Программа воспитательной работы
рабочая программа по теме
Главная цель воспитания - Человек. Главная задача школы - быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении, т.е. стараться только помочь природе. Это, значит, не быть перед ребенком чем-то высшим, как это обычно бывает, а каждую минуту переживать с детьми, и самому с ними учиться.
Для решения этой задачи и создана программа развития классного коллектива. Она призвана помочь ребенку поставить перед собой цель, овладеть способами ее достижения, не забывая при этом о нравственности: добро все, что возвеличивает достоинство человека, зло все, что уменьшает его; помочь ребенку стать Творцом; дать навыки саморегуляции; дать ребенку средства защиты, средства восстановления личностной гармонии, физического, психологического стимулирования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Притокская средняя общеобразовательная
школа
Утверждаю.
Зам. директора школы по воспитательной работе:
ПРОГРАММА
воспитательной работы
с ученическим коллективом
на 2006 – 2012 гг.
Разработала Машина Наталья Павловна
2006 год.
Для меня, как классного руководителя, девизом служат слова народного учителя А.А.Захаренко:
«Я убежден: школа - не здание, не кабинет, не образцовая наглядная агитация. Школа - это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих - учителя, ребенка, родителя - и тут же реализуется. Если их нет, значит, то не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают - кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и до минуты, до очередного звонка … учитель призван реализовывать мечты детей.»
Главная цель воспитания - Человек. Главная задача школы - быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении, т.е. стараться только помочь природе. Это, значит, не быть перед ребенком чем-то высшим, как это обычно бывает, а каждую минуту переживать с детьми, и самому с ними учиться.
Для решения этой задачи и создана программа развития классного коллектива. Она призвана помочь ребенку поставить перед собой цель, овладеть способами ее достижения, не забывая при этом о нравственности: добро все, что возвеличивает достоинство человека, зло все, что уменьшает его;
помочь ребенку стать Творцом;
дать навыки саморегуляции;
дать ребенку средства защиты, средства восстановления личностной гармонии, физического, психологического стимулирования.
Личность должна быть активной и обладать устойчивостью своей направленности, поэтому необходимы следующие качества:
гуманизм;
достоинство;
трудолюбие;
патриотизм;
коллективизм;
бережливость;
воля и выносливость;
коммуникабельность.
Механизм реализации программы:
Воспитательное воздействие педколлектива, классного коллектива, родителей.
Система ценностей, определяющих развитие личности ребенка.
Структура воспитательной системы класса.
Структура воспитательной работы в социуме.
Управление процессом воспитанности.
Основные методики воспитательного воздействия:
Личностно ориентированное воспитание.
Методика воспитания успехом.
Осуществляется через:
Связь с семьёй
Общение
Классное самоуправление
Кружковую работу
Уникальным социальным институтом, призванным формировать демократические навыки, навыки самодисциплины, понимания интересов и возможностей других, способности к высоко рефлексивному социальному поведению является школа, через которую каждый человек проходит в наиболее ответственный период возрастного и личностного развития.
Школа и общество - объективно коэволюционирующие системы. И для обеспечения коэволюции школа должна моделировать процессы, происходящие в обществе, в том числе действие универсальных законов, которые имеют место на всех этапах его развития. Освоив модель, учащиеся смогут проецировать систему универсальных законов на актуальное состояние общества, обнаруживать различные аспекты личностного проявления в многообразии социальных связей и способов их взаимодействия, прогнозировать будущее.
Решение данной проблемы возможно только с опорой на научно обоснованную методологию, сформулированную в тех областях научного знания, где изучаются сложные системы (какой является и школа), явления их самоорганизации и эволюции. Для этого может быть использовано новое методологические направления в науке – синергетика, которая «становится способом не просто открывания, но и создания реальности, способом увидеть мир по-другому и активно встроиться в этот мир».
Школа XXI века – это не только изменение содержания образования и его организации, но и новая система управления им. Представительство в системе управления всех субъектов образования и других социальных категорий общества, заинтересованных в его эффективном осуществлении, станут основным принципом общественно-государствен-ного управления системой образования в будущем.
Одной из важных составляющих в управлении школой является активное участие в нем учащихся. В ученическом самоуправлении заключены большие потенциальные возможности для совершенствования образования, объединения для этого созидательных усилий учащихся, учителей, родителей.
Участие в классном и школьном управлении – это особый вид деятельности, в реализации которого проявляются и развиваются организаторские способности как специальные способности, без которых немыслим настоящий лидер.
Инициатива учащихся, учителей, родителей возникла в 2006 году, как программа развития классного коллектива. Программа, в основу которой положено ученическое самоуправление. Эффективность данной программы проявилась в органическом вхождении ее в общую систему управления школы.
Цель программы
Построение демократических, правовых отношений между участниками образовательного процесса в классном коллективе, как модели социально-культурной деятельности, основанной на ценностях человеческого общества: добре, уважении к людям, к закону, что предполагает решение следующих задач.
Задачи:
1. Создание модели ученического самоуправления классного коллектива в контексте школьного управления на основе школьной воспитательной программы.
2. Создание условий для расширения выбора школьниками различных видов деятельности, формирование потребностей к саморазвитию, самообразованию.
3. Создание условий для проявления, развития и самореализации организаторских способностей как специальных способностей учащихся.
4. Включение учащихся в совместную деятельность со взрослыми, способствующую образованию и проявлению качеств гражданина у всех субъектов образовательного процесса.
5. Моделирование нормативно-правовых отношений между участниками образовательного пространства.
6. Создание новых возможностей для выбора учащимися путей собственного развития, формированию у них новых отношений к содержанию и формам учебной и внеучебной деятельности.
8. Организация сотрудничества с учащимися, педагогами, родителями других классов школы, а также с различными учреждениями.
Описание программы
Процесс создания программы развития классного коллектива в контексте школьного управления на основе школьной воспитательной программы предполагает прохождение его в несколько качественных этапов.
I этап – 2006-2007г.
Выбор пути развития. Прежние устоявшиеся отношения в образовательном пространстве, благодаря его открытости, пришли в противоречие с изменившимися социально-экономическими условиями. Происходит разрушение прежнего порядка между субъектами образовательного пространства.
Так, на данном этапе учащиеся могли сделать выбор из следующих возможных вариантов: положиться на выбор учителя, выбрать самому из предложенных проектов, стать участником коллективного создания программы.
Данный этап развития модели завершится в 2008 году, когда у учащихся появится идея управления своей деятельностью в школе, затем – первые организации ученического самоуправления, позднее закрепленные в классной конституции.
II этап – 2009-2010 г.
Этот этап характеризуется формированием смыслов и целей, упорядочением отношений с другими образовательными субъектами образовательного пространства: учителями, родителями, представителями общественных организаций, других образовательных учреждений структурированием появившегося многообразия отношений. Все это признаки начала периода устойчивого развития. Ученическое самоуправление приобретает форму школы социальных отношений, модели социальной деятельности, основанных на ценностях гражданского общества.
Системообразующим фактором становится формирование названных отношений, что потребовало других форм и направлений взаимодействия субъектов образовательного пространства и привело к созданию новых структур в управлении школы в целом и в классном ученическом самоуправлении, в частности. Появились новые виды деятельности, которые в соответствии с программой должны привести к возникновению новых вариантов отношений в учебной и внеучебной деятельности между учащимися и педагогическим работниками класса и школы; созданию новых возможностей для выбора учащимися путей собственного развития.
Для реализации цели и задач программы разработаны направления, представленные в следующих формах:
Развитие ученического самоуправления в классе:
Проведение ежегодной выборной компании в классе, в том числе председателя сельского совета, членов сельского совета, конфликтной комиссии. Компания организуется и проводится согласно Положению о выборах, разработанного учащимися.
«Золотой фонд класса». Учащиеся самостоятельно разрабатывают систему поощрения и стимулирования индивидуального роста учащихся. Проводится это в форме игры. Итоги подводятся в конце каждой четверти и учебного года.
проведение акций:«Милосердие», «Чистый посёлок», «День самоуправления», «Наш участок самый лучший», «Обильный край, благословенный», предлагающих различные виды деятельности, которые развивают организаторские способности учащихся и моделируют социальные отношения в обществе;
информационное агентство «Мы» (газета класса, интернет-сайт, фотостудия), деятельность которого представляет учащимся большой выбор деятельности и возможность расширения информационного пространства, позволяющего привлечь внимание общественности к заявленным проблемам;
взаимодействие с другими образовательными программами:
- национально-региональный компонент (через участие во внеучебной деятельности).
- экологическая программа (создание экологического комитета – органа ученического самоуправления, в котором учащиеся сами планируют и осуществляют деятельность);
- непрерывное образование (создание шефского и правового комитета – органа ученического самоуправления, в котором учащиеся осуществляют как внеучебную так и учебно-практическую деятельность педагогической и юридической направленности);
- взаимодействие основного и дополнительного образования (через участие во внеучебной деятельности, например КВН, культмассовые мероприятия, организация праздников и др.);
внешняя деятельность.
- слёт лидеров на базе ЦВР
- фестиваль «Земляки».
Вышеназванные направления и формы в силу открытости привлекают внимание и вызывают большой интерес у учащихся и родителей, создают условия для возникновения многообразия форм взаимодействия. Организация и поддержка социально-культурных инициатив создают условия для взаимодействия и моделирования деятельности всех участников программы.
Для осуществления деятельности по реализации II этапа развития программы требуются определенные ресурсы:
классный кабинет;
компьютерная, проекционная и видеотехника;
мини-типография;
расходные материалы и канцтовары;
НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ БАЗА
Документы не только регламентируют деятельность всех субъектов ученического самоуправления, но и раскрывают вопросы взаимодействия, сотрудничества с другими участниками образовательного пространства. Они конкретизируют и детализируют направления работы класса, структуру управления ученического самоуправления; определяют права, обязанности, а также возможности самореализации и самоуправления всех учащихся.
УСТАВ СЕЛЬСКОГО СОВЕТА С. «РОМАШКОГО»
I. Общие положения
1. Целью создания сельского совета является организация самоуправления учащихся в классе.
2. Высшим органом ученического самоуправления является Общее собрание класса.
3. В своей деятельности сельский совет руководствуется следующими документами: Законом Российской Федерации «Об образовании»; Типовым положением об общеобразовательном учреждении; Уставом Притокской школы; классной конституцией; данным Уставом.
4. Устав утверждается на общем собрании.
II. Порядок организации и функции.
1. Сельский совет - выборный представительный орган учащихся класса.
2. В структуру сельского совета входят председатель сельского совета, секретарь, учёный совет, корреспонденты. Председатель руководствуется Положением о председателе сельского совета.
3. К компетенции сельского совета относится: участие в управлении классом; координация учебно-воспитательной работы в классе; участие в управлении активами класса; осуществление связи между классами и органами управления школы; защита прав учащихся.
4. Деятельность сельского совета строится на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданства, свободного развития личности, преемственности и непрерывности.
5. Сельский совет избирается один раз в год, согласно Уставу о сельском совете.
III. Изменения в Положение о сельском совете вносятся на Общем собрании класса.
КОНСТИТУЦИЯ
1. Вступление.
1.1. Эта Конституция является основным законом для класса. Она основывается на Конвенции о правах ребёнка ООН, а также на Конституции РФ. Эта Конституция должна поддерживаться взаимным уважением всех учащихся в классе.
1.2. В данной Конституции мы используем следующие понятия:
Право - это возможность осуществления чьих-либо желаний, нужд и свобод, если они не противоречат интересам других людей или законам Конституции страны.
Обязанность - это необходимость, которая нужна для того, чтобы сделать все возможное для обеспечения условий, когда каждый может воспользоваться своими правами. Обязанность - это правила, которым все должны подчиняться.
1.3. Эта Конституция предназначена для людей, принимающих участие в жизни класса.
1.4. Цель данной Конституции - создание лучших условий школьной жизни для всех, кто в ней участвует.
2. Права и обязанности.
2.1. Вступление. Мы создаем права и обязанности для того, чтобы:
- создать порядок и безопасность в классе;
- дети в классе чувствовали себя счастливыми;
- каждый знал и понимал свои права и обязанности, а также пределы своим вольностям;
- основать демократию в классе.
2.2. Права учеников. Каждый ученик имеет право:
- выражать свое мнение;
- выбирать факультативы;
- выбирать кружки, секции;
- писать одну контрольную в день;
- уходить с урока со звонком на перемену;
- получать объяснения своим оценкам;
- исправлять оценки в течение недели;
- подавать обоснованную жалобу в независимую Конфликтную комиссию;
- выбирать учеников в сельский совет, Совет старшеклассников;
- создавать творческие объединения для реализации своих интересов.
2.3. Обязанности учеников. Каждый ученик обязан:
- быть вежливым и хорошо себя вести;
- учиться хорошо;
- подчиняться решениям органов самоуправления в классе;
- не опаздывать на уроки;
- брать все необходимое для уроков в школу;
- записывать и выполнять домашнее задание;
- поддерживать в школе чистоту и порядок, не допускать порчу школьного имущества;
- участвовать в школьных мероприятиях.
2.4. Ученик не имеет права:
- унижать личное достоинство учителя и другого ученика, оскорблять его действием или словом;
- употреблять, распространять, хранить алкогольные и наркотические вещества;
- курить на территории школы во время учебно-воспитательного процесса;
- злоупотреблять доверием учителя, сознательно вводить его в заблуждение.
2.5. Учитель не имеет права:
- использовать оценку для наказания ученика;
-злоупотреблять доверием ученика, сознательно вводить его в заблуждение;
- отказать в получении объяснения оценки ученику.
3. Вынесение решений в классе.
3.1.решения в классе принимаются:
- учениками;
- учителями;
- родителями;
- администрацией.
3.2.Для решения спорных ситуаций в школе создана Конфликтная комиссия. Она действует на основании «Положения о конфликтной комиссии».
4. Изменения в данный документ вносятся на собрании класса или на собрании Совета старшеклассников.
ПОЛОЖЕНИЕ О ВЫБОРАХ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СЕЛЬСКОГО СОВЕТА
1. Общие положения
1.1. Выборы проходят один раз в год.
1.2. В голосовании принимают участие классный руководитель и все ученики класса.
1.3. По результатам выборов председателем сельского совета считается тот кандидат, который набрал наибольшее количество голосов избирателей.
1.4. Любой ученик может выдвинуть свою кандидатуру.
2. Обязанности кандидата на пост председателя сельского совета.
2.1. Определять группу, состоящую из учащихся класса, для работы в органах ученического самоуправления, в случае избрания на пост председателя сельского совета.
2.2. Составлять предвыборную программу в соответствии с существующими нормативно-правовыми документами ученического самоуправления.
2.3. Прекратить в день выборов какую-либо агитацию.
3. Права кандидата на пост председателя.
3.1. До выборов кандидат проводит активную предвыборную кампанию.
3.2. Вместе с группой поддержки (3 человека) вырабатывать стратегию, тактику предвыборной кампании, создавать положительный имидж.
4. В случае нарушения данного положения кандидат снимается с голосования по решению собрания.
ПОЛОЖЕНИЕ О ПРЕДСЕДАТЕЛЕ СЕЛЬСКОГО СОВЕТА.
1. Председатель является руководителем сельского совета. Выбирается согласно Положению о выборах.
2.Обязанности председателя.
2.1. Подчиняться и руководствоваться Уставом школы, Уставом сельского совета, конституцией, Положением о Совете старшеклассников и данным Положением.
2.2. Осуществлять общее руководство по организации деятельности сельского совета.
2.3. Честно и добросовестно защищать и отстаивать интересы учеников класса.
2.4. Курировать обязанности любого члена сельского совета, при отсутствии такого.
2.5 Координировать деятельность, давать поручения органам сельского совета.
2.7. Созывать собрания сельского совета.
2.8. Вести собрания, подписывать решения сельского совета.
2.9. При отсутствии председателя сельского совета, его полномочия и обязанности переходят к заместителю.
3. Права председателя
3.1. На все права, заложенные в Уставе сельского совета и в Положении о Совете старшеклассников.
3.2. Представляет класс в школьных органах, в органах местного самоуправления, в отношениях с должностными лицами органов местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и общественными объединениями, а также со школьниками и гражданами.
4. Председатель может быть перевыбран за несоблюдение Устава, конституции,
бездействие, халатное, не законное, не демократическое отношение к работе.
5. Изменения в данный документ вносятся на собрании сельского Совета и не
должны противоречить настоящему Уставу сельского совета.
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АКТИВЕ КЛАССА
1. Общие положения
1.1. Положения об активе класса – нормативно-правовой акт ученического самоуправления, основанный на Уставе сельского совета, на конституции, Уставе школы, Правилах внутреннего распорядка и данного Положения, подлежащего исполнению учащимися, входящими в актив класса.
1.2. В актив класса входят учащиеся, участвующие в деятельности органов школьного, классного самоуправления учащихся.
1.3. Данное Положение определяет формы и гарантии непосредственного участия школьников в решении вопросов общешкольного и классного значения в области образования, культуры, досуга и творчества.
1.4. Положение об активе класса утверждается на общем собрании учащихся.
2. Цели
2.1.Организация и осуществление самоуправления и самоорганизации в классе среди учащихся.
2.2.Построение демократических, правовых отношений между участниками образовательного процесса в школе.
2.3.Создание условий для расширения выбора школьниками различных видов деятельности, формирование потребностей к саморазвитию и самообразованию.
3. Деятельность актива класса
3.1.Поддержка и реализация инициатив учащихся.
3.2.Распространение опыта ученического самоуправления.
3.3.Повышение нравственного, образовательного, культурного, гражданско-патриотического и физического уровней учащихся.
3.4.Анализирование потребностей и интересов школьников в плане саморазвития личности.
3.5.Организация и проведение собраний, сборов, турниров, культмассовых мероприятий.
3.6.Осуществление дежурства в школе и в классе.
3.7.Выявление лидеров и активистов класса для представительства в общешкольных органах самоуправления, а также для поощрения.
3.8.Контроль за соблюдением данного Положения.
4. Состав и порядок актива класса.
4.1.Высшим органом самоуправления в классе является собрание всех учащихся класса.
4.2.В период между собраниями класса выступает актив класса, состоящий из членов класса, руководствующихся данным Положением.
4.3. Классный руководитель является членом актива класса.
4.4.Руководителем и организатором актива класса является председатель сельского совета (староста).
5. Собрание класса и актива класса.
5.1.Собрание класса проводится не реже одного раза в месяц.
5.2.Собрание актива класса проводится не реже одного раза в неделю.
5.3.Внеочередное собрание актива класса созывается в случаях требующих срочного решения по предложению старосты класса, классного руководителя или не менее 1/3 членов класса.
5.4.На собрании класса и актива класса может присутствовать любой участник образовательного процесса в школе.
6. Структура актива класса
6.1.Собрания актива – орган ученического самоуправления, принимающий решения, обладает правом законодательной инициативы.
6.2.Исполнительный орган – это секторы класса, отвечающие по конкретному направлению деятельности.
Все члены актива класса избираются на одно полугодие.
7. Обязанности актива класса
7.1.Подчиняться решениям сельского совета, Совета старшеклассников, собранию актива класса.
7.2. Проводить собрания актива согласно пункту 5.
7.3. Утверждать планы работы актива, секторов класса (в начале полугодия).
7.4.Отчитываться о проделанной работе, анализировать результаты своей деятельности (по полугодиям).
7.5.Защищать права учащихся класса.
7.6.Все члены актива класса при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей должны действовать в интересах участников образовательного процесса в школе.
8. Член актива класса имеет право:
8.1.Высказывать своё мнение на собраниях органов ученического самоуправления в школе.
8.2.Участвовать в голосовании при принятии решений в классе.
8.3.На все права, заложенные в конституции.
11.5.Предоставлять мнение своего класса в органах ученического самоуправления.
11.6.Быть награждённым по решению собрания класса согласно Положению о поощрении учащихся школы.
11.7.Правотворческой инициативы.
11.8.Получение информации о деятельности органов ученического самоуправления.
11.9.Индивидуального и коллективного обращения в органы ученического самоуправления школы.
11.10.На участие в выборах старосты класса.
12. Статус, символика, знаки почёта
12.1.Статус актива. На основании данного Положения актив класса является органом ученического самоуправления в классе Притокской школы.
12.2.Актив класса вправе иметь свою символику, определяющуюся Положением о символике класса.
12.3.За достижения в различных областях деятельности, способствующих развитию актива класса, учащиеся могут быть награждены Почётной грамотой класса, школы.
Концептуальные основы программы.
Программа предусматривает организацию взаимодействия классного руководителя и детей с учётом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации возможностей детей.
Ведущим средством воспитания становится технология воспитания общественного творчества в условиях КТД. Стержень воспитательной программы - это приобретение жизненных (практических и нравственных) навыков в самодеятельности, совместное с педагогом ежедневное преодоление обыденных трудностей, единение педагога с детьми при обучении их творческому действию, желание совершить которое исходит от самих детей.
Побуждение к деятельности будет происходить через поощрение и раскрытие «малых талантов», имеющихся у каждого ученика. Ведущим принципом воспитания становится принцип воспитания успехом. Суть данного принципа заключается в том, что педагог, работая с ребёнком, должен стремиться как можно глубже понять его, осмыслить особенности и, главное, выделить его достоинства, позитивные стремления, мечты, конструктивные цели и задачи деятельности.
- успешность учащихся – необходимое условие психологического благополучия школьников, основа их здоровья;
- успешность школьников – необходимое условие включения учащихся в деятельность,
- успешность ребенка – необходимое условие социализации человека, развития духовно-ценностной ориентации,
- активизация личности на самореализации, подкреплённая творческими успехами и достижениями, формирование у ребят наглядного представления о своих возможностях задают позитивные тенденции в развитии личности, формируют готовность их к самостоятельному выбору в пользу личностного роста.
Главным направлением воспитательной деятельности становится развитие творческих и организаторских умений учеников в сотрудничестве с педагогом. Опорными моментами выступают:
- совместное планирование творческого дела,
- ученический контроль и проверка хода подготовки и проведения творческого дела,
- распределение временных обязанностей руководства по принципу перемены социальных ролей.
Работа ведётся по следующим направлениям:
Актуальные сферы жизнедеятельности | Название направления |
1. Учение (содействие школьникам в освоении образовательных программ); 2. Общение (обеспечение в ученическом коллективе позитивных межличностных отношений); 3. Труд и творчество (содействие формированию потребностей в творческой деятельности, самоорганизации); 4. Экология (развитие ответственности детей в решении экологических проблем); 5. Здоровье и спорт (содействие в приобретении практических и теоретических знаний, умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья); 6. Патриотизм (воспитание патриотических чувств, содействие приобретению опыта гражданского поведения); 7. Досуговая деятельность (пропаганда полезного отдыха); 8. Безопасность (профилактика детского дорожного травматизма, пожарная безопасность и др.) 9. Правовая деятельность | 1. «Всякое знание превращай в деяние» 2. «Мой дом, мой класс и я - наша дружная семья» 3. «Я творец» 4. «Мы в ответе за планету» 5. «Здоровый образ жизни» 6.«Край, в котором мы живём »
7.«Мир моих увлечений» 8.«Помоги себе сам» 9. «Я имею право» |
Функции занятий с детьми следующие:
обучающая функция – сочинение сценариев, обучение овладению учебными действиями;
просветительская функция – стимулирование интереса к окружающей действительности, чтению, радиопередачам, кинофильмам;
коммуникативная функция – объединение подростков в коллектив, установление эмоциональных контактов, организация творческого сотрудничества;
развивающая функция – гармоничное развитие личностных качеств, расширение кругозора, развитие интеллекта, создание условий для самоутверждения и самореализации;
развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы и организация личного досуга.
Инициативы учеников будут поддерживаться через разнообразные формы поощрения: вручение грамот, дипломов, благодарственных писем, занесение фамилии ученика в буклет достижений по итогам года. Поощряться учащиеся должны по итогам года в порядке рейтинговой системы и по каким-либо отдельным значимым мероприятиям. В направлениях выявляются победители и призёры.
Целевой блок.
Цель программы: создание условий для саморазвития обучающегося как субъекта деятельности, как личности.
Задачи программы:
- создание условий для самовыражения обучающихся,
- формирование «образа успешного человека» как элемента школьной культуры,
- интеграция учебной деятельности и воспитательной работы,
- содействие мотивации у учащихся к участию в делах школы,
- содействие развитию инициативы и творческой активности школьников,
- развитие ключевых компетенций личности (учебной, исследовательской, социально-личностной, коммуникативной, сотрудничества, организаторской деятельности, личностно-адаптивной).
Содержание программы и механизмы реализации.
Содержание программы представлено в виде 9 направлений:
1 направление: «Всякое знание превращай в деяние»
Задачи:
- способствовать выработке навыков учебного труда, системно и целенаправленно учить овладению учебными действиями, контролем и саморегуляцией;
- содействовать развитию познавательных интересов и интеллектуальных умений ребёнка;
- развивать у обучающихся потребность к чтению, учить пользоваться книгой и учебником как источником знаний.
Формы внеклассной работы:
- интеллектуальные игры,
- устные журналы,
- конкурсы чтецов,
- предметные недели,
- викторины, турниры,
- предметные олимпиады и др.
Мониторинг эффективности:
Критерии оценки | Показатели оценки, рейтинговая система | Методика сбора информации |
Четвертные и годовые оценки «4» и «5» во всем предметам | количество «4» и «5»: - если больше «4» чем «5», то присваивается 30 баллов за каждую четверть и год; - если больше «5», чем «4» - 40 баллов; - если одна или две «4», остальные оценки «5» - 50 баллов; - одни «5» - 60 баллов. | анализ классного журнала |
Участие в предметных олимпиадах и предметных конкурсах | Результативность участия в олимпиадах и предметных конкурсах: школьный уровень 3 место – 10 баллов; 2 место – 15 баллов; 1 место – 20 баллов. участие – 5 баллов. муниципальный уровень: 3 место – 25 баллов; 2 место – 30 баллов; 1 место – 35 баллов. участие – 10 баллов. региональный уровень: 3 место – 40 баллов; 2 место – 45 баллов; 1 место – 50 баллов. участие – 20 баллов. Всероссийский и международный уровень: 3 место – 55 баллов; 2 место – 60 баллов; 1 место – 65 баллов. участие – 30 баллов. | мониторинг заместителя директора по учебно-воспитательной работе |
Организация, проведение и участие в КТД | Вклад учащегося в проведение коллективно творческого дела и участие в нём: присваивается от 5 до 20 баллов на усмотрение сельского совета. | наблюдение, опрос |
2 направление: «Мой дом, мой класс и я - наша дружная семья»
Задачи:
- развивать позитивный тон взаимодействия;
- способствовать формированию основ культуры общения, поведения и построения межличностных отношений;
- знакомить учащихся с традициями и обычаями общения разных народов мира;
- развивать коммуникативные навыки.
Формы внеклассной работы:
- конкурс идей и проектов «Класс, в котором хотел бы учиться»
- часы общения,
- практикум по культуре поведения,
- ролевые игры,
- уроки этикета и др.
Мониторинг эффективности:
Быть культурным человеком – норма жизни, поэтому диагностируется уровень нравственной самооценки, культуры поведения. Вклад ученика в организацию и проведение КТД фиксируется в досуговом направлении «Мир моих увлечений».
Критерии оценки | Показатели оценки, рейтинговая система | Методика сбора информации |
Диагностика нравственной самооценки | Выявляется уровень нравственной самооценки, оценка выставляется по результатам анкетирования и наблюдения классного руководителя | анкетирование, наблюдение |
Диагностика этики поведения | Выявляется положительный или отрицательный результат по результатам анкетирования и наблюдения классного руководителя. | анкетирование, наблюдение |
3 направление: «Я творец»
Задачи:
- создать условия для проявления учащимися своей творческой индивидуальности;
- вызвать интерес к выполнению трудовых поручений;
- развить способности адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к чужим достижениям.
Формы внеклассной работы:
- творческие конкурсы: рисунков, плакатов, поделок,
- ярмарки ,
- выставки поделок,
- трудовые акции, десанты, рейды, операции,
- социальные проекты и др.
Мониторинг эффективности:
Критерии оценки | Показатели оценки, рейтинговая система | Методика сбора информации |
Участие в творческих конкурсах | Результативность участия в творческих конкурсах: школьный уровень 3 место – 10 баллов; 2 место – 15 баллов; 1 место – 20 баллов. участие – 5 баллов. муниципальный уровень: 3 место – 25 баллов; 2 место – 30 баллов; 1 место – 35 баллов. участие – 10 баллов. региональный уровень: 3 место – 40 баллов; 2 место – 45 баллов; 1 место – 50 баллов. участие – 20 баллов. Всероссийский и международный уровень: 3 место – 55 баллов; 2 место – 60 баллов; 1 место – 65 баллов. участие – 30 баллов. | мониторинг педагога-организатора, кл. рук. |
Участие в трудовых делах | Эффективность участия ученика в трудовых делах: присваивается от 5 до 20 баллов на усмотрение Советов дел. | наблюдение, опрос |
Организация, проведение и участие в КТД | Вклад учащегося в проведение коллективно творческого дела и участие в нём: присваивается от 5 до 20 баллов на усмотрение Совета дел. | наблюдение, опрос |
4 направление: «Мы в ответе за планету»
Задачи:
- формировать потребность бережного отношения к природе, ресурсам, проявлять заботу о «братьях наших меньших»;
- воспитывать осознанное понимание экологической культуры человека;
- формировать умения и навыки поведения в экстремальных ситуациях;
- обучение психологической подготовке к предупреждению опасных ситуаций.
Формы внеклассной работы:
- акция «Защита от экологической опасности»,
- аукционы знаний, например о цветах, животных и др.,
- экологические игры,
- конкурсы на лучший осенний букет.
Мониторинг эффективности:
Критерии оценки | Показатели оценки, рейтинговая система | Методика сбора информации |
Участие в экологических акциях | Вклад учащегося в проведение экологической акции и участие в ней: присваивается от 5 до 20 баллов на усмотрение сельского совета | наблюдение, опорос |
Участие в экологических конкурсах | Результативность участия в экологических конкурсах: школьный уровень 3 место – 10 баллов; 2 место – 15 баллов; 1 место – 20 баллов. участие – 5 баллов. муниципальный уровень: 3 место – 25 баллов; 2 место – 30 баллов; 1 место – 35 баллов. участие – 10 баллов. региональный уровень: 3 место – 40 баллов; 2 место – 45 баллов; 1 место – 50 баллов. участие – 20 баллов. Всероссийский и международный уровень: 3 место – 55 баллов; 2 место – 60 баллов; 1 место – 65 баллов. участие – 30 баллов. | мониторинг педагога-организатора |
Организация, проведение и участие в КТД | Вклад учащегося в проведение коллективно творческого дела и участие в нём: присваивается от 5 до 20 баллов на усмотрение сельского совета. | наблюдение, опрос |
5 направление: «Здоровый образ жизни»
Задачи:
- способствовать пониманию учащимися значения ценности физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
- расширять знания социально-биологических, психологических основ здорового образа жизни;
- воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности;
- формировать убеждение, что для достижения жизненных и профессиональных целей необходимо заниматься спортом.
Формы внеклассной работы:
- праздники здоровья и спорта,
- Дни здоровья,
- спортивные соревнования,
- ведение портфолио спортивных рекордов,
Мониторинг эффективности:
Критерии оценки | Показатели оценки, рейтинговая система | Методика сбора информации |
Участие в спортивных соревнованиях | Результативность участия в спортивных соревнованиях: школьный уровень 3 место – 10 баллов; 2 место – 15 баллов; 1 место – 20 баллов. участие – 5 баллов. муниципальный уровень: 3 место – 25 баллов; 2 место – 30 баллов; 1 место – 35 баллов. участие – 10 баллов. региональный уровень: 3 место – 40 баллов; 2 место – 45 баллов; 1 место – 50 баллов. участие – 20 баллов. Всероссийский и международный уровень: 3 место – 55 баллов; 2 место – 60 баллов; 1 место – 65 баллов. участие – 30 баллов. | мониторинг педагога-организатора и учителя физической культуры |
Организация, проведение и участие в КТД | Вклад учащегося в проведение коллективно творческого дела и участие в нём: присваивается от 5 до 20 баллов на усмотрение Совета дел. | наблюдение, опрос |
6 направление: «Край, в котором мы живём »
Задачи:
- помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила;
- углубить знания об истории, традициях, культуре народов России, о своём родном крае, своей семье;
- воспитывать гордость за свою Родину, уважение к патриотам своей земли, защитникам земли Русской;
- способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;
- воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.
Формы внеклассной работы:
- уроки мужества,
- организация встреч с ветеранами,
- торжественные линейки памяти,
- Дни воинской славы,
- тематические вечера, например «В жизни всегда есть место подвигу»,
- сбор материала по истории села и др.
Мониторинг эффективности:
Критерии оценки | Показатели оценки, рейтинговая система | Методика сбора информации |
Участие в акции «Уважай старость», социальном проекте «Я – гражданин России» и др. | Результативность участия в патриотических мероприятиях: школьный уровень 3 место – 10 баллов; 2 место – 15 баллов; 1 место – 20 баллов. участие – 5 баллов. муниципальный уровень: 3 место – 25 баллов; 2 место – 30 баллов; 1 место – 35 баллов. участие – 10 баллов. региональный уровень: 3 место – 40 баллов; 2 место – 45 баллов; 1 место – 50 баллов. участие – 20 баллов. Всероссийский и международный уровень: 3 место – 55 баллов; 2 место – 60 баллов; 1 место – 65 баллов. участие – 30 баллов. | мониторинг педагога-организатора |
Организация, проведение и участие в КТД | Вклад учащегося в проведение коллективно творческого дела и участие в нём: присваивается от 5 до 20 баллов на усмотрение Совета дел. | наблюдение, опрос |
Участие в школьных социальных проектах | Результативность участия в школьных социальных проектах «Открытка ветерану» и др. Присваивается до 20 баллов на усмотрение сельского совета. | наблюдение, опрос |
7 направление: «Мир моих увлечений»
Задачи:
- развитие интереса учеников к внеклассной деятельности;
- привитие навыков активного и полезного отдыха;
- способствовать проявлению учащимися самостоятельности, ответственности, искренности, открытости.
Формы внеклассной работы:
- игры большой, средней, малой подвижности,
- фестивали,
- праздники и др.
Мониторинг эффективности:
Критерии оценки | Показатели оценки, рейтинговая система | Методика сбора информации |
Организация, проведение и участие в КТД | Вклад учащегося в проведение коллективно творческого дела и участие в нём: присваивается от 5 до 20 баллов на усмотрение сельского совета | наблюдение, опрос |
Выявление организаторских способностей | Оценивается умение организовать дело, личная инициатива: присваивается от 5 до 20 баллов на усмотрение сельского совета (рейтинг популярности). | наблюдение |
8 направление: «Помоги себе сам»
Задачи:
- сформировать интеллектуальную и коммуникативную подготовку учащихся к личной безопасности жизни;
- инструктировать детей по правилам безопасного поведения в окружающей его среде;
- повышение самосознания учащихся через разнообразные формы работы.
Формы внеклассной работы:
- конкурсы рисунков, фотографий,
- викторина по ПДД,
- оформление уголков безопасности и др.
Мониторинг эффективности:
Критерии оценки | Показатели оценки, рейтинговая система | Методика сбора информации |
Участие в конкурсах по ПДД | Результативность участия в конкурсах по ПДД: школьный уровень 3 место – 10 баллов; 2 место – 15 баллов; 1 место – 20 баллов. участие – 5 баллов. муниципальный уровень: 3 место – 25 баллов; 2 место – 30 баллов; 1 место – 35 баллов. участие – 10 баллов. региональный уровень: 3 место – 40 баллов; 2 место – 45 баллов; 1 место – 50 баллов. участие – 20 баллов. Всероссийский и международный уровень: 3 место – 55 баллов; 2 место – 60 баллов; 1 место – 65 баллов. участие – 30 баллов. | мониторинг педагога-организатора |
Организация, проведение и участие в КТД | Вклад учащегося в проведение коллективно творческого дела и участие в нём: присваивается от 5 до 20 баллов на усмотрение Совета дел. | наблюдение, опрос |
Отсутствие нарушений на дорогах | Отсутствие информационных писем ГИБДД, подтверждающих нарушение. Если таковы имеются, то ученик не может претендовать на победу. | Статистика ГИБДД |
9 направление: «Я имею право»
Задачи:
- развитие интереса учеников к правовой деятельности;
- воспитание законопослушных граждан;
- способствовать развитию навыков самоуправления.
Формы внеклассной работы:
- беседы,
- референдумы,
- слёты ДОО.
Мониторинг эффективности:
Критерии оценки | Показатели оценки, рейтинговая система |
Участие в конкурсах по правам человека | Результативность участия в конкурсах: школьный уровень 3 место – 10 баллов; 2 место – 15 баллов; 1 место – 20 баллов. участие – 5 баллов. муниципальный уровень: 3 место – 25 баллов; 2 место – 30 баллов; 1 место – 35 баллов. участие – 10 баллов. региональный уровень: 3 место – 40 баллов; 2 место – 45 баллов; 1 место – 50 баллов. участие – 20 баллов. Всероссийский и международный уровень: 3 место – 55 баллов; 2 место – 60 баллов; 1 место – 65 баллов. участие – 30 баллов. |
V Этапы реализации программы.
этап | содержание деятельности | сроки | ответственные |
I этап Диагностический | 1) Формирование целевой установки, выработка главных ориентиров в организации воспитательного процесса, 2) диагностика личностных качеств, интересов учащихся, педагогов, родителей, состояния условий и постановка проблемы. | сентябрь 2006 г. | Классный руководитель МашинаН.П. |
II этап Прогностический | 1) Постановка целей и задач, отбор содержания деятельности, наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия, 2) предварительная работа классного руководителя: определение роли творческих дел в жизни класса, постановка задач, разработка вариантов творческих дел как примеров для выбора учениками построения перспективы возможного творческого дела. | сентябрь 2006 г. | Классный руководитель МашинаН.П., педагог-организатор Ильина М.В. |
III этап Организационный | 1) Совместное с учениками планирование жизни класса на значительную перспективу (учебный год), 2) реализация концепции программы 3) развитие классного коллектива, рождение коллективных традиций, 4) выступление на совещаниях, педагогических советах, посвящённых системе воспитания. | сент. (ежегодно)
| Классный руководитель Машина Н.П. |
IV этап Практический | 1) Создание системы воспитательной работы, 2) преодоление несоответствий, реформирование компонентов данной программы, 3) укрепление и накопление классных традиций, 4) усиление внимания к развитию личности обучающихся, 5) отработка единой воспитатель-ной системы класса, 6) анализ результатов мониторинга воспитательной работы. | I полуг. 2007 - 2013 г. | Классный руководитель Машина Н.П. |
V этап Обобщающий, демонстрац. |
3) анализ реализации программы, определение перспектив дальней-ших действий. | II полуг. 2007 - 2013г. | Классный руководитель Машина Н.П.. |
VI Прогнозируемые результаты.
1. «Всякое знание превращай в деяние!»
- разить потребность в самостоятельном добывании новых знаний,
- увеличение числа учащихся, желающих принять участие в интеллектуальных конкурсах.
2. «Мой дом, мой класс и я - наша дружная семья»
- овладение учащимися умениями и навыками культуры общения, организационными навыками,
- овладение учениками культуры поведения в конфликтных ситуациях,
- делать морально-нравственной выбор в жизненных ситуациях и отстаивать его.
3. «Я творец»
- умение строить свою жизнь по законам гармонии и красоты,
- овладение учащимися навыками самообслуживания.
4. «Мы в ответе за планету»
- готовность жить по законам красоты, воспринимать, оценивать и беречь прекрасное в природе.
5. «Здоровый образ жизни»
- понимать значение физической культуры в жизни;
- иметь практические и теоретические знания, умения и навыки, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья;
- уметь использовать опыт и знания, приобретенные на занятиях в своей личной деятельности.
6. .«Край, в котором мы живём »
- усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения.
7. .«Мир моих увлечений»
- повышение социальной активности учащихся на уровне школы, города и др.
- воспитать у учащихся активную жизненную позицию
8.«Помоги себе сам»
- сформировать жизненную позицию ребёнка,
- использовать знания в экстремальных ситуациях.
9. «Я имею право»
VII Мониторинг эффективности программы.
Показатели | Методики изучения |
Сформированность познавательного потенциала личности учащегося: 1.Освоение учащимися образовательной программы 2. Развитость мышления 3. Познавательная активность учащихся 4.Сформированность учебной деятельности. | 1.Cтатистический анализ текущей и итоговой успеваемости 2.Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка 3.Метод экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся 4.Педагогическое наблюдение. |
Сформированность нравственного потенциала личности учащегося: 1. Нравственная направленность личности 2. Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду. |
|
Сформированность коммуникативного потенциала личности ученика: 1. Коммуникабельность 2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся 3. Знание этикета поведения |
|
Сформированность эстетического потенциала ученика 1.Развитость чувства прекрасного 2. Сформированность других эстетических чувств |
|
Сформированность физического потенциала ученика 1. Состояние здоровья 2. Развитость физических качеств личности |
|
Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе 1. Комфортность ребенка в школе 2. Эмоционально-психологическое положение ученика в классе | 1. Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью" 2. Методики "Наши отношения", "Психологическая атмосфера в коллективе" 3.Социометрия |
Сформированность классного коллектива 1. Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе 2. Развитость самоуправления 3.Сформированность совместной деятельности |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «Узнай, сотвори, утверди, прояви!»
Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана мною на период с 2010г. по 2013г. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его о...
Программа воспитательной работы структурного подразделения образовательного учреждения "Лагерь с дневным пребыванием" "ЛУЧИК"
Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Спортивно-оздоровительное направление ...
"Мы молоды, веселы, талантливы!" Программа воспитательной работы в 7-9 классах.
Данная программа воспитательной работы в помощь классному руководителю 7 класса. "Мы молоды, веселы, талантливы!" создана вместе с учащимися. В программе учитываются все современные направления воспит...
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "ЛЕСТНИЦА УСПЕХА"
Концепция программы ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности оп...
Программа воспитательной работы. Развитие личности в процессе творчества и сотрудничества.
Программа рассчитана на четыре года (5- 8 классы)....
Конкурс "Самый классный классный" ПРОГРАММА воспитательной работы "Миром правит доброта", ПЛАНЫ воспитательной работы
Программа и планы воспитательной работы...
Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса
Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...
Комментарии
На основании школьной
На основании школьной программы мною составлена программа: «Формирование ценностного отношения к жизни и к своему «я»». Возрастной состав детей: 11-17 лет. Программа рассчитана на 7 лет: 5-11 классы и условно делятся на 4 этапа.
Первый этап – 5,6 классы. На первом этапе преобладает деятельность по изучению класса: интересов, потребностей, и других личностных характеристик; по проектированию желаемого образа класса, определению направления развития, поиск общих интересов.
Второй этап – 7,8 классы. Здесь особое внимание уделяется укреплению межличностных отношений, «выращиванию» традиций классного коллектива.
Третий этап – 9 класс. Развитие самоуправленческих начал. Доминирующий вид совместной деятельности формирует индивидуальность (лицо) класса. Четвёртый этап – 10,11 классы. Развитие самоуправления. Поиск новых идей, стараться сделать так, чтобы лучшее в жизни класса стало достоянием школьного коллектива (оставить "добрый след").