Диалог культур как способ организации воспитательной деятельности
классный час на тему
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РТ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Нурлатский аграрный техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
внеклассного мероприятия
Диалог культур как способ организации воспитательной деятельности
Разработала: Игнатьева А.Ф., преподаватель английского языка
ГАПОУ «Нурлатский аграрный техникум»
Нурлат, 2017г.
В настоящее время, образование – социокультурная система, обеспечивающая трансляцию культуры, культурную преемственность и развитие человеческой индивидуальности, а также средство всестороннего развития личности: интеллектуального, нравственного, эстетического и физического. Диалог равноправных культур возникает при условии общности ценностно-смысловых позиций субъектов различных культур. Поскольку субъект - субъектные отношения выступают ведущим условиям формирования поликультурной личности, диалог занимает центральное место в методиках мультикультурного воспитания. Диалог – «акт общения культур» (Ю.М. Лотман) – является универсальным законом культурного развития и воспитания. Отношения между культурами должны строиться на основе подлинного диалога, поиске в каждой культуре универсальных общечеловеческих ценностей как основы общекультурного единения людей. Изучая неродной язык, обучающийся воспринимает иную, изучаемую культуру через призму своей родной культуры, в условиях диалога культур, учатся видеть различия и сходства в соизучаемых культурах, развивают умение воспринимать и понимать феномены иной ментальности, сравнивать их с собственным мировидением и культурным опытом. Таким образом, образование, организованное на основе диалога культур, формирует личность, способную понимать, сохранять, развивать свою и иную культуры на основе их плюрализма, равенства и диалога, то есть формирует социально и культурно интегрированную личность с высоким уровнем гуманитарной культуры. Важно, чтобы диалог ставил воспитанника в ситуацию выбора. Участники диалога вбирают или отвергают черты иных культур на основе собственного опыта, определенного учебного материала. Следует создавать оптимальные педагогические условия диалога, позволяющие инициировать соучастие, симпатии, сотрудничество. Тесно связаны с педагогическим диалогом интерактивные технологии, в результате применения которых приобретается личный опыт решения проблем, возникающих в поликультурной и полиэтнической среде. Тем самым приобретается «живое знание», имеющее личностный смысл (В. П. Зинченко). Сущность интерактивного обучения состоит в том, что взаимодействие субъектов воспитания рассматривается как непрестанный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга, в результате чего возникают «разделяемые ценности» (Т. Парсонс). Интерактивный диалог позволяет добиваться благожелательного принятия других культур, настройки на положительное отношение к партнеру, умения разрешать возникающие разногласия, накапливать опыт самоанализа и анализа партнера. Интерактивное обучение происходит в многоэтнических группах учащихся, то есть в миниатюрном поликультурном пространстве. Социальный опыт, приобретаемый в таких группах, индивид переносит во внешний мир. Важное значение для поликультурного воспитания имеет досуговая и общественно полезная деятельность учащихся. В этом случае, целесообразно, применять такие морально – педагогические стимулы как общественное мнение, осознание общественной и личной значимости. Организация досуга и общественно полезной деятельности при поликультурном и полиэтническом воспитании весьма разнообразна: охрана материальных памятников культуры, помощь детям беженцев и иммигрантов, участие в многонациональных клубах и временных объединениях, фестивалях, встречах, посвященных писателям, художникам, ученым разных народов, конкурсах народного творчества и пр. Так клубы и временные молодежные многонациональные объединения открывают значительные эмоциональные и информационные возможности формирования опыта межнационального общения. Не менее важно владение педагогом технологиями воспитания в условиях многоэтнической и многокультурной среды. Идеальный мультикультурный учитель должен демонстрировать существенные качества: способность одновременно учить и воспитывать, прочное теоретическое педагогическое образование, высокую культуру и осознание ценностей воспитания, свободу и ответственность, ощущение причастности к интеллектуальной элите. Личные качества идеального мультикультурного педагога должны находиться в гармонии с профессиональными знаниями и способностями. Осуществление мультикультурного подхода в отечественной практике в полной мере стало возможным благодаря процессу регионализации образования — развития систем образования в соответствии с жизнью региона, перехода образования к новой модели, основанной на принципах саморазвития и стимулирования творческих процессов. Рассмотрение различных концепций развития образования в регионах позволяет сделать вывод, что каждый регион имеет свою мультикультурную среду. Родной язык и культура перестают быть необязательной частью к обязательному общегосударственному инварианту, а начинают выступать как приоритет, как базис, необходимый для перехода от национальной культуры к общечеловеческой, т.е. как необходимое условие. Удовлетворение национально-культурных потребностей, формирование национального самосознания, учет традиций заложены в новом механизме составления учебных планов, отборе содержания. В этих планах национальный компонент увязывается с неповторимостью личности, с ее правом на свободу мысли и совести. Так, например, важнейшим документом, влияющим на развитие национального образования в республике Татарстан, является концепция развития татарского просвещения, разработанная авторским коллективом сотрудников Института Повышения Квалификации Работников Образования Республики Татарстан. Концепция сформировала основные принципы татарской национальной школы, как на общечеловеческих, так и на национальных традициях. Республика Татарстан уже в течение довольно длительного времени создает собственную региональную систему воспитания, обусловленную его традициями, народно-национальным колоритом, культурным менталитетом, высокой степенью полиэтничности. На сегодняшний день республика обладает значительными исходными ресурсами для обновления и дальнейшего развития системы воспитания молодежи, наработанными в предыдущие годы. Республика Татарстан уникальна как территория поликультурности, толерантности и многоконфессиональности, что придает ей особый менталитет и духовное своеобразие. Республика имеет яркое историческое прошлое и собственные национальные приоритеты в развитии всех сфер социальной жизни. Эти особенности и должны быть максимально использованы в системе духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи в республике. При положительных тенденциях развивающейся системы воспитания в Республике Татарстан необходимо указать, что она нуждается в качественном преобразовании и более высокой эффективности воспитательных влияний на духовно-нравственное совершенствование молодого поколения. К одному из главных направлений такого преобразования, учитывая специфику нашего региона, можно отнести: формирование духовных ценностей и развитие культуры межнациональных отношений, поэтому важно говорить о необходимости воспитания толерантной личности, как главного демократического принципа, соблюдение которого обеспечивает мирное поступательное устойчивое развитие полиэтничной, мультикультурной Республики Татарстан. Новое понимание образованности, нравственности, профессионального мастерства и самореализации юных граждан приводит к необходимости усиления воспитательной направленности учебных дисциплин. Каждый урок должен нести в себе, в первую очередь, мощный воспитательный потенциал. Главной ценностью урока должно стать творческое и раскрепощающее взаимодействие, духовное общение педагога с воспитанником, внесение в образовательный процесс культурных образцов высокой нравственности. Мир духовно-нравственных ценностей должен быть непосредственно включен в процесс духовно-нравственного воспитания. Образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание является важнейшей составной частью целостного процесса образования. Эффективность процесса духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи зависит от: более полной реализации возможностей образовательного процесса за счет выявления и систематического использования воспитательного потенциала изучаемых учебных дисциплин; рационального использования свободного времени и досуга учащихся, включая выходные дни и периоды каникул, для удовлетворения их физических, духовных и социальных потребностей в целях разностороннего развития личности по интересам; широкого вовлечения учащихся в самоуправленческую деятельность техникума с целью развития у них ответственности и организаторских способностей; совершенствования содержания процесса духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи на основе внедрения регионально-национального компонента. Активизация и реализация педагогических возможностей регионально-культурной среды и духовных национальных ценностей в процессе духовно-нравственного воспитания личности: Задачи: воспитание и развитие готовности учащейся молодежи следовать в повседневной жизни, общении и поведении нормам уважения к достоинству человека, старшему поколению; чувства ответственности за свою жизнь перед родителями, обществом, будущими поколениями; развитие духовно-нравственного мира личности учащегося на основе целенаправленного применения в практике воспитания традиций этнопедагогики и воспитательного потенциала религиозных культур; воспитание у учащихся и студентов художественно-эстетической восприимчивости к духовным и нравственным ценностям национальных культур народов Татарстана; воспитание патриотических чувств и привязанности, а также гордости за историю и социально-культурные достижения «малой родины» - Республики Татарстан; формирование у учащихся и студенческой молодежи гуманистического мировоззрения, активной гражданской позиции и стремления вносить посильный вклад в решение задач социально-экономического и культурного развития страны и региона; Развитие у учащейся молодежи в процессе духовно-нравственного воспитания качеств толерантности как важного этического принципа развития многонационального Татарстана: Задачи: развитие готовности к толерантным отношениям с окружающими людьми, воспитание миролюбия, терпимости, уважения к инакомыслию и нормам общества гражданского согласия; воспитание нравственно-правовой культуры учащихся и студентов на основе освоения положений международного и российского законодательства по правам личности; формирование умений толерантного общения с окружающими людьми; повышение культуры межъязыковой толерантности; воспитание уважения к морально-этическим нормам своего народа в сочетании с уважением к иным нравственным представлениям других народов Мира, не противоречащим принципам гуманности и человеколюбия; воспитание социально активной позиции в исполнении роли «миротворца»; формирование в обществе, учебных заведениях атмосферы нетерпимого отношения к проявлениям экстремизма, ксенофобии, ущемления прав и достоинства личности. Стране, приступившей к демократизации и гуманизации общественной жизни, радикальной экономической и экологической реформе в условиях научно-технического прогресса, необходимы люди, обладающие самостоятельностью мыслей и чувств, умеющие идти на риск, обладающие свободолюбием, гражданской ответственностью, предприимчивостью, возросшим чувством собственного достоинства, милосердием. Гуманистическое воспитание, которое сегодня утверждается в нашем обществе, является преемником лучшего народного, культурного и педагогического наследия, направленного на формирование и развитие каждого человека. В поле широких асоциальных явлений любое учебное заведение призвано сохранить истинные общечеловеческие ценности и исполнить свое назначение: быть фактором развития общества и связующим звеном настоящего и будущего. Но для выполнения этой миссии учебное заведение должно определить свои позиции, осознать свои задачи, теоретически осмыслить реализуемый ею процесс и его результаты. Плюрализм идеологий, как принцип нового общества, ни в коей мере не означает отсутствие цели и высших общечеловеческих ценностей жизни. Этот принцип предусматривает право личности на свободный выбор отношений, жизненных ориентиров и позиций. Любой тип учебного заведения имеет право на целенаправленное, педагогически продуманное, соответствующее социальным потребностям воспитательное влияние, хотя исходным фактором в формировании личности учащихся выступают природные предпосылки. Их необходимо учитывать в процессе воспитания, относиться к ним бережно и уважительно, культивировать лучшие природные данные, свойственные личности. В условиях гуманистической системы воспитания ведущими в деятельности педагога становятся личностно-ориентированные и синергетические подходы, которые выражаются, прежде всего, в ценностно-смысловом равенстве взрослых и подростков, в психолого-педагогической поддержке и помощи в развитии внутреннего маршрута личности на основе природосообразности, как самоорганизующей системы модели семейного воспитания, запросов общества, что способствует овладению каждым воспитанником общечеловеческим опытом жизни, ценностей и культуры. Наша цель – способствовать становлению и развитию общечеловеческой, национальной и духовной культуры учащихся, гуманным нравственным отношениям, выражающим социальную сущность воспитания. Достижение этой цели возможно при решении следующих задач: утверждение культуры личности в образовательном пространстве; создание гуманистической системы воспитания, направленной на самореализацию личности в человеческое сообщество культуры мира; воспитание у подрастающих поколений нравственных ценностей, поведенческой культуры и гражданского отношения к республике и российскому государству; развитие лучших культурно-исторических и национальных традиций, обеспечивающих духовное становление и качественное преобразование человеческих ресурсов молодых граждан Татарстана. Основные направления воспитательной деятельности педагога по проблемам духовно-нравственного воспитания: создание в учебной группе педагогической системы, способствующей духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся; всестороннее изучение воспитанников, их индивидуальных, психологических и возрастных особенностей, интересов и потребностей; усиление гуманитарной направленности учебных дисциплин, включение в их содержание проблем духовно-нравственного воспитания, помогающих воспитанникам понять себя, мотивы своего выбора и поступков; определение содержания воспитания и педагогических технологий с учетом уровня воспитанности, региональных особенностей и специфики учреждений образования; ориентация учащихся на приоритет общечеловеческих ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля; создание условий для сотрудничества с семьями обучающихся и привлечения родителей и широкой общественности к воспитанию, духовно-нравственному развитию и культуре поведения учащейся молодежи.
Список использованной литературы и источники информации
- Библер В. С. Культура. Диалог культур (Опыт определения) // В. С. Библер Вопросы философии. – 1989. - № 6, 31-42 с.
- Джуринский А. Н. Концепции и реалии мультикультурного воспитания: сравнительное исследование // Инновации в профессиональной школе. – М.: НП АПО, 2009. – 60 с.
- Информационное, педагогическое, научно – методическое издание «Профессиональное образование. Столица» № 1 2010. Статья «Развитие личности в конспекте диалога культур» Павлова Л. В.
- Программа: «Развитие духовно – нравственного воспитания детей и учащейся молодежи Республики Татарстан», утверждена приказом МОиН РТ № 614/08 от 4 марта 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научное общество учащихся как способ организации исследовательской деятельности в школе
Практически в любом образовательном учреждении создано научное общество. Основной целью деятельности НОУ является выявление и развитие интеллектуальных способностей учащихся....
Доклад "Программированные задания как способ организации учебной деятельности обучающихся коррекционной школы"
Материал для учителей истории и культуры родного края...
Игры с применением компьютера как способ организации внеурочной деятельности школьников
Представлен опыт организации и проведения игр по станциям с применением компьютера для учащихся начальной школы...
Особенности организации воспитательной деятельности в образовательной организации в условиях введения ФГОС
Статья представляет собой представление опыта работы школы в условиях введления ФГОС....
Культура общения – способ организации жизни».
Учащиеся смогут получить более широкое представление об образе жизни людей, о роли невербального общения ( в частности о значении улыбки в общении) не только своей страны, но и США. А также получат на...
Проект "Изменение способов организации учебной деятельности младших школьников как средство обеспечения качества образования."
Обеспечение стабильного функционирования и развитие системы образования- необходимого условия развития общества и государства – в нашей стране рассматривается как приоритетный вопрос государственной п...
Опыт использования школьного социального интерактивного театра как способа организации внеурочной деятельности .
Cпособствовать формированию ЗОЖ...