Обобщение опыта по теме «Гражданско-правовое воспитание младших школьников»
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта по теме
«Гражданско-правовое воспитание младших школьников»
Воспитатель: Николаева Л.А.
2013 год
- В «концепции духовно-нравственного развития и воспитания российского школьника» сказано о том, что на сегодняшний день национальный воспитательный идеал (высшая цель воспитания) нравственное (идеальное) представление о человеке на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.
Национальный воспитательный идеал
Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу России как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях российского народа.
- Всегда волнует вопрос не только о том, кем станут учащиеся, а главное, какими они будут. Как добиться того, чтобы каждый ученик достойно нёс своё звание гражданина своей Родины? Гражданско-правовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания учащихся.
- События настоящего времени подтверждают, что нестабильность экономической сферы, дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное осознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое развитие равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, национализм. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа государственной и военной службы. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.
- Поэтому значительно возрастает роль гражданско-правового образования граждан. Это вызвано усложнением экономических и политических процессов, социальных отношений, ростом ответственности человека за свою судьбу.
- Вечная задача педагогики — воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, сегодня, как никогда остро встаёт перед школой. Современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Начальная школа — это время формирования человеческой личности.
В процессе работы, направленной на развитие гражданского воспитания и правовой культуры школьников, должны решаться следующие задачи:
- воспитывать личность, осознающую достоинства человека, терпимость;
- формировать умения решать конфликты ненасильственным путем;
- воспитывать гражданские чувства школьников: уважение к своему народу, тягу к месту своего рождения;
- формировать уважительное отношение к жизни, осознание права каждого на жизнь;
- формировать гражданскую позицию ученика: «Я — россиянин», «Я- амурчанин»;
- развивать познавательные интересы, потребности в изучении культурно-исторических традиций города, края, других народов
Основной целью гражданского и правового воспитания школьников является формирование правосознания и правовой культуры учащихся, воспитание младших школьников в духе гражданственности, патриотизма.
- Гражданско-правовое образование предполагает создание системы обучения и воспитания, направленной на формирование правовой культуры личности. Ядром этой системы является правосознание, включающее как системные научные знания о праве, правопорядке и его охране, так и эмоционально окрашенное оценочное отношение к праву и правопорядку и соответствующие ему установки. Однако правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками и установками, она шире, чем сфера сознания, так как включает в себя непосредственные действия человека, его поведение (проявления законопослушания, уважение к праву, к закону) в различных, часто непредвиденных, жизненных ситуациях; она предполагает умение и готовность лично решать свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона.
Гражданско-правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют, что «можно», а что «нельзя», каким образом нужно поступать в каждой жизненной ситуации. С первых шагов, которые делает ребенок самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.
Приоритетное место отводится раскрытию ценностей гуманистической этики и формированию у учащихся нравственных ценностных ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения других людей с точки зрения добра и зла. Обладание правовыми знаниями способствует накоплению опыта добрых дел и поступков, гуманных отношений со сверстниками и взрослыми.
Становление гуманистических ценностных ориентаций должно способствовать формированию у младших школьников таких свойств личности, как:
- чувство собственного достоинства, уважение к себе;
- требовательность к себе, ответственность;
- отрицательное отношение к унижению, оскорбительному обращению;
- протест против любых проявлений насилия, стремление защитить свою честь;
- жизнестойкость, уверенность в себе;
- самообладание при промахе, ошибке;
- умение не падать духом при неудачах;
- умение радоваться жизни;
- вера в добро, справедливость.
При всей тесной взаимосвязи нравственных и правовых предписаний правовые нормы обладают своей спецификой, а их знание и усвоение личностью оказывает на неё дополнительное воздействие.
Знакомство учащихся с правовыми нормами позволяет более успешно решать задачу формирования нравственных свойств личности. Например, изучение системы прав, предоставляемых гражданам, способствует развитию чувства собственного достоинства, а изучение обязанностей — формированию ответственности. Ознакомление с системой запретов, определенных правовыми нормами, позволяет уточнить представления учащихся о зле. Угроза наказания (непосредственного, или направленного на родителей) может стать немаловажным фактором предупреждения совершения детьми общественно опасных действий.
Гражданско-правовое воспитание имеет ярко выраженную практическую направленность, способствуя адаптации младших школьников к новым формам жизнедеятельности и к новым социальным ролям.
Педагог должен формировать уважение к чужим правам и взглядам, проявлять терпимость и способность к компромиссам, а также уметь создавать такую обстановку, в которой каждый ребенок чувствует себя личностью, с её индивидуальностью и неприкосновенностью . Школьников нужно знакомить с механизмом правового регулирования общественной и личной жизни, их правами и обязанностями, учреждениями, в которые можно обратиться в случае нарушения их законных интересов.
- Своеобразие развития детей с ОВЗ, конечно, затрудняет процесс воспитания их социально-нормативного поведения, однако необходимо добиваться понимания учащимися гуманной сущности и справедливости нравственных норм общества, а также необходимости существования и соблюдения правовых норм.
Важнейшим условием является такая организация повседневной жизни и деятельности детей, при которой в практических ситуациях, личностно значимых для ребенка, школьники получают запас необходимых представлений и убеждений.
Как уже подчеркивалось, учащиеся с ОВЗ затрудняются в самостоятельном осознании и обобщении тех поведенческих актов, которые включены в специально организованную педагогом деятельность. Возникает важная воспитательная задача — помочь детям выделить, осмыслить, обобщить те нравственные нормы, которые подлежат усвоению. При этом важно, чтобы при усвоении правил поведения в различных ситуациях и видах деятельности учащиеся были активны и проявляли эмоционально-личностную заинтересованность в правильном поступке. Только при этом условии обеспечивается такое отношение к нормам морали, которое способствует их «присвоению» учащимися.
В коррекционной школе в связи с известными особенностями развития личности детей с ОВЗ ,в частности такими,как снижение инициативы,самостоятельности,нарушение иерархии потребностей и интересов,осознания общественно значимых мотивов деятельности,объективно возрастает необходимость усиления педагогического руководства поведением и деятельностью учащихся. Однако, если такое руководство постоянно на всех годах обучения во всех деталях и с выраженной степенью жестокости регламентирует школьную жизнь детей, превращаясь, по сути, в мелочную опеку, это, безусловно, выступает в качестве серьезного тормоза в формировании таких необходимых личностных качеств, обеспечивающих стабильное социально-нормативное поведение школьников, как общественная активность, самостоятельность, и способствует развитию прямо противоположных качеств — безынициативности, равнодушия, социального инфантилизма. Конечно же, это отрицательно отражается впоследствии на процесс послешкольной социально-трудовой адаптации детей с ОВЗ.
В условиях специальной (коррекционной) школы изучение вопросов права имеет коррекционно-воспитательное значение, так как направлено на выработку навыков адекватного поведения в различных жизненных обстоятельствах. Ученики специальной (коррекционной) школы ежедневно вступают в различные взаимоотношения с другими людьми; круг их контактов расширяется после окончания школы. Но часто они не подозревают, что вступают в определенные правовые отношения, в основе которых лежат устойчивые и обязательные для всех правила поведения. Для соблюдения этих правил поведения необходима правовая подготовка, которая дает возможность принимать правильные нравственные и правовые решения, выполнять гражданские обязанности, избегать конфликтов, асоциальных поступков.
Поступив в школу, дети знакомятся с «Правилами для учащихся» и учатся их выполнять, соблюдать распорядок жизни школы; у них формируется отношение к людям, труду, природе; они приучаются к охране окружающей среды, заботе о здоровье, приобретаются навыки ориентировки в окружающей жизни, у них воспитывается дисциплина труда. Все эти полезные знания, умения и навыки являются положительной основой для формирования правовых знаний в старших классах.
Изучение в специальной (коррекционной) школе-интернате вопросов по правовому образованию имеет принципиальное значение для дальнейшей социализации будущего выпускника, адаптации и интеграции в обществе, а также воспитания в нем устойчивых качеств истинного гражданина.
Изучать право и осуществлять воспитательную работу по правовому воспитанию в специальной (коррекционной) школе-интернате необходимо начинать с начальных классов, так как основы правосознания как фундамент формирования личности должны закладываться как можно раньше.
Проблема знакомства самих детей с их правами — довольно сложная работа, и сложность её заключается в абстрактности самого понятия «право», которое ребенку трудно осознать. Формирование правосознания у юных служит не только знание общих положений о праве, законе, но и понимание того, что речь идет о правовом регулировании таких отношений, каждый участник которых имеет свои интересы.
В своей деятельности использую следующие формы работы:
1.Коррекционные занятия.
На начало прошлого года нам был предложен материал из опыта работы по организации гражданско-правового воспитания в начальных классах специальной(коррекционной) школы-интерната 8 вида и анкеты «Гражданско-правовые знания учащихся».
На основании этого был составлен план работы.
Тема «Основа социализации и общения» разбита на пять основных блоков.
1. «Мы ученики»
Здесь учащиеся знакомились с правилами поведения: в классе, в столовой, на спортплощадке, на общешкольных мероприятиях, при поездках. Усвоение правил прошло довольно успешно, в игровой форме.
2. «Я и моя семья».
На занятиях у учащихся формировались представления о ФИО и их значении, о месте жительства, родственных связях и своей роли в семье.
3. «Край, в котором я живу».
Здесь учащиеся знакомились с государственными символами, столицей России, с государственными праздниками, но начиналось знакомство с нашей страной с родного края (стенд, рисование, наблюдения).
4. Календарь.
5. Так как человек должен жить в согласии с окружающей природой, на занятиях серии «Мой дом, моя земля» учащиеся изучали правила поведения в природе. И на практике закрепляли свои знания, ухаживая за растениями на клумбе.
- ОПТ — ежедневная уборка территории приучает учащихся не только содержать в чистоте пришкольный участок,, но и самим не мусорить, формирует такие качества, как трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело (проводится в форме соревнования).
- Участие в общешкольных мероприятиях.
Здесь идет закрепление правил поведения в обществе. Дети учатся защищать честь класса, испытывать чувство гордости за добросовестно выполненное общественное дело.
- Работа со стендами.
По гражданско-правовому воспитанию в течение года оформлялся стенд, где учащимся наглядно и доступно были раскрыты основные пункты анкеты; работа со стендом по правилам дорожного движения «Красный, желтый, зеленый» позволила детям их усвоить.
«Защитим родную природу» - ярко и наглядно были показаны правила поведения в природе, что позволило детям легче их усвоить.
Оформление стендов к государственным и народным праздникам познакомило учащихся с традициями нашего народа.
- Выполнение режимных моментов.
В. А. Сухомлинский в своей книге «Как воспитать человека» писал «Смысл патриотического становления заключается в том, что этот уголок на всю жизнь входит в душу, волнует, как первый животворный источник, с которого каждый из нас начался...». Для каждого человека Родина начинается с чего-то малого и неприметного, и до последнего дыхания остается с нами. Это наш родной уголок, воплощающий в себе живой образ нашего Отечества.
Через различные формы работы я стараюсь прививать детям уважительное отношение к своей семье, друг к другу, к своему государству. У детей укрепляются правильные нравственные ориентиры, формируется система истинных духовных ценностей, в которой важнейшее место занимают любовь к Родине и чувство долга маленьких граждан нашей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданско- правовое воспитание младших школьников
Демократизация общества, успешное развитие государства во многом зависят от гражданских качеств подрастающего поколения. На современном этапе развития российского общества гражданское образование школ...
Обобщение опыта на тему: «Формирование технико-тактических действий школьников через систему занятий с углубленным изучением баскетбола»
Ведущей идеей опыта является постоянное совершенствование и новизна системы занятий по баскетболу с детьми, выявление эффективных форм и методов, единство уроков физической культуры и внек...
Обобщение опыта работы по теме"Развитие творческих способностей младших школьников в различных видах музыкальной деятельности."
В работе систематизирован материал по теме "Развитие творческих способностей младших школьников в различных видах музыкальной деятельности"...
Обобщение опыта по теме "Формирование самостоятельной письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи".
Основной трудностью в обучении младших школьников с общим недоразвитием речи является неумение связно излагать свои мысли. в данном пособии подобраны упражнения, которые помогут ученикам при построени...
Родительский лекторий на тему: «Игра в воспитании младшего школьника».
Можно ли представить себе младшего школьника ничем не занятым? Жажда деятельности, подвижность этого возраста, постоянно ищут выхода. Об игре сказано много добрых и хороших слов. Её называют источнико...
Обобщение опыта работы «Физкультурные досуги в системе физического воспитания младших школьников»
Основой формирования личности школьника является его деятельность, которая осуществляется вместе с учителем и под его руководством. Каждый физкультурный досуг, праздник следует использовать для ...
статья на тему "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках английского языка"
В статье разообраны наиболее результативные методы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроке английского языка...