Законы общения
план-конспект урока (7 класс) по теме

Такмакова Людмила Геннадьевна

Классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klchasdruzhba7.docx67.54 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

" Давайте жить дружно"

7 класс

        

 «Нет ничего драгоценнее друзей; не теряйте

поэтому случая приобретать их, когда только сможете».

Ф. Гвиччардине, итальянский историк.

СОДЕРЖАНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА

Учитель: Ребята, сегодня мы затронем одну из самых важных, глубоких, жизненно оправданных тем – тему дружбы. О дружбе слагают стихи, поют песни, пишут романы, ставят пьесы.

Мозговой штурм «Дружба – это …».

1) Работа над понятием «дружба». «Дружба – это …». Учащимся предлагается подумать над вопросом, что значит «дружба» и зачем она нужна людям? После небольшого размышления учащиеся высказывают свои мысли, которые записываются на плакате. Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».

У поэта Е.Евтушенко есть прекрасное стихотворение “Люди сильны друг другом”.

… Люди сильны друг другом,
Так, словно Севером – юг,
Так, словно пахарь – плугом,
Так, словно пахарем – плуг,
Люди сильны друг другом.
Что равнодушья мерзей?
Люди сильны испугом
Вдруг
 потерять друзей.

Известный русский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека. Не причиняй своими поступками, своим поведением боли, оскорбления, беспокойства, тяжелых переживаний другим людям, умей поддерживать, помочь, подбодрить человека, у которого горе. Помни, что такое горе может прийти и к тебе. Не будь равнодушным. Равнодушие – одеревенение и окостенение сердца. Равнодушный – это душевно слепой человек».

Учитель: А сейчас я попрошу каждого из вас дописать незаконченные предложения, а в конце нашего разговора мы сравним, на сколько изменилось ваше мнение на этот счет. А может быть, выяснится, что вы для себя открыли какое-то новое понимание, взглянули на свои отношения с друзьями с другой стороны, увидели в этих отношениях что-то новое.

Друг – это тот, кто…

С другом я часто….

Приятель и друг не совсем одно и то же, так как…

С другом можно…

Я дружу с …. потому, что….

Прослушайте небольшой рассказ:

Было в классе четверо мальчишек, и сидели они в классе рядом, и на дни рождения друг к другу ходили, и на поляну, где футбольный мяч гоняли. За одну команду, естественно. Дежурили по школе только в один день. Вот только Владимир и Денис были такими превосходными математиками, что после очередной победы на олимпиаде  в районе решили их родители  в математическую школу перевести. «Нет, ни за что!» – в один голос  заявили мальчики и остались в  обычной школе. Ради дружбы. Так бы, наверное, до окончания школы и говорили о них: «Водой не разольешь», если бы не один случай.

Ранней весной эти четверо мальчишек плыли вниз по реке. Неожиданно загремел гром, налетел ветер, и хлынул дождь. Ребята испугались  грозы, быстро подогнали лодку к берегу и убежали в город. Только один не покинул лодку. Это был Ваня. Он налег на весла и поплыл по реке вверх. Дождь хлестал по лицу, ладони вспухли, сильно болели руки, и темные круги плыли перед глазами. Мальчику казалось, что он уже никогда не доберется до пристани, Он напрягал все силы…

Добравшись до пристани, он поставил лодку на место и крепко привязал ее веревкой.

Лодочник удивленно посмотрел на мальчика и спросил:

– Ты откуда, хлопец, взялся?

– Сегодня мы брали у вас лодку… Я обещал вернуть…

Ребята обсуждают прочитанное, высказываю свое мнение. Отвечают на вопросы? Учитель:

Как можно было бы озаглавить повествование о четырех ребятах, если бы оно заканчивала словами: «Если бы не случай...»? («Верные друзья», «Настоящие друзья»).

Какие качества характера проявил Ваня, чтобы сдержать данное слово?

Как бы вы поступили на его месте?

Почему мальчики бросили Ваню одного?

Как вы понимаете высказывание Льва Толстого: «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надееш

 Можно ли их назвать «мнимыми друзьями»?

– Как вы понимаете высказывание Льва Толстого: «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься»?

Пятнадцатилетний мальчик, плывший в грозу по реке, чтобы пригнать лодку к берегу и сдержать свое слово, безусловно, проявил характер и силу воли. Конечно, ему было страшно, как и другим мальчикам; и так же хотелось выпрыгнуть из лодки и побежать домой, но он уже знал, что в жизни не всегда приходиться делать то, что хочется. А в этот день узнал еще одно: друзья бывают и мнимые.

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет.

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг,

Всегда ему надежный друг

В беде протянет руку.

Диспут.

Учитель:

А сейчас выскажите свое мнение, согласившись или не согласившись со мной.

-У плохих людей не бывает друзей.

- Друг и приятель - одно и то же.

- Животные не могут быть друзьями.

- Друг всем – никому не друг.

-Не может быть дружбы между людьми разного возраста.

- Дружный класс – это класс, где каждый дружит сам с собой, любит только сам себя, переживает за себя.

Дети высказывают свое мнение.

Учитель:

А теперь послушайте стихотворение и скажите, почему у этой девочки нет друзей.

Ученица читает стихотворение А. Барто «Требуется друг»:

Все живут, не тужат,

А со мной не дружат!

Бант у Кати расписной,

Красные колготки

И характер кроткий.

Я шепчу: — Дружи со мной...

Мы же одногодки,

Как сестрички мы почти,

Мы как две голубки

Из одной скорлупки.

Я шепчу: — Но ты учти:

Ты во всем должна идти

Другу на уступки.

Предлагаю Ильиной:

— Ты дружи со мной одной!

Есть разряд у Ильиной,

И спортивный свитер,

И девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной —

Стану знаменита!

Все пятерки до одной

У Светловой Нади.

Я прошу: — Ты со мной

Подружись хоть на день!

Мы с тобой поладим:

Будешь ты меня спасать —

Дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы!

Говорят: — Молчала бы!

Не вставать же на колени,

Уговаривать подруг...

Напишу я объявленье:

Срочно требуется друг!

Ребята высказывают свое мнение.

Учитель:

Надежный фундамент дружбы — товарищество. Это благородное чувство. Чувство товарищества зародилось в глубокой древности, когда людям, чтобы выжить, преодолеть голод, холод, болезни, была необходима взаимопомощь.

Во все времена дружба была мерилом ценности человека. Недаром народ сложил о ней пословицы и поговорки: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Друга ищи, а найдешь — береги», «Старый друг лучше новых двух», «Человек, богатый друзьями, широк, как степь, а без друзей — узок, как ладонь», «С другом веселее при удаче, легче в беде». «В недруге стрела — что во пне, а в друге — что во мне», «Друзья познаются в беде», «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось», «Недруг поддакивает, а друг спорит».

Какие пословицы и поговорки о дружбе вы знаете? Ребята называют.

А теперь я предлагаю вам разбиться на три команды.

Попробуем вспомнить пословицы о дружбе. Я начну, а вы продолжайте:

1.  Все за одного, а один за ... (всех).

2. С миру по нитке — голому ... (рубаха).

3. Семеро одного ... (не ждут).

4.  Один и у каши ... (загинет).

5. Один в поле ... (не воин).

6. Одна ласточка весны ... (не делает).

7.  Старый друг лучше ... (новых двух).

8.  Без беды друга не ... (не узнаешь).

9.  Нет друга, так ищи, а нашел так ... (береги).

10.  Раздружится друг — хуже ... (недруга).

11. Для друга и семь верст не ... (околица).

12. Где лад, там и ... (клад).

Учитель:

 «Как научиться дружить?» — этот вопрос часто задают ребята.

Ребята высказывают свое мнение

Дружба означает близость и взаимное тяготение людей друг к другу.

Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие. В трудную минуту поддержит, окажет бескорыстную помощь.

Дружба всегда предполагает определенные нравственные принципы – верность, постоянство, честность. Сама потребность в дружбе возвышает человека, делает его добрее, щедрее к людям.

Надежный фундамент дружбы – товарищество.

– Итак, изменилось ли ваше мнение о дружбе, товариществе? Что бы вы дополнили в свои предложения?

А теперь напишем письмо другу или подруге, которого бы вы хотели иметь, с которым хотели бы подружиться e-mail

Решение ситуативных задач                                              

  1. Ты договорился пойти с другом в кино, но опоздал к назначенному времени. Ты говоришь: «…»
  2. Вы с другом в  магазине увидели новый диск с играми – его мечтает купить каждый. Но у продавца остался только один экземпляр. Ваши действия…
  3. Твои знакомые сообщают тебе, что твой друг виновен в серьезном проступке, и приводят доказательство этого. Как ты поступишь дальше?..
  4. В твоем присутствии начинают говорить о твоем друге в восторженных тонах, несколько преувеличивая его достоинства. Как ты отреагируешь?..
  5. При тебе неуважительно отозвались о твоем друге. Твои действия?..
  6. К тебе пришел друг, но у тебя срочная работа. Что будешь предпринимать?..

Ролевая игра «Волшебный стул».

На середину класса ставится стул, на него садится один из учеников. Остальные должны сказать ему комплимент, похвалить, в общем, только самое хорошее, приятное. Затем садится другой человек и т.д.

Учитель:

Вот и закончился наш большой разговор о дружбе. Какой вывод вы сделали из сегодняшнего классного часа? Умеете ли дружить? Хотели бы вы, чтобы у вас был такой же друг, каким являетесь вы или вам нужно что0то поменять в себе?

Ребята высказывают свое мнение

Правила дружбы

  1. О своём друге никогда не забывай

     И правила все эти ты свято выполняй!

  1. Друга выслушай всегда,

     чтоб быть с ним «не разлей вода».

  1. Кто-то о друге сплетню сказал…

          Ты хорошо его, надеюсь, защищал?

  1. Друга ты не критикуй при людях, публично.

           Ведь такие разговоры – что-то очень личное.

  1. Не будь большим занудой,

          Как жить – не поучай,

          Какой он есть по жизни,-

          Таким и принимай.

          Плохое настроение

          На друге не срывай.

  1. Тайну доверили – молчи и сохраняй,

     В корыстных целях её не применяй!

  1. Сменяет солнце злую вьюгу –

И ты прости ошибку другу.

  1. Успех у друга – поздравляй!

     В досаде губы не кусай.

  1. Несчастья в жизни друга, виражи?

     Не жди, а сразу помощь предложи.

  1.  И последний вам совет мы даём, друзья:

      Друга берегите, как собственное «Я»!

Законы дружбы

  1. Быть равным.
  2. Уважать внутренний мир друг друга.
  3. Уметь забывать о себе ради друга, быть бескорыстным и верным.
  4. Чувствовать ответственность за друга, поддерживать и помогать в решении трудных жизненных проблем.
  5. Беречь дружбу от насмешек, зависти, злости, обмана.
  6. Быть честным, искренним и испытывать взаимное доверие, глубокий интерес к заботам и делам друга.

Рефлексия.

– На столах у вас лежат листики (вырезанные из цветной бумаги). Выберите любой и напишите одним предложением дружественное пожелание своему однокласснику или классу в целом.

(На доске плакат "Дерево дружбы”. Дети выходят и приклеивают листочки с пожеланиями к дереву.)

Классный час заканчивается стихотворением:

Так давайте, давайте дружить,

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желанье исполнится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общение. Виды общения.

Презентацию можно использовать на уроках ОЗОЖ. В презентации даётся понятие общения, функции общения, средства общения, стили общения....

Мастер-класс "Общение-образ или образ-общение?"

Как организовать диалог на уроке? И даже полилог? А может быть, и декалог? Это возможно, если урок проводить, во-первых, в режиме мастер-класса (динамично, образно, интонационно выстроено), во-вторых,...

Контрольная работа по физике для 9 класса "Законы Ньютона.. Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса".

Контрольная работа для 9 класса по теме "Законы Ньютона.Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса". Контрольная работа разработана имеет  дв...

Классный час "Деловое общение. Законы решения конфликтов".

Определение конфликта, его причины. Группы конфликтных личностей. Стили поведения и тд....

Проект по культуре общения "Законы общения"

Проект направлен на развитие культуры общения учеников 5 класса....

УРОК -ТРЕНИНГ "РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЗАКОНЫ ОБЩЕНИЯ. МАСТЕРСТВО КОММУНИКАЦИИ".

Наши учащиеся теряют навыки общения, владения языком как средством коммуникации. Тревожная тенденция свидетельствуют о том, что учащиеся школ слабо владеют связной монологической речью. Поэтому сегодн...