Программа воспитания "Мы - пятиклассники"
рабочая программа (5 класс) по теме
Цель программы - облегчить адаптацию пятиклассников при переходе из начальной школы в среднее звено и сплотить классный коллектив.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitaniya_my_-_pyatiklassniki.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное учреждение г. Мурманска
Гимназия №8
Рассмотрена на заседании УТВЕРЖДАЮ_____________
методического объединения Директор МОУ Гимназии №8
протокол № ______ Васькова Е.И.
от «_____» ___________ 201_ г. Приказ № _____
от «____» __________ 201_ г.
П Р О Г Р А М М А В О С П И Т А Н И Я
«Мы - пятиклассники»
на 2011 - 2012 учебный год
5 класс
Классный руководитель 5 В класса
Колычева Вера Леонидовна
Мурманск
2011
Пояснительная записка
5 класс — это очень сложный период в жизни любого школьника: кабинетная система, разные учителя, причем каждый со своими требованиями, стилем преподавания, новый уровень самостоятельности. Кто-то легко приспосабливается к изменившимся условиям, но для большинства ребят они становятся буквально камнем преткновения. Значительно повышается общий уровень тревожности, резко снижается успеваемость, падает мотивация. Адаптационный период при переходе из начальной школы в среднее звено, по мнению школьного психолога, может продлиться от полутора месяцев до полугода. И в этот период степень участия классного руководителя в жизни каждого воспитанника переоценить невозможно. Наша задача — сделать переход в основную школу максимально безболезненным.
Цели программы — облегчить адаптацию пятиклассников при переходе в основную школу и сплотить классный коллектив.
Задачи:
- создание благоприятных условий для адаптации в основной школе и развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
- вовлечение учащихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;
- диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся;
- формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
- формирование здорового образа жизни школьника;
- воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории и культуры родного края, города; формирование активной гражданской позиции;
- создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе, повышения активности родительского сообщества.
Реализация программы воспитания основана на следующих принципах:
- Приоритет общечеловеческих нравственных ценностей.
- Принцип природосообразности. Сложный возрастной период, переживаемый детьми, требует профессионально грамотного подбора форм и методов организации жизнедеятельности классного коллектива и личности в нем.
- Принцип успешности. Ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в работе, стимулирует стремление к творчеству и сотрудничеству. Эмоциональное переживание успеха способствует росту активности ребенка в дальнейшей деятельности.
- Принцип свободы выбора. Каждому ребенку важно проявить себя в коллективе. Нужно и можно для каждого найти занятие по душе, поручение с учетом возможностей ученика, его интересов, личностных качеств, помочь каждому ощутить свою значимость для коллектива. Предоставляя свободу выбора, необходимо готовить ребенка к умению видеть его последствия и нести за это ответственность.
- Принцип сотворчества. Творчество - универсальный механизм развития личности. Совместная творческая деятельность, в которой каждый ученик находит приложение своим способностям, способствует прохождению детей через ситуацию успеха, эмоционально закрепляя достигнутые результаты.
Условия успешной реализации программы:
- поддержка идеи программы коллективами обучающихся, их родителей и учителей;
- ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
- вовлечение обучающихся в систему дополнительного образования;
- взаимодействие со школьными социально-педагогическими службами (социальный педагог, психолог, библиотекарь, организаторы детского досуга), с учителями, работающими в классе;
- привлечение к реализации программы ресурсов городских учреждений науки и культуры, а также представителей научной и творческой интеллигенции города;
- организация активной, эмоционально насыщенной деятельности детей и родителей.
Формы работы:
- классные часы, беседы, обсуждения, консультации, презентации;
- тренинги, занятия, конференции;
- конкурсы, викторины, игры;
- походы (туристические, культурологические);
- встречи с интересными людьми.
Прогнозируемые результаты
Успешная и полная реализации программы позволит воспитать личность:
- адаптированную к обучению в среднем звене основной школы;
- любящую свой край и свою Родину, уважающую свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающую и принимающую традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающую свою сопричастность к судьбе Отечества;
- креативно и критически мыслящую, активно и целенаправленно познающую мир;
- принимающую активное участие в классном коллективе.
Содержание программы
Программа реализует следующие направления воспитательной работы:
- ученик - патриот и гражданин;
- ученик и его здоровье;
- общение и досуг обучающихся;
- самоуправление обучающихся;
- ученик в общественно-полезном труде;
- ученик и его нравственность;
- ученик и его интеллектуальные возможности.
Ученик-патриот и гражданин
Цели — формирование представлений о правах и обязанностях гражданина вообще и ребенка в частности, о нормативных документах, их закрепляющих, об истории и культуре страны и края, формирование активной жизненной позиции.
Реализация данного направления может быть осуществлена посредством:
- системы классных часов «Мои права и обязанности»;
- цикла экскурсий (пешая прогулка по историческому центру города, экскурсия на боевой корабль, экскурсия в Областной краеведческий музей);
- цикла мероприятий, посвященных 95-летнему юбилею города Мурманска (музыкально-литературная композиция «Поэтический венок Мурманску», серия классных часов «Не просто имя — биография страны...», игра «Мурманский калейдоскоп»);
- просмотра видеофильмов региональной тематики («Смех и горе у Бела моря», «Предки», «По следам кольского Минотавра», «Битва за Север», «Война на скалах»);
- цикла мероприятий, посвященных Дню Победы («Венок победы»).
Ученик и его здоровье
Цели — изучение состояния здоровья обучающихся, формирование представлений о здоровом образе жизни, приобщение к регулярным занятиям спортом.
Реализации этого направления способствуют:
- взаимодействие с медицинским работником гимназии для организации своевременного медосмотра обучающихся, находящихся на диспансерном учете;
- профилактика травматизма;
- система классных часов по программе «Разговор о правильном питании»;
- 100-процентный охват обучающихся регулярным горячим питанием;
- вовлечение обучающихся в спортивные секции на базе гимназии.
Общение и досуг обучающихся
Цели — формирование позитивных дружеских отношений, представлений об оптимальных формах общения, профилактика конфликтов, приобщение к культурным формам досуга.
Реализация этого направления может быть осуществлена через:
- систему классных часов «Дружба и товарищество»;
- цикл тренингов общения;
- вовлечение обучающихся в активные формы досуга, организованные на базе гимназии и других учреждений города.
Самоуправление обучающихся
Цели — изучение социальной активности обучающихся, развитие самостоятельности, воспитание ответственного отношения к исполнению своих обязанностей, формирование умения планировать, осуществлять и анализировать свою деятельность.
Самоуправление — это маленькая модель демократии. Реализация данного направления возможна через распределение системы поручений (староста, заместитель старосты, редколлегия, служба оповещения, учебный, спортивный и досуговый сектора и др.). Староста и его заместитель избираются прямым открытым голосованием. Распределение остальных поручений носит заявительный характер. Актив класса разрабатывает должностные обязанности для каждого поручения.
Здесь важно не только заявить себя на определенную должность, но и принять на себя ответственность за выбранный участок работы в классном коллективе.
Органы самоуправления планируют, подготавливают, осуществляют и анализируют классные мероприятия. Они имеют право привлекать дополнительные силы и средства для реализации задуманных проектов.
Ученик в общественно-полезном труде
Цели — воспитание уважительного отношения к людям труда и результатам их деятельности, вовлечение обучающихся в трудовую деятельность.
Реализация направления осуществляется через следующие формы работы:
- дежурство по классу;
- регулярные мероприятия по уборке и оформлению классного кабинета;
- участие в городских акциях «За чистый город», субботниках.
Ученик и его нравственность
Цели — формирование духовно-нравственной культуры, приобщение к основным нравственным ценностям.
Реализации направления способствует:
- проект «Киноклуб» (просмотр отечественного художественного кино: «Чучело», «Белый Бим, черное ухо», «Сто дней после детства» и др.);
- факультатив «Литература Кольской земли»;
- посещение концертов, выставок, встречи с интересными людьми.
Ученик и его интеллектуальные возможности
Цели — изучение интеллектуального потенциала обучающихся, развитие познавательной активности.
Реализация этого направления проводится через участие ребят в предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах и играх различного уровня:
- школьный этап Всероссийской предметной олимпиады школьников;
- всероссийские конкурсы «Русский медвежонок», «Кенгуру», «British Bulldog», «Золотое руно», «ЧиП», «КиТ» и др.;
- мероприятия, проводимые в рамках гимназических Дней науки;
- гимназическая научно-практическая конференция «Шаг в науку».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа психологических занятий по адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене "Я - пятиклассник"+презентация. Занятия расчитаны на 1 четверть, продолжительность 35-40 минут.
Оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе....
Программа преемственности "Пятиклассник"
программа...
Программа адаптации пятиклассников
Программа направлена на выявление уровня адаптации учащихся 5-х классов, правильности диагностики и дальнейшей коррекционной работы....
Программа адаптационных встреч пятиклассников «Я - пятиклассник»
Программа адаптационных встреч пятиклассников, с целью оказания психологической поддержки в период их адаптации к условиям обучение в средней школе....
Программа "Я - пятиклассник"
Программа...
ПРОГРАММА «ПОМОЩЬ ПЯТИКЛАССНИКАМ В АДАПТАЦИИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ »
Переход в пятый класс – важный и сложный период в жизни детей. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьн...
Профилактическая психолого-педагогическая программа "Я - пятиклассник"
Для работы с детьми "группы риска" при адаптации к среднему звену...