Специфика преподавания этики в 5 классах.
статья по теме
Статья для выступления на научно-практической конференции учителей Серпуховского района
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prepodavanie_etiki.docx | 26.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья»
1. Ни для кого не секрет, что наше общество переживает глубокие преобразования, которые сопровождаются серьезными нравственными потерями. Непосредственное влияние на образование и на результат воспитания, в частности, оказал кризис национальной идеи, который не преодолен до настоящего времени. В этих условиях общество с надеждой смотрит на школу, которая может привить молодому поколению иммунитет против безнадзорности, поможет качнуть маятник в противоположную сторону - к духовным, человеческим ценностям. В настоящее время, когда воспитание индивидуальности является стержневой идеей образования, важно подчеркнуть значение духовно-нравственного начала в личности. Духовно-нравственное развитие предполагает в первую очередь единство развития нравственных мыслей - чувств - деятельности.
В 2009 году выходит в свет Концепция духовно-нравственного развитии и воспитания личности гражданина- методологическая основа разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования, то есть это базовый документ, формулирующий ряд принципиальных положений, в соответствии с которыми предстоит работать российской школе.
Концепция определяет современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого, важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Традиционными источниками нравственности россиян являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности:
патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Базовые национальные ценности лежат в основе уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.
2. Вопросы нравственно-этического развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. (Бабанский Ю.К. Педагогика. / Ю.К. Бабанский.-М.: Просвещение,-1998- 479с.)
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности осуществляется прежде всего на уроках этики (5 класс). Что такое этический урок? Это занятие, обеспечивающее построение ЭТИЧЕСКОГО ДИАЛОГА с детьми в соответствии с их возрастными особенностями. Содержание этического занятия обращено к сути общечеловеческих ценностей, а его моделирование строится на разнообразии механизмов включения воспитанников в процесс познания этических норм поведения, эмоционального сосредоточения на них, этической рефлексии и гуманистически направленного действия ребёнка в сфере его жизнедеятельности.
Целью этического урока является формирование нравственной культуры личности, которой целесообразно придавать значение глубокого осмысления жизнедеятельности человека, ориентированной на общечеловеческие ценности в моральных принципах поведения и сфере нравственных отношений к окружающему миру.
Однако важно подчеркнуть, что в данном общении педагог является полноправным объектом деятельности, заинтересованным, внимательным. Он не управляет и не контролирует. Он является примером искреннего переживания и проговаривания своих чувств. И результат его деятельности - не изменение объекта, т.е. ребенка, а сотворчество, сопереживание нового социального опыта, осознание общественных ценностей и новых общественных отношений, глубины каждой личности ученика и учителя.
В чём же воспитательный потенциал уроков этики?
- В стимулировании альтернативной мысли и снятии страха её несоответствия принятой норме или образцу.
Формирование представлений о своих качествах и свойствах, т.е. знаний о себе, оценки себя, - необходимое условие воспитания социально активной личности. Во многом, именно мера развитости у человека способности осмысливать окружающий мир и себя в нем позволяет ему находить социально-ценные и личностно-значимые нравственные ориентиры. Поэтому один из разделов программы Этики называется «Самовоспитание»
- В преодолении одномерности представлений школьников о жизни и человеке, стимулировании процесса обновления нравственных устоев в жизнедеятельности детей.
Все качества личности будут изменяться и шлифоваться всю жизнь, но фундамент характера, заложенный в детстве, должен быть прочным и надежным, как “дом построенный на скале”.
- В раскрытии резервов индивидуальности и особенности личности в мышлении и мироосознании.
Для этого я провожу этические беседы, устные размышления на нравственные темы. Хочется сказать, что дети, находясь в среде размышления о нравственных ценностях, становятся более активны и доброжелательны.
– В создании оптимальных условий для развития коммуникативных функций личности.
Ряд уроков задуман как изучение и применение основ человеческого общения и правил поведения, незнание которых часто ведет к конфликтам, отчужденности, стеснительности, а это благодатное поле для комплекса неполноценности.
- В развитии гибкости мышления и стремления к самостоятельному анализу жизненных явлений, способствующих актуализации адаптационных функций личности.
Для этого логично разыгрывание жизненных ситуаций, обсуждение наиболее приемлемых способов решения искусственно создаваемых на занятии проблем.
Ожидаемые результаты: 1. Приобщение подрастающего поколения к гуманистическим ценностям. 2. Достижение приоритетности морали и культуры в ценностных ориентациях и опыте поведения растущей личности. 3. Ориентация развивающейся личности на восприятие жизни и человека как наивысшей ценности, самоценности собственной личности. 4. Самоопределение и самосовершенствование личности как основа её нравственного развития. 5. Актуализация нравственного потенциала личности.
А это и есть соответствие государственному заказу, изложенному в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
3. Религия и этика.
Становление личности всегда предполагает восприятие той или иной системы ценностей, определенных этических принципов. Характер человека отражает представление о мире, в котором он живет, и о том, каким должно быть поведение людей в этом мире. Ни одно общество не могло бы существовать без общепринятых моральных и социальных норм. Однако остается открытым вопрос: на каких нормах и принципах мы остановим свой выбор. Например, принцип “око за око” не учит быть милосердным, честным, уметь прощать, проявлять заботу. А принцип «возлюби ближнего своего» наоборот, воспитывает толерантного, сдержанного, деликатного человека.
Человек по своей природе – сложное и противоречивое существо. Ему присущи способность и потребность быть свободным, целостным и духовным. Эта способность и потребность быть свободным, бесстрашным и терпимым воплощается в религии. Религия – та сфера, в которой человек живет как носитель духовности, область его упоений и надежд, источник покаяния и очищения, познания своей подлинной сути.
Делая выбор в пользу христианских ценностей и черт характера, человек принимает решения, которые всегда служат на благо других людей и общества. Внешним нравственным образцом для человека становится Иисус Христос. В отличие от многих учений – традиционных, современных, мистических, христианство по-настоящему ценит человеческую жизнь.
Кроме того язык религии – образный, поэтический, яркий. Изложение историй в религиозных текстах нельзя сравнивать с нашими современными кодексами, со скупыми формулировками. В историях сообщаются сведения о моральных ценностях, изображаются типичные ситуации, достойные подражания, что и делает их педагогически ценными. Знакомясь с Библейскими историями, дети узнают о послушании и смирении, о милосердии и прощении. Десять заповедей, данных Господом, – закон для всех живущих на земле.
Духовно-нравственное воспитание - это возвышение души человека. Каждый школьный предмет, каждое воспитательное мероприятие, вся атмосфера школьной жизни должна служить этой цели. Под духовностью в данном случае понимается исторически сформировавшийся тип культурной ориентации, при котором человеческие (духовные) ценности занимают более высокое место в ценностной ориентации общества и человека. Духовно-нравственное воспитание служит воспитанию целомудрия, чистоты, послушания, трудолюбия, смирения, патриотизма.
4. Без хорошо организованной практической деятельности и ее умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные отношения. В процессе активного участия в разнообразной деятельности при педагогически правильной ее организации у учащихся развивается понимание (осознание) того, как ее необходимо выполнять, формируются чувства совести и ответственности, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля. Все это в совокупности и характеризует те или иные нравственные отношения (патриотизм, трудолюбие и т.д.).
Не менее существенным является и другое положение. Если те или иные отношения закрепляются в сознании и поведении личности, становятся привычными и определяют устойчивость ее поведения в любых изменяющихся условиях, они превращаются в личностные качества. Вот почему процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные качества школьников. В частности, речь должна идти о формировании таких качеств, как устойчивость научного мировоззрения, патриотизм и культура межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к материальным ценностям общества и личному имуществу, коллективизм, сознательная дисциплина и культура поведения.
Но чтобы вырабатывать эти личностные качества, необходимо формировать у учащихся соответствующую потребностно-мотивационную сферу, включать их в морально-познавательную деятельность по овладению нормами и правилами нравственности, развивать их взгляды и убеждения, вырабатывать навыки и привычки поведения и укреплять волевые свойства.
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития
России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика преподавания музыки
Урок музыки – урок искусства. Это значит, что музыка определяет все происходящее на занятиях: характер общения учителя с учащимися, методы, приемы донесения музыкального материала, логику органи...
Специфика преподавания теоретических дисциплин в ДШИ
Доклад на основе собственного методического опыта на заседании секции "теоретиков" Коломенского методического объединения....
Статья "Специфика преподавания иностранного языка и метод проектов"
Статья о специфике преподавания иностранного языка и методе проектов...
Специфика преподавания математики в рамках УМК А. Г. Мордковича "Математика 10-11 классы"
Актуальность. Новые задачи, стоящие перед страной, требуют и обновление содержания математического образования, обеспечения качественного образования для всех и предоставление возможности развит...
Специфика преподавания русского языка в коррекционных классах VII вида
Данная статья раскрывает основные проблемы, связанные с обучение детей коррекционных классов VII вида русскому языку. Кроме того, даны рекомендации по использованию методов и приемов на уроках русског...
Специфика преподавания русского языка в классах с ОВЗ
Вданном материале речь пойдёт о работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (или по-другому, это дети, обучающиеся в коррекционных классах). Вэтой небольшой статьеговорится о специфике...
Специфика преподавания учебного предмета "Литература" в средних и старших классах
В XXI веке стало очень заметно падение мотивации детей и подростков к чтению художественных произведений. Изменение свойств и условий существования текстов, с которыми имеют дело учащиеся ...