ПРОГРАММА «ПОМОЩЬ ПЯТИКЛАССНИКАМ В АДАПТАЦИИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ »
рабочая программа по психологии (5 класс)
Переход в пятый класс – важный и сложный период в жизни детей. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе. Кроме того, дети стоят на пороге подросткового возраста, ломаются привычные стереотипы, самооценка ребёнка, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба. У многих детей в этот период повышается тревожность.
Основной опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности. Многие родители жалуются на то, что ребёнок не хочет учиться, что он «скатился» на «тройки» и его ничего не волнует.
В этом возрасте в классах обычно формируются отдельные группки по интересам. Ещё одной особенностью детей 10-11 лет является их возросшая степень самостоятельности. С одной стороны, это хорошо, так как многое ребёнок делает сам и не нуждается в помощи взрослого, особенно в бытовом плане. Но именно эта уверенность в себе позволяет детям идти на эксперименты, иногда опасные для жизни и здоровья. В этом возрасте многие дети пробуют наркотики (в том числе и курение), у них появляются сомнительные знакомства. Именно в этот период необходимо так спланировать свободное время подростка, чтобы у него не осталось времени на «глупости» и бесцельное времяпрепровождение.
Актуальность данной программы состоит в том, что она ориентирована на оказание помощи и поддержки обучающимся, педагогам и родителям в этот сложный адаптационный период. Диагностические методики, практические игры и упражнения, рекомендации обучающимся, родителям и педагогам, разработки занятий и информационный материал, содержащийся в данной программе, помогут успешно адаптироваться к образовательному процессу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmapomoshch_pyatiklassnikam_v_adaptatsii_k_obrazovatelnomu_protsessu_.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Управления образования администрации
Городского округа «Город Йошкар-Ола»
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30 г. Йошкар-Олы»
ОДОБРЕНО МС МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30 г. Йошкар-Олы» ____________/Л. Е. Новосёлова/ «___»__________________2010г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30 г. Йошкар-Олы» _________ /Ю. В. Горшенин/ «___»_______________2010г. |
Рассмотрено и одобрено на заседании ГМО Протокол № ___ от ___________ Председатель ГМО: _______ /И. В. Альфимова/ |
ПРОГРАММА
«ПОМОЩЬ ПЯТИКЛАССНИКАМ В АДАПТАЦИИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ »
(на основе программы «Адаптация детей в пятом классе»
(Н.Н. Сухорученкова), программа адаптирована)
Составитель: педагог – психолог МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30 г. Йошкар-Олы» Э. П. Алиева |
г. Йошкар-Ола
2010 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Переход в пятый класс – важный и сложный период в жизни детей. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе. Кроме того, дети стоят на пороге подросткового возраста, ломаются привычные стереотипы, самооценка ребёнка, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба. У многих детей в этот период повышается тревожность.
Основной опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности. Многие родители жалуются на то, что ребёнок не хочет учиться, что он «скатился» на «тройки» и его ничего не волнует.
В этом возрасте в классах обычно формируются отдельные группки по интересам. Ещё одной особенностью детей 10-11 лет является их возросшая степень самостоятельности. С одной стороны, это хорошо, так как многое ребёнок делает сам и не нуждается в помощи взрослого, особенно в бытовом плане. Но именно эта уверенность в себе позволяет детям идти на эксперименты, иногда опасные для жизни и здоровья. В этом возрасте многие дети пробуют наркотики (в том числе и курение), у них появляются сомнительные знакомства. Именно в этот период необходимо так спланировать свободное время подростка, чтобы у него не осталось времени на «глупости» и бесцельное времяпрепровождение.
Актуальность данной программы состоит в том, что она ориентирована на оказание помощи и поддержки обучающимся, педагогам и родителям в этот сложный адаптационный период. Диагностические методики, практические игры и упражнения, рекомендации обучающимся, родителям и педагогам, разработки занятий и информационный материал, содержащийся в данной программе, помогут успешно адаптироваться к образовательному процессу.
Цели программы:
1. Способствование сохранению физического, психологического, социального здоровья, формированию позитивного мышления.
2. Содействие приобретению позитивного опыта взаимодействия в различных кризисных ситуациях.
Задачи курса:
- знакомство с теоретическими и практическими подходами в области здоровьесбережения, стрессоустойчивости;
- отработка на практике технологий снятия психоэмоционального напряжения;
- формирование позитивной «Я» - концепции;
- развитие и совершенствование ресурсов личности;
- стимуляция интереса к самопознанию, самоизменению, самосовершенствованию.
Реализация программы
Программа реализуется по трём направлениям: теоретическое, диагностическое, практическое.
Теоретическое направление позволяет ввести участников в смысловое поле проблемы. Происходит информирование по данной теме.
Диагностическое направление необходимо для диагностики и самодиагностики психических состояний, свойств личности, ценностей, направленности личности и т.п. В процессе анализа собственной личности у педагога появляется мотивация к самопознанию и самоизменению, что ведёт к расширению ресурсных возможностей человека.
В практическом направлении идёт знакомство с методами и технологиями снятия психоэмоционального напряжения, обучение на практике конкретным приёмам работы с различными состояниями психики.
Основной формой организации учебных занятий по программе является тренинг с использованием следующих методов:
- психологическая информация;
- телесно-ориентированная терапия;
- арт-терапия;
- рациональная терапия;
- техники визуализации, релаксации, дыхания, НЛП, обучающей кинестезиологии;
- дискуссии, беседы, мини-лекции;
- диагностические методики (тесты, анкеты - опросники);
- ролевые игры;
- психогимнастика, с использованием элементов индивидуальной и групповой психотерапии.
В структуре каждого занятия выделяются следующие части:
1. Вводная часть. Приветствие. Данный ритуал влияет на формирование положительного настроя на работу и сплочение коллектива.
2. Основная часть. Она включает в себя совокупность различных разнообразных практических упражнений и теоретического материала, подобранных в соответствии с задачами занятия, а также, анализ выполнения этих заданий.
3. Заключительная часть. Подведение итогов. Формулирование основных результатов, достигнутых в ходе каждого занятия в форме открытого обсуждения.
Данная коррекционно-развивающая программа рассчитана продолжительностью 34 часа.
Ожидаемые результаты
Критериями оценки данной программы могут выступать следующие результаты работы:
- улучшение общего самочувствия педагогов;
- изменения в личной жизни и в профессиональной карьере;
- ослабление или полный уход психосоматических симптомов;
- повышение уровня энергетической заряженности, что может проявляться в высокой работоспособности и более высокой концентрации внимания при достижении поставленных целей;
- совершенствуются межличностные отношения.
Календарно-тематическое планирование занятий по коррекционно-развивающей программе «ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»
на 2010 – 2011 учебный год
№ п/п | Дата | Кол-во часов | Тема занятия | Цель | Примечание |
1. | 1 ч. | Знакомство | Введение. Знакомство, представление программы, установление доверия и контакта в группе. Знакомство с групповыми правилами. Погружение в тему. | ||
2. | 3 ч. | Стрессы и стрессоустойчивость как аспект здорового образа жизни | Определение понятия и природы стресса, стрессы современного человека. Самодиагностика. Антистрессовая гимнастика. | ||
3. | 3 ч. | Причины и источники стресса | Определение причин и источников стресса. Самодиагностика личностных параметров. | ||
4. | 3 ч. | Профилактика стресса в различных ситуациях | Профилактика стресса в различных ситуациях. Четыре уровня регуляции стрессового состояния. Физиологическая регуляция (релаксация, дыхание). Комплекс практик, позволяющих эффективно снимать стрессы. | ||
5. | 3 ч. | Синдром эмоционального выгорания | Определение синдрома выгорания, его стадий и фаз. Эмоциональная и интеллектуальная саморегуляция (гармонизация работы мозга, кинестезиология). | ||
6. | 3 ч. | Позитивное мышление | Определение понятия позитивного мышления. Интеллектуальная и мировоззренческая саморегуляция (образ позитивной эмоции, техники созидающей визуализации, метод принятия решений, гармонизация уровней сознания, аффирмации, создание новой мировоззренческой позиции, «закон октав»). | ||
7. | 3 ч. | Телесно-ориентированный подход в современной психологии | Знакомство с телесно-ориентированным подходом. Техники выявления «мышечной брони» (надавливание, массирование отдельных групп мышц, двигательные упражнения, свободные движения, «заряженные позы тела» Лоуэна). | ||
8. | 3 ч. | Знакомство и практическая отработка техник дыхания | Отработка техник дыхания (глубокое «утробное» дыхание в напряжённых позах и в расслабленном состоянии, дыхательная тонопластика В. Леви, «созерцательное дыхание» В. Леви, очищающее дыхание йогов, дыхательная гимнастика по Стрельниковой). | ||
9. | 3 ч. | Релаксация и визуализация | Знакомство и практическая отработка техник релаксации и визуализации. | ||
10. | 3 ч. | Массаж | Знакомство и практическая отработка техник самомассажа, методов и приёмов точечного массажа. | ||
11. | 3 ч. | Работа с негативными эмоциональными состояниями | Знакомство и практическая отработка технологий работы с такими эмоциональными состояниями, как страх, тревога, обида, агрессия. | ||
12. | 3 ч. | Телесно-ориентированная терапия | Знакомство и практическая отработка методов телесно-ориентированной терапии, направленных на снятие психоэмоционального напряжения и осознание телесных импульсов. | ||
Итого: | 34 ч. |
Содержание курса
Занятие 1. Знакомство
Цель: Знакомство обучающихся с ведущим, формирование установки на саморазвитие в рамках занятий по профориентации, создание благоприятного психологического климата
Ход работы:
Вводная часть: Приветствие
Основная часть: Упражнение «Оригинальное знакомство». Упражнение «Представление». Проективный рисунок «Моё настроение».
Заключительная часть: Подведение итогов
Занятие 2. Составление личного профессионального плана
Цель: Формирование установки на самоанализ, содействие расширению самосознания обучающегося
Ход работы:
Вводная часть: Приветствие
Основная часть: Составление личного профессионального плана по методике Н. С. Пряжникова. Анализ и обобщение результатов.
Заключительная часть: Подведение итогов
Занятие 3. Память
Цель: Определение понятия «память», ознакомление с видами памяти, диагностирование уровня различных видов памяти обучающихся
Ход работы:
Вводная часть: Приветствие
Основная часть: Исследование объёма непосредственного запоминания и выявление условий, обеспечивающих его продуктивность (методика А. И. Щербакова). Изучение некоторых видов памяти (методика Б. М. Симакова, Н. В. Гениной, М. Н. Акимовой, Г. Н. Каунцевой). Изучение образной памяти (методика А. Ф. Кудряшова). Исследование логической и двигательной памяти (методика Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова). Исследование продуктивности узнавания и воспроизведения (методика Г. М. Иванова). Анализ и обобщение результатов. Рекомендации.
Заключительная часть: Подведение итогов
Занятие 4. Внимание
Цель: Определение понятия «внимание», ознакомление со свойствами внимания и их диагностирование, проверка степени переключения внимания
Ход работы:
Вводная часть: Приветствие
Основная часть: Проверка степени переключения внимания. Методика диагностики устойчивости внимания. Методика диагностики объёма внимания. Методика диагностики особенностей распределения внимания. Анализ и обобщение результатов. Рекомендации.
Заключительная часть: Подведение итогов
Занятие 5. Психологические особенности личности
Цель: Определение сущности понятий «ощущение», «восприятие» и «представление», анализ воссоздающего воображения, анализ уровня развития творческого воображения и определение способности к творчеству
Ход работы:
Вводная часть: Приветствие
Основная часть: Методика изучения восприятия. Методика диагностики воссоздающего воображения. Методика диагностики уровня развития творческого воображения. Методика диагностики способности к творчеству. Анализ и обобщение результатов. Рекомендации.
Заключительная часть: Подведение итогов
Занятие 6. Мышление
Цель: Определение понятия «мышление», ознакомление с видами и типами мышления, диагностирование типа мышления
Ход работы:
Вводная часть: Приветствие
Основная часть: Методика диагностики типа мышления. Анализ и обобщение результатов. Рекомендации.
Заключительная часть: Подведение итогов
Занятие 7. Интеллект
Цель: Определение понятия «интеллект», диагностирование уровня интеллектуального развития
Ход работы:
Вводная часть: Приветствие
Основная часть: Тест на определение интеллекта (по Г. Айзенку). Анализ и обобщение результатов. Рекомендации.
Заключительная часть: Подведение итогов
Занятие 8. Тип нервной системы
Цель: Определение понятия «нервная система», ознакомление с её типами, диагностирование типов нервной системы
Ход работы:
Вводная часть: Приветствие
Основная часть: Определение типов нервной системы (теппинг-тест Е. П. Ильина). Анализ и обобщение результатов. Рекомендации.
Заключительная часть: Подведение итогов
Занятие 9. Тип темперамента
Цель: Определение понятия «темперамент», ознакомление с типами темперамента и краткой их характеристикой, диагностирование темперамента личности, определение формулы темперамента
Ход работы:
Вводная часть: Приветствие
Основная часть: Определение типов темперамента (методика А. В. Тимченко, В. Б. Шапарь). Методика диагностики темперамента личности. Определение формулы темперамента (методика приведена в интерпретации Е. Жарикова, Е. Крушеницкого). Анализ и обобщение результатов. Рекомендации.
Заключительная часть: Подведение итогов
Занятие 10. Характер
Цель: Ознакомление с понятиями «характер», «черта характера», определение различий между понятиями «характер» и «темперамент», диагностирование черт характера, исследование форм проявления характера
Ход работы:
Вводная часть: Приветствие
Основная часть: Методика определения черт характера «Азбука характера». Исследование форм проявления характера (методика Т. Лири). Анализ и обобщение результатов. Рекомендации.
Заключительная часть: Подведение итогов
Занятие 11. Моя линия жизни
Цель: Содействие расширению самосознания обучающегося, определение «Кто я?»
Ход работы:
Вводная часть: Приветствие
Основная часть: Методика «Моя линия жизни». Определение «Кто я?» (методика психологов Куна и Мак - Портленда). Анализ и обобщение результатов. Рекомендации.
Заключительная часть: Подведение итогов
Занятие 12. Самооценка
Цель: Определение понятий «самооценка» и «уровень притязаний», выявление уровня самооценки
Ход работы:
Вводная часть: Приветствие
Основная часть: Тест на исследование самооценки (методика Л. П. Пономаренко). Методика диагностики уровня самооценки. Анализ и обобщение результатов. Рекомендации.
Заключительная часть: Подведение итогов
Занятие 13. Ценностные ориентации
Цель: Определение уровня сформированности ценностных ориентаций
Ход работы:
Вводная часть: Приветствие
Основная часть: Определение уровня сформированности ценностных ориентаций по методике Б. С. Круглова (адаптированный вариант методики М. Рокича). Анализ и обобщение результатов. Рекомендации.
Заключительная часть: Подведение итогов
Занятие 14. Уровень конфликтности
Цель: Определение способности к общению, определение способа решения конфликта, диагностика уровня конфликтности личности обучающихся
Ход работы:
Вводная часть: Приветствие
Основная часть: Методика диагностики способности к общению. Методика диагностики способа решения конфликта. Тест «Конфликтная ты личность?» Анализ и обобщение результатов. Рекомендации.
Заключительная часть: Подведение итогов
Занятие 15. Портрет моей будущей профессии
Цель: Определение формулы профессии, типа будущей профессии, диагностирование интересов и склонностей обучающихся, выявление профессиональных предпочтений, уточнение выбора будущей профессии
Ход работы:
Вводная часть: Приветствие
Основная часть: Определение формулы профессии (по методике Н. С. Пряжникова). Определение типа будущей профессии (по методике Е. А. Климова). Определение интересов и склонностей (дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова). Выявление профессиональных предпочтений (классификация Д. Голланда). Уточнение выбора будущей профессии при помощи «Матрицы выбора профессии». Анализ и обобщение результатов. Рекомендации.
Заключительная часть: Подведение итогов
Занятие 16. Мое профессиональное самоопределение и подготовка к будущей карьере
Цель: Выявление интересов обучающихся, определение факторов, влияющих на выбор профессии и мотивов выбора, определение ведущих свойств специальных возможностей, анализ ошибок при выборе профессии, определение собственных целей построения карьеры и своих карьерных возможностей
Ход работы:
Вводная часть: Приветствие
Основная часть: Выявление интересов обучающихся (методика «Карта интересов»). Методика определения ведущих свойств специальных способностей (по Е. А. Климову). Методика определения мотивов выбора профессии. Тест «Можешь ли ты быть руководителем?» Анализ и обобщение результатов. Рекомендации.
Заключительная часть: Подведение итогов
Занятие 17. Итоговое занятие
Цель: Осознание обучающимися своих достижений, закрепление полученных знаний и навыков, проверка полученных знаний по курсу, обеспечение механизма обратной связи
Ход работы:
Вводная часть: Приветствие
Основная часть: Контрольные вопросы для проверки знаний по курсу. Доработка личного профессионального плана. Анализ и обобщение результатов. Рекомендации.
Заключительная часть: Подведение итогов
Формы, виды и содержание контроля
В целях самоанализа проведенной психологической работы с обучающимися группы в ходе реализации программы элективного курса «Секреты профессионального самоопределения» проводится диагностический контроль.
Используемые формы и виды контроля:
1. Диагностические срезы:
- в течение всего курса
- по окончании курса – анкетирование с целью получения обратной связи о целесообразности занятий
2. Обратные связи с обучающимися
3. Консультативные беседы с классными руководителями и учителями – предметниками
4. Наблюдение за обучающимися в процессе прохождения данного курса
Список литературы
1. Дневник профессионального самоопределения старшеклассника / авт. сост.: Л. Н. Бобровская, Е. А. Сапрыкина, О. Ю. Просихина. – М.: Глобус, 2007. – 79 с.
2. Пряжников Н. С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники: 8 – 11 классы, ПТУ и колледж. – М.: ВАКО, 2008. – 288 с.
3. Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9 – 11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л. А. Обуховой. – М.: ВАКО, 2005. – 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Представление программы по сохранению и укреплению участников образовательного процесса"
Научно-методическая статья на тему: "Представление программы по сохранению и укреплению участников образовательного процесса ГБОУ № 565 Кировского района Санкт-Петербурга".Цель программы: Со...
Методы и приемы, используемые педагогом, способствующие успешной адаптации в образовательном процессе детей с множественными нарушениями развития
Используя термин "адаптация" применительно к образовательному процессу, чаще всего подразумевают временной период поступления детей в первый класс образовательного учреждения, который несомн...
Адаптация пятиклассников к новым условиям образовательного процесса
Презентация родительского собрания по адаптации пятикласссников при переходе из начальной школы к новым условия обучения....
Программа семинара "Использование информационных технологий в образовательном процессе" 25-26.03.19
25-26.03.19 в АНО ОШ "Новогорск" состоялись занятия постоянно действующего семинара "Использование информационных технологий в образовательном процессе"Актуальность семинара:...
Программа семинара "Использование информационных технологий в образовательном процессе" 22,28.10.2019
22, 28.10.19 в АНО ОШ "Новогорск" состоялись занятия постоянно действующего семинара "Использование информационных технологий в образовательном процессе"Суждение «Мы живем в ...
Рабочая программа дошкольного образования психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
Рабочие программы педагога-психолога предназначены для детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет. В программах раскрыты возрастные особенности детей дошкольного возраста, критерии их развития,...
Проек тна тему :"Внедрение Федеральной адаптированной программы для детей с ТНР в образовательный процесс ДОУ"
Проектная деятельность на тему: "Внедрение Федеральной адаптированной программы для детей с ТНР в образовательный процесс ДОУ"...