Программа организации воспитательной деятельности
методическая разработка по теме
Программа по работе с родителями, целью которой является создание открытой социально-педагогической системы класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_roditelyami.doc | 176 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Берёзовская средняя общеобразовательная школа»
Программа организации воспитательной деятельности
Разработчик: классный руководитель
МБОУ «Березовская СОШ»
Никифорова
Лариса Александровна
с. Берёзовка, 2012 год
Содержание1. Пояснительная записка.…………………………………………………………1-2
2. Цели и задачи программы…………………………………………………………3
3. Содержание программы……………………………………………………………..4
3.1. Содержание работы………………………………………………………………4
3.2. Формы реализации программы…………………………………………………..5
3.3. Этапы реализации программы………………………………………………….6-7
3.4. Мероприятия по совместной работе классного руководителя, родителей и
детей…………………………………………………………………………………6-32
4. Ожидаемые результаты реализации программы………………………………..33
5. Способы оценки эффективности программы……………………………………34
Литература…………………………………………………………………………35-36
- Пояснительная записка
Семья имеет закреплённую обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами структуру, в рамках которой объединяется многообразие отношений. Ребёнок испытывает влияние семьи на протяжении многих лет, если не всю жизнь. В семье он приобретает знания, умения и навыки в различных областях, прежде всего в области общения, человеческих отношений. Только в семье ребёнок получает опыт семейной жизни. У него складываются нравственные чувства, он приобретает то или иное представление о добре и зле, о чести, порядочности, долге и т. д. Каким вырастет ребёнок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений.
«Я,- писал драматург и писатель Виктор Розов,- придаю семье значение чрезвычайное. Это точка опоры. Нет семьи - растёт сорная трава под названием перекати-поле. Дом- это место, переступая порог которого ты сбрасываешь всю свою тяжкую ношу дня, расслабляешься, отдыхаешь, набираешься сил для дня грядущего. И сколько бы мне не говорили о воспитательном значении школы и других организаций, всё-таки основы формирования духовного мира человека начинаются в семье».
В условиях динамического изменения образа жизни нашего общества, когда утрачены многие традиции российского семейного воспитания, высок уровень распада семей (из 25 учащихся нашего класса 11 живут в неполных семьях), многие дети не ощущают ценности семейных отношений. Сегодня в нашем селе из-за сложившихся экономических условий многие родители, чтобы обеспечить семью, вынуждены много работать и вести большое подсобное хозяйство. Им физически не хватает времени на воспитание детей. А у родителей, которые имеют время и желание заниматься детьми, часто отсутствуют элементарные знания.
Сегодня налицо психолого-педагогическая безграмотность многих наших родителей. Есть, к сожалению, такие мамы и папы, которые самоустраняются от воспитания собственных детей, многие бросают их на воспитание бабушкам и дедушкам. Именно поэтому работа школы с семьёй столь необходима. Позитивные изменения, отвечающие интересам детей, их воспитанию и личностному развитию, происходят лишь там, где классный руководитель объединяет свои профессиональные усилия с усилиями родителей, помогает семьям в их культурном и духовном развитии, содействует укреплению взаимопонимания родителей и детей.
Наиболее актуальным на сегодняшний день становится повышение педагогической культуры родителей как основы раскрытия творческого потенциала, совершенствования семейного воспитания. В повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль призван сыграть родительский всеобуч. Семейный кодекс, закон «Об образовании», «Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года» подчёркивают исключительную роль семьи в решении задач воспитания. В «Концепции демографической политики РФ на период до 2015 года» в качестве одной из приоритетных задач выделяется всестороннее укрепление института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и её нормальной социализации.
Данные документы определяют следующие задачи формирования позиции, субъектности родителей, семейного воспитания: забота о здоровье детей, общекультурном и интеллектуальном развитии, подготовка к самовоспитанию и саморазвитию, трудовое воспитание и помощь в выборе профессии и т. п.
Работа с родителями направлена на организацию сотрудничества с семьёй в интересах ребёнка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребёнка, его психофизических особенностей, выработку единых требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии.
А что нужно сделать, чтобы это сотрудничество состоялось? Нужно постараться построить доверительные взаимоотношения между классным руководителем и родителями, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиваться успеха, уверенность в своих силах. Убеждена, что родители должны быть не только участниками всех творческих дел класса, но и активными организаторами всей жизнедеятельности класса.
2. Цели и задачи программы
Целью программы является создание открытой социально-педагогической системы класса.
Задачи:
- создать систему психолого-педагогического просвещения родителей;
- способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;
- создавать условия для духовного общения детей и родителей, сплочения в единый крепкий коллектив;
- преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации.
Участники реализации программы:
В реализации программы принимают участие классный руководитель, родители, дети, квалифицированные специалисты: психолог, валеолог, социальный педагог, учителя-предметники, заместитель директора по воспитательной работе, вожатая.
Сроки реализации программы: 2010 - 2014 г.
3. Содержание программы
Основные ценности:
- чувство ответственности за семью;
- традиции и опыт предков;
- отношение к семье как основе жизни;
- любовь, уважение членов семьи, забота друг о друге;
- душевность и духовность в отношении членов семьи друг к другу.
Принципы совместной деятельности
классного руководителя, родителей, детей:
- обращение к чувству родительской любви и уважения его;
- высокое уважение личности родителей, как отца и матери, их трудовой деятельности (соблюдение данного принципа помогает классному руководителю прийти к лучшему взаимопониманию не только с родителями, но и с детьми. Они любят своих родителей, и неуважительное отношение к ним больно ранит их душу и отталкивает от педагога);
- принцип партнёрства классного руководителя и родителей в воспитании детей;
- отказ от репрессивного характера общения классного руководителя с родителями.
- Содержание работы:
- Диагностика семейного воспитания учащихся, положения детей в семье, условий их жизни:
- создание «социального паспорта семьи» учащихся;
- раннее выявление семей «группы риска», посещение этих семей совместно с инспектором ПДН
- Регулярное проведение родительского всеобуча.
- Проведение индивидуальных и групповых консультаций:
- беседы для предупреждения конфликтных ситуаций;
- своевременное направление на консультацию к специалистам;
- Привлечение родителей к сотрудничеству по всем направлениям деятельности:
- помощь в организации классных часов;
- помощь в проведении творческих дел;
- помощь в проведении спортивных мероприятий;
- помощь в организации кружков, экскурсий, поездок
- Организация совместного творчества детей и родителей:
- классные и школьные КТД;
- классные и общешкольные вечера, праздники;
- кружки, секции;
- экскурсии, походы
- выпуск праздничных и предметных газет
- Поощрение родителей, активно участвующих в жизни класса.
- Привлечение к работе родительского комитета, психолога, валеолога, социального педагога и других специалистов (по мере необходимости)
- Формы реализации программы
Интерактивная: диагностика, дискуссии, семинары, круглые столы, конференции, вечера вопросов и ответов, консультации специалистов и т.п.
Традиционная: родительские собрания (классные, общешкольные), родительские клубы, семейные спортивные и интеллектуальные состязания, праздники, творческие конкурсы и т.д.
Просветительская: использование СМИ (демонстрация видеоматериалов, слайдов) для освещения проблем воспитания и обучения детей), организация родительского всеобуча, выпуск информационных листков, оформление уголка для родителей.
- Этапы реализации программы
- Анализ первичной информации о детях, родителях, о классе в целом (беседа с предыдущим классным руководителем Атрошенко В. Н., наблюдение, посещение семьи);
- Формирование творческой группы по реализации программы с целью выявления и определения проблемы, причин ее возникновения;
- Изучение состояния проблемы и постоянное отслеживание результатов её решения (разработка критериев, показателей для отслеживания результатов реализации программы);
- Комплексная диагностика семьи с целью анализа межличностных отношений детей и родителей, семейных обязанностей и прав;
- Составление и утверждение плана мероприятий по совместной деятельности классного руководителя, родителей и детей;
- Анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности, подведение итогов и коллективное планирование на новый учебный год.
Состав творческой группы:
- классный руководитель Никифорова Л.А.
- предыдущий классный руководитель Атрошенко В.Н.
- родительский комитет;
- психолог, социальный педагог, валеолог
Методы изучения семьи:
-наблюдение
-беседа
-тестирование ( «Я и мой ребенок», «Отец семейства», «Пытаетесь ли вы понять своего ребенка» и т.д.)
-анкетирование ( «Характер моего ребенка», «Общение в семье», «Хороший ли вы родитель», «Я в семье», «Диагностика воспитательных возможностей семьи», пакет анкет «Семейный альбом самодиагностики» и т.д.)
- деловая игра
- анализ детских рисунков, рассказов о семье, других предметов творчества.
Результаты диагностики:
- из 25 учеников 11 воспитываются в неполных семьях;
- недостаточная правовая и психолого-педагогическая компетентность родителей;
- недостаточная информированность родителей о жизни класса, о ценностных ориентациях и достижениях, о жизнедеятельности собственного ребёнка в стенах школы;
- недооценка активности родителей по отношению к школе (оказывается, что очень многие родители готовы к сотрудничеству в разной степени и в разных формах- надо лишь умело направить их энергию в нужное русло);
- желание детей больше проводить времени со своими родителями, устраивать совместные родительские собрания, праздники, вечера, спортивные соревнования.
- Мероприятия по совместной работе классного руководителя,
родителей и детей на 2010-2011 учебный год
Направление | Цель, задачи | Формы работы | Сроки |
Работа классного руководителя с родителями | Цель: Создание условий для формирования активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи. Задачи: Содействовать сплочению родительского коллектива, повышению их педагогической культуры, вовлечению в управление процессом воспитания детей. Использовать активные формы организации психолого-педагогического просвещения родителей. Развивать интерес родителей к педагогической и психологической литературе. Способствовать формированию у родителей стремления к изучению и пониманию своего ребёнка. Развивать у родителей интерес к участию в подготовке и проведении родительских собраний, лекций, конференций и т.д. |
Тематические конференции (например: «Традиции чтения в нашей семье», спектакль по сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев») Родительские собрания: круглый стол («Трудности адаптации пятиклассников в новых условиях обучения»), семейный клуб («О детском одиночестве»), семейный праздник («Неразлучные друзья – дети и родители»). Составление социального паспорта семей. Работа консультационных пунктов ((консультации психолога, валеолога, врача и т.д.). Сотрудничество с родителями- отцами, направленное на повышение их авторитета Индивидуальная работа с детьми и родителями | 1 раз в четверть 2 раза в год в течение года 1 раз в год по запросам родителей постоянно постоянно в течение года |
Совместная деятельность родителей и детей | Цель: развитие семейного сотрудничества родителей и детей, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордость за свою семью. Задачи: Сделать родителей союзниками в расширении кругозора учащихся, развитии творческих способностей, создании базы для интеллектуального развития детей. Создавать условия для формирования у детей уважительного отношения к своему дому, семье. Способствовать сближению взрослых и детей, формированию положительных эмоций, потребности к творчеству у родителей и детей. | Тематические классные часы, посвящённые истории рода и семьи («Откуда начинается мой род», «Военная летопись моей семьи», «Традиции нашей семьи», «Рабочий день моих родителей») Творческие отчеты детей по предметам, выпуск предметных газет.
Совместные олимпиады. 5. Участие родителей в организации кружков(кружок «Сценическое мастерство») 6. Родительский урок | В течение года В течение года май |
Организация совместной досуговой деятельности | Цель: создание условий для формирования культуры общения родителей и детей, расширение поля позитивного общения в семье. Задачи: Содействовать выявлению интересов, увлечений и способностей родителей и детей, укреплению духовной связи родителей с детьми. Демонстрировать родителям необходимость обсуждения нравственных тем в семье, формировать нравственную культуру семьи. Планировать совместную деятельность родителей и детей по формированию здорового образа жизни | 1.Организация совместных праздников: День улицы Праздник семейного пирога Праздник «Чтобы старость была в радость», концерт для бабушек и дедушек. Семейный новогодний огонек День матери «А ну-ка, мамочки!» День отца Туристические походы «Эстафета поколений», экскурсии по г. Барнаулу, посещение театра, музеев, кинотеатров Музыкальный семейный конкурс «Любимые песни бабушек, мам, девочек» Спортивный праздник «Мама, папа, я –спортивная семья» | сентябрь май октябрь декабрь ноябрь февраль в течение года март апрель |
Совместная трудовая деятельность Работа с неблагополуч ными семьями | Цель: организация общественно значимой деятельности родителей и детей. Задачи: Воспитание отношения к труду как высшей ценности, развитие потребности в творческом труде. Воспитание социально значимой целеустремлённости в трудовых отношениях. Воспитание ответственности за порученное дело. Развивать инициативу взрослых и детей по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании престарелым людям, ветеранам войны и труда.
Оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании детей.
| 1.Оформление кабинета, классного уголка, информационного уголка для родителей, ремонт класса. Благоустройство и озеленение школьной территории. Смотр-конкурс «Экология двора» Помощь ветеранам войны и труда «Ветеран живёт рядом». Изготовление поделок, сувениров, подарков для ветеранов, учителей, учащихся начальных классов, изготовление декораций, костюмов к праздникам, кружку «Сценическое мастерство» Изучение семей, требующих особого внимания. Посещение семей, изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношения с членами семьи. Индивидуальные беседы с родителями. Выработка практических рекомендаций по воспитанию детей в семьях, требующих особого внимания. Привлечение родителей к общественной работе в классе, школе, включение их в воспитательную работу класса. Контроль за отношением к детям в семьях, требующих особого внимания. Привлечение совета школы, комиссии по делам несовершеннолетних в работе с семьями. Консультационные дни специалистов. | сентябрь-октябрь май- июнь сентябрь май летняя практика октябрь в течение года в течение года в течение года по необходимости |
- Мероприятия по совместной работе классного руководителя,
родителей и детей на 2011-2012 учебный год
Направление | Цель, задачи | Формы работы | Сроки |
Работа классного руководителя с родителями | Цель: создание условий для формирования активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи. Задачи: 1.Использовать активные формы организации психолого-педагогического просвещения родителей. 2.Содействовать сплочению родительского коллектива, повышению их педагогической культуры, вовлечению в управление процессом воспитания детей. 3.Способствовать формированию у родителей стремления к изучению и пониманию своего ребёнка. 4.Содействовать сплочению родительского коллектива, повышению их педагогической культуры, вовлечению в управление процессом воспитания детей. 5.Развивать интерес родителей к педагогической и психологической литературе. 6.Способствовать формированию у родителей стремления к изучению и пониманию своего ребёнка. 7.Развивать у родителей интерес к участию в подготовке и проведении родительских собраний, лекций, конференций и т.д. | Родительский лекторий (например: «Национальные традиции в семейном воспитании», «Творческие отчеты детей перед родителями», «Психофизиологические особенности детей данного возраста») Тематические конференции (например: «Общаться с ребенком. Как? », ) Родительские собрания: круглый стол «Первые проблемы подросткового возраста», семинар «Положительные эмоции и их значение в жизни человека», разговор по душам «Дорогое слово- отец», семейный капустник «А мамины глаза всегда глядят с волнением за нами», дискуссия «Физическое развитие школьников», день открытых уроков в классе Составление социального паспорта семей. Работа консультационных пунктов (консультации психолога, валеолога, врача и т.д.). Сотрудничество с родителями- отцами, направленное на повышение их авторитета Индивидуальная работа с детьми и родителями; Рейды в семьи «трудных» учащихся и неблагополучных родителей. | 1 раз в четверть 2 раза в год не реже 1 раза в четверть в течение года |
Совместная деятельность родителей и детей | Цель: развитие семейного сотрудничества родителей и детей, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордость за свою семью. Задачи: 1.Создавать условия для формирования у детей уважительного отношения к своему дому, семье. 2.Сделать родителей союзниками в расширении кругозора учащихся, развитии творческих способностей, создании базы для интеллектуального развития детей. 3.Способствовать сближению взрослых и детей, формированию положительных эмоций, потребности к творчеству у родителей и детей. | Тематические классные часы, посвящённые истории рода и семьи («История создания семьи моих родителей», «Бабушкины рассказы о детстве», «Профессии наших родителей», «Судьба семьи в судьбе России. Моя родословная») Творческие отчеты детей по предметам, выпуск предметных и праздничных газет. Родительско-ученическая викторина «Одиссея разума» Участие родителей и учащихся в экологической акции «Поможем птицам» | в течение года в течение года ноябрь март-апрель |
Организация совместной досуговой деятельности | Цель: создание условий для формирования культуры общения родителей и детей, расширение поля позитивного общения в семье. Задачи: 1.Демонстрировать родителям необходимость обсуждения нравственных тем в семье, формировать нравственную культуру семьи. 2.Содействовать выявлению интересов, увлечений и способностей родителей и детей, укреплению духовной связи родителей с детьми. 3.Планировать совместную деятельность родителей и детей по формированию здорового образа жизни | Организация совместных праздников: КВН День моего ребенка Презентация семьи «А ну-ка, бабушки!» (концерт) Чайные церемонии День семьи День театра Туристические походы «Эстафета поколений», лыжные походы, экскурсии Спортивный праздник «Спортсмены нашего класса» | |
Совместная трудовая деятельность Профилактика негативного семейного воспитания. | Цель: организация общественно значимой деятельности родителей и детей. Задачи: 1.Воспитание социально значимой целеустремлённости в трудовых отношениях. 2.Воспитание отношения к труду как высшей ценности, развитие потребности в творческом труде. 3.Воспитание ответственности за порученное дело. 4.Развивать инициативу взрослых и детей по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании престарелым людям, ветеранам войны и труда. 1.Оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании детей. 2.Установление связи с правоохранительными и другими заинтересованными органами по охране прав детей и семьи в целом.
|
1. Изучение семей, требующих особого внимания. Посещение семей, изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношения с членами семьи. 2. Индивидуальные беседы с родителями. Выработка практических рекомендаций по воспитанию детей в семьях, требующих особого внимания. 3. Привлечение родителей к общественной работе в классе, школе, включение их в воспитательную работу класса. 4. Контроль за отношением к детям в семьях, требующих особого внимания. 5. Привлечение совета школы, комиссии по делам несовершеннолетних в работе с семьями. 6. Консультационные дни специалистов. | сентябрь май октябрь в течение года в течение года в течение года по необходимости |
- Мероприятия по совместной работе классного руководителя,
родителей и детей на 2012-2013 учебный год
Направление | Цель, задачи | Формы работы | Сроки |
Работа классного руководителя с родителями | Цель: Создание условий для формирования активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи. Задачи: 1.Содействовать сплочению родительского коллектива, повышению их педагогической культуры, вовлечению в управление процессом воспитания детей. 2.Использовать активные формы организации психолого-педагогического просвещения родителей. 3.Развивать интерес родителей к педагогической и психологической литературе. 4.Способствовать формированию у родителей стремления к изучению и пониманию своего ребёнка. 5.Развивать у родителей интерес к участию в подготовке и проведении родительских собраний, лекций, конференций и т.д. | Родительский лекторий (например: «Развитие индивидуальных наклонностей и способностей детей», «Вопросы охраны прав детей», «Профилактика заболеваний и вредных привычек», «Творческие отчеты детей перед родителями») Педагогические чтения «Как воспитывать у юношей и девушек отношение к любви на примере отношений между родителями » (из книги В.А. Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека») Родительские собрания: семинар-практикум «Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации», родительские чтения «Детские шалости во взрослой жизни» ( по материалам периодической печати, видеоматериалам). Разговор по душам «Агрессия, ее причины и последствия », форум детей и родителей « Нравственные уроки моей семьи» Составление социального паспорта семей. Работа консультационных пунктов (консультации психолога, валеолога, врача и т.д.). Индивидуальная работа с детьми и родителями; работа с неблагополучными семьями. | 1 раз в четверть не реже 1 раза в четверть |
Совместная деятельность родителей и детей | Цель: развитие семейного сотрудничества родителей и детей, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордость за свою семью. Задачи: 1.Сделать родителей союзниками в расширении кругозора учащихся, развитии творческих способностей, создании базы для интеллектуального развития детей. 2.Создавать условия для формирования у детей уважительного отношения к своему дому, семье. 3.Способствовать сближению взрослых и детей, формированию положительных эмоций, потребности к творчеству у родителей и детей. |
Творческие отчеты детей по предметам, выпуск предметных и праздничных газет. Викторины «Счастливый случай» и « По тропам родного края » | в течение года |
Организация совместной досуговой деятельности | Цель: создание условий для формирования культуры общения родителей и детей, расширение поля позитивного общения в семье. Задачи: 1.Содействовать выявлению интересов, увлечений и способностей родителей и детей, укреплению духовной связи родителей с детьми. 2.Демонстрировать родителям необходимость обсуждения нравственных тем в семье, формировать нравственную культуру семьи. 3.Планировать совместную деятельность родителей и детей по формированию здорового образа жизни | Организация совместных праздников: Фестиваль совместного творчества детей и родителей «Мир наших увлечений» Праздничный концерт для мам, конкурс газет «Нет женщины прекраснее на свете, чем женщина с младенцем на руках»
День рождения нашего класса Праздник славянской письменности и культуры. День беззаботного смеха ( 1 апреля) 2.Туристические походы «По тропам родного края», лыжные походы, посещение ледового катка, экскурсии, поездка в Горный Алтай 3.Соревнование между отцами и сыновьями «Мужчины на поверке» | октябрь ноябрь март декабрь май апрель февраль |
Совместная трудовая деятельность Профилактика негативного семейного воспитания. | Цель: организация общественно значимой деятельности родителей и детей. Задачи: 1.Воспитание отношения к труду как высшей ценности, развитие потребности в творческом труде. 2.Воспитание социально значимой целеустремлённости в трудовых отношениях. 3.Воспитание ответственности за порученное дело. 4.Развивать инициативу взрослых и детей по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании престарелым людям, ветеранам войны и труда. 1.Оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании детей. 2.Установление связи с правоохранительными и другими заинтересованными органами по охране прав детей и семьи в целом.
| 1.Оформление кабинета, классного уголка, информационного уголка для родителей, ремонт класса 2.Благоустройство и озеленение школьной территории 3.Помощь ветеранам войны и труда 1.Изучение семей, требующих особого внимания. Посещение семей, изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношения с членами семьи. 2.Индивидуальные беседы с родителями. Выработка практических рекомендаций по воспитанию детей в семьях, требующих особого внимания. 3.Привлечение родителей к общественной работе в классе, школе, включение их в воспитательную работу класса. 4.Контроль за отношением к детям в семьях, требующих особого внимания. 5.Привлечение совета школы, комиссии по делам несовершеннолетних в работе с семьями. 6.Консультационные дни специалистов. | Сентябрь-май В течение года в течение года в течение года по необходимости |
- Мероприятия по совместной работе классного руководителя,
родителей и детей на 2013-2014 учебный год
Направление | Цель, задачи | Формы работы | Сроки |
Работа классного руководителя с родителями | Цель: Создание условий для формирования активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи. Задачи: 1.Содействовать сплочению родительского коллектива, повышению их педагогической культуры, вовлечению в управление процессом воспитания детей. 2.Использовать активные формы организации психолого-педагогического просвещения родителей. 3.Развивать интерес родителей к педагогической и психологической литературе. 4.Способствовать формированию у родителей стремления к изучению и пониманию своего ребёнка. 5.Развивать у родителей интерес к участию в подготовке и проведении родительских собраний, лекций, конференций и т.д. | 1.Родительский лекторий (например: «Вопросы полового воспитания подростка», «Воспитание человечности у подростков», «Дни открытых уроков», «Профориентация в семье», «Особенности обучения в рамках профиля») 2.Конференции «Как помочь ребенку преодолеть трудности собственного взросления без тяжких последствий » (Встреча с юристом, представителем подразделения по делам несовершеннолетних ОВД Первомайского района) 3.Родительские собрания: дискуссия «Как уберечь подростка от насилия», обмен мнениями «Вредные привычки и их последствия» (видеоматериалы о вреде алкоголя, наркомании, курения), круглый стол: родительско -ученический ринг «Проблемы компьютерной зависимости», дискуссионный клуб «Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики поведения для детей и взрослых». 4.Составление социального паспорта семей. 5.Работа консультационных пунктов (консультации психолога, валеолога, врача и т.д.). 6.Индивидуальная работа с детьми и родителями; работа с неблагополучными семьями. | 1 раз в четверть 2 раза в год |
Совместная деятельность родителей и детей | Цель: развитие семейного сотрудничества родителей и детей, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордость за свою семью. Задачи: 1. Способствовать формированию у родителей интереса к делам класса и взаимоотношениям в коллективе учащихся. 2. Формировать потребности к творчеству у родителей и подростков. 3.Сделать родителей союзниками в расширении кругозора учащихся, развитии творческих способностей, создании базы для интеллектуального развития детей. 4.Создавать условия для формирования у детей уважительного отношения к своему дому, семье. | 1.Тематические классные часы, посвящённые истории рода и семьи «Герб моей страны, герб моей семьи», «Какие качества своих родителей я хотел бы перенять», «Какой я брат (или сестра)…Пример для подражания?» 2.Творческие отчеты детей по предметам, выпуск предметных и праздничных газет. 3. Правовая игра «Обмен правами и обязанностями»
| в течение года |
Организация совместной досуговой деятельности | Цель: создание условий для формирования культуры общения родителей и детей, расширение поля позитивного общения в семье. Задачи: 1.Создавать условия для укрепления духовной связи родителей с учащимися. 2. Формировать потребности к творчеству у родителей и подростков. 3.Демонстрировать родителям необходимость обсуждения нравственных тем в семье, формировать нравственную культуру семьи. 4.Планировать совместную деятельность родителей и детей по формированию здорового образа жизни | 1.Организация совместных праздников: Этикет-турнир Концерт в концерте (на параллели) Праздничная программа «Нашим любимым и родным» Родительские гостиные Чайные церемонии
Семейный праздник «Под крышей нашего дома» 2.Туристические походы «По тропам родного края», лыжные походы, посещение ледового катка, экскурсии, посещение театра, музеев, кинотеатров, поездка в г. Новосибирск 3. Спортивные соревнования «Неразлучные друзья- родители и дети» | январь ноябрь март в течение года май в течение года май |
Совместная трудовая деятельность Профилактика негативного семейного воспитания. | Цель: организация общественно значимой деятельности родителей и детей. Задачи: 1.Воспитание отношения к труду как высшей ценности, развитие потребности в творческом труде. 2.Воспитание ответственности за порученное дело. 3..Развивать инициативу взрослых и детей по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании престарелым людям, ветеранам войны и труда. 1.Оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании детей. 2.Установление связи с правоохранительными и другими заинтересованными органами по охране прав детей и семьи в целом.
| 1.Оформление кабинета, классного уголка, информационного уголка для родителей, ремонт кабинета 2.Благоустройство и озеленение школьной территории. 3.Детско-родительский проект «Забота» 1.Изучение семей, требующих особого внимания. Посещение семей, изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношения с членами семьи. 2.Индивидуальные беседы с родителями. Выработка практических рекомендаций по воспитанию детей в семьях, требующих особого внимания. 3.Привлечение родителей к общественной работе в классе, школе, включение их в воспитательную работу класса. 4.Контроль за отношением к детям в семьях, требующих особого внимания. 5.Привлечение совета школы, комиссии по делам несовершеннолетних в работе с семьями. 6.Консультационные дни специалистов. | в течение года в течение года по необходимости |
4. Ожидаемые результаты реализации программы
Я считаю, что данный проект повысит психолого-педагогическую компетентность родителей, позволит приблизить родителей к участию в совместной деятельности, что является необходимым условием в воспитании детей. Через подобные коллективные творческие дела детей и родителей вырабатывается культура общения: умение вести дискуссию, умение слушать собеседника, сопереживать.
Немаловажным фактором при проведении совместных родительских собраний, внеклассных мероприятий, праздников, соревнований, игр, конкурсов является присутствие не только матерей, но и отцов, бабушек и дедушек. К сожалению, в нашем классе много неполных семей, но положительным моментом является тот факт, что папы и дедушки включаются в подготовку мероприятий. Такая связь поколений является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей, так как младшее поколение на жизненном примере родителей может убедиться в незыблемости таких понятий, как доброта, порядочность, честность. Работа с родителями вселяет в детей уверенность, расширяет круг общения, так как ребята контактируют и с родителями одноклассников. Благодаря этому, дети приобретают активную жизненную позицию. Родители видят своего ребенка среди сверстников, помогают ему найти общий язык с друзьями, да и способности самих родителей быстрее раскрываются в небольшом коллективе. Все это сближает и классного руководителя, и детей, и родителей, делает совместную деятельность более содержательной, интересной, радостной.
5.Способы оценки эффективности программы
Эффективность программы будет оцениваться родителями и детьми по следующим критериям:
- Повышение педагогических знаний родителей;
- заинтересованность родителей в успехах детей;
- улучшение отношений в семье;
- активное участие родителей в организации и проведении праздников, вечеров, классных часов, спортивных соревнованиях, совместных родительских собраний и т.д.
Будет осуществлено:
- анкетирование родителей и детей;
- комплексная диагностика семьи (сравнение результатов диагностик на начало года и на конец)
- реальные объективные результаты работы с классом, с родителями;
- рефлексия (анализ рефлексии классных собраний, вечеров, других мероприятий).
Литература:
- Воспитательный процесс: изучение эффективности: метод. рекомендации/ под. ред. Е.Н. Степанова.-М.,2003
- Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе.- М.: Педагогический поиск, 2001
- Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 5-9 классы.- М.: ВАКО,2006
- Дереклеева Н.И. Справочник завуча: Учебно-методическая работа. Воспитательная работа. 5-11 классы .- М.: ВАКО, 2006
- Диденко Т.И. Сборник классных часов и родительских собраний. Методика работы с учащимися 6-7 классов.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2005
- Журнал классного руководителя/Сост. Л.В. Голубева.- Волгоград: Учитель,2006
- Журнал «Классный руководитель» № 5,6 1998; №5 1999; №4 2001; №7,8 2002; №4 2003; №5,6,7 2005; №2,6 2006 г.
- Журнал «Воспитание школьников» №2 1999; №1 2003г.
- Журнал «Народное образование»
- Закон РФ «Об образовании »
- Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно ориентированного классного часа/ Под ред. Е.Н. Степанова.-М.,2003
- Коданева Л.Н. Неразлучные друзья. Сценарии спортивных праздников.-М.: АРКТИ, 2006
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию: Учебно-метод. пособие для классных руководителей. - Воронеж, 2006
- Лизинский В.М. Приемы и формы в воспитании.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2004
- Лучшие сценарии школьных праздников для учащихся 1-11 классов.- Ростов –на- Дону,2003
- Настольная книга современного классного руководителя в 5-8 классах/ М.А. Алоева, В.Е.Бейсова. -Ростов-на-Дону, 2006
- Работа с родителями: Сборник статей/ Под ред. Осиповой М.П.-Минск, 2003
- Районная программа развития системы воспитания
- Родительские собрания. 7 класс (Программа «Гармония») / Сост. Г.В. Цветкова- Волгоград: Учитель, 2005
- Сгибнева Е.П. Классные часы в средней школе.-М.,2006
- Сценарии праздников в средней школе/ авт.-сост. Н.Б.Шешко-Минск, 2006
- Сухомлинский В.А. Родительская педагогика.- Новосибирск, 1985
- Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. -М.: Педагогическое общество России, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План организации воспитательной деятельности
Содержание: Анализ воспитательной деятельности за прошедший год.Цели и задачи воспитательной деятельности на новый учебный год.Основные направления деятельности и конкретные дела классного коллек...
Использование инновационных технологий в организации воспитательной деятельности. Из опыта работы детского клуба "Факел"
Творческая деятельность, педагогические технологии, формы и методы воспитания....
Особенности организации воспитательной деятельности в образовательной организации в условиях введения ФГОС
Статья представляет собой представление опыта работы школы в условиях введления ФГОС....
Организация воспитательной деятельности, интеграция общего и дополнительного образования как ресурсы формирования духовно-нравственной личности
В статье раскрывается опыт организации воспитательной деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей на факультативных занятиях и занятиях в детском творческом объединении в условиях осно...
программа организации воспитательной работы и социально-направленной деятельности с родителями
«Духовно-нравственное воспитание личности учащихся на традициях и обычаях Республики Тыва в условиях ФГОС»Создание условий для всестороннего развития личности учащегося, основанных на патриотических, ...
Программа организации воспитательной работы и социально-направленной деятельности с родителями
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...
Организация воспитательной деятельности в рамках введения ФГОС. Метод проектов. Проект «Школьное телевидение»
Система воспитательной работы определяет содержание и основные направления воспитательной работы школы и ориентирована на формирование личности выпускника, обладающего социальными и образо...