы Кичий Н.Е. по данной теме.

2.  Выработать общие подходы к организации сотворчества взрослых и детей.

Форма проведения: презентация педагогического проекта с элементами дискуссии.

Оборудование: мультимедиапроектор,  материалы для практической работы.

Проблема педсовета: как сделать воспитательный процесс творческим и социально-значимым?

Подготовка педсовета. 

1

Заседание Методического
Совета.

Выявление проблемы и постановка цели.

Формирование рабочей группы, определение проблем для обсуждения.

Зам. директора

по ВР

2

Диагностические мероприятия

Анкеты для родителей, учащихся, педагогов.

Создание педагогических  проектов  

Зам. директора по ВР, классные руководители

3

Подготовительная работа.

 Изучение педагогических проектов на МС

Подготовка материалов для практических работ

МС, творческие группы

План проведения педсовета.

1

Объявление темы, цели, задач, формы проведения педсовета.

 Директор школы

2

Вступительное слово зам. директора школы ВР

Зам. директора школы по ВР

3

Представление проекта по теме: «Гражданско – правовое воспитание в условиях классного коллектива»

Кичий Н. Е.

4

«Открытый микрофон» (дискуссия по данному проекту)

Проектная группа (6 чел.)

5

Составление проекта решения педсовета.

Ответственные за проведение

Ход педагогического совета

  1. Вступительное слово зам. директора школы по ВР.
  2.  Представление проекта по теме: «Гражданско – правовое воспитание в условиях классного коллектива». Презентация выступления.
  3. «Открытый микрофон» (дискуссия по данному проекту).
  4.  Решение педагогического совета.

Ход педсовета

  1. Вступительное слово  директора школы

Сегодня проводим педсовет по теме "Творческий подход в гражданско-правовом  воспитании  школьника".

Цель:

  1. Социальная значимость творческого подхода в воспитании школьников.

Задачи: 

1. Обобщить опыт работы Кичий Н.Е. по данной теме.

2.  Выработать общие подходы к организации сотворчества взрослых и детей.

Форма проведения: презентация педагогического проекта с элементами дискуссии.

  1. Выступление зам директора по ВР

Творчество классного руководителя является мощным стимулом в учебной деятельности, благоприятным основанием для выстраивания сотрудничества взрослых и учащихся.

Толковый словарь определяет творчество как деятельность, результатом которой является создание новых материальных или духовных ценностей. Ответственные задачи учителя - готовить сегодня человека к решению задач, которые только ещё будут поставлены жизнью. Он должен предвидеть потребности быстро развивающегося общества.

Творчество - необходимое условие становления самого педагога, его самопознания. Сущность педагогического творчества при реализации проекта заключается в  передаче детям определённой сумме знаний, умений и навыков, реально готовить учеников к участию в строительстве гражданского общества.

В результате изучения представленных моделей проектов методических объединений МОУ Троицкой СОШ заслуживает внимания  педагогический проект классного руководителя 7 «А» класса Кичий Н.Е. Актуальность данного проекта заключается в том, что современные тенденции в общественно - политической жизни выдвигают особые требования к процессу образования. Педагогический процесс в этом аспекте призван обеспечить формирование истинного гражданина и патриота своей Родины, человека, осознающего высокую ценность свободы и демократии, личности социально активной и ответственной.

Новую модель взаимодействия педагога с обучающимися представит Кичий Наталья Евгеньевна.

3. Представление проекта по теме: «Гражданско – правовое воспитание в условиях классного коллектива» (Кичий Н. Е.)

 

Педагогический проект

"Гражданско-правовое воспитание в условиях классного коллектива"

I. Краткая справка-аннотация по проекту

Актуальность педагогического проекта

Сложность переходного периода в развитии нашего государства, масштабность и острота его социальных, культурных и экономических проблем обусловливают актуальность поиска оптимальных путей подготовки молодежи к современной жизни. Политическим руководством страны декларировано, что российским обществом в настоящее время взят курс на построение правового государства. Не вызывает сомнения, что непосредственно участвовать в этом процессе и жить в гражданском обществе предстоит нынешнему поколению детей и подростков.

Начало ХХI века для России – время формирования гражданского общества и правового государства, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.

В качестве самого слабого звена в современном школьном образовании следует, в первую очередь, отметить плохое решение задач воспитания подрастающего поколения. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.

В “Концепции модернизации российского образования ” были определены приоритетные направления образования, среди которых одними из главных стали: усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования.

Однако приходится признать, что пока нам так и не удалось создать целостную систему воспитания в школе, ориентированную на становление и развитие личности, готовой жить в гражданском, демократическом обществе и правовом государстве, личности свободной, обладающей чувством собственного достоинства, толерантной, характеризующейся гражданственностью и патриотизмом.

Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы.

Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством проведения внеклассной и внеурочной работы, а также создания демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы.

На второй ступени (средняя школа) формируются основные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог.

Таким образом, современные тенденции в общественно-политической жизни страны выдвигают особые требования к процессу образования нового поколения молодых граждан России. Педагогический процесс в этом аспекте призван обеспечить формирование истинного гражданина и патриота своей Родины, человека, осознающего высокую ценность свободы и демократии, личности социально активной и ответственной.

Учитывая это, возникает потребность в проведении специально организованной учебной, воспитательной и коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие чувства гражданственности и патриотизма, поскольку именно они максимально способствуют возникновению у школьника активной жизненной позиции.

Цель проекта: Формирование у школьников 7 класса основ гражданской компетентности личности.

Задачи проекта

Задачи

Ожидаемые результаты

Первый этап (мотивационный)

  1. Изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования.
  2. Создание мотивации участников практико-ориентированного проекта.
  3. Определение понятия «гражданское общество».


Понимание учащимися роли прав и обязанностей в школьной жизни, в жизни общества.

Второй этап (планирующий - подготовительный)

  1. Определение темы и цели детского проекта, формулирование задач.
  2. Составление с учащимися плана работы над проектом.



Формирование у учащихся основ планирования своей деятельности.

Третий этап (информационно-операционный)

  1. Изучение с учащимися необходимой для деятельности литературы: “Прав и обязанностей учащихся Троицкой СОШ” (из “Устава Троицкой СОШ”); учебников обществознания; дополнительной литературы.
  2. Разработка детьми “Устава класса”.



  1. Создание “Устава класса”.
  2. Умение учащимися оценивать свои поступки в соответствии с общепринятыми правами и обязанностями в классном коллективе.
  3. Создание слайдовой презентации проекта.

Четвертый этап (рефлексивно-оценочный)

  1. Документальное оформление проекта.
  2. Анализ полученных результатов, сравнение того, что получилось, с тем, что было задумано.
  3. Презентация проекта на школьной конференции.



  1. Оценка учениками своего участия в проекте.
  2. Обращение к “Уставу нашего класса” как общепринятому документу управления в классе.
  3. Приобретение опыта публичных выступлений.

II. Описание проекта

Идеи, рабочая гипотеза, объект и предмет исследования

Основная идея проекта заключается в том, что учебно-воспитательный процесс в условиях образовательного учреждения должен реализовывать свои функции не только в форме передачи детям определенной суммы знаний, умений и навыков, но и реально готовить учеников к участию в строительстве гражданского общества.

Необходимо, чтобы образовательный процесс, осуществляемый в условиях воспитательной системы школы, был ориентирован на эффективную подготовку детей к реальной жизни.

В этой связи важно ответить на вопросы:

  1. Что нужно сделать, чтобы образовательное пространство школы превратилось в гражданско-правовое пространство?
  2. Что нужно сделать, чтобы отношения типа “учитель-ученик” одновременно выступали и как отношения типа “гражданин-гражданин”?

Объект исследования: классный коллектив.

Предмет исследования: гражданско-правовые отношения.

Гипотеза исследования: совместная работа над проектом “Устав класса” повысит уровень гражданской компетентности личности, поможет школьнику адаптироваться в гражданско-правовом пространстве классного коллектива.

Предполагаемые методы

Для решения намеченных задач исследования и проверки гипотезы использовались следующие методы:

  1. анализ психолого-педагогической, методической литературы;
  2. педагогическое наблюдение;
  3. интервьюирование.

Основные термины:

Под гражданско-правовым воспитывающим пространством будем понимать совокупность социально-педагогических условий, возникающих благодаря специально организуемой деятельности и направленных на сотворчество субъектов образовательного процесса. Важнейшим признаком гражданско-правового пространства являются установившиеся внутри него гражданско-правовые отношения.

Гражданская компетентность личности – совокупность готовности и способностей, позволяющих человеку активно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применить свои знания и умения на практике.

Инновационный потенциал проекта

Предоставление методических рекомендаций по организации проектирования в средней школе и становление в образовательном учреждении действующей модели гражданского общества.

III. Научно-методическое обеспечение проекта

Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Основная цель социального проектирования - создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам. Социальное проектирование представляет собой незаменимую сферу применения гражданских компетенций.

Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе уроков, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, учителя. В ходе реализации проектов учащиеся активно используют свои знания, общаются и сотрудничают друг с другом.

По мнению многих отечественных психологов и педагогов (В.В.Давыдов, А.М.Матюшкин, В.В.Репкин, Д.Б.Эльконин и др.), эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно – ориентированного педагогического пространства, диалоговыми формами взаимодействия с детьми.

При работе над проектом также следует учитывать, что школьник среднего звена, в силу возрастных особенностей, уже обладает достаточным опытом (социальным и познавательным), необходимым для самостоятельной реализации проекта. Поэтому учитель выступает в роли координатора в своем собственном статусе, направляя работу, организует отдельные этапы проекта. Соблюдает консультирующую функцию, без навязывания своего решения. Работа над проектом ведется в содружестве с учащимися, по плану, разработанному совместно, учитель только координирует.

Кроме того, для продуктивной проектно-учебной деятельности школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем:

  1. Сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений:
  1. Умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита информации или способов действий);
  2. Умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свою точку зрения);
  3. Умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение).
  1. Развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”:
  1. Развитие аналитико-синтетических действий;
  2. Сформированность алгоритма сравнительного анализа;
  3. Умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
  4. Перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
  1. Опыт развернутой, содержательной, дифференцированной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:
  1. Адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
  2. Обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
  3. Выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

В проектной деятельности школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

Мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи).

Планирующий - подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, согласовываются способы совместной деятельности: сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности).

Информационно – операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником).

Рефлексивно - оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективно оценочной деятельности).

Проектное обучение следует использовать как дополнение к классно-урочной системе, наряду с другими активными методами обучения. Ценным является сам процесс разработки проекта, более того, процессуальная сторона проекта во многих случаях выходит на первое место.

IV. Рефлексия

В работе над проектом приняли участие ученики 7А класса. Работа над “Уставом” затронула почти весь классный коллектив. Дети активно составляли свои варианты прав и обязанностей учащихся. Необходимо отметить, что обязанностей, выдвинутых детьми, было больше, чем прав. На классном часе обсудили соотношение прав и обязанностей в жизни общества, отметили, что права и обязанности связаны между собой и одно вытекает из другого.

Общий единый вариант был составлен после обсуждения на классном часу из вариантов, представленных каждым учеником.

В работе по оформлению “Устава” принимали участие художники нашего класса Гурков Дима, Малюков Тимофей, Гаврилова Вика и все желающие. После завершения групповой работы и непосредственного выполнения проекта дети высказывали свое мнение в письменных отзывах. Учащиеся отметили не только свое эмоциональное отношение к проделанной работе, но и дали ее содержательный анализ. В целом проект нашел значительный эмоционально-познавательный отклик у учащихся, а работа над ним способствовала пониманию отношений “гражданин-гражданин”.

“Мы решили сделать “Устав нашего класса” потому, что в классе возникали конфликтные ситуации. Мы старались, и у нас неплохо получилось” (Дроздова Н.)

“Мне очень понравился “Устав нашего класса”. Работа была нелегкой, но интересной” (Носова М.)

 “Устав нашего класса” должен соблюдаться всеми учениками класса. Я думаю, сейчас у нас в классе будет меньше конфликтов.” (Преловский Д.)

“Мне понравилась идея устава класса. Это очень интересное занятие. Нарисовать, написать, придумать. Мы все сделали хорошее дело.” (Гурков Д.)

“Мое мнение: все дети, которые участвовали в проекте – молодцы. Но я не довольна, что не все делали “Устав”. Некоторых мало заботит жизнь класса.” (Глушакова П.)

“Мне очень понравилось, как написан “Устав”. Я надеюсь, что теперь конфликты в нашем классе будут решены. И еще мы узнали о правах и обязанностях.” (Скворцов К.)

4. Открытая дискуссия  (Открытый микрофон)

Вопросы МО:

  1. Расширились ли ваши представления о гражданско – правовом воспитании  после знакомства с данным проектом?
  2. Как вы оцениваете результативность данного проекта?
  3. Примете ли вы что-либо из предложенного проекта на этом педагогическом совете в своей работе? Если «да», то что; если «нет», то почему?

5. Решение педагогического совета:

Так как эта тема актуальна для школы на данный момент, поэтому предлагаю

  1. Изучить и внедрить опыт работы Кичий Н.Е. по данной теме в классных коллективах.
  2. Провести  родительское собрание на данную тему в режиме диалога участников.

 

1. Расширились ли ваши представления о гражданско – правовом воспитании после знакомства с данным проектом?

2. Как вы оцениваете результативность данного проекта?

3. Примете ли вы что-либо из предложенного проекта на этом педагогическом совете в своей работе? Если «да», то что; если «нет», то почему?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско- правовое воспитание младших школьников

Демократизация общества, успешное развитие государства во многом зависят от гражданских качеств подрастающего поколения. На современном этапе развития российского общества гражданское образование школ...

Современные технологии гражданско – правового образования и воспитания учащихся основной школы

Автор стать поднимает вопрос об использовании активных форм в гражданско - правовом образовании учащихся основной школы и роли социального проектирования в формировании гражданской компетентности учащ...

Гражданско-правовое воспитание школьников

На сегодняшний день важнейшей задачей воспитания является воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, наделенного правами и обязанностями. И именно такая задача сегодня как никогда остро...

Возможности иностранного языка в гражданско-правовом воспитании школьников

В статье "Возможности иностранного языка в гражданско-правовом воспитании школьников" рассказывается об опыте работы учителей по воспитанию гражданской позиции у учащихся средствами иностранного ...

Гражданско-правовое воспитание школьников

Выступление на МО классных руководителей на тему: "Гражданско-правовое вопитание школьников"...

Гражданско-правовое воспитание детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей в условиях Центра содействия семейному воспитанию.

              Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей - сирот и детей оставшихся без по...