Литературно-музыкальный час "Минувших лет святая память"
классный час (11 класс) по теме
Литературно- музыкальный час "Минувших лет святая память", посвящен Дню Победы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.docx | 26.72 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Автор: учитель
русского языка и литературы
Тулешова Татьяна Владимировна
Литературно- музыкальный час
«МИНУВШИХ ЛЕТ СВЯТАЯ ПАМЯТЬ»
Цели :
-воспитание любви, чувства гордости, патриотизма к Родине на основе осмысления учащимися героического прошлого Великой Отечественной войны;
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
(на фоне спокойной музыки)
Учитель: Снова мирный рассвет, тишина.
И неслышно идет по планете
Возвращенная людям весна!
Жизнь мечтаний полна и свершений
Но не знавшее войн поколенье,
Ничего, ничего не забудь.
Ученик 1 : Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины. И высочайшей вершиной этого мужества была Великая Отечественная война.
Ученик 2: Эта война, самая народная и поистине самая священная из всех войн на земле, навсегда останется великим уроком человеческого мужества.
Ученик 1: 22 июня 1941 года. 9 мая 1945 года. Две странички календаря. Два дня жизни планеты Земля. Два дня истории Человечества.
Ученик 2 : Они отмечены в календаре разными цветами: один -черный лист с ощетинившимися штыками и падающими бомбами, другой- красный лист с переливами радуг победного салюта и символами воинской доблести и славы. Два дня календаря. А между ними…
(Звучит «Случайный вальс», 2 девушки в школьной форме и 2 юношей танцуют)
- Ну, вот и кончилась школьная жизнь…
- Интересно, что с нами будет лет через 20? (Гул самолета)
- Смотрите, самолет летит! Как красиво…
- Да, наш Костя скоро так летать будет, в летное поступает.
- А заболеете, ко мне приходите.
- Даша, ты так и мечтаешь врачом стать?
- А ты, Иван, куда думаешь?
Звук бомбежки.
(Запись Левитана об объявлении войны, слайд 1)
Ученик 3: Война! Война!
В ушах гремели взрывы,
Полнеба дым пожарищ закрывал,
И в полный рост строги и молчаливы
Все встали на борьбу, и стар и мал.
(Слайд 2, звучит «Священная война» А. В. Александрова (1 куплет)
Ученик 4: (в пилотке)
Вспомните, ребята! Вспомните, ребята!
Разве это выразить словами,
Как мы стояли у военкомата
С бритыми навечно головами.
Рыдали родители, жены, невесты,
Горел и гремел небосклон.
(Инсценирование песни «Огонек», слайд 3-4)
Ученик 4:
Мы по дорогам пыльным с боем шли,
От бомб земля дрожала, как живая.
Мы каждый метр своей родной земли
Отстаивали, кровью поливая.
Ученик 5:
Когда от бомб, казалось, мир оглох,
И друг мой пал из нашей роты первым,
Я знал, нужны не слезы и не вздох,
А мой свинец, мой шаг вперед и нервы.
Ученик 6:
Мне смерть страшна, но в битвах, не робея
В атаку шел, других не гнулся ниже,
Шел смело в бой, не потому что смел,
А потому, что трусость ненавижу.
Учитель : Одно из самых страшных событий Великой Отечественной войны- блокада Ленинграда немецкими войсками. Она длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) -872 дня. (Слайд 5)
Ученик 7: Сорок второй! На Ленинград
Обхватом с трех сторон
Шел Гитлер силой сорока дивизий.
Бомбил. Он артиллерию приблизил,
Но не поколебал ни на микрон,
Не приостановил не на мгновенье
Он сердца ленинградского биение.
И, видя это, разъяренный враг,
Предполагавший город взять с набега,
Казалось бы, испытанных стратегов
Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.
И те пришли, готовые к победам,
А третий, Голод, шел за ними следом.
Учитель: Как страшно было жить в блокадном Ленинграде, написано много. Но самое тяжелое повествование содержит всего лишь семь строк. Это дневник двенадцатилетней жительницы Ленинграда- Тани Савичевой. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия- трагические «визиты смерти» в родной дом .
(Звучит музыка Энио Мариконе)
(Слайд 6)
Ученик 8: « 28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи. 1941 года»
« Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 года»
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года»
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года»
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня 1942 года»
«Мама- 13 марта в 7 часов 30 минут утра 1942 года »
«Умерли все» Осталась одна Таня.
Ученик 9: «Ленинградские дети»…Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось столько, что каждый, чувствуя вину, пытался хоть что-то снять с их детских плеч. Это звучало как пароль: «Ленинградские дети». (Слайд 7 )
Ученик 10:
Я к ним пойду. Одеялом укрою,
О чем-то скажу, но они не услышат.
Спрошу, не ответят…
А в комнате трое,
Нас в комнате трое, но двое не дышат.
Я знаю, не встанут. Я все понимаю…
Зачем же я хлеб на три части ломаю?
(Песня «Баллада о черством куске»)
Учитель : Ленинградские дети в эту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь-дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.
Ученик: 11
Девчонка руку протянула
И головой упала на край стола.
Сначала думали: уснула,
А оказалось, умерла.
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло сквозь метельный стон
Учитель выдавил,
Что снова занятья после похорон.
Ученик 12:
Под шелестом опущенных знамен
Лежат бок о бок дети и солдаты.
На пискаревских плитах нет имен,
На пискаревских плитах только даты.
Год сорок первый…
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой.
Учитель: Много городов, сел разрушила на своем пути немецкая армия.
22 марта 1943 года все жители белорусской деревни Хатынь были сожжены заживо за то, что помогали партизанам. ( Слайд 8)
(Звучит звон колоколов, слайд 9 ).
Ученик 13: В Хатыни четыре колодца,
( В былом-26 дворов…)
В мир над колодцами льется
Реквием колоколов:
-Родимые, помните, помните…
Живые-мы вечно в огне.
Сто сорок девять нас - помните!
Силой пусть станет гнев!
Ученица 14: Пусть жгучая боль, словно пропасть,
Стоит на пути войны.
Пусть партизанские тропы
Памяти будут верны.
- Помните! Помните! Помните!
Учитель : В годы Великой Отечественной войны тысячи патриотов помогали бороться с фашистами не только на фронтах, но и в партизанских отрядах.
Ученик 14:
Валя Котик- погиб от немецкой пули, выполняя боевое задание (Слайд 11). Марат Казей был окружен в бою, и чтобы не сдаться врагам взорвал себя гранатой, а вместе с ним взорвались и несколько немецких солдат. (Слайд 12).Зина Портнова при выполнении боевого задания попала в засаду. Фашисты жестоко надругались над девушкой (Слайд 13).
Звучит песня «Москвичи»
Учитель: 1418 дней и ночей длилась война. «Война ж совсем не фейерверк, а просто трудная работа»- писал поэт- фронтовик М. Кульчинский. И эту нечеловечески трудную ратную работу выполняли не только мужчины, но и женщины, девушки, вчерашние школьницы. ( Слайд 14-15, 16)
ИНСЦЕНИРОВАНИЕ.
( 4 девушки в военной форме и 1 санитарка)
Девушка 1: Я только раз видала рукопашный.
Раз - наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Девушка 2: Выстроили нас по росту. Я самая маленькая. Командир идет, смотрит. Подходит ко мне: «Это что за дюймовочка? Что ты на фронте будешь делать? Может вернешься к маме, подрастешь?». А мамы у меня уже не было.
Девушка- санитарка: А я навсегда запомнила свой первый бой, хотя действовала автоматически: перевязала одного раненого, второго, третьего. Но тут услышала крики: «Танк! Танк!»- и увидела бегущих солдат… Я мчалась через лес, спотыкалась и, падая, расшиблась и не чувствовала боли… А потом надо мной смеялся весь батальон, потому что оказалось, что я убегала не от фашистского, а от нашего танка.
Девушка 3: Однажды после боя я увидела в лесу фиалки и не удержалась, нарвала букетик. Нарвала и привязала к штыку. Пришли в лагерь. Командир построил всех и вызывает меня. Я выхожу… и забыла, что у меня фиалки на винтовке. А он меня начал ругать: «Солдат должен быть солдат, а не сборщик цветов». Ему было странно, как это в такой обстановке можно о цветах думать.
Девушка 4: А мы однажды нашли заброшенную шляпную мастерскую. Выбрали каждая по шляпке и, чтобы побыть в них хотя бы немного, спали всю ночь сидя. Мне удалось сохранить эту шляпку ( девушки начинают примерять шляпку)
Ученик 15: И радовались шляпкам те девчата
В шинелях и тяжелых сапогах.
Они, поправ достоинство солдата,
Вертели шляпки легкие в руках.
И в зеркале разбитые смотрелись,
И так легко смеялись зеркала!
И эта женственная прелесть
В те дни неповторимою была.
Девушка 4: Эх, девчонки, сейчас бы спеть… ( Поют песню, затем встают и выстраиваются)
Девушка 1: Нас не нужно жалеть, ведь и
мы никого б не жалели,
Мы пред нашим комбатом,
как пред господом Богом чисты,
На живых порыжели от крови
и глины шинели,
На могилах у мертвых расцвели голубые цветы.
Девушка 2: Расцвели и опали… Проходит
четвертая осень.
Наши матери плачут, и ровесницы
молча грустят,
Мы не знали любви, не изведали
счастья ремесел,
Нам досталась на долю нелегкая
участь солдат.
Девушка 3: Нас не нужно жалеть, ведь и
мы никого не жалели,
Кто в атаку ходил, кто делился
последним куском,
Тот поймет эту правду- она к нам
в окопы и щели
приходила поспорить ворчливым
охрипшим баском.
Девушка 4 : Пусть живые запомнят и пусть
поколения знают:
Эту взятую с боем суровую правду
солдат,
И твои костыли, и смертельная
рана сквозная,
И могилы над Волгой, где тысячи
юных лежат.
Девушка 5 : Это наша судьба, это с ней
мы ругались и пели.
Поднимались в атаку и рвали
над Бугом мосты.
Нас не нужно жалеть: ведь и мы
никого б не жалели
Мы пред нашей Россией
и в трудное время чисты.
Учитель : Путь к победе был долог и труден. Каждый миллиметр военного пути был пропитан кровью и потом, усыпан трупами солдат и мирных жителей: стариков, женщин и детей.
(Звучит музыка. Выходит почтальон с сумкой)
Боец: Ну и почта,
Целый килограмм.
Груда писем,
Может, есть и нам.
От сестер, от братьев, от невест.
Сколько их, из самых разных мест.
(Звучит музыка. Появляются и получают письма солдаты. Кто-то отходит , радуется, кто-то грустит, кто-то прижимает письмо к груди.)
Письмо держу в своей руке.
Что в этом маленьком конверте?
Конечно, грусть в любой строке,
А вдруг и весть о чей-то смерти.
( Выходят 7 человек со свечами)
1-ый: Это последнее мое письмо. Мы остались вдвоем, я и Пашка, сидим в изуродованном танке, жара невыносимая. (Гасит свечу)
2-ый: Милая моя мамусечка, сегодня получила твое письмо с фотографией. Я то и дело достаю ее из кармана гимнастерки. Машенька пусть не надрывается, я после ранения осторожнее стала. (Гасит свечу)
3-ий: Я воюю более 300 дней, за это время изменилась страна, люди, изменился я. Никто не скажет, что недавно я был юношей, который ничего не знал, кроме мечты об учебе и любимой девушке. Но моя молодость служит делу человечества. (Гасит свечу)
4-ый: Мила, мама тебе потом все объяснит. А папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови. Раньше я преподавал в Ульяновске, потом защищал Сталинград. (Гасит свечу).
5-ый: Мамулечка, родная, с новым 1945 годом! Не падай духом, скоро вернусь, до Берлина недалеко. Роднулеча, за меня не беспокойся. (Гасит свечу)
6-ой: Не плачь, мама! Я смерти не боюсь, ты получишь письмо, а меня уже не будет на свете. А как хотелось бы еще пожить и посмотреть, какая будет дальше жизнь. Ладно, отбрасываю мечты. (Гасит свечу)
7-ой: А пока целую и крепко обнимаю, твоя Натуся… Они окружили. Мне было 22… ( Гасит свечу).
Ученик 16: Пылает днем и ночью пламя
И озаряет шар земной,
Не утихает наша память
О тех, кто был убит войной.
Ученик 17: Проклятая война!
Гори она огнем!
Сердца наполнены тоскою и печалью,
Давайте павших помянем
Минутою молчанья! ( Минута молчания)
Звучит песня «Журавли» (минусовка)
Помните, через века, через года.
Помните о тех, кто уже не придет никогда.
Помните!
Не плачьте, в горле сдержите стоны.
Памяти павших будьте достойны.
Вечно достойны.
Люди, покуда сердца стучатся,
Помните, какою ценой
Завоевано счастье.
Пожалуйста, помните!
Ученик 18: За все, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам,
Что отстояли мир когда-то.
(Видеоклип «Ветеранам посвящается»)
Библиотекарь: С каждым годом ветеранов той страшной войны остается все меньше и меньше.
Время неумолимо движется вперед. Трудно поверить, что молодые люди- ваши сверстники, брали стратегические высоты, теряли боевых друзей, уничтожали немецкие танки, топили вражеские подлодки, освобождали от фашистов города и села. Все тише звон орденов и медалей, когда идут они в День Победы мимо Вечного Огня.
И хочется верить в то, что люди еще долгие годы будут помнить о тех, кто отдал свои жизни за Победу, и сохранят память о тех, кто лежит под гранитными плитами мемориалов и обелисков.
Ученик 18 : Мир- это лучшее слово на свете,
Взрослые к миру стремятся и дети.
Птицы, деревья, цветы на планете.
Мир- это главное слово на свете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция "Память сердца"
Всё дальше и дальше уходит от нас в глубь прошлого Великая Отечественная война. Всё меньше её живых свидетелей и участников. Придёт время - и мы будем узнавать о событиях и людях военных лет только из...
Литературно-музыкальная композиция "Память"
Наступает незабываемая дата в истории нашей страны. Вся страна будет праздновать 65-летие Победы. В школах обязательно пройдут Митинги, посвященные 9 Мая, уроки мужества, торжественн...
Литературно-музыкальная композиция. Вам, ушедшим в бессмертие, - вечная слава и память потомков.
Предназначена для выступления учащихся 9-11 классов. Посвящена Дню Победы....
Литературно-музыкальная гостиная к Дню святого Валентина
Сценарий литературной гостиной для старшеклассников. Формирование ценностного отношения к настоящему, искреннему и чистому чувству - цель проведения такой гостиной. Основу сценария составляют поэтичес...
литературно-музыкальная гостиная "Сны военные тревожат память мирную мою"
Литературно-музыкальная гостиная для учащихся 10-11 классов, их родителей и ветеранов - тружеников тыла переносит собравшихся в довоенные и военные годы, способствует патриотическому, нравственному и ...
Общешкольное мероприятие Сценарий встречи с воинами-интернационалистами Литературно-музыкальная композиция «Афганистан, ты наша память!»
Общешкольное мероприятиеСценарий встречи с воинами-интернационалистамиЛитературно-музыкальная композиция «Афганистан, ты наша память!»...
Методическая разработка литературно-музыкальной композиции, посвященной Дню Победы "Память нашу не стереть с годами"
Данна методическая разработка будет полезна в работе классного руководителя, учителя истории....