Литературно-музыкальная композиция "Память сердца"
план-конспект урока по внеклассной работе (9 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Pamyat_serdca..doc | 154.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно-музыкальная композиция «Память сердца», посвященная Дню Победы
Чтец. С чего начинается память – с берез?
С речного песочка? С дождя на дороге?
А если – с убийства?
А если – со слез?
А если – с воздушной тревоги!
А если – с визжащей пилы в облаках,
Со взрослых, в пыли распростертых!
А если с недетского знания – как
Живое становится мертвым!
И в пять,
И в пятнадцать,
И в двадцать пять лет
Войной начинается память!
Звучит отрывок из песни в исп. И.Кобзона «Довоенный вальс».
(Выпускной бал. Девушки и юноши танцуют. Музыка прерывается. Звучит отрывок речи Молотова о начале войны. Девушки и юноши замирают. Звучит первый куплет песни «Священная война»)
Исполнение песни Б.Окуджавы «До свидания, мальчики» (1 часть)
(Исполняют песню девушки. Юноши уходят и возвращаются в пилотках и плащ-палатках).
Чтец. Были от инея –
Как выбелены мелом мы.
Всю ночь телами греем валуны.
Какими оказались неумелыми
В начале неигрушечной войны!
Не наступать,
А каждый шаг отстаивать,
И не на их,
А на своих снегах.
Своим теплом
На сопках лед оттаивать,
Носить свой сон по суткам на ногах.
Пока вооружимся и научимся –
И все припомним им
На их полях, -
О, сколько мы натерпимся, намучимся,
И скольким лечь
На подступах
В боях!
Чтец. Землю жгли смертельные метели.
Небеса и те не знали сна…
В серые солдатские шинели
Наряжала девушек война…
Звучит песня «До свидания, мальчики» (2 часть) в исполнении юношей.
(Девушки уходят, надевают военную форму)
Чтец. Я ушла из детства
В грязную теплушку,
В эшелон пехоты,
В санитарный взвод.
Дальние разрывы
Слушал и не слушал
Ко всему привыкший
Сорок первый год.
Я пришла из школы
В блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы –
В «мать» и «перемать»,
Потому что имя
Ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.
Звучит мелодия песни «В лесу прифронтовом».
(На сцену выходят юноши и девушки в военной форме. Выходит юноша с баяном. Музыка затихает. Юноша начинает играть на баяне «В лесу прифронтовом».
На авансцену выходят две девушки, садятся на скамеечку, укрываются одной шинелью.
Исполняется стихотворение Ю.Друниной «Зинка»)
Зинка. Мы легли у разбитой ели,
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.
- Знаешь, Юлька, я – против грусти,
Но сегодня – она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У тебя ест друзья, любимый,
У меня – лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет…
Знаешь, Юлька, я – против грусти,
Но сегодня – она не в счет.
(Девушка уходит).
Юлька.
Отогрелись мы еле-еле,
Вдруг приказ: «Выступать вперед!»
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.
С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по черной ржи.
По воронкам и буеракам
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы,-
Мы хотели со славой жить.
Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав.
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.
- Знаешь, Зинка, я – против грусти,
Но сегодня – она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечку зажгла.
Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?!
В исполнении вокальной группы звучит песня из к/ф «Белорусский вокзал» («Здесь птицы не поют…»)
Чтец. Комбату приказали в этот день
Взять высоту и к сопкам
Пристреляться.
Он может умереть на высоте,
Но раньше должен на неё подняться.
И высота была взята,
И знают уцелевшие солдаты –
У каждого есть в жизни высота,
Которую он должен взять когда-то.
А если по дороге мы умрём,
Своею смертью разрывая доты,
То пусть нас похоронят на высотах,
Которые мы всё-таки берём.
Звучит песня «На безымянной высоте».
Чтец. Мне ворон черной смерти не пророчил,
Но ночь была, и я упал в бою…
Свинцовых пуль трассирующий росчерк
Окончил биографию мою.
Сквозь грудь прошли расплавленные пули,
Последний стон зажав тисками скул,
Я чувствовал, как веки затянули
Открытую солдатскую тоску…
Звучат разрывы снарядов, запись боя. На фоне записи звучат стихи.
Чтец. Обрушился огонь орудий,
И целых три часа подряд
Не разговаривали люди
И били пули невпопад.
И, навсегда оглохнув, птицы
Бесшумные спешили прочь.
За ними вслед, сверкнув зарницей,
На запад отступала ночь.
Громада огненного вала
Шла всем стихиям вопреки,
Дубы с корнями вырывала,
Колола скалы на куски.
В пике упали самолеты,
Танк загремел, и, наконец,
Безмолвно двинулась пехота
По грудь в воде через Донец.
Метроном.
Чтец. Нынче – у нас передышка,
Завтра – вернемся к боям.
Что ж твоей песни не слышно,
Друг наш, походный баян?
Чтец. Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!
Звучит «Песенка фронтового шофера».
Чтец. Осенняя ночка темна,
Лесная землянка тесна,
Коптилка мигает тоскливо
Под всхрапы солдатского сна…
Звучит мелодия песни «В землянке». На ее фоне читаются стихи.
(Из зала выходит почтальон и раздает треугольники солдатам)
Чтец. Треугольником сложен пожелтевший листок,
В нем и горькое лето, и сигналы тревог,
В нем печаль отступленья в тот отчаянный год.
Рвется ветер осенний и команда: вперед!
Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,
Где солдатские письма шли дорогой своей.
Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,
И бессонную правду фронтовых голосов.
В письмах вера солдата в наши мирные дни,
Хоть и были когда-то так далеко они.
Боец 1. Вот закончится война, приеду домой и женюсь!
Боец 2. А я учиться пойду, хочу инженером стать.
Боец 3. А я мечтаю о том, как вернусь домой и полной грудью вдохну деревенский воздух.
Боец 4. А я хочу с сыном пройти по деревне. Пусть нас все видят…
Боец 5. (Пишет письмо)
Милая Тонечка! Я не знаю, прочитаешь ты когда-нибудь эти строчки. Но я твердо знаю, что это последнее мое письмо. Сейчас идет бой, жаркий, смертельный. Кругом фашисты, весь день отбивали атаки. Мы не думаем о спасении своей жизни, мы солдаты и не боимся умереть за Родину… Сейчас твой портрет лежит у меня на коленях, ты – со мной. Не так тяжело умирать, когда знаешь, что где-то есть человек, который помнит о тебе и любит…
Девушка. Дорогой мой! Кажется, целая вечность прошла с тех пор, как я проводила тебя.
Каждый день с замиранием сердца жду почтальона, жду твоей весточки. Люблю тебя, волнуюсь, скучаю…
Боец. Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди.
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет.
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня.
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди, и с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: повезло.
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой.
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Девушка. Я буду ждать!
Так ждать, чтоб даже память вымерла,
Чтоб стал непроходимым день,
Чтоб умирать при милом имени
И догонять чужую тень.
Чтоб не довериться и зеркалу,
Чтоб от подушки утаить,
Чтоб свет своей любви и верности
Зарыть, запрятать, затемнить.
Чтоб пальцы невзначай не хрустнули,
Чтоб вздох и тот зажать в руке.
Так ждать, чтоб мертвый он почувствовал
Горячий ветер на щеке.
Звучит песня «Москвичи».
Чтец. В страшный час мировой этой ночи,
В страшный час беспощадной войны
Только зоркие, чистые очи
Называться глазами должны.
Они видят от края до края
Небо в звездах и землю в дыму.
И опять и опять не сгорая,
Не туманятся, смотрят во тьму.
Это, может быть, стойкий зенитчик
В предрассветные тучи впился.
Партизанка последней из спичек
Жжет стога и уходит в леса.
Или мать перечла не впервые
Дорогую от первенца весть.
Ясно видит снега фронтовые,
Глаз не может от строчек отвесть.
Да, война – это школа страданий,
Это молодость сына в крови.
Не являйся к ней
С маленькой данью,
Только с жизнью – и ту разорви!
И тогда-то в тоске об ушедшем,
Чашу горькую выпив до дна,
Когда, кажется, жить уже нечем,
Ты поймешь, что такое война.
И тогда-то по смутному следу,
Не глазами, а трепетом век
Ты сквозь слезы увидишь победу,
Зоркий, чистый, живой человек.
Звучит песня М.Ножкина «Последний бой».
(Бойцы подходят друг к другу)
Чтец. Не будет этого тошнее, -
Живи еще хоть сотню лет,
Чем эта мокрая троншея,
Чем этот серенький рассвет.
Стою в намокшей плащ-палатке,
Надвинув каску на глаза,
Ругая власть и без оглядки
Все то, что можно и нельзя.
Сегодня лопнуло терпенье,
Осточертел проклятый дождь.
Пока поднимут в наступленье,
До ручки, кажется, дойдешь.
Ведь как-никак, мы в сорок пятом,
Победа – вот она! Видна!
Выходит срок служить солдатам,
И лишь окончится война.
Звучит песня «Майский вальс» (в исполн. Вокальной группы).
Чтец. Я брал Париж!
Я – кровный сын России,
Я – Красной армии солдат,
Поля войны – свидетели прямые –
Пред вами это подтвердят.
Чтец. Земли, камней, железа груды,
Бессильно сникли провода,
И у руин притихшей Буды
Ворчит дунайская вода.
И вдоль осколками избитых
Колонн монаршего дворца
Ночною свежестью умыты,
Войска проходят без конца.
Чтец. Не гремит колесница войны.
Что же вы не ушли от погони,
Наверху брандербургской стены
Боевые немецкие кони?
Вот и арка, проходим под ней,
Суд свершив, справедливый и строгий,
У надменных державных коней
Перебиты железные ноги.
Чтец. Я знаю, никакой моей вины,
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,
Речь не о том, но все же, все же, все же…
Звучит песня «Я сегодня до зари встану…»
(Все участники выходят на сцену)
Помните! Через века,
Через года,-
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда,-
Помните!
Не плачьте, в горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших
Будьте достойны!
Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
Жизнью просторной,
Каждой секундой…
Каждым дыханием
Будьте достойны!
Люди!
Покуда сердца стучатся,-
Помните,
Какой ценой завоевано счастье,-
Пожалуйста, помните!
Литературно-музыкальная композиция
«ПАМЯТЬ СЕРДЦА»
(Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция "Покуда сердца стучатся, - помните!..", посвященная Дню Победы
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Покуда сердца стучатся, - помните!..", посвященной Дню Победы....
Презентация к литературно-музыкальной композиции "Покуда сердца стучатся, помните!.."
Презентация к литературно-музыкальной композиции "Покуда сердца стучатся, помните!.." в 5 частях...
Литературно-музыкальная композизия "Женское сердце"
Меропрятие "Женское сердце" , проводилось с целью духовного обогащения семей, для непосредственного взаимодействия матерей с детьми, для комуникативного развития воспитанников, их взаимодействия с род...
Литературно-музыкальная композиция "Память сердца"
Знакомит учащихся с поэтами и писателями-фронтовиками города Коврова...
Литературно-музыкальная композиция "Поэта сердце не горит"
Литературно-музыкальная композиция "Поэта сердце не горит" посвящена двухсот летию Марины Ивановны Цветаевой. Она может быть использована и на уроке литературы и в качестве внеклассного мероприятия....
Литературно-музыкальная композиция «Россия! Сердцу милый край!» (тема Родины и родной природы в творчестве С.Есенина)
Две основные темы — Родина и природа — переплетаются в творчестве Есенина и вытекают одна из другой. Вдохновленный близкими для него темами, Сергей Есенин создает в своих стихах прекрасны...
Литературно - музыкальная гостиная "Я сердцем никогда не лгу".
Литературно - музыкальная гостиная посвящена творчеству русского поэта С.А.Есенина. Задачи:- формировать представление о жизни и литературной деятельности...