Специфика преподавания учебного предмета "Литература" в средних и старших классах
статья

 

 В XXI веке стало очень заметно падение мотивации детей и подростков к чтению художественных произведений. Изменение свойств и условий существования текстов, с которыми имеют дело учащиеся (обилие коротких бытовых текстов, возникающих сиюминутно в печатной форме и размывающих представление об особом статусе печатного слова, электронные носители с возможностями нелинейного представления текста, система гиперссылок), увеличение общего количества текстов, уменьшение их объема и изменение структуры наряду с целым рядом социальных и лингвосоциальных проблем приводит к тому, что традиционный, линейно разворачивающийся книжный текст большого объема все труднее читать и воспринимать. В некоторых случаях это становится серьезным препятствием для освоения литературных произведений и почвой, на которой расцветает имитационная читательская деятельность (чтение кратких пересказов, использование готовых сочинений и рефератов).

Во многих случаях у обучающегося оказывается несформированной заинтересованность в освоении значительного объема произведений русской и мировой литературы, который предлагает ему программа.

Потребность в литературном образовании, его престиж в обществе сегодня невелики. Фундаментальные ценности, которые несет в себе литература как вид искусства, зачастую входят в противоречие с прагматическими ценностями, выступающими на первый план в повседневном обиходе, а также в средствах массовой информации. На снижение интереса к чтению повлияло и развитие интернета, мобильной связи. Школьники привыкают говорить на упрощенном языке смс-сообщений и социальных сетей, художественное же слово перестают чувствовать.

Анализ образовательной практики показывает, что изучаемые в рамках образовательной программы произведения не всегда соответствуют возрасту обучающихся. Детям и подросткам, как правило, предлагаются для освоения художественные тексты, написанные для более зрелой читательской аудитории. Кроме того, наблюдается несоответствие речевого опыта современных обучающихся и языка как классических, так и современных литературных произведений.

Фактически литературное образование столкнулось сегодня с серьезным вызовом – поиском внутренней мотивации для привлечения детей и подростков к литературе, выработкой аргументации и методик для повышения интереса к знакомству как с русской классикой, так и с наиболее значительными произведениями современной литературы [Концепция, 2016, с. 2-3].

Как активизировать мыслительную деятельность учащихся, оживить урок, поддержать интерес к предмету? Как добиться наибольшей эффективности урока? Эти вопросы в настоящее время волнуют всех методистов литературы.

Путей повышения интереса школьников к изучению предмета много, и все они строятся в основном на нетрадиционных, новых формах обучения. Так, деятельность каждого учителя должна быть сопряжена с использованием творческого подхода. Преподаватель прежде всего должен пробудить у ребенка желание познавать, искать, экспериментировать. Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребенка, а не просто в ходе репродуктивного метода обучения. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, повысить интеллектуальную активность учащихся, а, следовательно, и эффективность урока.

Творческие принципы методики нестандартных уроков заключаются в следующем:

1.     Отказ от шаблонности в организации урока;

2.     Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке;

3.     Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока;

4.     Поддержка альтернативности, множественности мнений;

5.     Дифференциация учащихся по учебным возможностям;

6.     Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения [Положенцева, 2016 С. 133 – 138].

Задания творческого характера пробуждают у школьников интерес к тексту, как объекту исследования, они облегчают учащимся ознакомление с азами литературоведения и развивают навыки анализа литературных произведений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx15.66 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика преподавания учебного предмета "Литература" в средних и старших классах

 В XXI веке стало очень заметно падение мотивации детей и подростков к чтению художественных произведений. Изменение свойств и условий существования текстов, с которыми имеют дело учащиеся (обилие коротких бытовых текстов, возникающих сиюминутно в печатной форме и размывающих представление об особом статусе печатного слова, электронные носители с возможностями нелинейного представления текста, система гиперссылок), увеличение общего количества текстов, уменьшение их объема и изменение структуры наряду с целым рядом социальных и лингвосоциальных проблем приводит к тому, что традиционный, линейно разворачивающийся книжный текст большого объема все труднее читать и воспринимать. В некоторых случаях это становится серьезным препятствием для освоения литературных произведений и почвой, на которой расцветает имитационная читательская деятельность (чтение кратких пересказов, использование готовых сочинений и рефератов).

Во многих случаях у обучающегося оказывается несформированной заинтересованность в освоении значительного объема произведений русской и мировой литературы, который предлагает ему программа.

Потребность в литературном образовании, его престиж в обществе сегодня невелики. Фундаментальные ценности, которые несет в себе литература как вид искусства, зачастую входят в противоречие с прагматическими ценностями, выступающими на первый план в повседневном обиходе, а также в средствах массовой информации. На снижение интереса к чтению повлияло и развитие интернета, мобильной связи. Школьники привыкают говорить на упрощенном языке смс-сообщений и социальных сетей, художественное же слово перестают чувствовать.

Анализ образовательной практики показывает, что изучаемые в рамках образовательной программы произведения не всегда соответствуют возрасту обучающихся. Детям и подросткам, как правило, предлагаются для освоения художественные тексты, написанные для более зрелой читательской аудитории. Кроме того, наблюдается несоответствие речевого опыта современных обучающихся и языка как классических, так и современных литературных произведений.

Фактически литературное образование столкнулось сегодня с серьезным вызовом – поиском внутренней мотивации для привлечения детей и подростков к литературе, выработкой аргументации и методик для повышения интереса к знакомству как с русской классикой, так и с наиболее значительными произведениями современной литературы [Концепция, 2016, с. 2-3].

Как активизировать мыслительную деятельность учащихся, оживить урок, поддержать интерес к предмету? Как добиться наибольшей эффективности урока? Эти вопросы в настоящее время волнуют всех методистов литературы.

Путей повышения интереса школьников к изучению предмета много, и все они строятся в основном на нетрадиционных, новых формах обучения. Так, деятельность каждого учителя должна быть сопряжена с использованием творческого подхода. Преподаватель прежде всего должен пробудить у ребенка желание познавать, искать, экспериментировать. Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребенка, а не просто в ходе репродуктивного метода обучения. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, повысить интеллектуальную активность учащихся, а, следовательно, и эффективность урока.

Творческие принципы методики нестандартных уроков заключаются в следующем:

  1. Отказ от шаблонности в организации урока;
  2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке;
  3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока;
  4. Поддержка альтернативности, множественности мнений;
  5. Дифференциация учащихся по учебным возможностям;
  6. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения [Положенцева, 2016 С. 133 – 138].

Задания творческого характера пробуждают у школьников интерес к тексту, как объекту исследования, они облегчают учащимся ознакомление с азами литературоведения и развивают навыки анализа литературных произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовые игры в средних и старших классах.

Документ содержит методические разработки двух правовых игр: для учащихся 6-7 классов и для старшеклассников. В процессе игры школьники закрепляют свои правовые знания....

Сборник ансамблей для средних и старших классов ДШИ - "История любви"

*Данное пособие адресовано учащимся средних и старших классов ДШИ, а т. же любителям ансамблевого музицирования.*Этот сборник призван помочь преподавателям в подборе учебного материала по классу ансам...

Ансамбли для средних и старших классов ДШИ и ДМШ - "Ясный день"

Данный репертуарный сборник адресован учащимся средних и старших классов ДШИ и ДМШ, а т. же  любителям ансамблевого музицирования.Этот сборник состоит из 2 частей:В I  части собраны самые по...

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ...

«Рождество»- внеклассное мероприятие для учащихся средних и старших классов.

«Рождество»- внеклассное мероприятие для учащихся средних и старших классов. В разработке представлен материал о праздновании Рождества в Англии....

Изучение двойных нот в средних и старших классах

Методическая разработка посвящена очень серьезной теме - двойные ноты....

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОПЫТУ. Мастер-класс на тему : «Формирование читательской грамотности обучающихся средних и старших классов посредством использования инновационных образовательных технологий на уроках предметной области «Филология».

Материал является приложением к собственному инновационному опыту и  содержит инновационные технологии, помогающие формированию функциональной (читательской) грамотности у обучающих средних и ста...