Гражданско-правовое воспитание школьников
статья по теме

Клюшкина Марина Петровна

На сегодняшний день важнейшей задачей воспитания является воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, наделенного правами и обязанностями. И именно такая задача сегодня как никогда остро стоит перед школой. Современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Поэтому одно из направлений воспитания учащихся – это  гражданско-правовое воспитание и формирование человеческой личности. В данной статье представлена работа(ее различные направления) по гражданско-правовому воспитанию учащихся, проводимая в ГБОУ СОШ № 262 Санкт-Петербурга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гражданско-правовое воспитание школьников в ГБОУ СОШ № 262

«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти»Плутарх

На сегодняшний день важнейшей задачей воспитания является воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, наделенного правами и обязанностями. И именно такая задача сегодня как никогда остро стоит перед школой. Современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Поэтому одно из направлений воспитания учащихся – это  гражданско-правовое воспитание и формирование человеческой личности.

В процессе работы, направленной на развитие гражданского воспитания и правовой культуры учащихся ГБОУ СОШ № 262, должны решаться следующие задачи:

  1. формирование умения разрешать конфликты ненасильственным путем;
  2. формирование патриотических чувств и сознания учащихся, сохранение и развитие чувства гордости за свою Родину, развитие познавательных интересов, потребностей в изучении культурно-исторических традиций родного города, края, других народов.
  3. формирование экологической культуры как залог сохранения окружающего мира.
  4. формирование активной гражданской позиции через участие в школьном самоуправлении и воспитание уважения к своему народу, к труду, толерантность;
  5. формирование уважительного отношения к жизни, осознание права каждого человека на жизнь.

Гражданское воспитание школьников направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности.

Основные цели гражданского воспитания в школе:

1. повышение чувства ответственности за свои поступки, действия.

2. формирование устойчивой активной жизненной позиции гражданина – патриота своей Родины.

3. социализация личности.

Основной целью гражданского и правового воспитания школьников является формирование правосознания и правовой культуры учащихся, воспитание школьников в духе гражданственности, патриотизма.

Гражданин (словарь С.И. Ожегов) – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.

Гражданин (учебник «Граждановедение») – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.

Вопрос о гражданском воспитании учащихся в современном обществе актуален всегда. Всегда волнует вопрос не только, кем станут учащиеся, а главное – какими они будут. Как добиться того, что каждый ученик достойно нёс высокое звание гражданина своей Родины? Гражданско-правовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания учащихся.

Гражданско-правовое образование в ГБОУ СОШ № 262 включает в себя три ступени.

На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны. Эффективными формами воспитания младших школьников могут быть беседы, короткие рассказы, воспоминания родителей, рассматривание семейных фотографий, реликвий (наград, газетных и других статей, личных вещей), посещение музеев, выставок, памятников героев; чтение стихов и произведений на военно-патриотическую тему; посещение спектаклей.

Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе.

На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву,  правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах.

На третьей ступени углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально – политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.

Содержание гражданского образования реализуется во всех учебных курсах, но в первую очередь на уроках обществознания и истории, которые  позволяют учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, отношениях человека к природе, обществу, самому себе, об основных областях общественной жизни,  помогают успешно ориентироваться в социальной реальности. На этих уроках подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника …), усваивают идеалы и ценности демократического общества, патриотизма.

Краеведческая деятельность в школе – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника

В настоящее время в нашей школе сложилась система краеведческой работы. В нее вошли собственно краеведческий компонент  - уроки «Истории Санкт-Петербурга», а также краеведческий компонент на уроках истории и обществознания и во внеклассной работе - изучение истории Красного Села: события, имена, лица. Главная задача этого курса – развитие у учащихся интереса к истории Красного Села, воспитание любви и уважения к своей «малой» родине как части огромной России. Содержание изучаемого материала в курсе предполагает, прежде всего, самостоятельную, творческо – поисковую, исследовательскую деятельность учащихся. В курсе используются такие формы занятий как экскурсии по улицам Красного Села, к краеведческим объектам, на природу, уроки в школьном краеведческом уголке, викторины, заочные путешествия.

Для учащихся 7-11 классов организована работа краеведческого кружка. Основные направления его деятельности состоят в подготовке сообщений, рефератов, докладов к урокам, связанных с историей района, Красного Села, в сборе информации об истории села, в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике. Источниками изучения истории родного края для учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминания родных, домашние архивы, материалы школьного краеведческого уголка и собственных изысканий, дома, улицы, люди, природа родного села, районная газета «Красносел», краеведческая литература.

Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, отчеты, сочинения, исследовательские работы. За последние три года ребята выполнили исследовательские работы «В названии улиц история Красного Села», «Утраченные памятники Красного Села», «Годы оккупации в Красном Селе», «Дорогие сердцу имена».

Школьное самоуправление как фактор воспитания гражданственности

Первой и одной из самых важных ступеней на этом пути может и должно стать школьное самоуправление – Совет старшеклассников, в который входят представители 8 – 11 классов. Участие подростков в этом Совете имеет важное значение в деле гражданского воспитания подрастающего поколения, следовательно, и в становлении полноценного гражданского общества.

Грамотная организация работы Совета старшеклассников имеет важное значение не только потому, что она делает подростков активными участниками школьной жизни, но еще и потому, что, реально участвуя в выработке и принятии решений, подростки приобретают практические навыки, необходимые в их будущей «взрослой» жизни, у них вырабатывается активная жизненная и гражданская позиция.

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание неразрывно связано с подготовкой молодежи к защите Отечества. Это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Учащиеся среднего и старшего звена (8-11 классы) участвуют в различных спортивных соревнованиях района и города, неоднократно становились победителями «Красносельских маневров» (военно-патриотического фестиваля для учащихся школ Красного Села), каждый раз демонстрируя высокие правовые знания, патриотичность, готовность прийти на помощь любому и в любой ситуации.

Юноши старших классов выступают на довольно высоком уровне на спортивных соревнованиях молодежи допризывного возраста, демонстрируя неплохую подготовку к защите Отечества, к службе в вооруженных силах.

Систематическая работа с учащимися школы по приобщению их к деловому режиму повышает общественную активность, укрепляет их гражданскую позицию. Все учащиеся принимают активное участие в различных мероприятиях, проводимых в нашей школе:

  1. уроки мужества
  2. классные часы «Ты и твое право», «Ты и твоя ответственность», «Права ребенка», «Преступление против чести и достоинства», «Корни моей семьи», «Традиции семьи», «Здоровый образ жизни» «Я -  маленький гражданин России»
  3. экскурсии в музеи и на предприятия города, экскурсионные поездки по городам России
  4. анкетирование учащихся, родителей и педагогов
  5. благотворительные акции «Посылка солдату» и «Радость детям»
  6. внеклассные мероприятия – спектакли для младших  школьников, концерты для учителей, ветеранов ВОВ на 9 мая, участие в митингах и шествиях
  7. конкурсы и выставки школьных рисунков и газет
  8. участие в городских субботниках – уборка парка и памятников в Красном Селе

Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности, а любовь к Родине воспитывается, прежде всего, через любовь к родному краю, родным местам. Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребёнка.

Главная задача школы – вырастить из учеников достойных граждан своей страны.

Через уроки и на внеклассных мероприятиях учителя стараются прививать детям уважительное отношение к своей семье, друг к другу, к своему государству. У детей укрепляются правильные нравственные ориентиры, формируется система истинных духовных ценностей, в которой важнейшее место занимают любовь к Родине и чувство долга маленьких граждан нашей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско- правовое воспитание младших школьников

Демократизация общества, успешное развитие государства во многом зависят от гражданских качеств подрастающего поколения. На современном этапе развития российского общества гражданское образование школ...

Педагогический совет "Творческий подход в гражданско-правовом воспитании школьника"

Конспект проведения педагогического совета. Цель:  Социальная значимость творческого подхода в воспитании школьников.   Задачи: 1. Обобщить опыт работы Кичий Н.Е. по данной теме. 2. ...

Возможности иностранного языка в гражданско-правовом воспитании школьников

В статье "Возможности иностранного языка в гражданско-правовом воспитании школьников" рассказывается об опыте работы учителей по воспитанию гражданской позиции у учащихся средствами иностранного ...

Гражданско-правовое воспитание школьников

Выступление на МО классных руководителей на тему: "Гражданско-правовое вопитание школьников"...

Гражданско-правовое воспитание детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей в условиях Центра содействия семейному воспитанию.

              Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей - сирот и детей оставшихся без по...