Специфика преподавания русского языка в коррекционных классах VII вида
статья по теме
Данная статья раскрывает основные проблемы, связанные с обучение детей коррекционных классов VII вида русскому языку. Кроме того, даны рекомендации по использованию методов и приемов на уроках русского языка в коррекционном классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bashmakova_t_spetsifika_prepodavaniya_v_k_klasse.docx | 17.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Специфика преподавания русского языка в коррекционном классе VII вида
В школу приходят разные дети: разные по характеру и по поведению, по уровню развития и по подготовленности. Одни учатся легко, словно играючи, схватывают все на лету. Другим для приобретения тех же знаний требуются напряженные усилия, но при достаточном усердии и они более или менее удовлетворительно осваивают программный материал. И есть дети, обучение которых в общем потоке оказывается слишком трудным и для них самих, и для учителей, и для родителей. И, как правило, такие дети после комплексного обследования на ПМПК, продолжают дальнейшее обучение в классах другого уровня – класcах коррекционного обучения.
Проблемы учащихся коррекционных классов:
- низкая учебная мотивация,
- неумение работать самостоятельно,
- низкая техника чтения,
- непонимание заданий,
- отсутствие познавательных интересов и др.
При этом наблюдается повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность. Всё это обусловлено неярко выраженными теми или иными отклонениями в их развитии.
На сегодняшний день существует большое многообразие педагогических технологий, которые можно использовать для преподавания уроков в коррекционной школе:
- игровые технологии;
- технологии уровневой дифференциации;
- технология индивидуализации обучения и др.
Я преподаю русский язык и литературу и в общеобразовательных классах, и в классах коррекции VII вида. Класс коррекции является малокомплектным – до 12 человек. Количество часов русского языка – 4, Для сравнения, в общеобразовательном классе – 6 ч.
Сразу появилась проблема: как сделать обучение учащихся наиболее эффективным, а мне, в свою очередь, успеть поработать и с каждым классом, и с каждым учеником. Одним из принципов работы в коррекционных классах является индивидуальный и дифференцированный подход. Требование учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения – очень давняя традиция. Необходимость в этом очевидна, ведь учащиеся в значительной мере отличаются друг от друга. Очень важно, чтобы материал соответствовал уровню учащихся. Также одна из задач коррекционного обучения – воспитание самостоятельности.
Обучению русскому языку в коррекционных классах уделяется большое внимание. От того, как ученики овладеют навыками чтения и письма, связной устной и письменной речью, во многом зависит успешность всего образовательного процесса, обеспечение социальной адаптации выпускников.
Индивидуальный подход необходим школьникам с ограниченными возможностями здоровья, независимо от их успехов в учебе. Нельзя искусственно задерживать в развитии хорошо успевающих учеников, им нужно давать дополнительные задания, иногда, может быть, и сверх программных требований, чтобы поддерживать и развивать у них интерес к учению. Особенно данный вопрос актуален на уроках русского языка, связанных с развитием связной речи у школьников.
Конечно, уроки по ТИО требуют очень большой подготовки. Во-первых, каждый урок должен чем-то отличаться от предыдущего. Во-вторых, необходимо отобрать именно такой материал для заданий, который будет отвечать всем требованиям современного урока в коррекционном классе. В-третьих, нужна положительная мотивация на уроке. В самом начале урока мы должны психологически подготовить учащихся к общению и обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы.
Индивидуальный подход имеет большое значение при оценке успеваемости, так как дети с ограниченными возможностями здоровья имеют разные возможности. Оценка их успеваемости не может основываться на общих оценочных нормах, она должна учитывать степень продвижения ученика, стимулировать процесс его учения и выполнять воспитательную функцию.
На этапе подведения итогов урока и рефлексии нужно обязательно дать качественную оценку работы каждого учащегося, похвалить тех, кто в этом особенно нуждается (например, учащихся-меланхоликов), посмотреть, что не получилось у других. Иными словами, помочь учащимся оценить свою деятельность на уроке.
Т.о., реализация индивидуального подходов в процессе обучения помогает оптимизировать процесс обучения и добиться более высокого раскрытия потенциала каждого ученика.
На уроках русского языка важно своевременное чередование различных занятий, более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, направленных на сбережение физического и психического здоровья детей. Это укрепляет работоспособность школьников и их желание овладевать знаниями. Новизна материала, необычность его подачи также побуждают учащихся лучше присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нём. При этом учитель должен опираться на природную любознательность учеников.
Для оживления интереса учащихся в традиционный урок я ввожу элементы игры: разгадывание кроссворда по теме, решение ребусов, шарад. Особенно актуальны эти виды работы при изучении темы «Фонетика», «Лексика и фразеология», однако иногда они бывают полезны и для выработки у школьников орфографической зоркости, навыка правописания.
Считаю эффективными и систематически использую на уроках русского языка опорные схемы. Яркие и аккуратно оформленные, они вызывают интерес у детей, активизируют их внимание, помогают запоминать сложный материал.
Использование различных приёмов, форм, методов на уроках русского языка ведёт к пробуждению интереса обучающихся к предмету, что помогает активизировать познавательную деятельность школьников, а это, в свою очередь, не может не воздействовать на формирование мотивации к обучению. Заинтересованный, активный ребёнок имеет более высокую мотивацию по сравнению с ребёнком пассивным, равнодушным. Успехи же в учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как личности.
На протяжении всего учебного времени, соблюдая психолого-педагогические условия образования, мы стремимся к щадящему режиму: замедляем темп обучения, уменьшаем степень сложности подачи материала, способствуем более глубокому формированию образов, усвоению элементарной теории. Учитывая потенциальные возможности ученика, мы осуществляем индивидуальный подход. Оценивание уровня знаний происходит так же с учетом того, что главное в работе с этими классами не прохождение программного материала в полном объеме – мы должны помочь ребенку приспособиться в будущей жизни и адаптироваться к самостоятельной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый интегрированный урок (внеклассное чтение и русский язык)- Специальный коррекционный класс 8 вида (5,6,7,9кл.)
Интегрированный урок; внеклассное чтение и русский язык по темам:" С.Я.Маршак- детям "и "Работа со словарными словами и повторение изученных орфограмм". В ходе урока происходит отработка уч...
Специфика преподавания русского языка в классах с ОВЗ
Вданном материале речь пойдёт о работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (или по-другому, это дети, обучающиеся в коррекционных классах). Вэтой небольшой статьеговорится о специфике...
Специфика преподавания русского языка
Данный материал может быть использован в преподавании русского языка в коррекционном классе 8 вида...
Рабочая программа. Русский язык (7 коррекционный класс VIII вида)
Рабочая программа. Русский язык (7 коррекционный класс VIII вида)...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 коррекционный класс VIII вида)
Календарно-тематическое планирование. Русский язык (7 коррекционный класс VIII вида)...
Специфика преподавания русского языка в полиэтнической среде
Презентация подготовлена в качестве иллюстративного материала к выступлению на научно-практической конференции по вопросам обучения детей русскому языку как неродному, проводимой в феврале 2022 года Р...
«Специфика преподавания русского языка и литературы в организациях СПО»
Почти в каждом разделе дисциплины «Русский язык» есть темы, в которых можно реализовать принцип профессиональной направленности в учебных группах разных специальностей и профессий....