Особенности организации воспитательной деятельности в образовательной организации в условиях введения ФГОС
статья на тему
Статья представляет собой представление опыта работы школы в условиях введления ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_konferentsiyu.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации воспитательной деятельности в образовательной организации в условиях введения ФГОС.
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.
Она разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию.
Концепция определяет:
- характер современного национального воспитательного идеала;
- цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
- систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
- основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретноисторических социокультурных условиях.
В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренён в религии. Ценность семьи, народа, веры. В XVIII в. Россия стала империей. Государство возвышалось над церковью, был сформулирован новый воспитательный идеал — «человек государственный, слуга царю и Отечеству». Позже вера в коммунизм и служения коммунистической партии и т.д. В 90е гг. ХХ в. в России сформировался идеал свободной в своём самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Систему базовых национальных ценностей составляют:
- Патриотизм (любовь к родине, своему народу, служение Отечеству)
- Социальная солидарность (свобода личная и национальная, доверие к людям, честь, достоинство, милосердие, справедливость)
- Гражданственность (долг перед Отечеством, законы, обязанности, свобода совести, вероисповедания)
- Семья (любовь, верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о младшем, о продолжении рода.)
- Труд и творчество (творчество, созидание трудолюбия)
- Наука (познание, истина, сознание)
- Традиционные российские религии
- Искусство и литература (нравственный выбор, смысл жизни)
- Природа (жизнь, планета, земля)
- Человечество (Миру-мир, международное сообщество)
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовнонравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально нравственного состояния общества и государства.
Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания
- Нравственный пример педагога;
- Социально-педагогическое партнёрство;
- Индивидуально-личностное развитие;
- Интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
- Социальная востребованность воспитания.
Одним из основных требований стандартов второго поколения следует считать появление внеурочной деятельности в учебном плане школы. На нее отводится десять часов в неделю во второй половине дня, т.е. в среднем по два часа каждый день. Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для всестороннего развития личности обучающихся; их успешной социализации. Социализация личности школьника – это приобщение его к жизни и культуре того общества, в котором он родился и живет, а также к культуре человечества.
Задачи внеурочной деятельности:
- выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности, оказание помощи в поисках «себя»;
- создание условий для индивидуального развития ребёнка в избранной сфере внеурочной деятельности;
- развитие у обучающихся опыта творческой деятельности, творческих способностей;
- развития у обучающихся опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
- создание условий для расширения рамок общения обучающихся с социумом
- обеспечение взаимосвязи, преемственности и интеграции основного и дополнительного образования
- применение активных и творческих форм работы с обучающимися, направленных на присвоение детьми определенных духовно-нравственных ценностей
- обеспечение совместной деятельности взрослых и детей на основе деятельностного подход
Внеурочная деятельность нашей школы включает в себя следующие компоненты:
-Внутришкольная система дополнительного образования (на основе Программ внеурочной деятельности, выбранных учителями школы)
-Деятельность других педагогических работников школы (педагога-психолога, старшей вожатой, учителей-предметников, социального педагога, библиотекаря)
-Деятельность классных руководителей (в рамках разработанных и утвержденных планов воспитательной работы)
-Использование ресурсов учреждений дополнительного образования. Мы тесно сотрудничаем с Центром развития творчества, Детско-юношеской спортивной школой.
-Использование ресурсов учреждений культуры, других заинтересованных организаций. Мы посещаем библиотечные уроки, экскурсии, выставки в Музее и библиотеке, совместно организуем и участвуем в социальных и творческих акциях Молодёжного центра, Комплексного центра социального обслуживания населения, участвуем в фестивалях детского творчества, соревнованиях и другое.)
Таким образом, внеурочная деятельность нашей школы реализуется в тесном взаимодействии и сотрудничестве с родителями и социальными партнерами школы.
Конечно, каждая школа должна выбирать для себя те компоненты, которые для неё наиболее приемлемы.
Одним из главных принципов работы учителей нашей школы является пробуждение живого интереса к социальному общению как источнику социальной активности.
В школе создана воспитательная система, позволяющая включить каждого ученика во внеурочную социально значимую деятельность, что помогает учителям выявить у детей возможности и интересы, помочь реализовать их во внеурочное время.
Основными направлениями работы школы по воспитанию и социализации личности школьника являются: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Данные направления являются содержательным ориентиром для выбора форм и видов деятельности обучающихся, основанием для разработки программ внеурочной деятельности. Каждое направление имеет свои целевые установки.
Направление | Целевые установки |
Спортивно- оздоровительное | Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, воспитание ценностного отношения к здоровью; формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья, в том числе через занятия спортом. |
Духовно-нравственное | Воспитание нравственных чувств и этического сознания; гражданственности и патриотизма, формирование активной жизненной позиции и правового самосознания школьников, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества. |
Общеинтеллектуальное | Воспитание творческого и ценностного отношения к учению, труду; развитие интеллектуально-творческого потенциала. |
Общекультурное | Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, воспитание нравственных чувств, формирование основ культуры общения и поведения; коммуникативной и общекультурной компетенций. |
Социальное | Воспитание ценностного отношения к окружающей среде, людям; формирование социально-трудовой компетенции и компетенций социального взаимодействия. |
Приоритетными мы определили следующие виды внеурочной деятельности:
-Игровая деятельность
-Познавательная деятельность
-Проблемно-ценностное общение
-Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
-Художественное творчество
-Социальное творчество (социальная добровольческая деятельность)
-Трудовая (производственная) деятельность
-Спортивно-оздоровительная деятельность
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством кружковой работы.
Общеинтеллектуальное направление в нашей школе реализуется учителями, которые ведут кружки по предметам. Причём кружковые занятия помогают учащимся подойти к предмету интересно и более глубоко. Это кружки: «Занимательная математика», «Солнечный зайчик» (Литературное чтение), «Планета загадок», «Логика», «С компьютером по дороге знаний» и другие.
Полученные знания ребята применяют в различных интеллектуальных конкурсах «Пони», «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Юные знатоки». Ребята успешно участвуют в школьных олимпиадах, предметных неделях, Всероссийских предметных чемпионатах.
Общекультурное направление мы реализуем совместно с Центром развития творчества детей. Наши учащиеся посещают кружки «Мир из бумаги», «Модульное оригами», «Выжигание», «Весёлая кисточка». Также в школе учителя технологии для учащихся 5-6 классов организовали кружки «Рукодельница», «Юный столяр».
Ребята многому учатся на этих занятиях, радуют своих родителей поделками, рисунками и участвуют в школьных и районных выставках.
Также наши учащиеся посещают Школу искусств, кружки Дома культуры, много школьниц занято в хореографическом ансамбле «Вояж». Они принимают участие в фестивалях детского творчества, концертах.
Также у ребят формируется способность видеть красоту в окружающем мире, потребность повышать свой культурный уровень, потребность самореализации в различных видах творческой деятельности, способность взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми и другие.
16. Спортивно – оздоровительное направление – одно из основных направлений работы нашей школы. Большинство учащихся школы посещают спортивные секции на базе Детско-юношеской спортивной школы «Футбол», «Волейбол», «Лёгкая атлетика» и другие. В нашей школе также открыта спортивная секция для девочек «Спортивная аэробика», «Общефизическая подготовка», «Шахматы».
Кроме того, ребята успешно участвуют в районных спортивных соревнованиях, девочки, занимающиеся аэробикой, участвуют в районных фестивалях.
Также наша школа является участницей ИнКО «Школа-территория здоровья», поэтому многие мероприятия, проводимые в школе, направлены на формирование представления о правильном (здоровом) питании, об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни, осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье; приобщение к физической активности, потребности заниматься физической культурой и спортом, вести активный образ жизни.
Это и различные акции, и агитпробеги, спортивные состязания, творческие конкурсы, призывающие к соблюдению ЗОЖ, родительские собрания и многое другое.
Духовно-нравственное направление в нашей школе в основном реализуется классными руководителями через систему классных часов «Уроки добра», программу «Разноцветный мир». Планируемыми личностными результатами в данном направлении являются:
- Осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, России, своему народу, своему краю,
- Понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- Положительный опыт взаимодействия со сверстниками, старшим поколением и младшими детьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- Уважительное отношение к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- Уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
- Знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
18. Реализуя социальное направление, в школе организовали кружки «Вежливые ребята», «Школа этикета», «Юные краеведы», «Юные инспекторы движения», «Юный журналист», «Юный театрал».
Посещая кружок «Юные инспекторы движения», ребята усвоили Правила дорожного движения, основы первой медицинской помощи, что помогло им успешно выступить на районных и областных соревнованиях «Безопасное колесо».
Также ребята участвовали в различных социально-значимых акциях «Дети-детям», «Открытое сердце», «Чистый двор», в туристских походах, социальных проектах, коллективно-творческих делах.
Педагогический коллектив школы старается сформировать у учащихся позитивное отношение к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура),
компетенции социального взаимодействия с обществом: сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого, социальная мобильность;
ценностное отношение к окружающей среде, природе, людям.
Военно-патриотическое направление не представлено в школе кружками, но большая часть воспитательной работы традиционно строится именно на формировании у детей патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов России.
Роль внеурочной деятельности в социализации личности школьника имеет огромное значение. Способствует развитию духовно-нравственной личности, обеспечению выпускников школы всем необходимым для их последующей самостоятельной жизнедеятельности в открытой социальной среде. Правильно поставленное социальное воспитание готовит человека к активной социальной жизни, к широкому сотрудничеству с людьми, воспитывает ответственность. Всем этим достигается УСПЕХ.
Внедрение ФГОС является важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника.
Воспитание гражданина, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться один из важнейших приоритетов государственной политики Российской Федерации в сфере образования.
Заместитель директора по воспитательной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Введение задач с жизненно-практическим содержанием в образовательный процесс в условиях введения ФГОС ОО
При использовании задач с жизненно-практическим содержанием на уроке математике, их условие и требование должны быть доступны учащимся, исходить из имеющихся у них знаний, опираться на них и на жизнен...
Организация внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности учащихся младших классов в условиях введения ФГОС
Данной методической разработке отражено спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности учащихся начальных классов, как компонент ФГОС....
Содержание практической управленческой деятельности руководителя образовательной организации в условиях реализации ФГОС
Разработка содержания практической управленческой деятельности руководителя образовательной организации в условиях реализации ФГОС. Представлены: функция управления, вид управленческой деятельности, ц...
«Организация домашней учебной работы учащихся школы в условиях введения ФГОС ОО. Опыт организации домашней учебной работы учащихся в зарубежных школах»
Важное отличие домашних работ в связи с введение ФГОС то, что домашняя работа выполняет образовательную, развивающую и воспитательную функции, а не сводится к выполнению тог...
ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Одной из важнейших модернизаций образования в Российской Федерации является введение федерального образовательного стандарта основного общего образования. Главная цель введения новых стандартов ...
Программа практического семинара для заместителей директоров "Актуальные проблемы организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС"
на базе стажировочной площадки введения ФГОС МБОУ "Хоринская СОШ №1 им.Д.Ж.Жанаева"...
Внедрение новых образовательных и воспитательных технологий в коррекционной школе в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями
В современном, быстро изменяющемся мире перед образовательной организацией стоит задача поиска и выбора наиболее эффективных условий организации обучения и воспитания детей с ограниченными...