Педагогический совет "Творческий подход в гражданско-правовом воспитании школьника"
учебно-методический материал по теме
Конспект проведения педагогического совета.
Цель:
- Социальная значимость творческого подхода в воспитании школьников.
Задачи:
1. Обобщить опыт работы Кичий Н.Е. по данной теме.
2. Выработать общие подходы к организации сотворчества взрослых и детей.
Форма проведения: презентация педагогического проекта с элементами дискуссии.
Оборудование: мультимедиапроектор, материалы для практической работы.
Проблема педсовета: как сделать воспитательный процесс творческим и социально-значимым?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_kichiy.doc | 95 КБ |
ped_proekt_grazhd-prav_vospitanie_kichiy.ppt | 898 КБ |
Предварительный просмотр:
Педсовет
"Творческий подход
в гражданско-правовом воспитании школьника"
- Социальная значимость творческого подхода в воспитании школьников.
Задачи:
1. Обобщить опыт работы Кичий Н.Е. по данной теме.
2. Выработать общие подходы к организации сотворчества взрослых и детей.
Форма проведения: презентация педагогического проекта с элементами дискуссии.
Оборудование: мультимедиапроектор, материалы для практической работы.
Проблема педсовета: как сделать воспитательный процесс творческим и социально-значимым?
Подготовка педсовета.
1 | Заседание Методического | Выявление проблемы и постановка цели. | Формирование рабочей группы, определение проблем для обсуждения. | Зам. директора по ВР |
2 | Диагностические мероприятия | Анкеты для родителей, учащихся, педагогов. | Создание педагогических проектов | Зам. директора по ВР, классные руководители |
3 | Подготовительная работа. | Изучение педагогических проектов на МС | Подготовка материалов для практических работ | МС, творческие группы |
План проведения педсовета.
1 | Объявление темы, цели, задач, формы проведения педсовета. | Директор школы |
2 | Вступительное слово зам. директора школы ВР | Зам. директора школы по ВР |
3 | Представление проекта по теме: «Гражданско – правовое воспитание в условиях классного коллектива» | Кичий Н. Е. |
4 | «Открытый микрофон» (дискуссия по данному проекту) | Проектная группа (6 чел.) |
5 | Составление проекта решения педсовета. | Ответственные за проведение |
Ход педагогического совета
- Вступительное слово зам. директора школы по ВР.
- Представление проекта по теме: «Гражданско – правовое воспитание в условиях классного коллектива». Презентация выступления.
- «Открытый микрофон» (дискуссия по данному проекту).
- Решение педагогического совета.
- Вступительное слово директора школы
Сегодня проводим педсовет по теме "Творческий подход в гражданско-правовом воспитании школьника".
Цель:
- Социальная значимость творческого подхода в воспитании школьников.
Задачи:
1. Обобщить опыт работы Кичий Н.Е. по данной теме.
2. Выработать общие подходы к организации сотворчества взрослых и детей.
Форма проведения: презентация педагогического проекта с элементами дискуссии.
- Выступление зам директора по ВР
Творчество классного руководителя является мощным стимулом в учебной деятельности, благоприятным основанием для выстраивания сотрудничества взрослых и учащихся.
Толковый словарь определяет творчество как деятельность, результатом которой является создание новых материальных или духовных ценностей. Ответственные задачи учителя - готовить сегодня человека к решению задач, которые только ещё будут поставлены жизнью. Он должен предвидеть потребности быстро развивающегося общества.
Творчество - необходимое условие становления самого педагога, его самопознания. Сущность педагогического творчества при реализации проекта заключается в передаче детям определённой сумме знаний, умений и навыков, реально готовить учеников к участию в строительстве гражданского общества.
В результате изучения представленных моделей проектов методических объединений МОУ Троицкой СОШ заслуживает внимания педагогический проект классного руководителя 7 «А» класса Кичий Н.Е. Актуальность данного проекта заключается в том, что современные тенденции в общественно - политической жизни выдвигают особые требования к процессу образования. Педагогический процесс в этом аспекте призван обеспечить формирование истинного гражданина и патриота своей Родины, человека, осознающего высокую ценность свободы и демократии, личности социально активной и ответственной.
Новую модель взаимодействия педагога с обучающимися представит Кичий Наталья Евгеньевна.
3. Представление проекта по теме: «Гражданско – правовое воспитание в условиях классного коллектива» (Кичий Н. Е.)
Педагогический проект
"Гражданско-правовое воспитание в условиях классного коллектива"
I. Краткая справка-аннотация по проекту
Актуальность педагогического проекта
Сложность переходного периода в развитии нашего государства, масштабность и острота его социальных, культурных и экономических проблем обусловливают актуальность поиска оптимальных путей подготовки молодежи к современной жизни. Политическим руководством страны декларировано, что российским обществом в настоящее время взят курс на построение правового государства. Не вызывает сомнения, что непосредственно участвовать в этом процессе и жить в гражданском обществе предстоит нынешнему поколению детей и подростков.
Начало ХХI века для России – время формирования гражданского общества и правового государства, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.
В качестве самого слабого звена в современном школьном образовании следует, в первую очередь, отметить плохое решение задач воспитания подрастающего поколения. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.
В “Концепции модернизации российского образования ” были определены приоритетные направления образования, среди которых одними из главных стали: усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования.
Однако приходится признать, что пока нам так и не удалось создать целостную систему воспитания в школе, ориентированную на становление и развитие личности, готовой жить в гражданском, демократическом обществе и правовом государстве, личности свободной, обладающей чувством собственного достоинства, толерантной, характеризующейся гражданственностью и патриотизмом.
Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы.
Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством проведения внеклассной и внеурочной работы, а также создания демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы.
На второй ступени (средняя школа) формируются основные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог.
Таким образом, современные тенденции в общественно-политической жизни страны выдвигают особые требования к процессу образования нового поколения молодых граждан России. Педагогический процесс в этом аспекте призван обеспечить формирование истинного гражданина и патриота своей Родины, человека, осознающего высокую ценность свободы и демократии, личности социально активной и ответственной.
Учитывая это, возникает потребность в проведении специально организованной учебной, воспитательной и коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие чувства гражданственности и патриотизма, поскольку именно они максимально способствуют возникновению у школьника активной жизненной позиции.
Цель проекта: Формирование у школьников 7 класса основ гражданской компетентности личности.
Задачи проекта
Задачи | Ожидаемые результаты |
Первый этап (мотивационный)
| Понимание учащимися роли прав и обязанностей в школьной жизни, в жизни общества. |
Второй этап (планирующий - подготовительный)
| Формирование у учащихся основ планирования своей деятельности. |
Третий этап (информационно-операционный)
|
|
Четвертый этап (рефлексивно-оценочный)
|
|
II. Описание проекта
Идеи, рабочая гипотеза, объект и предмет исследования
Основная идея проекта заключается в том, что учебно-воспитательный процесс в условиях образовательного учреждения должен реализовывать свои функции не только в форме передачи детям определенной суммы знаний, умений и навыков, но и реально готовить учеников к участию в строительстве гражданского общества.
Необходимо, чтобы образовательный процесс, осуществляемый в условиях воспитательной системы школы, был ориентирован на эффективную подготовку детей к реальной жизни.
В этой связи важно ответить на вопросы:
- Что нужно сделать, чтобы образовательное пространство школы превратилось в гражданско-правовое пространство?
- Что нужно сделать, чтобы отношения типа “учитель-ученик” одновременно выступали и как отношения типа “гражданин-гражданин”?
Объект исследования: классный коллектив.
Предмет исследования: гражданско-правовые отношения.
Гипотеза исследования: совместная работа над проектом “Устав класса” повысит уровень гражданской компетентности личности, поможет школьнику адаптироваться в гражданско-правовом пространстве классного коллектива.
Предполагаемые методы
Для решения намеченных задач исследования и проверки гипотезы использовались следующие методы:
- анализ психолого-педагогической, методической литературы;
- педагогическое наблюдение;
- интервьюирование.
Основные термины:
Под гражданско-правовым воспитывающим пространством будем понимать совокупность социально-педагогических условий, возникающих благодаря специально организуемой деятельности и направленных на сотворчество субъектов образовательного процесса. Важнейшим признаком гражданско-правового пространства являются установившиеся внутри него гражданско-правовые отношения.
Гражданская компетентность личности – совокупность готовности и способностей, позволяющих человеку активно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применить свои знания и умения на практике.
Инновационный потенциал проекта
Предоставление методических рекомендаций по организации проектирования в средней школе и становление в образовательном учреждении действующей модели гражданского общества.
III. Научно-методическое обеспечение проекта
Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Основная цель социального проектирования - создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам. Социальное проектирование представляет собой незаменимую сферу применения гражданских компетенций.
Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе уроков, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, учителя. В ходе реализации проектов учащиеся активно используют свои знания, общаются и сотрудничают друг с другом.
По мнению многих отечественных психологов и педагогов (В.В.Давыдов, А.М.Матюшкин, В.В.Репкин, Д.Б.Эльконин и др.), эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно – ориентированного педагогического пространства, диалоговыми формами взаимодействия с детьми.
При работе над проектом также следует учитывать, что школьник среднего звена, в силу возрастных особенностей, уже обладает достаточным опытом (социальным и познавательным), необходимым для самостоятельной реализации проекта. Поэтому учитель выступает в роли координатора в своем собственном статусе, направляя работу, организует отдельные этапы проекта. Соблюдает консультирующую функцию, без навязывания своего решения. Работа над проектом ведется в содружестве с учащимися, по плану, разработанному совместно, учитель только координирует.
Кроме того, для продуктивной проектно-учебной деятельности школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем:
- Сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений:
- Умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита информации или способов действий);
- Умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свою точку зрения);
- Умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение).
- Развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”:
- Развитие аналитико-синтетических действий;
- Сформированность алгоритма сравнительного анализа;
- Умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
- Перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
- Опыт развернутой, содержательной, дифференцированной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:
- Адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
- Обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
- Выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
В проектной деятельности школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
Мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи).
Планирующий - подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, согласовываются способы совместной деятельности: сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности).
Информационно – операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником).
Рефлексивно - оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективно оценочной деятельности).
Проектное обучение следует использовать как дополнение к классно-урочной системе, наряду с другими активными методами обучения. Ценным является сам процесс разработки проекта, более того, процессуальная сторона проекта во многих случаях выходит на первое место.
IV. Рефлексия
В работе над проектом приняли участие ученики 7А класса. Работа над “Уставом” затронула почти весь классный коллектив. Дети активно составляли свои варианты прав и обязанностей учащихся. Необходимо отметить, что обязанностей, выдвинутых детьми, было больше, чем прав. На классном часе обсудили соотношение прав и обязанностей в жизни общества, отметили, что права и обязанности связаны между собой и одно вытекает из другого.
Общий единый вариант был составлен после обсуждения на классном часу из вариантов, представленных каждым учеником.
В работе по оформлению “Устава” принимали участие художники нашего класса Гурков Дима, Малюков Тимофей, Гаврилова Вика и все желающие. После завершения групповой работы и непосредственного выполнения проекта дети высказывали свое мнение в письменных отзывах. Учащиеся отметили не только свое эмоциональное отношение к проделанной работе, но и дали ее содержательный анализ. В целом проект нашел значительный эмоционально-познавательный отклик у учащихся, а работа над ним способствовала пониманию отношений “гражданин-гражданин”.
“Мы решили сделать “Устав нашего класса” потому, что в классе возникали конфликтные ситуации. Мы старались, и у нас неплохо получилось” (Дроздова Н.)
“Мне очень понравился “Устав нашего класса”. Работа была нелегкой, но интересной” (Носова М.)
“Устав нашего класса” должен соблюдаться всеми учениками класса. Я думаю, сейчас у нас в классе будет меньше конфликтов.” (Преловский Д.)
“Мне понравилась идея устава класса. Это очень интересное занятие. Нарисовать, написать, придумать. Мы все сделали хорошее дело.” (Гурков Д.)
“Мое мнение: все дети, которые участвовали в проекте – молодцы. Но я не довольна, что не все делали “Устав”. Некоторых мало заботит жизнь класса.” (Глушакова П.)
“Мне очень понравилось, как написан “Устав”. Я надеюсь, что теперь конфликты в нашем классе будут решены. И еще мы узнали о правах и обязанностях.” (Скворцов К.)
4. Открытая дискуссия (Открытый микрофон)
Вопросы МО:
- Расширились ли ваши представления о гражданско – правовом воспитании после знакомства с данным проектом?
- Как вы оцениваете результативность данного проекта?
- Примете ли вы что-либо из предложенного проекта на этом педагогическом совете в своей работе? Если «да», то что; если «нет», то почему?
5. Решение педагогического совета:
Так как эта тема актуальна для школы на данный момент, поэтому предлагаю
- Изучить и внедрить опыт работы Кичий Н.Е. по данной теме в классных коллективах.
- Провести родительское собрание на данную тему в режиме диалога участников.
1. Расширились ли ваши представления о гражданско – правовом воспитании после знакомства с данным проектом?
2. Как вы оцениваете результативность данного проекта?
3. Примете ли вы что-либо из предложенного проекта на этом педагогическом совете в своей работе? Если «да», то что; если «нет», то почему?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданско- правовое воспитание младших школьников
Демократизация общества, успешное развитие государства во многом зависят от гражданских качеств подрастающего поколения. На современном этапе развития российского общества гражданское образование школ...
Современные технологии гражданско – правового образования и воспитания учащихся основной школы
Автор стать поднимает вопрос об использовании активных форм в гражданско - правовом образовании учащихся основной школы и роли социального проектирования в формировании гражданской компетентности учащ...
Гражданско-правовое воспитание школьников
На сегодняшний день важнейшей задачей воспитания является воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, наделенного правами и обязанностями. И именно такая задача сегодня как никогда остро...
Возможности иностранного языка в гражданско-правовом воспитании школьников
В статье "Возможности иностранного языка в гражданско-правовом воспитании школьников" рассказывается об опыте работы учителей по воспитанию гражданской позиции у учащихся средствами иностранного ...
Гражданско-правовое воспитание школьников
Выступление на МО классных руководителей на тему: "Гражданско-правовое вопитание школьников"...
Гражданско-правовое воспитание детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей в условиях Центра содействия семейному воспитанию.
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей - сирот и детей оставшихся без по...