Методическая разработка литературно-музыкальной композиции, посвященной Дню Победы "Память нашу не стереть с годами"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Хозычева Елена Ивановна

Данна методическая разработка будет полезна в работе классного руководителя, учителя истории.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №135»

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции,

посвященной Дню Победы

Память нашу не стереть с годами

Выполнила:

учитель истории и

обществознания

МБОУ «Школа №135»

Хозычева Е.И.

Г. Н Новгрод

2020 г.

1. Тематическое направление, тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность).

        Тематическое направление разработки – патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.

        Тема мероприятия – Память нашу не стереть с годами.

        В настоящее время обращение к страницам славного прошлого нашей страны особенно актуально. В связи с этим огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты отечественной истории. Тема Великой Отечественной войны способствует сплочению, объединению нашего народа. Современные дети разделены во времени с непосредственными участниками Отечественной войны уже несколькими поколениями. Каждое следующее поколение знает о Великой Отечественной войне все меньше и меньше. День Победы — это праздник, к которому нельзя подходить формально. В школе необходимо организовать мероприятия, посвященные Великой отечественной войне, чтобы дети почувствовали важность подвига своих предков. Нужно, чтобы новое поколение не забывало, какой была эта война.

2. Целевая аудитория.

Мероприятие рассчитано на учащихся 5-9 классов.

3. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность).

Мероприятие является одним из цикла мероприятий, проводимых в русле гражданско-патриотического воспитания детей.

4. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.

Цель: патриотическое воспитание обучающихся на основе славного героического прошлого советского народа; пробуждение эмоционального отклика на далекие военные события.

воспитание патриотизма, чувства гордости за героический подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.

Задачи:

- воспитание патриотизма как глубокого чувства любви к родине, готовности служить ей, укреплять и защищать её;

- формирование интереса учащихся к военной истории Отечества. 

- развитие чувства уважения к старшему поколению, его героическому прошлому, сохранение памяти о подвиге наших солдат в Великой Отечественной войне.

- пропаганда песен военных лет и стихотворений военной тематики.

- воспитание уважения к истории своей страны и участникам войны.

Планируемые результаты: 

- понимание важности праздника Дня Победы в жизни российского человека

- воспитание и сохранение интереса к событиям Великой Отечественной войны;

- осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам участников Великой Отечественной войны;

- повышение социальной компетентности учащихся.

- развитие умения осуществлять самоконтроль, планирование, прогнозирование;

- развитие умения осуществлять волевую саморегуляцию.

5. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора.

Мероприятие является одним из цикла мероприятий, проводимых в русле гражданско-патриотического воспитания детей. Мероприятие составлено в форме литературно-музыкальной композиции и предназначено для обучающихся 5-9-х классов. Форма проведения выбрана не случайно, так как - это признанный метод обучения и воспитания, обладающей образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

6. Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов.

В основу мероприятия легли следующие принципы:

1. Принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений.

 2. Принцип гуманизма: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.

3. Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого учащегося в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

4. Принцип интегрированности: сотрудничество с семьей, с библиотекой, сочетание разных видов деятельности.

5. Принцип наглядности: изготовление ряда пособий, мультимедийных презентаций на основе исторического материала. Соблюдение требований к культуре показа презентаций.

Приемы и методы 

1. Создать условия для возникновения мотивации: заинтересовать детей новой информацией о Великой Отечественной войне, о подвигах защитников Родины.

2. Поощрять желание детей использовать различные источники знаний.

 3. Использовать в совместной деятельности с детьми партнерскую позицию: активно и эмоционально участвовать в обсуждении бесед, в создании проблемно-игровых ситуациях.

Образовательные технологии: информационно-коммуникативные, ситуативные

7. Описание этапов подготовки и проведения мероприятия.

Предварительная подготовка заключается в том, что необходимо заранее подобрать стихотворения и песни о войне, раздать ученикам стихи о войне. На предварительной подготовке определяются ведущие, учащиеся, выступающие от имени Солдата, Девушки-солдата; организуется работа по подбору фотографий о войне (создание презентации); подбираются отрывки из военных песен. Необходимо подобрать реквизит-стилизацию обмундирования воинов-солдат и девушек-военнослужащих времен Великой Отечественной войны; продумать оформление помещения для проведения мероприятия.

Мероприятие можно провести как в отдельном классе, так и для целой параллели.

8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.):

экран, видеопроектор, ноутбук, микрофон, фотографии, кадры из фильмов  и записи песен военных лет (мелодия «Рио-Рита», отрывок из песни В. Лебедева-Кумача «Священная война», отрывок из песни В. Баснера на стихи М.Матусовского «Дымилась роща под горою…», отрывок песни  М.Блантера «В лесу прифронотовом», песня «День Победы»), презентация с фотографиями довоенной жизни и военных эпизодов.

9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.

Данный материал можно использовать в воспитании высоконравственного гражданина на основе общечеловеческих нравственных ценностей, негативного отношения к войне и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи.

Ход мероприятия

Учитель:

Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передается из поколения в поколение и не дает померкнуть далеким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии.

(Звучит мелодия «Рио - Рита». Кадры мирной мирной жизни.

Мелодия внезапно обрывается. Вой авиабомб. Отрывок фильма о начале войны.

На сцену выходят 2 ведущих: (Звуки стихают))

1 ведущий: 22 июня, в 4 часа утра, без объявления войны гитлеровская Германия вероломно нарушила границы Союза Советских Социалистических Республик.

2 ведущий: Война!

1 ведущий: Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье – все опалил огонь жестокой, кровопролитной войны.

(Звучит песня В. Лебедева-Кумача «Священная война»)

Девушка:

 Ах, война, что ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли,

 Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли – за солдатом солдат…

До свидания, мальчики!

            Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад!

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат,

И себя не щадите…

Но все-таки

Постарайтесь вернуться назад!

2 ведущий: Беззаботная мирная жизнь сменилась военными буднями.

1 ведущий: Враг шел на Восток. Наши войска несли тяжелые потери.

Солдат:

Был отступленья путь солдатский горек,

Как горек хлеба поданный кусок…

Людские души обжигало горе,

Плыл не в заре, а в зареве восток.

Рев траков над ячейкой одинокой

Других сводя, а нас не свел с ума.

Не каждому заглядывали в очи

Бессмертье и история сама…

2 ведущий: Война… От Бреста до Москвы 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600. Итого 2600 км.

1 ведущий: Это, если считать по прямой. Так мало, не правда ли? 2600 километров. Поездом - четверо суток, самолетом – четыре часа, а перебежками по-пластунски – четыре долгих года.

2 ведущий: Война… Это бесстрашие защитников Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда, это клятва панфиловцев: «Ни шагу назад, за нами Москва!»

1 ведущий: Это добытая огнем и кровью победа под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги, это штурм Берлина, это память сердца всего народа.

2 ведущий: Забыть прошлое – значит предать память о людях, погибших за счастье Родины.

(Песня В.Баснера на стихи М.Матусовского «Дымилась роща под горою…»)

Солдат:

Нет,

Не до седин,

Не до славы

Я век свой хотел бы продлить, Мне б только до той вон канавы

Полмига, полшага прожить:

Прижаться к земле

И в лазури

Июльского ясного дня

Увидеть оскал амбразуры

И острые вспышки огня.

Мне б только

Вот эту гранату,

Злорадно поставив на взвод,

Всадить ее,

Врезать, как надо,

В четырежды проклятый дзот,

Чтоб стало в нем пусто и тихо,

Чтоб пылью осел он в траве!

Прожить бы мне эти полмига,

А там я – сто лет проживу!

1 ведущий: В таком напряжении сил начиналась победа, которая привела нашу армию в мае 1945 года в Берлин. Но до победы было еще много дней… много смертей…

2 ведущий:

Ты помнишь, солдат, много весен назад

Полыхало закатами небо?

Ты шел через боль и твердил как пароль,

Как священную клятву: «Победа».

Ты помнишь, солдат, обгоревший

                                                       Рейхстаг,

Алый стяг, озаривший полнеба?

Ты помнишь друзей? К ним на несколько

                                                                      дней

Опоздала в Берлине победа.

Мир помнит, солдат, много весен назад

Твое твердое слово: «Победа!»

1 ведущий: Однако на войне люди не только воевали, на войне они продолжали жить, они вспоминали дом, мать, любимую, писали письма…

(Песня М.Блантера «В лесу прифронотовом»;  на экране военные фотографии отдыха между боями)

2 ведущий: А в далеком поселке солдата ждала любимая девушка.

Солдат:

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди;

Жди, когда снега метут;

Жди, когда жара.

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь.

Не жалей добра
Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня.

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди – и с ними заодно

Выпить не спеши…

(Песня «Темная ночь»)

1 ведущий: Женщины-солдатки: матери, сестры, жены, любимые… Сколько лишений и трудов выпало на их долю в эти страшные годы войны. Ждать с войны сына, брата, мужа… Но при этом растить детей, выращивать хлеб, стоять до изнеможения у станка. А многие воевали рядом с мужчинами.

Девушка-солдат:

Качается рожь несжатая.

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы – девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты –

То юность моя в огне…

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

2 ведущий: Четыре года войны, 1418 дней беспримерного народного подвига. 1418 дней крови и смертей, боли и утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России.

1 ведущий: Если за каждого погибшего во Второй мировой войне человека объявить минуту молчания, мир молчал бы 50 лет.

(Минута молчания)

Девушка-солдат:

Испытало нас время свинцом и огнем,

Стали нервы железу под стать.

Победим. И вернемся. И радость вернем.

И сумеем за все наверстать.

Неспроста к нам приходят неясные сны

Про счастливый и солнечный край.

После долгих напастей недружной весны

Ждет и нас ослепительный май.

2 ведущий: Поразительно пророчество поэта: нас ждал «ослепительный май» - победный май 1945 года. Но к этому дню народ шел трудной дорогой нечеловеческих усилий, испытаний, горя и слез.

Солдат:

Нас не нужно жалеть,

Ведь и мы никого не жалели.

Мы пред нашим комбатом,

Как пред Господом Богом чисты.

На живых порыжели от крови и пота шинели.

На могилах у мертвых

Расцвели голубые цветы.

Пусть живые запомнят, и

Пусть поколения знают
Эту, взятую с боем,

Суровую правду солдат.

И твои костыли,

И смертельная рана сквозная,

И могилы над Волгой,

Где тысячи юных лежат…

1 ведущий: И все-таки долгожданный день пришел. 9 мая 1945 года – день Победы, день всенародного ликования, радости, но радости со слезами на глазах: более 20 миллионов жизней стоила нам эта победа.

(Песня «День Победы».

Солдат пишет на стене: «Мы победили!»

                                  «Домой!»)

           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции "Экология души и экология природы",посвященная 140-летию М.М.Пришвина и охране окружающей среды.

Литературно-музыкальная композиция посвящена 140-летию М.М. Пришвина и охране окружающей среды. Философские и мировоззренческие взгляды М. М. Пришвина отразились как в его художественных произве...

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции «Россия – Родина моя»

Сценарий литературно-музыкального мероприятия "Россия - Родина моя" предназначается для внеклассной работы по литературе в 5-8 классах. Его целью является воспитание чувства патриотизма. любви к Родин...

Методическая разработка литературно - музыкальной композиции "Судьба героя"

1)    На центральной площади поселка Жирнов состоялся праздничный митинг  - 19 мая 1962 года,  вечером был организован большой пионерский костер, который зажег дорогой гость п...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ «Песни, опаленные войной»

Пояснительная записка "Там, где переходы и завалы,Рваная колючка на столбах,Умирали наши запевалыС недопетой песней на губах".М. Дудин Цель мероприятия: формирование исторической памяти о Ве...

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции «Горькая правда войны: цифры и факты»», посвященная 75-летию победы в Великой Отечественной войне

Аннотация       Одним из приоритетных направлений учебно- воспитательной работыДома художественного творчества детей, как учреждения дополнительногообразования, является ...