Я и народы, которые меня окружают.
классный час (7 класс) по теме

Грошева Татьяна Александровна

Внеклассное мероприятие для обучающихся 7 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Я и народы, которые меня окружают.

Умей чувствовать рядом с собой человека,

                                                 умей понимать его душу, видеть в его

                                                            глазах сложный духовный мир – радость,

                                                                горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй,

                                                         как твои поступки могут отразиться

                                                           на душевном состоянии другого человека.

В.А.Сухомлинский

Цель: Воспитание у подростков терпимого отношения к себе и к окружающим, независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности.

Задачи:

  1. Познакомить с понятиями «толерантность», «ксенофобия»;
  2. Развить чувства собственного достоинства и умения уважать достоинства других;
  3. Содействовать развитию взаимопонимания между народами;
  4. Учить осознавать многообразие проявлений личности каждого участника в  социальном общении;
  5. Развить способности к самоанализу и самопознанию.

Вступительное слово учителя.

        Планета Земля – уникальна и неповторима. Здесь проживают разные  и в тоже время одинаковые люди. Отдельно взятый человек неповторим и уникален.Каждый из нас имеет право  на достойную жизнь, на терпимое отношение к себе.Россия – многонациональное государство. Оно включает в себя более 100 различных народов. В мире насчитывается около 200 государств.

Однако в современном обществе мы сталкиваемся с проблемой ксенофобии.

Что скрывается за словом ксенофобия?

Ксенофобия (Xenophobia) имеет свое происхождение от двух греческих слов «фобия» (боязнь, страх) и «ксенос» (иностранный, незнакомый, иностранец).

Ксенофобия – это  чрезмерный страх перед иностранцами или незнакомыми людьми.

В нашей школе тоже  учатся разные дети: девочки и мальчики, высокие и низкие, блондины и брюнеты, ученики  разных национальностей. Любить сразу всех невозможно, но нужно уважать. Толерантность– этоуважение других людей со всеми их физическими и религиозными различиями. Толерантность помогает нам преодолеть непонятный страх и обрести новых друзей. Толерантность – это добродетель: искусство жить в мире разных людей, способность иметь свои права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей.

Сегодня мы сделаем шаг навстречу друг другу.

Игра-разминка «Продолжи фразу»:

(учитель передает отвечающему ученику мягкую игрушку или мяч)

- Если ко мне обращаются с насмешкой, то я ……

-Если ко мне обращаются с угрозой, то мне хочется…..

-Если ко мне обращаются со страхом, то я чувствую ….

-Если ко мне обращаются с уважением, то ….

Вывод – ученики одобрительно отвечали на предложение «Если ко мне обращаются с уважением, то ….»

Работа с эпиграфом.

Почему нужно чувствовать и понимать человека, который живет рядом с тобой?

Ответы учеников: наши слова и поступки могут серьезно обидеть другого человека, привести к непредсказуемым последствиям.

Нам легко общаться с тем человеком, которого мы знаем. Диалог с представителями других народов будет удачен, если мы узнаем больше о традициях и обычаях в их странах и будем соблюдать правила общения.

Групповая работа.

1 группа «Волшебная шляпа»

Задание:Рассказать от имени представителя другой страны, как её жители отмечают Новый год или Рождество (выбор страны по желанию).

Раздаточный материал для группы:

В Италии принято из квартир в самую последнюю минуту старого года выбрасывать разбитую посуду, старую одежду и даже мебель. Вслед за ними летят хлопушки, конфетти, бенгальские огни. Считается, что если в новогоднюю ночь выбросить старую вещь, то в наступающем году купишь новую. А все дети ждут волшебницу Бефану, которая прилетает ночью на метле и через каминную трубу проникает в дом. Она наполняет подарками детские башмачки, специально подвешенные к камину.

В Древнем Китае в Новый год объявлялся единственный в году праздник нищих, когда любой мог войти в дом и взять то, в чем нуждается, а если откажешь — соседи с презрением отвернутся. В современном Китае Новый год — это праздник фонарей. Он отмечается на пятнадцатый день Нового года по лунному календарю. В новогоднюю ночь зажигают на улицах и площадях бесчисленное множество маленьких фонариков, веря, что искры от них прогонят злых духов. Сам же Новый год наступает в январе-феврале, поэтому ассоциируется он с завершением зимы и началом весны. Многие века жители Китая, провожая светом фонарей холод и ненастье, встречают пробуждение природы. Фонарям придают различную форму, украшают яркими рисунками, затейливыми орнаментами. Китайцы особенно любят ставить на улицах фонари в виде 12 животных, символизирующих каждый год из 12-летнего цикла лунного календаря.

Новый год в Японии — один из самых популярных праздников в стране. Японские дети встречают Новый год в новой одежде, полагая, что это принесет удачу и здоровье. В новогоднюю ночь дети кладут под подушку рисунок с изображением своей мечты, тогда желание должно исполниться. В цветочных композициях главенствует сосна, символизирующая долголетие и выносливость. А утром, когда Новый год уже вступает в свои права, японцы выходят встречать восход солнца, с первыми лучами они поздравляют друг друга и вручают подарки. На фасадах домов вывешиваются охапки соломы, чтобы защитить дом от злых духов. А самое главное для японцев, это рассмеяться в первую секунду Нового года — тогда счастье будет сопровождать их весь год.

Главный новогодний аксессуар — грабли (кумаде), с помощью которых в новом году японцы смогут загребать счастье. Их делают размером от 10 см до 1,5 м и украшают богатой росписью. Чтобы задобрить Божество года, приносящее удачу в семью, японцы сооружают перед домом кадомацу — небольшие ворота из трех бамбуковых палочек, к которым привязывают сосновые ветки. Также в Японии ровно в полночь начинает звонить колокол, который отбивает 108 ударов. По давнему поверью, каждый звон "убивает" один из 6 человеческих пороков:  жадность, злость, глупость, легкомыслие, нерешительность, зависть.

2 группа «Мир путешествий»

Задание: Разработать рекомендации для россиян, отправляющихся на отдых в мусульманскую страну. Рекомендации представить по форме:

Роль – представитель Турагентства,

Аудитория – туристы,

Форма – памятка туристам,

Тема – экскурсия в мусульманскую страну.

Раздаточный материал для группы:

Турция

Государственный язык – турецкий. Языки делового общения – английский, немецкий, французский.

Население

Турцию населяют порядка 70 миллионов человек, из них около 80% турки, около 10 млн. курдов, 1 млн. арабов, несколько десятков тысяч греков и армян.

Религия

Большинство населения - мусульмане-сунниты. Турция весьма религиозная страна, в которой соблюдаются законы ислама.

Обычаи и правила

Нельзя фотографировать женщин в черных накидках. Если Вы хотите сфотографировать мужчину, непременно спросите разрешения.

Употребление алкоголя на улицах общественным мнением не одобряется, и может привести к задержанию полицией. Во многих городских кафе и ресторанах спиртные напитки не подаются.

Нельзя курить в торговых центрах, школах, больницах, государственных и других общественных учреждениях. Во многих отелях также действует запрет на курение в закрытых помещениях. Во многих ресторанах, барах и кафе также запрещается курить.

В священный месяц Рамадан мусульманам запрещается еда от восхода до заката солнца. Туристам во время Рамадана не рекомендуется употреблять в публичных местах какую-либо пищу или напитки, курить и жевать жевательную резинку. Пренебрежение этим правилом может повлечь задержание полицией за неуважение законов и традиций.

Сдержанность и уважение обязательны при посещении мечети, лучше всего осматривать ее, когда там нет богослужения. Не рекомендуется посещать мечеть во время молитвы. После призывов муэдзина лучше на полчаса воздержаться от посещения мечети. Следует также воздержаться от посещения мечети в пятницу, особенно утром. При входе в мечеть следует снять обувь, необходимо быть аккуратно одетым, в брюки и сорочки. В шортах, коротких юбках и футболках входить в мечеть не желательно. Женщины должны входить с покрытой головой.

Праздники и нерабочие дни:

1 января – Новый год; 23 апреля – день Национальной Независимости; 19 мая - День молодежи и спорта; 30 августа – День Победы;

29 октября — День Республики, главный государственный праздник; 10 ноября — День смерти Ататюрка – первого президента Турецкой Республики Мустафы Кемаля (1881-1938г.г.); Рамадан (Рамазан, Ураза) – девятый месяц по мусульманскому (лунному) календарю, в течение которого правоверные мусульмане должны держать пост днем; Курбан-байрам - мусульманский праздник, наступает через 2 месяца и 10 дней после Рамадана.

3 группа«Жизненная мудрость»

Задание:Представить одноклассникам с частичной инсценировкой притчу про гвозди.

Раздаточный материал для группы:

Притча про гвозди

В одной семье рос парень, он был молод, вспыльчив и несдержан, грубил окружающим и, вольно или не вольно, обижал их...
Однажды отец дал ему мешочек с гвоздями и строго сказал ему, чтобы он забивал гвоздь в изгородь сада каждый раз, когда он не сдержит своего гнева.
В первые несколько дней сын забивал гвозди десятками.
Вскоре он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в изгородь гвоздей стало уменьшаться. Он понял, как свой гнев можно контролировать и начал им управлять. И это показалось ему легче, чем забивать гвозди.
Наконец пришел день, когда сын ни разу никого не обидел и не забил ни одного гвоздя. Сын с радостью рассказал об этом отцу. На это отец сказал, что за каждый такой день когда сын не забьет ни одного гвоздя либо за каждое прощение прошлых обид, он может вытащить один гвоздь.
Постепенно, иногда срываясь и забивая новые, сын вытаскивал гвозди из ограды сада. Забитых гвоздей становилось все меньше. И вот однажды настал день, когда он вытащил последний забитый гвоздь. Сын с радостью сообщил об этом отцу. Отец подвел сына к ограде и сказал:
- «Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько осталось дыр от гвоздей? Изгородь уже никогда не будет такой, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извиняешься - шрам остается. Рана словесная также причиняет боль и оставляет след, как и физическая».

Выступление представителей групп.

Выводы по итогам выступления групп.

1.Разные народы имеют много схожих обычаев и традиций.

2. «.Отправляясь в чужую страну, узнай, что там запрещено».

 (японская пословица).

«В какой народ придешь, такую и шапку наденешь».          

(русская поговорка).

3.Обиды и гнев на других людей портят самого человека.

Рефлексия: «Дерево толерантности».

     Ребята, вы видите на доске нарисовано дерево. Пусть на нем распустятся листочки. Напишите на листочках, которые лежат у вас на столах, свои пожелания, что нужно сделать, чтобы наш класс и школа стали государством толерантности. Приклейте свои листочки с ответами на дерево.

Возможные варианты ответов учащихся:

  1. Больше узнавать друг о  друге
  2. Защищать слабых и младших
  3. Ценить дружбу
  4. Помогать друг другу
  5. Не ссориться
  6. Стараться понять друг друга
  7. Общаться с людьми разных национальностей  и вероисповедания
  8. Стараться самому стать лучше
  9. Уважать друг друга.

Заключение

Проявление толерантности не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений. Толерантность – способность и готовность уважительно, с пониманием, терпимо относиться к другим, часто непохожим, странным, чужим людям (группам людей) и их поведению. Толерантность – это признание права каждого человека быть различным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мир, который нас окружает

Интегрированное внеклассное мероприятие (литература, МХК и экология) 7 класс...

"Фотография, на которой меня нет" Урок литературы по рассказу В.П.Астафьева

Урок литературы в 8 классе проводился с включением элементов проектной деятельности....

Урок кубановедения по теме: «Растения, которые нас окружают».

Интересный урок кубановедения "Растения которые нас окружают"...

"Мир, который меня окружает"

Цель:Создать условия для формирования среди учащихся представлений о ценностях, существующих в среде окружающих их людейЗадачи:1. учить детей выражать свою точку зрения и уметь выслушивать мнения друг...

Игра путешествие "Мир который нас окружает"

Данное мероприятие направлено для формирования у детей нравственных качеств, таких как доброта, безкорыстия, потребности в благотворительности...