Педагогические технологии в работе с классным коллективом
материал по теме

Курникова Елена Сергеевна

Формы и методы работы с классным коллективом

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Педагогические технологии в работе с классным коллективом»

Современное общество стремительно меняется, предъявляя все более высокие требования к подрастающему поколению. Поэтому соглашаешься со словами Бестужева-Лады о том, что «Фигура профессионального воспитателя становится для подрастающего поколения не роскошью, а средством передвижения по жизни».

Каждый педагог формирует ученика не по частям, он имеет дело с целостной личностью, и поэтому должен заботиться и о развитии всех его способностей, и о формировании нравственных основ.

В соответствии с реализацией общешкольного проекта «Стать настоящим Человеком» и  воспитательным планом работы школы мы построили  воспитательную систему в 5-х классах.

Созданная система позволяет целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать совместные действия всех субъектов воспитательного процесса в организации жизнедеятельности класса. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности и достижению более существенных результатов при работе с классным коллективом.

 «Помочь школьнику  в осмыслении своего положения в коллективе сверстников» - это основная цель воспитательной работы в 5-х классах нашей школы. Она реализуется по следующим направлениям:

  1. Семейное воспитание
  2. Воспитание в системе образования
  3. Формирование ЗОЖ
  4. Гражданско-патриотическое и нравственное
  5. Профилактика асоциального поведения
  6. Трудовое (профессиональное) воспитание
  7. Развитие творческих способностей

Для того чтобы развивать личность ребёнка, способствовать становлению и проявлению индивидуальных способностей ученика, формированию в классе и школе благоприятной среды для развития учащихся, функционированию медико-психологической и социально-педагогического обеспечения  процесса развития школьников, необходимо применять разработанные и успешно практикуемые воспитательные технологии:

1. технология эффективного воспитания «психология понимания” Р. Снайдер Как понять причины конкретных действий ребёнка и его «концепцию жизненного мира», построение взаимоотношений друг с другом, а также поведение в семье, в школе, профилактика и коррекция социально нежелательных форм поведения (агрессия, капризы, упрямство), развитие самосознания и воспитания.

2. технология воспитания духовной культуры молодого поколения по Н. Б. Крыловой Как сохранить и развить духовную структуру общества, формирование разностороннеразвитого человека, воспитание гражданственности, передача и семейных и народных традиций, помощь в саморазвитии, самовыраженииучащихся.

3. технология коллективного творческого воспитания И. П. Иванова Реализация общественнозначимых задач при выборе дела, акцент на групповое авторсво идей, на групповую работу, командное участие и оценка группового участия в организации дела.

4. технология воспитательной работы с коллективом класса Е.Н. Степанова Как сплотить классный коллектив, развить субъектность ребёнка, создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения школьника.

5. здоровьесберегающие технологии Укрепление здровья.

6. технологии развивающих игр Познавательная деятельность, воспитание самостоятельности, формирование определённых нравственных эстетических и мировоззренческих установок, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности, развитие творческих способностей, психотерапия.

Семейное воспитание

(технология эффективного воспитания «психология понимания” Р. Снайдер)

Задачи

  1. Усилить ответственность семьи в воспитании детей.
  2. Выявить семьи, уклоняющиеся от воспитания детей, неблагополучные семьи.
  3. Пропагандировать в родительской аудитории психолого-педагогические знания.
  4. Вовлекать педагогов, родителей и детей в совместную деятельность.

Технологии

  1. Родительские собрания. («Проблемы адаптации учеников 5 класса к обучению второй ступени»)
  2. Родительские лектории. («Взаимодействие семьи и школы»)
  3. Тематические встречи со специалистами (участковый, медработник, соцпедагог, психолог)
  4. Индивидуальные и групповые консультации для родителей.
  5. Посещение семей.
  6. Создание компьютерных презентаций

Воспитание в системе образования

(Использование педагогичечких технологий на основе

информационно-коммуникационных средств)

Задачи

  1. Формировать потребность в образовании.
  2. Способствовать интеллектуальному развитию.
  3. Создавть условия для развития познавательных интересов.
  4. Обогащать представления учащихся об окружающей действительности

Технологии

  1. Изучение индивидуальных способностей ученика (проведение социометрии, диагностики, наблюдений)
  2. Проведение внеклассных мероприятий по предметам (участи детей во всероссийских конкурсах “Кунгуру”, “Русский медвежонок”, “Американский бульдог”)
  3. Литературные конкурсы
  4. Экскурсии в музеи, библиотеки. (Павловский краеведческий мзей, школьная библиотека)
  5. Совместная работа классных руководителей с учителями-предметниками. (осуществление контроля и индивидуальных консультаций для родителей)

Гражданско – патриотическое и нравственное воспитание

( технология коллективного творческого воспитания И. П. Иванова,

технология воспитания духовной культуры молодого поколения по Н. Б. Крыловой)

Задачи

1.     Воспитывать у учащихся патриотические чувства, формировать гражданскую зрелость.

2.     Развивать интерес к героическому прошлому нашего народа.

3.     Воспитывать чувство любви к родному краю, школе.

Технологии

  1. Изучение государственной символики (Проведение классных часов “История государственной символики России”)
  2. Организация экскурсий, походов с целью изучения родного края, его истории (экскурсия в Павловский краеведческий музей)
  3. Изучение истории страны, района и ее выдающихся личностей.

 

Формирование чувства коллективизма, способности к сотрудничеству

(технология воспитательной работы с коллективом класса Е.Н. Степанова,

технологии коллективного творческого воспитания И. П. Иванова)

Задачи

  1. Воспитывать разумное поведение в коллективе.
  2. Координировать взаимоотношения “учитель-ученик”, “ученик-ученик”, “ученик-родитель”.
  3. Формировать навыки саморегуляции чувств, эмоций, переживаний.
  4. Добиваться открытости, контактности, организованности, умения эффективно взаимодействовать.

Технологии

  1. Изучение и корректировка личностного развития учащихся, места каждого в коллективе (проведение психодиагностики классного коллектива)
  2. Организация мероприятий по повышению уровня развития коллектива.
  3. КТД (организация и проведение праздников)

 

Формирование здорового образа жизни

и профилактика асоциального поведения

(Использование здоровьесберегающих технологий)

Задачи

  1. Культивировать здоровый образ жизни.
  2. Воспитывать негативное отношение к употреблению наркотических веществ, включая алкоголь, табачные изделия.
  3. Формировать навыки физической культуры и личной гигиены.
  4. Способствовать укреплению здоровья учащихся.
  5. Вооружать учащихся суммой знаний по культуре и этике взаимоотношений.

Технологии

  1. Организация мероприятий, способствующих укреплению здоровья.(проведение акции “ Мы за здоровый образ жизни!”)
  2. Привлечение специалистов. ( Осмотр детей врачами-специалистами)
  3. Проведение дней здоровья.
  4. Просвещение родителей. (родительский лекторий “ Правильное питание – основа здорового образа жизни)
  5. Обучение способам оздоровления организма через основные учебные предметы. (уроки физической культуры)

 

Развитие творческих способностей

(Использование технологии развивающих игр)

Задачи

1.     Выявлять интересы каждого ребенка.

2.     Спосбствовать расширению познавательного и культурного кругозора.

3.     Организовывать коллективные творческие дела.

4.     Создавать условия для развития творческой личности.

Технологии

  1. Выявление досуговой сферы учащихся. (выявление внеклассной занятости учеников)
  2. Формирование потребностей в разумном досуге ( посещение кинотеатра, выставкок, музея, Нижегородского цирка)
  3. Расширение кругозора школьников через посещение учреждений культуры.
  4. Развитие дополнительного образования в школе.( посещение детьми театрального кружка)
  5. Привлечение учащихся к организации общешкольных и классных мероприятий. (проведение классных праздников: “День матери”, “Новый год”, “Дни рождения”)

 

Трудовое ( профессиональное ) направление

Задачи

  1. Воспитывать у учащихся трудолюбие, уважение к труду взрослых, помогать осознать необходимость участия в трудовой деятельности.
  2. Формировать у учащихся представление о разных профессиях и готовить их к выбору професии.

Технологии

  1. Организация трудовых дел, ремонтных бригад. (уроки трудового обучения)
  2. Проведение трудовых десантов (уборка территории, уборка в классной комнате)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с классным коллективом

Подробный план работы с классом...

ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «Узнай, сотвори, утверди, прояви!»

Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана мною на период с 2010г. по 2013г. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его о...

Программа воспитательной работы с классным коллективом

Данная разработка предназначена для классных руководителей. Программа может быть использована полностью или отдельные направления....

Папка работы с классным коллективом

Данный материал позволяет классному руководителю 5-9 классов систематизировать работу, включив в него все необходимые сведения....

План воспитательной работы с классным коллективом 5 класса на 2012 – 2013 учебный год Классный руководитель: Иванова Л.А.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ  ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:    Цели и задачи воспитательной работы.  Цель:      Воспитание Человека и Гражданина на основе нравств...

Современные педагогические технологии при работе с детским хоровым коллективом. Между традицией и инновацией.

Для поддержания устойчивого интереса участников хора в учебном процессе должно быть определенное, выверенное соотношение старого и нового, традиционного и инновационного.Следуя лучшим образцам хоровог...

«Возможности и потребности классных руководителей в обновлении форм и методов организации воспитательной работы в классном коллективе на современном этапе».

Выступление на конкурсе педагогических достижений-2021 Санкт-Петербург, номинация "Воспитать человека", подноминация "Мастер".В федеральном государственном образовательном ста...