Литературно-музыкальная гостиная к Дню святого Валентина
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Сценарий литературной гостиной для старшеклассников. Формирование ценностного отношения к настоящему, искреннему и чистому чувству - цель проведения такой гостиной. Основу сценария составляют поэтические произведения, музыкальное сопровождение и "живой" танец позволяют добиться желаемого результата - как правило участие в таких мероприятиях добровольное, в то же время в стороне не остается никто из старшеклассников. Гостиную целесообразнее проводить с учениками 10-11 классов, так как личностные приоритеты этой возрастной группы совпадают с содержанием материала. Особенностью мероприятия является активное со-участие учителей школы: педагоги читают стихи и исполняют песни в месте с ребятами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_gostinaya.doc | 67.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Авторская разработка
Сценарий литературно-музыкальной гостиной для старшеклассников и учителей,
посвященной Дню Святого Валентина
(автор проекта учитель литературы Терентьева Н.С., техническое обеспечение – завуч по УВР Владимирова Н.Е., хореографическое сопровождение – балетмейстер городского Дворца культуры, руководитель студии Вдохновение» Панева Л.В.)
Цель проекта: воспитание культуры межличностных отношениях на традициях русской классической музыки и литературы.
Гостиная проходит по типу нон-стоп, то есть номера не объявляются а сменяют друг друга последовательно, что позволяет усилить ощущение эмоционального сопереживания у слушателей, госте мероприятия.
Оформление
- Воздушные шары-сердечки
- Цветы
- Стулья выставляются полукругом для участников гостиной, для гостей в обычном порядке или полукругом
*** Звучит «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского, под музыку пары, сидящие напротив друг друга, вальсовым шагом меняются местами и садятся.
Ведущий Ни твоей, ни своей, ни чьей –
Никакой не хочу иронии.
Прятать боль под броней речей?!
Не нуждаюсь в их обороне я.
Если боль – так пускай болит,
Если радость – пусть греет, радуя,
Не к лицу нам, боясь обид,
Жар души заменять прохладою.
Снег идет – он и бел, как снег,
Небо синее – значит, синее.
Если смех – так не полусмех,
И не как уж не над святынею.
Я хочу прямой красоты,
Не лукавого обольщения,
Я хочу, чтоб заплакал иы
От восторга, от восхищения.
Как ни смейся, как ни язви –
Это дело для всех стороннее.
Людям нужен лишь свет любви,
А не злой холодок иронии.
Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады видеть вас в нашей гостиной, мы хотим поговорить с вами о том, что волнует каждого человека. Поговорить о Любви! На языке музыки, танца и поэзии поговорить о Главном!
*** учителями исполняется песня под гитару «Мне нравится…»
Стихотворение Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне» (читают старшеклассники – юноша и девушка)
Как больно, милая, как странно,
Сродняясь в земле, сплетясь ветвями,
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана,
Прольется чистыми слезами.
Не зарастет на сердце рана –
Прольется пламенной смолой.
- Пока жива, с тобой я буду –
Душа и кровь нераздвоимы,-
Пока жива, с тобой я буду –
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду –
Ты понесешь с собой, любимый,-
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.
- Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
- За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба – я и ты.
- Но если я безвестно кану –
Короткий свет луча дневного,-
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, млечный дым?
- Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,
Когда состав на скользком склоне
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.
Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них –
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг.
*** Звучит Лунная Соната Бетховена, на фоне которой читается письмо Желткова (из повести Куприна «Гранатовый браслет»)
Юноша «Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою – одна молитва: «Да святится имя Твое.
Да, я предвижу страдание, кровь и смерть. И думаю, что трудно расстаться телу с душой, но, Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь: «Да святится имя Твое».
В предсмертный печальный час я молюсь только о тебе. Жизнь могла бы быть прекрасной и для меня. Не ропщи, бедное сердце, не ропщи. В душе я призываю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: «Да святится имя Твое».
Ты. Ты и люди, которые окружали тебя, все вы знаете, как ты была прекрасна. И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью все-таки пою – слава тебе! Да святится имя Твое!»
***Исполняется стихотворение М.Цветаевой
«Мой милый, что тебе я сделала»
Вчера еще в глаза глядел,
А нынче - все косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел,
Все жаворонки нынче - вороны!
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»
И слезы ей - вода, и кровь –
Вода, - в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха – Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.
Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
!Мой милый, что тебе я сделала?»
Вчера еще в ногах лежал!
Равнял с китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал,-
Жизнь выпала копейкой ржавою!
Детоубийцей на суду
Стою – немилая. Несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
!Мой милый, что тебе я сделала?»
Спрошу я стул. Спрошу кровать:
«За что, за что терплю и бедствую?»
«Отцеловал – колесовать:
Другую целовать,»- ответствуют.
Жить приучил в самом огне,
Сам бросил – в степь заледенелую!
Вот, что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе - я сделала?
Все ведаю – не прекословь!
Вновь зрячая – уж не любовница!
Где отступается любовь,
Там подступает Смерть-садовница.
Само – что дерево трясти!-
В срок яблоко спадает зрелое…
- За все, за все меня прости,
Мой милый, - что тебе я сделала!
***Исполняется стихотворение Ю.Мориц
«Та любовь…»
Та ведь боль еще и болью не была,
Так…сквозь сердце пролетевшая стрела,
Та стрела еще стрелою не была,
Так…тупая, бесталанная игла,
Та игла еще иглою не была,
Так..мифический дежурный клюв орла.
Жаль, что я от этой боли умерла.
Ведь потом, когда воскресла, путь нашла,-
Белый ветер мне шепнул из-за угла,
Снег, морозом раскаленный добела,
Волны сизого оконного стекла,
Корни темного дубового стола,-
Стали бить они во все колокола:
«Та ведь боль еще и болью не была,
Так..любовь ножом по горлу провела».
*** Звучит песня из к\ф «31 июля» танец
*стихотворение М.Волошина исполняет юноша
Мы заблудились в этом свете.
Мы в подземельях темных. Мы
Один к другому, точно дети,
Прижались робко в безднах тьмы.
По мертвым рекам всплески весел;
Орфей родную тень зовет.
И кто-то нас друг к другу бросил,
И кто-то снова оторвет…
Бессильна скорбь. Беззвучны крики.
Рука горит еще в руке,
И влажный камень вдалеке
Лепечет имя Эвридики.
***учителями исполняется песня «Не отрекаются любя» (фонограмма)
(Девушка и юноша выходят на середину зала и рассказывают легенду «Незабудка»)
Девушка Давным-давно, когда люди еще только познали любовь, на берегу реки сидели девушка и юноша.
Юноша Влюбленные радовались каждой минуте: каждому дуновению ветерка, каждому движению ветки, склоненной над водой.
Девушка Вдруг вдалеке вспыхнула синяя искорка, потом еще одна, потом еще…
Юноша И вскоре стало ясно, что это не огни, а маленькие цветы, которые синевой своей могли бы поспорить с синевой небес. Юноша заметил, как засияли глаза его возлюбленной, и, не раздумывая побежал по тропинке туда, где покачивались синие венчики.
Девушка Он уже возвращался с цветком в руке, оставалось только миновать край болота, вдоль которого лежал путь, но он поскользнулся и упал прямо в черную лужу.
Юноша Поняв, что гибель неминуема, собрав последние силы, он выбросил цветок на берег и крикнул любимой: «Не забудь!»
Девушка С тех пор голубые маленькие цветы, распускающиеся весной, называют Незабудками.
*** Исполняется стихотворение Цветаевой
«Я тебя отвоюю…»
Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес,
Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой,
Оттого что я о тебе спою – как никто другой.
Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,
У всех золотых знамен, у всех мечей,
Я ключи закину и псов прогоню с крыльца –
Оттого что в земной ночи я вернее пса.
Я тебя отвоюю у всех других – у той, одной,
Ты не будешь ничей жених, я – ничьей женой,
И в последнем споре возьму тебя – замолчи!-
У того, с которым Иаков стоял в ночи.
Но пока тебе не скрещу на груди персты –
О проклятие! –у тебя остаешься – ты:
Два крыла твои, нацеленные в эфир,-
Оттого что мир – твоя колыбель, и могила – мир!
*** девушками, участницами хореографической студии «Вдохновение» исполняется танец под фонограмму «Ромео и Джульетта»
Эвридика Как правая и левая рука –
Твоя душа моей душе близка
Мы смежены, блаженно и тепло,
Как правое и левое крыло
Но вихрь встает – и бездна пролегла
От правого – до левого крыла.
Исполняется Стихотворение И.Северянина
…То ненависть пытается любить
Или любовь хотела б ненавидеть?..
Минувшее я жажду возвратить,
Но, возвратив, боюсь его обидеть,
Боюсь его возвратом оскорбить.
Святыни нет для сердца святотатца,
Как доброты у смерти… Заклеймен
Я совестью, и мне ли зла бояться,
Поправшему любви своей закон!
Но грешники – безгрешны покаяньем,
Вернуть любовь – прощение вернуть,
Но как боюсь я сердце обмануть
Своим туманно-призрачным желаньем:
Не месть ли то? Не зависть ли? Сгубить
Себя легко, и свет небес не видеть…
Что ж это: зло старается любить
Или любовь мечтает ненавидеть?..
***участницы студии «Вдохновение» исполняют танец «Опять метель» в сопровождении песни, которую поют учителя
Девушка и юноша рассказывают легенду «Ивушка»
Девушка В одной деревне жила девушка. И была она застенчива и очень хороша собой.
Юноша Полюбила она охотника, который жил на краю деревни, а он не обращал на нее никакого внимания. Каждый вечер уходил он к реке и разговаривал с ивами.
Девушка Никому из людей он не решился бы сказать то,что шептал деревьям. Долго тосковала девушка и решила стать ивой, чтобы любимый наконец замети ее.
Юноша Пошла она к ведьме, и та , выслушав девушку внимательно, напоила ее волшебным настоем. Появилось у реки невиданной красоты дерево. Каждый вечер приходил охотник на берег.
Девушка Приметил он эту иву, рядом с ней ему было особенно тепло и уютно. Полюбил он ивушку.
Юноша И не знал охотник, что весь день ждет его девушка и плачет, а к вечеру, когда приходит он к ней в гости, слезы ее высыхают.
Девушка С тех пор и зовут ивушки у реки Плакучими.
*Стихотворение О.Мандельштама исполняет юноша
Так ждать, чтоб даже память вымерла,
Чтоб стал непроходимым день,
Чтоб умирать при милом имени
И догонять чужую тень,
Чтоб не довериться и зеркалу,
Чтоб от подушки утаить,
Чтоб свет своей любви и верности
Зарыть, запрятать, затемнить,
Чтоб пальцы невзначай не хрустнули,
Чтоб вздох и тот зажать в руке.
Так ждать, чтоб мертвый, он почувствовал
Горячий ветер на щеке.
*** Исполняется танец под фонограмму из мюзикла «Юнона и Авось»
(Я тебя никогда не забуду)
Звучит стихотворение Ю.Мориц
Трудно светиться и петь нелегко.
Там, где черемухи светятся пышно,
Там, где пичужки поют высоко,
Кратенький век проживал бескрышно, -
Только и видно, только и слышно:
Трудно светиться и петь нелегко.
Если задумаешь в дом возвратиться
Или уйти далеко-далеко,
В самую низкую бездну скатиться,
Или на самую высь взгромоздиться, -
Всюду, куда бы тебя ни влекло,
Петь нелегко там и трудно светиться,
Трудно светиться и петь нелегко.
Исполняется стихотворение Н.Заболоцкого
Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована.
Драгоценная моя женщина!
Не веселая, не печальная,
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песня моя обручальная,
И звезда моя сумасшедшая.
Я склоняюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезаи, и стихотвореньями
Обожгу тебя, горькую, милую.
Отвори мне лицо полуночное.
Дай войти в эти очи тяжелые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.
Что прибавиться – не убавиться,
Что не сбудется – позабудется…
Отчего же ты плачешь, красавица,
Или это мне только чудится?
*** учителями исполняется песня (фонограмма) «Ты на свете есть»
Звучит стихотворение М.Цветаевой
Ятаган? Огонь?
Поскромнее, - куда как громко!
Боль, знакомая, как глазам – ладонь,
Как губам –
Имя собственного ребенка.
***Стихотворение Н.Асеева
Я не могу без тебя жить!
Мне и в дожди без тебя – сушь,
Мне и в жару без тебя – стыть.
Мне без тебя и Москва – глушь.
Мне без тебя каждый час – с год;
Если бы время мельчить, дробя;
Мне даже синий небесный свод
Кажется каменным без тебя.
Я ничего не хочу знать –
Слабость друзей, силу врагов;
Я ничего не хочу ждать,
Кроме твоих драгоценных шагов.
*** Всеми участниками проекта исполняется песня «Самый любимый» (под фонограмму певицы жасмин)
Стихотворение М.Цветаевой
Любовь! Любовь! И в судорогах и в гробе
Насторожусь – прельщусь – смущусь – рванусь.
О милая! Ни в гробовом сугробе,
Ни в облачном с тобою не прощусь.
И не на то мне пара крыл прекрасных
Дана, чтоб на сердце держать пуды.
Спеленутых, безглазых и безгласных
Я не умножу жалкой слободы.
Нет, выпростаю руки, - стан упругий
Единым взмахом из твоих пелен,
Смерть, выбью! – Верст на тысячу в округе
Растоплены снега – и лес спален.
И если все ж – плеча, крыла, колена
Сжав – на погост дала себя увезть, -
То лишь затем, чтобы, смеясь над тленом,
Стихом восстать – иль розаном расцвесть!
Звучит стихотворение Ю.Мориц «Не бывает напрасным прекрасное» (Владимирова Н.Е.)
Не бывает напрасным прекрасное
Не растут даже в черном году
Клен напрасный, и верба напрасная,
И напрасный цветок на пруду.
Невзирая на нечто ужасное,
Не текут даже в черной тени –
Волны, пенье сиянье напрасное
И напрасные слезы и дни.
Выпадало нам самое разное,
Но ни разу и в черных веках –
Рожь напрасная, вечность напрасная
И напрасное млеко в сосках.
Дело ясное, ясное, ясное –
Здесь и больше нигде никогда
Не бывает напрасным прекрасное!
Не с того ли так тянет сюда
Сила тайная, магия властная,
Звездный зов с берегов, с облаков –
Не бывает напрасным прекрасное! –
Ныне, присно, во веки веков…
*** Звучит песня «Вечная любовь» и исполняется танец
Ведущий Вот и состоялся наш разговор о Главном. Мы хотели сказать вам, что любить трудно, но и прекрасно! Ведь, только любя, ты чувствуешь в полной мере, как прекрасна жизнь и все вокруг. Любите и будьте любимыми!
( разлетаются воздушные шары-сердечки)
Все участники гостиной поют песню «Это любовь»
Терентьева Н.C., муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 Управление образования городской округ Карпинск Cвердловской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Сценарий литературной гостиной, посвященной дню Святого Валентина
Данный сценарии разработан на 3 языках английском, немецком, русском. Включает в себя стихи и песни о любви....
«Легенды возникновения праздника Святой Валентин. Культура празднования дня Святого Валентина в разных странах»
Данный материал можно использовать для организации и прведения классных часов, посвященных празднованию "Дня Святого Валентина" с целью, познакомить ребят с историей происхождения п...
Сценарий литературно-музыкального вечера "День Святого Валентина"
Сценарий "День Святого валентина" разработан для старшеклассников. Учащиеся исполняют музыку, танцуют, поют и рассказывают стихотворения на русском, английском, немецком и французском языках....
Литературно-музыкальная семейная гостиная «Моей мамы лучше нет». Для детей старшей и подготовительной к школе групп.
Праздничный концерт, посвящённый дню Матери, который проводится в последнюю пятницу ноября. Песни, стихи, игры для любимых мам....
Литературно-музыкальная композиция «Гостиная живописи 19-20 веков». Конкурс «Живые картины».
усиление интереса и любви к русскому языку путем проведения недели как массовой формы внеклассных занятий; проведение мероприятий, которые оптимально подходят познавательным интересам, уровню подготов...