литературно-музыкальная гостиная "Сны военные тревожат память мирную мою"
классный час (10, 11 класс) на тему
Литературно-музыкальная гостиная для учащихся 10-11 классов, их родителей и ветеранов - тружеников тыла переносит собравшихся в довоенные и военные годы, способствует патриотическому, нравственному и эстетическому воспитатнию молодежи, формированию уважительного отношения к культурному наследию предшествующих поколений россиян.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
литературно-музыкальная гостиная | 80.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МАОУ «СОШ № 64» г. Перми
Литературно-музыкальная гостиная
«Сны военные тревожат
Память мирную мою».
Авторы:
Смирнова Людмила Васильевна,
заместитель директора
по воспитательной работе;
Венингер Елена Валерьевна,
старшая вожатая.
Целевая аудитория: учащиеся 10-11 классов, их родители, ветераны Кировского района города Перми.
Цели и задачи:
- эстетическое воспитание, приобщение школьников к культурным традициям российского народа;
- воспитание гражданственности и патриотизма, уважительного отношения к культурному наследию;
- формирование активной гражданской позиции и социальной ответственности.
I часть. Мы – кузнецы.
На экране скульптура В.Мухиной «Рабочий и колхозница».
Ведущий.
Добрый день! Я хочу начать нашу встречу с эпиграфа.
Минувший век притягивает нас-
Сегодняшнего давнее начало!
Его огонь далёкий не погас,
Мелодия его не отзвучала.
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что знает современное поколение о событиях десятилетней - двадцатилетней давности, о времени детства и юности их родителей? А что знают сегодняшние молодые люди о молодости своих бабушек и дедушек? Вряд ли много, и уж тем более им трудно представить, как жили и о чём мечтали их прабабушки и прадедушки. А между тем в каждом доме хранятся старинные фотографии, выцветшие письма, милые вещички - свидетели давно минувших дней. И сегодня мы окунёмся в прошлое,вспомним довоенное и послевоенное время, и страшные "сороковые - роковые". А помогут нам это сделать артефакты ушедшего столетия: произведения искусства, кинофильмы и книги.
Мы вспомним о людях, которые жили в то время. Какие песни они пели, чем они увлекались, какая была мода, какие фильмы смотрели.
Наша встреча так и называется:
«Сны военные тревожат память мирную мою».
Презентация о довоенном времени
(картины, артисты, кинофильмы и т.д.)
В 30-е годы в России, а вернее в Советском Союзе люди верили в светлое будущее и строили новую невиданную счастливую жизнь. Они мечтали о крепкой индустриальной державе. Возводили заводы, создавали колхозы, укрепляли границы, отстраивали города.
Лапотная Россия строила Великую державу. Страна училась, подымала свою культуру, развивала науку и искусство.
Дух того времени отразился в культуре. Создавались произведения, такие как в картинах Ю. Пименова «Даёшь тяжёлую индустрию», «Новая Москва». Индустриализация определяла характер жизни и людей того времени.
«Рабочий и Колхозница» (1937г.) скульптора Веры Игнатьевны Мухиной (1889-1995 г.г.) стала символом Советской страны, выразила дух свободного народа, уверенно шагающего в будущее. Скульптор Мухина создала произведение для увенчания здания павильона СССР на Всемирной выставке в Париже. Советский павильон был признан самым грандиозным проектом выставки. «Рабочий и Колхозница» стали воплощением могучей народной силы современности…
Чтец. Стихотворение «Мы кузнецы».
Мы – кузнецы, и дух наш молод,
Куём мы счастия ключи,
Вздымайся выше, наш тяжкий молот,
В стальную грудь сильней стучи!
Мы светлый путь куём народу,
Свободный путь для всех куём…
И за желанную свободу
Мы все боролись и умрём!
Мы – кузнецы Отчизны милой,
Мы только лучшего хотим,
И ведь недаром мы тратим силы,
Недаром молотом стучим!
И после каждого удара
Редеет тьма, слабеет гнёт,
И по полям земного шара
Народ измученный встаёт!
Организационный момент (разделить собравшихся на команды с помощью пазлов: сложите картины)
1 задание. Определить картины, принадлежащие 1920-1940 годам.
- И.Бродский «Зимний пейзаж– 1921г.
Ю.Пименов «Свадьба на завтрашней улице»– 1962г.
- Н.Ярошенко «Кочегар»– 1878г.
Ю.Пименов «Даёшь тяжёлую индустрию»–
- Д. Самохвалов «Молодая работница» –
Т.Н.Яблонская «Хлеб»– 1949г.
4. В.Попков «Строители Бронска»– 1961г.
И.Э.Грабарь «В.И.Ленин у прямого провода»– 1933г.
5. М.Нестеров «Портрет скульптора В.И.Мухиной» - 1940г.
II часть. Родина – мать зовёт
( на экране плакат «Родина – мать зовёт»)
Люди мечтали о светлом будущем, но 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.
Исполняется песня музыка и стихи А.Смирнова «Память».
Вторая Мировая война – это величайшая трагедия в истории человечества. Вся страна встала на защиту нашей Родины.
Мужественно сражались и деятели советской культуры – писатели, поэты, музыканты, художники.
Плакаты:
«Родина – мать зовёт» И.М.Тоидзе (1941г.), этому плакату созвучна написанная в те же страшные первые дни войны песня В.И.Лебедева - Кумача «Священная война».
«За Родину» А.А.Кокорский (1942г.)
«Воин Красной Армии, спаси» В.Б.Корецкий (1942г.)
Ведещий: Огромной силой воздействия на солдатские чувства обладали военные песни. Испытывая горячий внутренний порыв, радостное и гордое вдохновение, воины под звуки песни устремлялись вперёд, и уже никакая сила не в состоянии была их остановить. Но песня в бою не только вдохновляла и вела бойцов – она ещё сплачивала их, обостряла чувство локтя, чувство солидарности, готовности прийти друг другу на помощь, напоминала о родном доме, о любящих и ждущих. Эти песни и сейчас привлекают наше внимание.
II задание. Викторина «О чём речь?» (используются слайды)
Зачитывается вопрос, а затем звучит песня, надо её допеть.
1. Популярная русская советская песня. Автор музыки - Блантер Матвей Исаакович, автор слов – Михаил Исаковский.
Именем песни народ окрестил новое оружие, наводившее ужас на врага –реактивные миномёты БМ.
Впервые исполнена 27 ноября 1938 года.
(«Катюша»)
2. Советская песня времён Великой Отечественной войны, музыка К.Листова. Стихи А.Суркова в 1941 года.
В годы войны исполняли эту песню Леонид Утёсов и Лидия Русланова. Песня зародилась в солдатской землянке, у солдатской железной печурки.
(«В землянке»)
3. Патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества. 24 июня 1941 года одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи поэта В.И. Лебедева-Кумача. Сразу же после публикации композитор А.В. Александров написал к ним музыку. Песня приобрела массовую популярность на фронтах В.О. войны и поддерживала боевой дух в войсках, особенно в тяжелых оборонительных боях.
(«Священная война»)
4. Автор текста – поэт Константин Симонов. Первая публикация в газете «Правда» от 14 января 1942 года. В войну это стихотворение пользовалось необычно широкой популярностью и глубокой любовью солдат. На музыку это стихотворение положено многими композиторами, но наиболее известна музыка Блантера. В песне говорится о том, чтоб любимая женщина, девушка, несмотря на жизненные трудности, ждала своего любимого.
(«Жди меня»)
5. Популярная лирическая песня, созданная летом 1943 года на фронте. Автор текста – поэт Евгений Долматовский. Музыка композитора Марка Фрадкина. В годы войны песня неоднократно печаталась в солдатских газетах, иногда под названием «Офицерский вальс». Песня написана о правдивой истории младшего сержанта Васильева Васи, который познакомился с девушкой в маленьком прифронтовом городишке, протанцевав с ней вальс до утра, пока его полк не отправился дальше, забыв спросить адрес, Вася уехал. В надежде встретиться с девушкой Вася попросил композитора написать песню об этой встрече. Девушка услышала песню и написала письмо, но Васильев погиб в тяжелом бою. Так не суждено было встретиться этой любви… А песня о ней осталась жить.
(«Случайный вальс")
6.Широко популярная лирическая песня военных лет. Автор текста – поэт Владимир Агатов. Музыка композитора Никиты Богословского. В 1942 году Леонид Луков начал снимать фильм «Два бойца». Поначалу песен там не предполагалось – фильм должна была сопровождать только симфоническая музыка, но не получалась сцена в землянке без песни и решили вставить песню спокойную лирическую о том, что ласковые глаза любимой женщины спасут от вражеских пуль. («Тёмная ночь»)
7. Широко популярная лирическая песня боевых лет, созданная как переделка довоенной песни композитора Георгия Петербургского и поэта Якова Галицкого. Возникла в 1942 году на фронте под Ленинградом. Впервые была исполнена на передовых позициях известной эстрадной певицей Клавдией Ивановной Шульженко.
(«Синий платочек»)
8. Песня создана зимой 1941 года на Южном фронте. Авторы песни фронтовики – поэт Илья Френкель и композитор Модест Табачников. Кавалер двух орденов Красной Звезды и медали «За отвагу» младший сержант А. Животов писал в заметке «Эти дни мы будем вспоминать...» в газете 39-ой армии. «Во славу Родины». «Я запомнил эту песню на всю жизнь. Мы ходили с ней в бой, переносили невзгоды фронтовой жизни, она вселяла в нас веру в окончательную победу над врагами Родины:
Об огнях – пожарищах,
О друзьях – товарищах.
Где-нибудь, когда-нибудь
Мы будем вспоминать». («Давай закурим»)
9. Есть на болгарской земле старинный город Пловдив. На величественном Холме освободителей стоит восемнадцатиметровая фигура советского солдата, высеченная из гранита – памятник советским воинам, освободившим город и всю страну от фашизма. Автор его – болгарский скульптор Васил Радослов. Памятник назван в честь имени русского солдата. Композитор Эдуард Савельевич Колмановский, побывав в Болгарии, рассказал поэту Константину Яковлевичу Ваншенкину о памятнике солдата. Они решили посвятить песню этому памятнику.
(«Алёша»)
10. Эту песню любят все – и стар и млад. Автор – Владимир Гаврилович Харитонов, композитор – Давид Федорович Тухманов. Строевая песня в Советской и Российской армии, народный марш. Классическим считается исполнение Льва Лещенко. Он исполнил её так, что песня сразу стала одной из самых известных, самых популярных, самых дорогих для каждого из нас.Сегодня она звучит как марш Победы.
(«День Победы»)
III часть. День Победы.
( на экране салют)
Ведущий: Особый интерес к искусству диорамы и панорамы возник в
прошлом веке. Именно такого рода искусство стало отвечать потребности представить войну не в частных эпизодах, а как нечто грандиозное и важное для всей последующей истории. Преследует эту цель и другие виды монументального искусства, в том числе скульптура.
III задание. Какому событию Великой Отечественной войны и кому посвящены памятники и мемориалы?
1. Скульптор Е.В. Вучетич и другие, архитектор Я.Б. Белопольский и другие. Памятник – ансамбль героям.
Какой битве посвящен памятник?
(Сталинградской битве. Мамаев курган. 1960-1967 г. Волгоград).
2. Скульпторы: В.В. Исаева, Р.К. Таурит и другие, архитекторы: Е.А. Левинсон, А.В. Васильев. Памятник-ансамбль героическим защитникам.
Кому посвящен?
(Защитникам Ленинграда. Пискаревское мемориальное кладбище. Ленинград 1056-1960 г.)
3. Скульпторы: Л.В. Буковский, Я.П. Заринь, О.Ю. Скарайнис, архитекторы: Г.К. Асарис, О.И. Остенберг, И.А. Страутманис, О.Н. Закаменный.
Мемориальный ансамбль памяти жертв фашистского террора. Протест. Центральная скульптурная группа ансамбля. Где находится? (Саласпилс. Латвия)
4.Скульптор С.И. Селиханов, архитекторы: Ю.М. Градов, В.П. Занкович. Мемориальный комплекс. 1968-1969г.
Скульпурная группа мемориала. Этому мемориалу посвящена песня «Бухенбальский набат». Где находится? Название мемориала.
(Непокоренный. Хатынь. Белоруссия.)
5. Скульптор Е.В. Вучетич, архитектор Я.Б. Белопольский.
Памятник-ансамбль воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом 1941-1945 гг. Трептов-парк. Где находится? Название.
(«Воин-освободитель». Берлин)
Подведение итогов, вручение дипломов и памятных сувениров.
Ведущий: Хочется закончить нашу встречу песней Михаила Ножкина «Я люблю свою Родину светлую». Песня, прочно вошедшая в жизнь человека, делает своё благородное дело: она развивает его эстетически, обостряет чувство прекрасного. Давно замечено, что человек, с детства полюбивший народную музыку, родную национально – самобытную песню, острее воспринимает красоту природы, глубже осознает значение и красоту народного труда. Ему дороже и милей становится отчий край, уголок родной земли. Привязанность к родным, с детства знакомым местам, к родной речке, лесу и полю естественно перерастает в чувство любви к своей малой родине, ко всей Отчизне. И кто знает, что будут чувствовать наши потомки, слушая современные песни, а мы сегодня попытались представить, что любили и к чему стремились наши бабушки и дедушки, на чью долю выпали тяжелые испытания войны и послевоенной разрухи. Но они сумели сберечь и защитить наследие своих предков, чтобы мы приняли культурные и исторические традиции и продолжили их.
Собравшиеся поют песню Михаила Ножкина «Я люблю свою Родину светлую» (на экране слова песни, слайды с пейзажами России известных художников).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция "Память сердца"
Всё дальше и дальше уходит от нас в глубь прошлого Великая Отечественная война. Всё меньше её живых свидетелей и участников. Придёт время - и мы будем узнавать о событиях и людях военных лет только из...
Литературно-музыкальная композиция "Память"
Наступает незабываемая дата в истории нашей страны. Вся страна будет праздновать 65-летие Победы. В школах обязательно пройдут Митинги, посвященные 9 Мая, уроки мужества, торжественн...
Литературно-музыкальный час "Минувших лет святая память"
Литературно- музыкальный час "Минувших лет святая память", посвящен Дню Победы....
Презентация к литературно-музыкальной композиции "Песни военных лет"
Внеклассное мероприятие для детей младшего и среднего школьного возраста....
Литературно - музыкальная композиция "СУДЬБЫ ВОЕННОЙ ПОРЫ"
Еще один сценарий литературно-музыкальной композиции, ставшей уже традиционной для учащихся нашей школы....
Общешкольное мероприятие Сценарий встречи с воинами-интернационалистами Литературно-музыкальная композиция «Афганистан, ты наша память!»
Общешкольное мероприятиеСценарий встречи с воинами-интернационалистамиЛитературно-музыкальная композиция «Афганистан, ты наша память!»...
Методическая разработка литературно-музыкальной композиции, посвященной Дню Победы "Память нашу не стереть с годами"
Данна методическая разработка будет полезна в работе классного руководителя, учителя истории....