Обобщение опыта по теме «Гражданско-правовое воспитание младших школьников»
методическая разработка по теме

Николаева Лидия Александровна

Система работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта по теме

«Гражданско-правовое воспитание младших школьников»

Воспитатель: Николаева Л.А.

2013 год

  1. В «концепции духовно-нравственного развития и воспитания российского школьника» сказано о том, что на сегодняшний день национальный воспитательный идеал (высшая цель воспитания) нравственное (идеальное) представление о человеке на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.

 Национальный воспитательный идеал

   Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу России как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях российского народа.  

  1. Всегда волнует вопрос не только о том, кем станут учащиеся, а главное, какими они будут. Как добиться того, чтобы каждый ученик достойно нёс своё звание гражданина своей Родины? Гражданско-правовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания учащихся.

 

  1. События настоящего времени подтверждают, что нестабильность экономической сферы, дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное осознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры,  искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое развитие равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, национализм. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа государственной и военной службы. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

  1. Поэтому значительно возрастает роль гражданско-правового образования граждан. Это вызвано усложнением экономических и политических процессов, социальных отношений, ростом ответственности человека за свою судьбу.

  1. Вечная задача педагогики — воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, сегодня, как никогда остро встаёт перед школой. Современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Начальная школа — это время формирования человеческой личности.

     В процессе работы, направленной на развитие гражданского воспитания и правовой культуры школьников, должны решаться следующие задачи:

- воспитывать личность, осознающую достоинства человека, терпимость;

- формировать умения решать конфликты ненасильственным путем;

- воспитывать гражданские чувства школьников: уважение к своему народу, тягу к месту своего рождения;

- формировать уважительное отношение к жизни, осознание права каждого на жизнь;

- формировать гражданскую позицию ученика: «Я — россиянин», «Я- амурчанин»;

- развивать познавательные интересы, потребности в изучении культурно-исторических традиций города, края, других народов

       Основной целью гражданского и правового воспитания школьников является формирование правосознания и правовой культуры учащихся, воспитание младших школьников в духе гражданственности, патриотизма.

  1. Гражданско-правовое образование предполагает создание системы обучения и воспитания, направленной на формирование правовой культуры личности. Ядром этой системы является правосознание, включающее как системные научные знания о праве,  правопорядке и его охране, так и эмоционально окрашенное оценочное отношение к праву и правопорядку и соответствующие ему установки. Однако правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками и установками, она шире, чем сфера сознания, так как включает в себя непосредственные действия человека, его поведение (проявления законопослушания, уважение к праву, к закону) в различных, часто непредвиденных, жизненных ситуациях; она предполагает умение и готовность лично решать свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона.

   Гражданско-правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют, что «можно», а что «нельзя», каким образом нужно поступать в каждой жизненной ситуации. С первых шагов, которые делает ребенок самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.

   Приоритетное место отводится раскрытию ценностей гуманистической этики и формированию у учащихся нравственных ценностных ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения других людей с точки зрения добра и зла. Обладание правовыми знаниями способствует накоплению опыта добрых дел и поступков, гуманных отношений со сверстниками и взрослыми.

   Становление гуманистических ценностных ориентаций должно способствовать формированию у младших школьников таких свойств личности, как:

- чувство собственного достоинства, уважение к себе;

- требовательность к себе, ответственность;

- отрицательное отношение к унижению, оскорбительному обращению;

- протест против любых проявлений насилия, стремление защитить свою честь;

- жизнестойкость, уверенность в себе;

- самообладание при промахе, ошибке;

- умение не падать духом при неудачах;

- умение радоваться жизни;

- вера в добро, справедливость.

   При всей тесной взаимосвязи нравственных и правовых предписаний правовые нормы обладают своей спецификой, а их знание и усвоение личностью оказывает на неё дополнительное воздействие.

   Знакомство учащихся с правовыми нормами позволяет более успешно решать задачу формирования нравственных свойств личности. Например, изучение системы прав, предоставляемых гражданам, способствует развитию чувства собственного достоинства, а изучение обязанностей — формированию ответственности.  Ознакомление с системой запретов, определенных правовыми нормами, позволяет уточнить представления учащихся о зле. Угроза наказания (непосредственного, или направленного на родителей) может стать немаловажным фактором предупреждения совершения детьми общественно опасных действий.

   Гражданско-правовое воспитание имеет ярко выраженную практическую направленность, способствуя адаптации младших школьников к новым формам жизнедеятельности и к новым социальным ролям.

   Педагог должен формировать уважение к чужим правам и взглядам, проявлять терпимость и способность к компромиссам, а также уметь создавать такую обстановку, в которой каждый ребенок чувствует себя личностью, с её индивидуальностью и неприкосновенностью . Школьников нужно знакомить с механизмом правового регулирования общественной и личной жизни, их правами и обязанностями, учреждениями, в которые можно обратиться в случае нарушения их законных интересов.

  1. Своеобразие развития детей с ОВЗ, конечно, затрудняет процесс воспитания их социально-нормативного поведения, однако необходимо добиваться  понимания учащимися гуманной сущности и справедливости нравственных норм общества, а также необходимости существования и соблюдения правовых норм.

   Важнейшим условием является такая организация повседневной жизни и деятельности детей, при которой в практических ситуациях, личностно значимых для ребенка, школьники получают запас необходимых представлений и убеждений.

   Как уже подчеркивалось, учащиеся с ОВЗ затрудняются в самостоятельном осознании и обобщении тех поведенческих актов, которые включены в специально организованную педагогом деятельность. Возникает важная воспитательная задача — помочь детям выделить, осмыслить, обобщить те нравственные нормы, которые подлежат усвоению. При этом важно, чтобы при усвоении правил поведения в различных ситуациях и видах деятельности учащиеся были активны и проявляли эмоционально-личностную заинтересованность в правильном поступке. Только при этом условии обеспечивается такое отношение к нормам морали, которое способствует их «присвоению» учащимися.

   В коррекционной школе в связи с известными особенностями развития личности детей с ОВЗ ,в частности такими,как снижение инициативы,самостоятельности,нарушение иерархии потребностей и интересов,осознания общественно значимых мотивов деятельности,объективно возрастает необходимость усиления педагогического руководства поведением и деятельностью учащихся. Однако, если такое руководство постоянно на всех годах обучения во всех деталях и с выраженной степенью жестокости регламентирует школьную жизнь детей, превращаясь, по сути, в мелочную опеку, это, безусловно, выступает в качестве серьезного тормоза в формировании таких необходимых личностных качеств, обеспечивающих стабильное социально-нормативное поведение школьников, как общественная активность, самостоятельность, и способствует развитию прямо противоположных качеств — безынициативности, равнодушия, социального инфантилизма. Конечно же, это отрицательно отражается впоследствии  на процесс послешкольной социально-трудовой адаптации детей с ОВЗ.

   В условиях специальной (коррекционной) школы изучение вопросов права имеет коррекционно-воспитательное значение, так как направлено на выработку навыков адекватного поведения в различных жизненных обстоятельствах. Ученики специальной (коррекционной) школы ежедневно вступают в различные взаимоотношения с другими людьми; круг их контактов расширяется после окончания школы. Но часто они не подозревают, что вступают в определенные правовые отношения, в основе которых лежат устойчивые и обязательные для всех правила поведения. Для соблюдения этих правил поведения необходима правовая подготовка, которая дает возможность принимать правильные нравственные и правовые решения, выполнять гражданские обязанности, избегать конфликтов, асоциальных поступков.

   Поступив в школу, дети знакомятся с «Правилами для учащихся» и учатся их выполнять, соблюдать распорядок жизни школы; у них формируется отношение к людям, труду, природе; они приучаются к охране окружающей среды, заботе о здоровье, приобретаются навыки ориентировки в окружающей жизни, у них воспитывается дисциплина труда. Все эти полезные знания, умения и навыки являются положительной основой для формирования правовых знаний в старших классах.

   Изучение в специальной (коррекционной) школе-интернате вопросов по правовому образованию имеет принципиальное значение для дальнейшей социализации будущего выпускника, адаптации и интеграции в обществе, а также воспитания в нем устойчивых качеств истинного гражданина.

   Изучать право и осуществлять воспитательную работу по правовому воспитанию в специальной (коррекционной) школе-интернате необходимо начинать с начальных классов, так как основы правосознания как фундамент формирования личности должны закладываться как можно раньше.

   Проблема знакомства самих детей с их правами — довольно сложная работа, и сложность её заключается в абстрактности самого понятия «право», которое ребенку трудно осознать. Формирование правосознания у юных служит не только знание общих положений о праве, законе, но и понимание того, что речь идет о правовом регулировании таких отношений, каждый участник которых имеет свои интересы.

   В своей деятельности использую следующие формы работы:

 1.Коррекционные занятия.

 На начало прошлого года нам был предложен материал из опыта работы по организации гражданско-правового воспитания в начальных классах специальной(коррекционной) школы-интерната 8 вида и анкеты «Гражданско-правовые знания учащихся».

   На основании этого был составлен план работы.

   Тема «Основа социализации и общения» разбита на пять основных блоков.

1. «Мы ученики»

Здесь учащиеся знакомились с правилами поведения: в классе, в столовой, на спортплощадке, на общешкольных мероприятиях, при поездках. Усвоение правил прошло довольно успешно, в игровой форме.

2. «Я и моя семья».

На занятиях у учащихся формировались представления о ФИО и их значении, о месте жительства, родственных связях и своей роли в семье.

3. «Край, в котором я живу».

Здесь учащиеся знакомились с государственными символами, столицей России, с государственными праздниками, но начиналось знакомство с нашей страной с родного края (стенд, рисование, наблюдения).

4. Календарь.

5. Так как человек должен жить в согласии с окружающей природой, на занятиях серии «Мой дом, моя земля» учащиеся изучали правила поведения в природе. И на практике закрепляли свои знания, ухаживая за растениями на клумбе.

  1. ОПТ — ежедневная уборка территории приучает учащихся не только содержать в чистоте пришкольный участок,, но и самим не мусорить, формирует такие качества, как трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело (проводится в форме соревнования).
  2. Участие в общешкольных мероприятиях.

Здесь идет закрепление правил поведения в обществе. Дети учатся защищать честь класса, испытывать чувство гордости за добросовестно выполненное общественное дело.

  1. Работа со стендами.

По гражданско-правовому воспитанию в течение года оформлялся стенд, где учащимся наглядно и доступно были раскрыты основные пункты анкеты; работа со стендом по правилам дорожного движения «Красный, желтый, зеленый» позволила детям их усвоить.

«Защитим родную природу» - ярко и наглядно были показаны правила поведения в природе, что позволило детям легче их усвоить.

Оформление стендов к государственным и народным праздникам познакомило учащихся с традициями нашего народа.

  1. Выполнение режимных моментов.

В. А. Сухомлинский в  своей книге «Как воспитать человека» писал «Смысл патриотического становления заключается в том, что этот уголок на всю жизнь входит в душу, волнует, как первый животворный источник, с которого каждый из нас начался...». Для каждого человека Родина начинается с чего-то малого и неприметного, и до последнего дыхания остается с нами. Это наш родной уголок, воплощающий в себе живой образ нашего Отечества.

Через различные формы работы я стараюсь прививать детям уважительное отношение к своей семье, друг к другу, к своему государству. У детей укрепляются правильные нравственные ориентиры, формируется система истинных духовных ценностей, в которой важнейшее место занимают любовь к Родине и чувство долга маленьких граждан нашей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско- правовое воспитание младших школьников

Демократизация общества, успешное развитие государства во многом зависят от гражданских качеств подрастающего поколения. На современном этапе развития российского общества гражданское образование школ...

Обобщение опыта на тему: «Формирование технико-тактических действий школьников через систему занятий с углубленным изучением баскетбола»

Ведущей идеей опыта является постоянное совершенствование и новизна системы занятий по баскетболу с детьми, выявление эффективных форм и методов, единство уроков физической культуры и внек...

Обобщение опыта работы по теме"Развитие творческих способностей младших школьников в различных видах музыкальной деятельности."

В работе систематизирован материал по теме "Развитие творческих способностей младших школьников в различных видах музыкальной деятельности"...

Обобщение опыта по теме "Формирование самостоятельной письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи".

Основной трудностью в обучении младших школьников с общим недоразвитием речи является неумение связно излагать свои мысли. в данном пособии подобраны упражнения, которые помогут ученикам при построени...

Родительский лекторий на тему: «Игра в воспитании младшего школьника».

Можно ли представить себе младшего школьника ничем не занятым? Жажда деятельности, подвижность этого возраста, постоянно ищут выхода. Об игре сказано много добрых и хороших слов. Её называют источнико...

Обобщение опыта работы «Физкультурные досуги в системе физического воспитания младших школьников»

Основой формирования личности школьника является его деятельность, которая осуществляется вместе с учителем и под его руководством. Каждый физкультурный досуг, праздник  следует использовать для ...

статья на тему "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках английского языка"

В статье разообраны наиболее результативные методы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроке английского языка...