Программа преемственности "Пятиклассник"
проект (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНА: Методическим советом протокол №__ от «___» ______________ 2013 г. | ПРИНЯТА: педагогическим советом протокол №__ от «___» ______________ 2013 г. |
ПРОГРАММА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
«ПЯТИКЛАССНИК»
муниципального бюджетного образовательного учреждения
основной общеобразовательной школы №4
на 2013-2014 учебный год
2013 год
ПРОГРАММА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
между начальным и основным общим образованием
"ПЯТИКЛАССНИК"
Программа преемственности между начальным и основным общим образованием "Пятиклассник" (далее – Программа) представляет основные направления работы по реализации преемственности между начальной и основной школой, обеспечивающей взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания.
Пояснительная записка
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется снижением интереса к учебе и ее результатам, низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса.
Поэтому внимание педагогического коллектива нашей школы к проблемам адаптации школьников постоянно растет.
Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:
- сменой социальной обстановки;
- увеличением учебной нагрузки;
- изменением режима дня;
- отличием систем и форм обучения;
- различием требований со стороны учителей-предметников;
- изменением стиля общения учителей с детьми.
Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывают, что они очень растеряны, не могут понять, как строить взаимоотношения с педагогами, какие требования обязательны для выполнения – к школьнику их впервые предъявляется так много и от разных людей. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Сократить переходный период, смягчить связанные с ним негативные факторы помогает нашему коллективу специально разработанная Программа, которая создана с целью координации, более эффективной организации учебно-воспитательного процесса, психолого-педагогического и медико-социального сопровождения учащихся – выпускников начальной школы при переходе их в среднее звено.
Цель Программы: создание условий для адаптации учащихся I ступени обучения при переходе на II ступень обучения и успешного продолжения образования в 5-м классе.
Основные задачи Программы:
- сохранить и укрепить психическое и физическое здоровье детей;
- создать психолого-педагогические условия, при которых учащиеся имели бы возможность опробовать сформированный в начальной школе "инструмент" (действия самоконтроля и самооценки, учебная инициатива и самостоятельность, способы учебного сотрудничества, способности к рефлексии, планированию и анализу) в разных учебных ситуациях;
- создать в совместной деятельности учащихся и учителя возможные образовательные пространства для решения личностных задач младших подростков;
- повысить учебную мотивацию учащихся.
Принципы реализации Программы
Реализация Программы базируется на следующих принципах:
- программно-целевой подход, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение коррективов в планы;
- обеспеченность участников образовательного процесса информацией о ходе реализации Программы;
- включение в решение задач Программы всех субъектов образовательного процесса.
Тематический план
Вид деятельности | Сроки | Ответственные |
1. Организационная работа | ||
Собеседование зам. директора по УВР и школьного психолога с педагогами и классным руководителем 5 класса | Август | Зам. директора по УВР |
Уточнение и корректировка списков учащихся 5 класса. Работа с личными делами учащихся | Август, сентябрь | Зам. директора по УВР |
Знакомство с семьей и условиями быта учащихся. Составление социального паспорта класса | Сентябрь | Зам. директора по ВР, классный руководитель 5 класса |
Взаимопосещение уроков учителями 4 и 5 классов по вопросу преемственности | Сентябрь | Зам. директора по УВР, руководитель ШМО учителей начальных классов |
Выявление индивидуальных особенностей, склонностей, интересов учащихся 5 класса | В течение года | Зам. директора по УВР, классный руководитель 5 класса |
Формирование группы дезадаптированных пятиклассников. Организация занятий "Я и мы" | В течение года | Зам. директора по УВР, педагог-психолог |
Предварительная расстановка педагогических кадров в будущем 5 классе | Январь | Зам. директора по УВР |
Знакомство учащихся 4 класса с учебным процессом в среднем звене | Январь – май | Классный руководитель 4 класса |
Собеседование с классным руководителем 5 класса по итогам четверти | Ноябрь, декабрь, март, май | Зам. директора по УВР, ВР |
Обобщение аналитико-диагностических материалов | Сентябрь, ноябрь, апрель | Зам. директора по УВР |
2. Информационно-методическое обеспечение | ||
Методическое совещание педагогов школы. Коррекция и утверждение плана работы по преемственности между начальным и основным общим образованием на 2013-2014 учебный год | Август | Зам. директора по УВР |
Изучение нормативных документов по организации учебно-воспитательного процесса в 5 классе | Август, сентябрь | Зам. директора по УВР, ВР, классный руководитель 5 класса |
Совещание при зам. директора по УВР по итогам четверти | Ноябрь, декабрь, март, май | Зам. директора по УВР, ВР |
Составление материалов для проведения административных контрольных работ, подбор текстов для проверки техники чтения | Сентябрь, декабрь, май | Зам. директора по УВР, руководители ШМО учителей-предметников |
Разработка рекомендаций для родителей по теме лекториев | Сентябрь, январь | Зам. директора по ВР, педагог-психолог |
Составление материалов для проведения контрольных срезов, подбор текстов для проверки техники чтения | Ноябрь | Зам. директора по УВР, руководители ШМО учителей-предметников |
Классно-обобщающий контроль 5 класса | Ноябрь | Зам. директора по УВР, ВР |
Психолого-педагогический консилиум по 5 классу | Сентябрь, ноябрь | Зам. директора по УВР |
Составление программ реабилитации учащихся "группы риска" (по каждому учащемуся в отдельности) | Ноябрь – январь | Зам. директора по ВР, |
Диагностика адаптационных процессов у учащихся 5 класса | Октябрь, апрель | Зам. директора по УВР, педагог-психолог |
Разработка методических рекомендаций по проблеме преемственности | Ноябрь | Зам. директора по УВР |
Малый педсовет "Создание условий успешной адаптации учащихся в 5 класса" с учителями начальной школы и учителями-предметниками, работающими в 5 классе. Подведение итогов классно-обобщающего контроля 5 класса, результатов I четверти | Ноябрь | Зам. директора по УВР, ВР |
Изучение динамики успешности обучения и развития учащихся 5 класса | В течение года | Зам. директора по УВР, классный руководитель 5 класса |
Пополнение портфолио учащихся 5 класса | В течение года | Классный руководитель 5 класса |
Совместное заседание ШМО учителей начальных классов, классного руководителя будущего 5 класса, учителей-предметников "Преемственность УМК и единые подходы к уровню требований по предметам в начальной школе и среднем звене" | Декабрь | Зам. директора по УВР, ВР, классный руководитель 4 класса, учителя-предметники |
Совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей математики, русского языка и литературы. Определение соответствия программных требований, предъявляемых к учащимся выпускного класса начальной школы, требованиям, предъявляемым учителями средней школы | В течение года | Зам. директора по УВР, классный руководитель 4 класса, руководители ШМО учителей-предметников, учителя-предметники |
Посещение уроков в 4 классе | Декабрь, апрель | Зам. директора по УВР, руководители ШМО учителей-предметников, учителя-предметники |
Диагностика готовности учащихся начальных классов к переходу в среднее звено | Март, апрель | Зам. директора по УВР |
Психолого-педагогический консилиум по 4 классу. Готовность учащихся выпускного класса начальной школы к переходу в среднее звено | 1-я неделя мая | Зам. директора по УВР, ВР, руководитель ШМО начальных классов |
Совещание при директоре "Создание условий для успешной адаптации учащихся в 5-м классе. Уровень образовательной деятельности педагогов". Подведение итогов работы по преемственности между начальным и основным общим образованием за год. Определение КПД проделанной работы | 2-я неделя мая | Директор школы |
Совещание при директоре. Комплектование 5 класса | 4-я неделя мая | Директор школы |
Заседания ШМО | Август, октябрь, декабрь, февраль, май | Зам. директора по УВР, руководители ШМО |
3. Работа с обучающимися | ||
"Здравствуй, школа!" – линейка, посвященная Дню знаний | 1 сентября | Классный руководитель 5 класса |
Помощь учащимся в ориентировании по расположению учебных кабинетов | Сентябрь | Зам. директора по УВР, классный руководитель 5 класса |
Линейка для учащихся по вопросу соблюдения правил поведения | Октябрь | Зам. директора по ВР, классный руководитель 5 класса |
Анкетирование пятиклассников по вопросу адаптации к новым условиям учебы. Определение уровня комфортности учащихся при переходе из начальной школы в среднюю. Изучение эмоционально-психологического климата в классном коллективе | Октябрь | Зам. директора по УВР, ВР |
Торжественное посвящение в пятиклассники | Октябрь | Зам. директора по ВР, классный руководитель 5 класса |
Наблюдение за учащимися на переменах, уроках, во время подвижных игр. Регистрация данных наблюдений в протоколе (карте) | В течение года | Классный руководитель 5 класса, учителя-предметники |
Вовлечение пятиклассников в дополнительное образование | I четверть | Зам. директора по ВР, классный руководитель 5 класса |
Диагностика особенностей школьной адаптации пятиклассников | Ноябрь | Зам. директора по ВР, педагог-психолог |
Работа с одаренными детьми "Растим хорошистов" | В течение года | Классный руководитель 5 класса, учителя-предметники |
Групповые и индивидуальные занятия с учащимися "группы риска", выявленными в начальной школе | В течение года | Классный руководитель 5 класса, зам. директора по ВР |
Линейки по итогам успеваемости за четверть | Ноябрь, декабрь, март, май | Классный руководитель 5 класса, зам. директора по УВР |
Собеседование со слабоуспевающими учащимися 5 класса | В течение года | Зам. директора по УВР, классные руководители 5 класса |
Рейд по сохранности учебников | Январь | Зав. библиотекой, классный руководитель 5 класса |
Индивидуальная работа с учащимися, склонными к нарушению дисциплины | В течение года | Зам. директора по ВР |
Индивидуальные беседы с учащимися, испытывающими трудности в период адаптации | В течение года | Классный руководитель 5 класса, учителя-предметники |
Классное собрание учащихся выпускного 4 класса с участием педагогов и классного руководителя будущего 5 класса "Нам пора в 5-й класс!" | Май | Зам. директора по УВР, ВР |
Праздник выпускного вечера для учащихся 4 класса "Прощание с начальной школой" | Май | Зам. директора по ВР, классный руководитель 4 класса |
4. Работа с родителями | ||
Индивидуальное собеседование с родителями педагогически запущенных учащихся и детей с неадекватными формами межличностных отношений | Сентябрь | Зам. директора по УВР, ВР |
Неделя открытых дверей. Родительский лекторий "Особенности обучения в 5-м классе. Адаптация пятиклассников к предметному обучению" | 2-я неделя сентября | Зам. директора по УВР, ВР, классный руководитель 5 класса, учителя-предметники |
Консультации для родителей пятиклассников по вопросу адаптации | Ноябрь | Зам. директора по УВР |
Родительские собрания по итогам успеваемости за четверть | Ноябрь, декабрь, март, май | Зам. директора по УВР, ВР, классный руководитель 5 класса |
Родительский лекторий "Создание в семье оптимальных условий для развития ребенка" | Январь | Зам. директора по УВР, ВР, классный руководитель 5 класса |
Индивидуальное собеседование с родителями "трудных" учащихся | В течение года | Зам. директора по ВР |
Родительские собрания "Итоги комплексной диагностики адаптации учащихся 5 класса" | Ноябрь, март | Зам. директора по УВР |
Родительские собрания "Зона ближайшего развития". Анкетирование родителей | Апрель | Зам. директора по УВР |
Родительское собрание в 4 классе с участием учителей средней школы | Апрель | Зам. директора по УВР, ВР, классный руководитель 4 класса |
Индивидуальные беседы с родителями учащихся 4 класса | IV четверть | Зам. директора по УВР |
5. Контроль | ||
Контроль планов воспитательной работы | Сентябрь | Зам. директора по ВР |
Посещение внеклассных мероприятий. Выявление проблем формирования классного коллектива в переходный период | Сентябрь, октябрь | Зам. директора по ВР, педагог-психолог |
Изучение организации домашней работы. Выявление и предотвращение перегрузки учащихся домашним заданием | Сентябрь, октябрь | Зам. директора по УВР |
Административный контроль. Проверка качества усвоения учебного материала учащимися 5 класса (мониторинг) | Сентябрь, декабрь, май | Зам. директора по УВР |
Анализ входного контроля | Октябрь | Зам. директора по УВР |
Проверка классных журналов. Учет успеваемости и посещаемости учебных занятий учащимися 5 класса | В течение года | Зам. директора по УВР |
Проверка ведения дневников учащихся 5 класса | В течение года | Зам. директора по УВР |
Смотр кабинетов. Контроль наличия материалов для организации самостоятельной работы учащихся | Март | Зам. директора по УВР, ВР, руководители ШМО учителей-предметников |
Посещение уроков и мероприятий с целью изучения межличностных отношений | В течение года | Зам. директора по УВР, ВР |
Анализ учебной и воспитательной деятельности: выводы и результаты за учебный год, планирование на новый учебный год | Май | Классный руководитель 5 класса |
Контроль выполнения учебных программ | В течение года | Зам. директора по УВР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426802-1395931414.jpg)
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/20/picture-270018-1497973678.jpg)
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/13/picture-480636-1410626788.jpg)
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-674681-1444146776.jpg)
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/12/picture-964901-1589313095.jpg)
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...