Программа адаптации пятиклассников
рабочая программа по теме
Программа направлена на выявление уровня адаптации учащихся 5-х классов, правильности диагностики и дальнейшей коррекционной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_adaptatsii_pyatiklassnikov.docx | 29.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа тренинговых занятий для повышения уровня психологической комфортности обучающихся на этапе перехода на вторую ступень обучения «Я – пятиклассник!»
Разработчики: педагоги-психологи образовательных учреждений г. Томска Брынза Н.И. (МАОУ гимн. №6), Золотарёва А.В. (МБОУ СОШ №51), Курочкина П.Ю. (МБОУ СОШ №50), Тельпухова С.М. (МБОУ СОШ №35).
Пояснительная записка. Школьные годы являются важным этапом в жизни каждого человека, очень хотелось бы, чтобы он был ценным и позитивным. В современной школе, как у учеников, так и у педагогов отмечается состояние эмоциональной напряжённости, которое проявляется в снижении устойчивости психических функций и понижении работоспособности. Особенно велико влияние эмоциональной напряжённости на обучающихся в период адаптации к новым условиям: поступление в школу, переход в среднее звено, поступление в профильный класс или смена места обучения. Одним из наиболее стрессогенных периодов в жизни школьника является переход из начального звена в среднее, когда максимально усиливается воздействие неблагоприятных факторов на ребенка, что ведет к снижению показателей психических процессов (памяти, мышления, внимания), работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению успеваемости, повышению уровня тревожности и агрессивности и т.д. В отдельных случаях эмоциональная напряжённость достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля, что ведёт к конфликтным ситуациям в школьном коллективе. К сожалению, иногда в силу ряда объективных обстоятельств (участие классных руководителей в начале учебного года в обязательных организационных мероприятиях, составление различного вида планов, отчетов, заполнение текущей документации и т.д.) и при недостаточном знании индивидуально-личностных особенностей пятиклассников, дети остаются без должной психолого-педагогической поддержки. Зачастую родители не принимают во внимание сочетание физиологических изменений (более раннее начало пубертатного периода) и психологических факторов, влияющих на ребенка в новой социальной ситуации. Кроме того, у родителей не всегда сформировано понимание важности этого периода в жизни младшего подростка для успешного обучения и социализации. Следовательно, работа психолога по созданию психологической комфортности в период адаптации пятиклассников должна начинаться с первых недель обучения. Данная программа предназначена для организации совместной работы психолога, классного руководителя и учителей-предметников на начальном этапе обучения в пятом классе. Она состоит из диагностического и информационно–практического блоков и рассчитана на 18 часов. Каждое занятие рассчитано на один академический час. В данной работе представлены разработки занятий с элементами тренинга, которые рекомендуется проводить в первые недели обучения (5 часов). Кроме того, мы предлагаем план работы со всеми участниками образовательного процесса и диагностические методики, которые могут быть использованы педагогом-психологом в данный период. Цель: обеспечение психологической комфортности пятиклассников в период адаптации к новым условиям обучения. Задачи: 1. Провести диагностические исследования с целью уточнения особенностей уровня учебного и межличностного взаимодействия на этапе перехода в среднее звено. 2. Провести тренинговые занятия с учётом особенностей выявленных проблем. 3. Пролонгировать психолого-педагогическую деятельность с учётом анализа полученных результатов работы. 4. Повысить уровень психологической компетентности педагогов и родителей по проблемам адаптационного периода. Ожидаемый результат: 1 Повышение адаптивных возможностей и уровня психологической комфортности школьников. 2 Снижение уровня школьной тревожности пятиклассников. 3 Повышение уровня их коммуникативных навыков. 4 Повышение уровня учебной мотивации и познавательной активности обучающихся. 5 Повышение уровня психологической компетентности педагогов и родителей по проблемам адаптационного периода.
Система контроля: 1. Тестирование обучающихся. 2. Анкетирование участников образовательного процесса. 3. Наблюдение за особенностями поведения учащихся в учебное и во внеурочное время.
Тематический план.
Тренинговые занятия по повышению уровня психологической комфортности обучающихся на этапе перехода на вторую ступень обучения.
Занятие 1 «Я - пятиклассник». Цель: Снижение уровня эмоциональной напряжённости.
Ведущий: Ребята! Мы рады приветствовать вас на сегодняшней встрече. У каждого из нас есть определённые ожидания и представления о том, каким будет новый учебный год. Давайте все вместе представим, что нас ждёт в пятом классе? Какие трудности и проблемы могут возникнуть и как лучше с ними справиться. Мы ожидаем, что вы будете активными участниками сегодняшней встречи! Сегодня мы проводим пресс-конференцию с вашими предшественниками – ребятами из шестых классов, они хотят поделиться с вами опытом преодоления трудностей, с которыми вы можете столкнуться в пятом классе. Вы можете задать им любые интересующие вас вопросы. Примерные вопросы для обсуждения: - Труднее ли стало учиться в пятом классе по сравнению с обучением в начальной школе? Если да, то почему? - Сколько времени уходит на приготовление уроков? - Приходится ли отказываться от своих увлечений, хобби из-за увеличенной учебной нагрузки? - Меняется ли как-то отношение между ребятами в связи с переходом их в пятый класс? - Какие интересные мероприятия проводятся в среднем звене? - Снижается ли контроль со стороны родителей по отношению к детям в пятом классе? И т.д. (Конференция будет эффективна при условии предварительной подготовки как с учениками шестых классов, так и с пятиклассниками, в частности можно рекомендовать такую форму работы, как написание «Письма пятикласснику», где шестиклассники описывают свои субъективные ощущения за время обучения в пятом классе и дают советы ребятам по преодолению трудностей).
Занятие 2 «Я - пятиклассник». Цель: Снижение уровня эмоциональной напряжённости.
Разминка «Танец сидя». Ведущий: Почему-то считается, что танцевать лучше обязательно стоя на двух ногах А разве нельзя танцевать лёжа или сидя? Попробуйте убедиться, что это не менее интересно, а в чём-то и более трудно. Исполните, не поднимаясь со стула, танец - ламбада; - брейк; - вальс.
Игра «Ассоциации». Ведущий: Ответьте первое, что придёт в голову в связи со словом «пятиклассник»». Ведущий записывает все ассоциации на доске или листе ватмана, отмечая при помощи специальных значков, магнитов или цветных мелков наиболее часто встречающиеся, что позволит выявить проблемные зоны и актуальные переживания участников игры. Участники разбиваются на группы и совместно вырабатывают стратегии поведения, применительно к той, или иной ситуации. Затем каждая группа презентует свои проекты, которые коллективно обсуждаются.
Обратная связь. Ведущий: Предлагаю подвести итоги нашей встречи: если вы чувствуете, что у вас хорошее настроение и результаты проделанной работы вам пригодятся в течение учебного года, то на счёт «три» поднимите руки вверх и похлопайте в ладоши. До встречи!
Занятие 3 «Я и мир».
Цель: Выработка навыков позитивного отношения к себе и окружающему миру, формирование позитивной Я-концепции.
Разминка «Приветствие». Ведущий: Сейчас мы поиграем в интересную игру, во время которой нужно делать все очень-очень быстро. Вы сможете показать, на сколько внимательно вы умеете слушать и делать то, о чем вас просят. Сейчас у вас есть пять секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро пожать ему руку. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно «поздороваться» друг с другом: - правая рука к правой руке! - спина к спине! - пятка к пятке! - колено к колену! И т.д.
Упражнение «Волшебная палочка». Ведущий: Садитесь в круг, право говорить получит тот, у кого в руках волшебная палочка, все остальные внимательно слушают. Каждый, у кого в руках волшебная палочка, расскажет нам, что хорошего случилось с ним на прошлой неделе. Возможные вопросы: - Что было для тебя на прошлой неделе самым трудным? - Хотел ли ты на прошлой неделе что-нибудь сделать, что пришлось отложить на будущее? - Было ли на прошлой неделе то, что ты делал действительно с удовольствием? Ведущий: И так, волшебство продолжается. Представьте, что вы в школе, где учился Гарри Поттер, и сегодня у нас первый урок практической магии. Тема урока: «Заговоры». Заговоры обычно делают на что-то хорошее: удачу, счастье, здоровье, исполнение желаний и т.д. Заговоры следует писать так, что бы после их проговаривания ваше настроение изменилось в лучшую сторону: стало весело, спокойно или появилась уверенность в себе. Приведу примеры некоторых заговоров: - Раз, два, три, четыре, пять, все уроки буду знать! - Пятак под пятку, ответ в десятку! - Ясно солнце утром встало, жизнь прекрасная настала! - Шишли-мышли, Шишли-мышли все проблемы вон все вышли! - Тили-бом, тили-бом, в школе весело живём! А теперь попробуйте свои силы в составлении магических заклинаний! Ребята оформляют свои заговоры на бумаге и помещают в общий коллаж. Обратная связь. Ведущий: Предлагаю подвести итоги нашей встречи: если вы чувствуете, что у вас хорошее настроение и результаты проделанной работы вам пригодятся в течение учебного года, то на счёт «три» поднимите руки вверх и похлопайте в ладоши. До встречи!
Занятие 4 «Я - ученик».
Цель: Совершенствование и развитие навыков социализации.
Разминка «Как поощрить пятиклассника». Участники тренинга становятся в круг, а ведущий, при помощи любого способа (перекидывание мяча, считалки и т.д.) выбирает водящего, который садится в центр, а все остальные его хвалят. Варианты: - ученик успешно закончил четверть; - ученик – новенький в классе; - ученик усердно готовился к контрольной работе, но плохо написал; - ученик умеет хорошо организовать дежурство в классе; - ученик - хороший спортсмен; - ученик очень старается, но не получается учиться так, как ему хочется или как того требуют родители; - ученик быстрее всех съедает обед в школьной столовой; - ученик хорошо умеет подсказывать. (Задания даются любым способом, но с учётом личностных особенностей ребёнка).
Упражнение «Если бы директором был я». (Эта игра даёт ребятам возможность сначала придумать в малых группах шуточные и даже абсурдные правила для школы, чтобы потом предложить одно или два действительно серьёзных правила). Ведущий предлагает каждому участнику кусочек разрезанной на 5-6 частей открытки или картинки. Участники собирают картинку и таким образом образуют мини-группу. В течение 7-10 минут вам нужно выработать примерно десяток правил для школы – таких, над которыми можно посмеяться и которые действительно могли бы помочь школе, классу, или ученику. По окончании работы представитель от каждой группы зачитывает правила, которые они выработали. Ведущий задаёт вопросы: - какое правило самое смешное? - какое правило самое необычное? - какое правило самое бесполезное? - какое правило самое трудновыполнимое? - какое правило самое важное? - считаешь ли ты, что ребята должны участвовать в принятии школьных правил? А теперь из всех предложенных правил давайте выберем основные, которые помогут вам успешно учиться в 5-ом классе. (Выработанные правила ребятам предлагается оформить и поместить в классный уголок.) Обратная связь. Ведущий: Предлагаю подвести итоги нашей встречи: если вы чувствуете, что у вас хорошее настроение и результаты проделанной работы вам пригодятся в течение учебного года, то на счёт «три» поднимите руки вверх и похлопайте в ладоши. До встречи!
Занятие 5 «Я + мы».
Цель: Совершенствование коммуникативных навыков. Повышение уровня сплочённости классного коллектива.
Разминка «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся» Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, все сидят напротив друг друга, на небольшом расстоянии вытянутой руки. Ведущий: Закройте глаза, протяните друг к другу руки, познакомьтесь одними руками. Продемонстрируйте добрые отношения. Опустите руки. Снова вытяните, ваши руки ссорятся. Опустите, а теперь они мирятся, вы расстаётесь друзьями. После этого обсуждаются ощущения детей в ходе игры
Упражнение «Портрет нашего класса». Материалы: листы бумаги, карандаши, маркеры, клей, ватман. Ведущий: Ребята, сейчас вы попробуете нарисовать свой портрет, используя всевозможные изобразительные средства, а затем мы создадим «Фотографию» нашего класса, поместив свой портрет на общий лист. (Данное упражнение позволяет провести первичную социометрию). По окончании работы ребятам предлагается придумать девиз класса и вместе с «Фотографией» поместить в классный уголок.
Обратная связь. Ведущий: Ребята, давайте станем в круг, возьмёмся за руки и громко и дружно произнесём наш девиз!
Предлагаемый выше материал можно использовать в том виде, как он описан, но лучше подходить к нему творчески, организуя работу с учётом состава конкретного класса, собственного опыта проведения тренингов по другим направлениям. УДАЧИ!
|
Поделиться… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа психологических занятий по адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене "Я - пятиклассник"+презентация. Занятия расчитаны на 1 четверть, продолжительность 35-40 минут.
Оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения определяет личностное развитие и формирование универсальных учебных действий у школьников наряду с предметными резуль...
Выступление на семинаре классных руководителей с сообщением на тему "Адаптация пятиклассников. Роль классного руководителя в процессе адаптации пятиклассников."
Переход в пятый класс — очень важный период в жизни детей. От того, как пройдёт процесс адаптации, зави...
ПРОГРАММА «ПОМОЩЬ ПЯТИКЛАССНИКАМ В АДАПТАЦИИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ »
Переход в пятый класс – важный и сложный период в жизни детей. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьн...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2018-2019 учебный год
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2019-2020 учебный год
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...
Проблемы адаптации пятиклассников. Работа психологической службы с детьми в период адаптации в среднем звене
Презентация о деятельности психологической службы в период адаптации учеников 5-х классов в средней школе...