Программа адаптации пятиклассников
рабочая программа по теме

Фоломеева Ирина Ивановна

Программа направлена на   выявление уровня адаптации учащихся 5-х классов, правильности диагностики и дальнейшей коррекционной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_adaptatsii_pyatiklassnikov.docx29.3 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по адаптации пятиклассников

Программа тренинговых занятий для повышения уровня психологической комфортности обучающихся на этапе  перехода на вторую ступень обучения «Я – пятиклассник!»

 

Разработчики: педагоги-психологи образовательных учреждений г. Томска

Брынза Н.И. (МАОУ гимн. №6),

Золотарёва А.В. (МБОУ СОШ №51),

Курочкина П.Ю. (МБОУ СОШ №50),

Тельпухова С.М. (МБОУ СОШ №35).

 

Пояснительная записка.

Школьные годы являются важным этапом в жизни каждого человека, очень хотелось бы, чтобы он был ценным и позитивным. В современной школе, как у учеников, так и у педагогов отмечается состояние эмоциональной напряжённости, которое проявляется в снижении устойчивости психических функций и понижении работоспособности. Особенно велико влияние эмоциональной напряжённости на обучающихся в период адаптации к новым условиям: поступление в школу, переход в среднее звено, поступление в профильный класс или смена места обучения.

Одним из наиболее стрессогенных периодов в жизни школьника является переход из начального звена в среднее, когда максимально усиливается воздействие неблагоприятных факторов на ребенка, что ведет к снижению показателей психических процессов (памяти, мышления, внимания), работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению успеваемости, повышению уровня тревожности и агрессивности и т.д. В отдельных случаях эмоциональная напряжённость достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля, что ведёт к конфликтным ситуациям в школьном коллективе.

К сожалению, иногда в силу ряда объективных обстоятельств (участие классных руководителей в начале учебного года в обязательных организационных мероприятиях, составление различного вида планов, отчетов, заполнение текущей документации и т.д.) и при недостаточном знании индивидуально-личностных особенностей пятиклассников, дети остаются без должной психолого-педагогической поддержки.

Зачастую родители не принимают во внимание сочетание физиологических изменений (более раннее начало пубертатного периода) и психологических факторов, влияющих на ребенка в новой социальной ситуации. Кроме того, у родителей не всегда сформировано понимание важности этого периода в жизни младшего подростка для успешного обучения и социализации.

Следовательно, работа психолога по созданию психологической комфортности в период адаптации пятиклассников должна начинаться с первых недель обучения.

Данная программа предназначена для организации совместной работы психолога, классного руководителя и учителей-предметников на начальном этапе обучения в пятом классе. Она состоит из диагностического и информационно–практического блоков и рассчитана на 18 часов. Каждое занятие рассчитано на один академический час.

В данной работе представлены разработки занятий с элементами тренинга, которые рекомендуется проводить в первые недели обучения (5 часов). Кроме того, мы предлагаем план работы со всеми участниками образовательного процесса и диагностические методики, которые могут быть использованы педагогом-психологом в данный период.

Цель:

обеспечение психологической комфортности пятиклассников в период адаптации к новым условиям обучения.

Задачи:

1. Провести диагностические исследования с целью уточнения особенностей уровня учебного и межличностного взаимодействия на этапе перехода в среднее звено.

2. Провести тренинговые занятия с учётом особенностей выявленных проблем.

3. Пролонгировать психолого-педагогическую деятельность с учётом анализа полученных результатов работы.

4. Повысить уровень психологической компетентности педагогов и родителей по проблемам адаптационного периода.

Ожидаемый результат:

1         Повышение адаптивных возможностей и уровня психологической комфортности школьников.

2         Снижение уровня школьной тревожности пятиклассников.

3         Повышение уровня их коммуникативных навыков.

4         Повышение уровня учебной мотивации и познавательной активности обучающихся.

5         Повышение уровня психологической компетентности педагогов и родителей по проблемам адаптационного периода.

 

Система контроля:

1. Тестирование обучающихся.

2. Анкетирование участников образовательного процесса.

3. Наблюдение за особенностями поведения учащихся в учебное и во внеурочное время.

 

 

Тематический план.

 

Тема

Цель

Кол-во часов

Форма проведения

Раздел 1. Диагностические мероприятия.

Диагностика уровня психологической комфортности.

Определения уровня психологической комфортности пятиклассников.

0,5 ч.

Групповое тестирование.

Диагностика уровня школьной тревожности.

Определение уровня школьной тревожности.

1ч.

Групповое тестирование.

Изучение собенностей уровня учебного и межличностного взаимодействия .

Выявление особенностей учебного и межличностного взаимодействия.

0,5 ч.

Групповое анкетирование.

Изучение уровня учебной мотивации.

Определение уровня учебной мотивации.

0,5 ч.

Групповое тестирование.

Повторная диагностика

 

2,5 ч.

 

Раздел 2. Тренинговые занятия по повышению уровня психологической комфортности обучающихся на этапе перехода на вторую ступень обучения.

 

«Я - пятиклассник».

Снижение уровня эмоциональной напряжённости.

2 ч.

Пресс-конференция.

Занятие с элементами тренинга.

«Я и мир».

Выработка навыков позитивного отношения к себе и окружающему миру, формирование позитивной

Я -концепции.

 

1 ч.

Занятие с элементами тренинга.

«Я - ученик».

Совершенствование и развитие навыков социализации.

1 ч.

Занятие с элементами тренинга.

«Я + мы».

Совершенствование коммуникативных навыков. Повышение уровня сплочённости классного коллектива.

1 ч.

Занятие с элементами тренинга.

Раздел 3. Работа с педагогами.

Возрастные особенности младших подростков.

Актуализация знаний педагогов об особенностях адаптационного периода пятиклассников.

1 ч.

Семинар.

Психо - эмоциональное состояние пятиклассников.

Ознакомление с результатами диагностических исследований. Выработка стратегии психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса.

2 ч.

Психолого-педагогический консилиум.

Тревожные дети в школе.

Информирование педагогов о системе работы с детьми, имеющими особенности в психо-эмоциональном развитии в адаптационный период.

1 ч.

Семинар.

По запросам.

Оказание психологической помощи по работе с детьми.

Октябрь – май.

Индивидуальные консультации.

Раздел 4. Работа с родителями .

Возрастные особенности младших подростков.

Информирование родителей об особенностях адаптационного периода пятиклассников.

1 ч.

Лекторий для родителей.

Психо-эмоциональное состояние пятиклассников.

Ознакомление с результатами диагностических исследований.

1 ч.

Родительское собрание.

Тревожные дети в школе и дома.

Информирование родителей об особенностях поведения тревожных детей и моделях взаимодействия с ними.

1 ч.

Лекторий для родителей.

По запросам.

Оказание психологической помощи по взаимодействию с детьми.

Октябрь – май.

Индивидуальные консультации.

 

 

Тренинговые занятия по повышению уровня психологической

комфортности обучающихся на этапе перехода на вторую

ступень обучения.

 

Занятие 1

«Я - пятиклассник».

Цель: Снижение уровня эмоциональной напряжённости.

 

Ведущий: Ребята! Мы рады приветствовать вас на сегодняшней встрече. У каждого из нас есть определённые ожидания и представления о том, каким будет новый учебный год. Давайте все вместе представим, что нас ждёт в пятом классе? Какие трудности и проблемы могут возникнуть и как лучше с ними справиться. Мы ожидаем, что вы будете активными участниками сегодняшней встречи!

Сегодня мы проводим пресс-конференцию с вашими предшественниками – ребятами из шестых классов, они хотят поделиться с вами опытом преодоления трудностей, с которыми вы можете столкнуться в пятом классе. Вы можете задать им любые интересующие вас вопросы.

Примерные вопросы для обсуждения:

- Труднее ли стало учиться в пятом классе по сравнению с обучением в начальной школе? Если да, то почему?

- Сколько времени уходит на приготовление уроков?

- Приходится ли отказываться от своих увлечений, хобби из-за увеличенной учебной нагрузки?

- Меняется ли как-то отношение между ребятами в связи с переходом их в пятый класс?

- Какие интересные мероприятия проводятся в среднем звене?

- Снижается ли контроль со стороны родителей по отношению к детям в пятом классе? И т.д.

(Конференция будет эффективна при условии предварительной подготовки как с учениками шестых классов, так и с пятиклассниками, в частности можно рекомендовать такую форму работы, как написание «Письма пятикласснику», где шестиклассники описывают свои субъективные ощущения за время обучения в пятом классе и дают советы ребятам по преодолению трудностей).

 

Занятие 2

«Я - пятиклассник».

Цель: Снижение уровня эмоциональной напряжённости.

 

Разминка «Танец сидя».

Ведущий: Почему-то считается, что танцевать лучше обязательно стоя на двух ногах А разве нельзя танцевать лёжа или сидя? Попробуйте убедиться, что это не менее интересно, а в чём-то и более трудно.

Исполните, не поднимаясь со стула, танец

- ламбада;

- брейк;

- вальс.

 

 

 

Игра «Ассоциации».

Ведущий: Ответьте первое, что придёт в голову в связи со словом «пятиклассник»».

Ведущий записывает все ассоциации на доске или листе ватмана, отмечая при помощи специальных значков, магнитов или цветных мелков наиболее часто встречающиеся, что позволит выявить проблемные зоны и актуальные переживания участников игры.

Участники разбиваются на группы и совместно вырабатывают стратегии поведения, применительно к той, или иной ситуации. Затем каждая группа презентует свои проекты, которые коллективно обсуждаются.

 

Обратная связь.

Ведущий: Предлагаю подвести итоги нашей встречи: если вы чувствуете, что у вас хорошее настроение и результаты проделанной работы вам пригодятся в течение учебного года, то на счёт «три» поднимите руки вверх и похлопайте в ладоши.

До встречи!

 

Занятие 3

«Я и мир».

 

Цель: Выработка навыков позитивного отношения к себе и окружающему миру, формирование позитивной Я-концепции.

 

Разминка «Приветствие».

Ведущий: Сейчас мы поиграем в интересную игру, во время которой нужно делать все очень-очень быстро. Вы сможете показать, на сколько внимательно вы умеете слушать и делать то, о чем вас просят. Сейчас у вас есть пять секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро пожать ему руку. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно «поздороваться» друг с другом:

- правая рука к правой руке!

- спина к спине!

- пятка к пятке!

- колено к колену! И т.д.

 

Упражнение «Волшебная палочка».

Ведущий: Садитесь в круг, право говорить получит тот, у кого в руках волшебная палочка, все остальные внимательно слушают. Каждый, у кого в руках волшебная палочка,  расскажет нам, что хорошего случилось с ним на прошлой неделе.

Возможные вопросы:

- Что было для тебя на прошлой неделе самым трудным?

- Хотел ли ты на прошлой неделе что-нибудь сделать, что пришлось отложить на будущее?

- Было ли на прошлой неделе то, что ты делал действительно с удовольствием?

Ведущий: И так, волшебство продолжается. Представьте, что вы в школе, где учился Гарри Поттер, и сегодня у нас первый урок практической магии. Тема урока: «Заговоры». Заговоры обычно делают на что-то хорошее: удачу, счастье, здоровье, исполнение желаний и т.д. Заговоры следует писать так, что бы после их проговаривания ваше настроение изменилось в лучшую сторону: стало весело, спокойно или появилась уверенность в себе.

Приведу примеры некоторых заговоров:

- Раз, два, три, четыре, пять, все уроки буду знать!

- Пятак под пятку, ответ в десятку!

- Ясно солнце утром встало, жизнь прекрасная настала!

- Шишли-мышли, Шишли-мышли все проблемы вон все вышли!

- Тили-бом, тили-бом, в школе весело живём!

А теперь попробуйте свои силы в составлении магических заклинаний!

Ребята оформляют свои заговоры на бумаге и помещают в общий коллаж.

Обратная связь.

Ведущий: Предлагаю подвести итоги нашей встречи: если вы чувствуете, что у вас хорошее настроение и результаты проделанной работы вам пригодятся в течение учебного года, то на счёт «три» поднимите руки вверх и похлопайте в ладоши.

До встречи!

 

Занятие 4

«Я - ученик».

 

Цель: Совершенствование и развитие навыков социализации.

 

Разминка «Как поощрить пятиклассника».

Участники тренинга становятся в круг, а ведущий, при помощи любого способа (перекидывание мяча, считалки и т.д.) выбирает водящего, который садится в центр, а все остальные его хвалят.

Варианты:

- ученик успешно закончил четверть;

- ученик – новенький в классе;

- ученик усердно готовился к контрольной работе, но плохо написал;

- ученик умеет хорошо организовать дежурство в классе;

- ученик - хороший спортсмен;

- ученик очень старается, но не получается учиться так, как ему хочется или как того требуют родители;

- ученик быстрее всех съедает обед в школьной столовой;

- ученик хорошо умеет подсказывать.

(Задания даются любым способом, но с учётом личностных особенностей ребёнка).

 

Упражнение «Если бы директором был я».

(Эта игра даёт ребятам возможность сначала придумать в малых группах шуточные и даже абсурдные правила для школы, чтобы потом предложить одно или два действительно серьёзных правила).

Ведущий предлагает каждому участнику кусочек разрезанной на 5-6 частей открытки или картинки. Участники собирают картинку и таким образом образуют мини-группу.

В течение 7-10 минут вам нужно выработать примерно десяток правил для школы – таких, над которыми можно посмеяться и которые действительно могли бы помочь школе, классу, или ученику.

По окончании работы представитель от каждой группы зачитывает правила, которые они выработали. Ведущий задаёт вопросы:

- какое правило самое смешное?

- какое правило самое необычное?

- какое правило самое бесполезное?

- какое правило самое трудновыполнимое?

- какое правило самое важное?

- считаешь ли ты, что ребята должны участвовать в принятии школьных правил?

А теперь из всех предложенных правил давайте выберем основные, которые помогут вам успешно учиться в 5-ом классе.

(Выработанные правила ребятам предлагается оформить и поместить в классный уголок.)

Обратная связь.

Ведущий: Предлагаю подвести итоги нашей встречи: если вы чувствуете, что у вас хорошее настроение и результаты проделанной работы вам пригодятся в течение учебного года, то на счёт «три» поднимите руки вверх и похлопайте в ладоши.

До встречи!

 

Занятие 5

«Я + мы».

 

Цель: Совершенствование коммуникативных навыков. Повышение уровня сплочённости классного коллектива.

 

Разминка «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся»

Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, все сидят напротив друг друга, на небольшом расстоянии вытянутой руки.

Ведущий: Закройте глаза, протяните друг к другу руки, познакомьтесь одними руками. Продемонстрируйте добрые отношения. Опустите руки.

Снова вытяните, ваши руки ссорятся. Опустите, а теперь они мирятся, вы расстаётесь друзьями.

После этого обсуждаются ощущения детей в ходе игры

 

  Упражнение «Портрет нашего класса».

 Материалы: листы бумаги, карандаши, маркеры, клей, ватман.

Ведущий: Ребята, сейчас вы попробуете нарисовать свой портрет, используя всевозможные изобразительные средства, а затем мы создадим «Фотографию» нашего класса, поместив свой портрет на общий лист. (Данное упражнение позволяет провести первичную социометрию).

По окончании работы ребятам предлагается придумать девиз класса и вместе с «Фотографией» поместить в классный уголок.

 

Обратная связь.

Ведущий: Ребята, давайте станем в круг, возьмёмся за руки и громко и дружно произнесём наш девиз!

 

Предлагаемый выше материал можно использовать в том виде, как он описан, но лучше подходить к нему творчески, организуя работу с учётом состава конкретного класса, собственного опыта проведения тренингов по другим направлениям. УДАЧИ!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Тэги:
я-пятиклассник 

Поделиться…

ОБСУЖДЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения  определяет  личностное развитие и формирование универсальных учебных действий у школьников наряду с предметными резуль...

ПРОГРАММА «ПОМОЩЬ ПЯТИКЛАССНИКАМ В АДАПТАЦИИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ »

Переход в пятый класс – важный и сложный период в жизни детей. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьн...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2018-2019 учебный год

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2019-2020 учебный год

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...

Проблемы адаптации пятиклассников. Работа психологической службы с детьми в период адаптации в среднем звене

Презентация о деятельности психологической службы в период адаптации учеников 5-х классов в средней школе...