Конспект урока физики в 10 классе по теме «Закон инерции. История открытия Галилеем закона инерции. Первый закон Ньютона»
план-конспект урока по физике (10 класс) на тему

Волкова Елена Ивановна

Урок разработан на основе примерной программы Ю.И. Дик, Л.Э. Генденштейн

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_zakon_nyutona.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Супоневская сош №2»

Урок по теме:

«Закон инерции. История открытия Галилеем закона инерции. 

Первый закон Ньютона» 

(физика, 10 класс) 

Учитель: Волкова Е.И.

Цели и задачи урока:

  1. Раскрыть содержание первого закона Ньютона, помочь усвоить понятия: инерциальная система отсчёта, инерция .
  2. Ввести понятие силы как меры взаимодействия тел. Активизировать знания о видах сил, рассматриваемых в механике (программа 7-го класса).
  3. Изучить первый закон Ньютона и историю его открытия.
  4. Закрепить понимание первого закона Ньютона.

Форма урока:  урок изучения нового материала.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, программно-методический комплекс «Интерактивные творческие задания. Физика 7–9 класс», учебник «Физика 10», Ю.И. Дик, Л.Э. Генденштейн

Ход урока

  1. Подготовительный этап (подведение учащихся к целям урока).

Формулировка проблемы:

– Как известно, кинематика отвечает на вопросы «Что? Где? Когда? и Как?» (какое тело,    

где и когда находится, как движется), но не отвечает на вопрос «Почему?» (почему оно движется именно так, а не по-другому)..

  1. Обсуждение рассматриваемых проблем и формулировка выводов.

Обсуждение поставленной проблемы:

- Две точки зрения на причину движения: Галилей и Ньютон

(провести сравнительный анализ) – работа в группах

  • Рассмотрим анимации (открываем раздел «Силы и их действие», задание «Сложение сил»): камень, брошенный в воду, тонет; корабль, спускаемый на воду, остается на плаву. Постараемся ответить на вопрос, почему это происходит? В этом нам поможет раздел физики, называемый динамикой

– И камень, и корабль взаимодействуют с окружающими телами (землей и водой). Земля

притягивает оба тела к себе, вода оба тела выталкивает. При этом и камень, и корабль действуют на воду и, как мы скоро узнаем, на землю. Т. е. между телами происходит взаимодействие. Чтобы описать эти взаимодействия, в физике вводят специальные физические величины, называемые силами. Вспомним, как называется сила притяжения тел к земле. Как называется сила, действующая на тела, погруженные в жидкость? Да, это сила тяжести и сила Архимеда. А еще в механике рассматривают силы упругости и силы трения. Действуют ли какие-либо из этих сил в рассмотренных примерах? Да, и на камень, опускающийся на дно, и на корабль, скользящий по воде, действуют силы трения. В случае с камнем трение о воду называют силой сопротивления воды. А действуют ли силы упругости? Стапели действуют на спускаемое судно силой упругости, дно действует на утонувший камень силой упругости. И корабль, и камень действуют силами упругости на воду и на другие тела, с которыми они соприкасаются. Как видим, мы обнаружили много действующих сил в рассматриваемых примерах, но будем рассматривать только силы, действующие на неподвижный корабль и на тонущий камень. Сделаем в тетрадях чертежи и начертим эти силы. Вспомним, в каких единицах измеряются силы. Поставим стрелочки, изображающие силу тяжести и силу Архимеда в компьютерных анимациях для корабля и для камня.

  1. Формулировка первого закона Ньютона.

Решение проблемы. Формулировка первого закона Ньютона:

 

– Итак, на неподвижный корабль на поверхности воды действуют две силы: вниз

направлена сила тяжести, вверх – сила Архимеда. Такие же две силы действуют на тонущий камень (кроме того, на него действует сила сопротивления воды, тоже направленная вверх, но при небольших скоростях движения камня эта сила мала, и мы будем ею пренебрегать, в физике так поступать приходится часто). Итак, в обоих случая действуют две противоположные силы, а результат разный: камень тонет, а корабль не движется. Почему? На этот вопрос ответил Ньютон. Сила, которая тянет камень вниз, больше, чем сила, толкающая камень вверх. Силы, действующие на корабль, уравновешены. Покажем это на компьютерной модели – задание «Сложение сил». Установим стрелки, изображающие силу тяжести (эта стрелка направлена вниз), и стрелки, изображающие архимедову силу (они направлены вверх). Как видно из модели, силы, действующие на корабль, уравновешены, а на камень действует сила тяжести, большая архимедовой силы. Согласно первому закону Ньютона, в инерциальных системах отсчёта тела не меняют скорости поступательного движения (т. е. движутся прямолинейно и равномерно) при условии, что воздействия на них со стороны других тел отсутствуют, либо уравновешены. Покоящееся тело также не меняет скорости. Покой – частный случай равномерного прямолинейного движения.

  1. Применение полученных знаний для объяснения реальных физических явлений и компьютерных моделей.

1.

– Рассмотрим модель «Сила упругости» (раздел «Силы и их действие»).

– Выясним, какие силы уравновешены в этом случае. 

– Сделаем чертежи в тетрадях. Как в этих случаях применить первый закон Ньютона?

– Приведите примеры, в которых проявляется закон Ньютона.

  1. Выполнение упражнений – работа в парах
  2. Самостоятельная работа (карточки задания)
  3. Подведение итогов урока, домашнее задание.

  1. Итоги урока:

– Сформулируем итоги урока: характер движения тел определяется характером их

взаимодействия с другими телами. Для количественной оценки взаимодействия используют физическую величину, называемую силой. Сила измеряется в ньютонах. В механике рассматривают силы тяжести, упругости, трения, архимедову силу. Результат действия сил на тело зависит от системы отсчета, в которой мы рассматриваем тело. В инерциальных системах отсчета справедлив первый закон Ньютона. 

  1. Домашнее задание.§ 6, демонстрация принципа относительности Галилея


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока физики "Решение задач по теме "Законы Ньютона"" (9 класс)

Тема урока "Решение задач по теме "Законы Ньютона"". Автор учебника : Пёрышкин...

Конспект урока физики 6 класс по теме "Испарение"

конспект урока содержит описание целей и задач к уроку , постановку проблемы, для использования данного урока необходимо скачать дополнительные материалы к уроку 61. презентацию ;2. презентации  ...

Конспект урока физики 7 класс по теме "Плотность вещества"

Конспект урока 7 класса по теме "Плотность вещества" разработан с учетом требований ФГОС....

Конспект урока физики 11 класса по теме "Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков по теме «Оптика»".

Цель урока: повторение и закрепление знаний учащихся по теме «Геометрическая оптика. Линзы. Волновая оптика».Задачи: 1.Обучающая- обобщить знания учащихся по теме, используя реальные задания из тестов...

Развёрнутый план конспект урока в 7 классе по теме «Cпорт. Из истории олимпийских игр» по учебнику И.Л.Бим «Немецкий язык. 7 класс».

Развёрнутый план конспект урока в 7 классе по теме «Cпорт. Из истории олимпийских игр» по учебнику И.Л.Бим «Немецкий язык. 7 класс»....

Технологическая карта урока физики 7 класс по теме. "Передача давления жидкостями и зазами. Закон Паскаля"

Технологическая карта урока физики 7 класс по теме. "Передача давления жидкостями и зазами. Закон Паскаля"...