"Всегда белоснежная улыбка"
классный час (5 класс) на тему

Классный час посвящен гигиене человека. Мероприятие учит  правильно чистить и ухаживать за зубами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_vsegda_belosnezhnaya_ulybka.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

Всегда белоснежная улыбка! 

                                           Единственная красота, которую я знаю – это здоровье.    

                                                                                                                           Гейне.

Цель: углубить знания учащихся о человеке как части природы и о важном органе пищеварения – зубах; убедить учащихся в необходимости беречь зубы; дать детям советы по уходу за зубами;

Оборудование: выставка «Берегите зубы!» (зубной порошок, зубная паста, зубная щетка, зубочистка, нити– флоссы…);  фотографии под названием «Улыбочка!»  Журнал «Читаем, учимся, играем» 2005-8. 2006-6. «Секрет наших улыбок»!- иллюстрации, записи песен, на доске конвертики с заданиями.

                                                   

                                              Ход классного часа:

1.  Учитель. Здравствуйте!.. Добрый день! Привет!

    При встрече люди обычно говорят эти хорошие, добрые слова, желая друг другу здоровья.

     Давайте и мы с вами пожелаем друг другу здоровья, счастья.

И также пожелаем здоровья нашим гостям!  (Здравствуйте!)

   Упражнение «Комплимент»

    Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Обязательное условие:

- обращение по имени.

- сказанное должно быть не говорящему, а слушающему. (по кругу).

                 (музыка  «Улыбка»)

2.  Учитель.  Самое сложное  и удивительное из всего, что есть на Земле – это человек! Человек – часть природы, ее животного мира: он дышит, питается, растет, развивается, у него рождаются дети. Человек мыслит, обладает речью, трудится. Организм человека состоит из органов, которые работают между собой  согласовано, слажено.

-  Ребята, с помощью какого органа вы видите, что нарисовано в книге, кто с вами рядом сидит? (орган зрения).

-  с помощью какого органа вы узнаете о том, что запел соловей, включили музыку? (орган слуха).

-  какой орган помогает вам почувствовать запах хлеба, цветка, духов? (орган обоняния).

3.  Учитель. А что такое здоровье, как вы считаете?  (ответы учеников)

   В Уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

   Или просто, здоровье – самый драгоценный дар, который человек получил от природы. И он должен его беречь и укреплять.

   Доказано, что более половины всех болезней взрослых приобретены в детские годы. Причем наиболее опасный возраст – от рождения до 16 лет. Сбереженное и укрепленное в детстве и юности здоровье позволит жить долго и активно, даст возможность выбрать  профессию по душе и призванию, не ограничивая выбор состоянием здоровья.

   То, как вы заботитесь о своем здоровье, мы сегодня и выясним.

Но вначале прочитайте мне пословицы о здоровье, которые я попросила вам подобрать.

  1. Береги платье снову, а здоровье  смолоду.
  2. Забота о здоровье – лучшее лекарство.
  3. Здоровье сгубишь – новое не купишь.
  4. Двигайся больше – проживешь дольше.
  5. Чистота – залог здоровья.
  6. Быстрого и ловкого – болезнь не догонит.

   Но самая главная и народная мудрость народа гласит так: «Здоровье – всему голова». Когда у человека ничего не болит, он не задумывается о своем здоровье. Но стоит только почувствовать недомогание, так мы сразу начинаем лечить себя. Хорошо, если мы сможем вылечить свой организм. Но, к сожалению, бывает так, что восстановить здоровье в полной мере невозможно. И тогда развиваются хронические заболевания. А если бы подумали заранее, и постарались бы помочь своему организму, тогда можно было бы этого избежать.

Вот и попробуем мы с вами расширить и укрепить знания о здоровом образе жизни.

4.  Загадки.

* Один говорит, двое глядят, двое слушают.  (язык, глаза, уши).

* Всю жизнь ходят наперегонки, а обогнать друг друга не могут. (ноги)

* У двух матерей по пяти сыновей, все на одно имя.  (руки и пальцы)

* Белые силачи рубят калачи. (зубы)

* Около проруби сидят белые голуби. (зубы).

Учитель. Как вы догадались, мы с вами сегодня поговорим о зубах.

Учитель.  Человеческий детеныш рождается беззубым. У маленьких детей зубы появляются в возрасте 6-8 месяцев. К двум годам у детей появляются 20 зубов. Эти зубы называются молочными.

С возраста 6-7 лет и до 12 происходит замена молочных зубов постоянными. У взрослого человека вместо 20 молочных появляется 32 постоянных зуба.  Они более широкие и образуют сплошной ряд. Эти зубы надо беречь: больше зубы не вырастут.

-  Чем же зубы наши покрыты?

 Зубы покрыты эмалью. Эмаль придает зубам красивый блеск. Эмаль зуба – это самая прочная часть тела. Она предохраняет зубы от повреждений и заболеваний. Но со временем она разрушается.

 -  Отчего же она может разрушиться?

    Вы когда - нибудь  видели, как трескается стекло, которое стояло на холоде и вдруг вы нальете туда кипяток? Эмаль наших зубов может так же растрескаться от резкой смены горячей и холодной пищи.

Берегите эмаль зубов от резкой смены температуры!

- Какое значение имеют в жизни человека зубы?

Зубы – это своеобразный контрольный пункт нашего здоровья. С ними связано пищеварение, и возникновение многих инфекционных заболеваний. Так что зубы должны быть всегда в полном порядке.

  Зубы – это очень важная часть пищеварительного канала. Зубами человек откусывает и пережевывает пищу. Больные зубы могут быть причиной разных заболеваний.

    Самая распространенная болезнь зубов – кариес. Кариес – разрушение зуба с образованием в нем дырки. Раньше эта болезнь зубов называли костоедой, потому что происходит постоянное разрушение, как бы, поедание зуба. Кариес особенно широко распространен там, где питьевая вода и пища содержат мало фтора. Лечение зуба практически безболезненно, если кариес только начинается. Поэтому при появлении в зубе даже небольшой дырочки, нужно сразу же обратиться к врачу стоматологу.

-  Почему от сладостей дырки в зубах?

    Наши зубы защищает специальная пленочка. Она очень полезная, хоть и сделана из не очень приятной вещи – слюны. Когда на эту защитную пленочку попадает сахар, он превращается в кислоту, которая разъедает зубную эмаль. В зубах появляются дырочки. Появление этой кислоты зависит не от того, сколько сладостей ты съешь, а от того, как часто ты их ешь. Лучше один раз съесть большой кусок торта, чем весь день грызть конфеты. Есть защита от кислоты – это слюна. Она моет зубы и растворяет кислоту. Но когда ты спишь, слюна почти не выделяется. Поэтому, если не почистить зубы на ночь, кислота примется буравить дырочки.

-  Почему все дети так любят сладости?

Многие замечали: стоит съесть чего-нибудь сладенького, как настроение улучшается. Отчего это происходит? Дело в том, что сахар, входящий в состав шоколада или конфет, способствует выработке в мозгу особого химического вещества – серотонина. Когда его количество возрастает, мы ощущаем радость. Серотонин называют еще «гормоном счастья». Но осторожно! Для хорошего настроения и отличной работы мозга сладкого нужно совсем немного, максимум 10 чайных ложек в день. Для сравнения: в обычной шоколадке содержится 5 чайных ложек, а в банке «Пепси» - все 10!

- Все вы  любите Кока –колу? Как вы думаете, полезная она?

Ученые провели такой опыт. Налили в стакан колы и бросили туда молочный зуб ребенка. И когда посмотрели через некоторое время, то обнаружили, что зуб растворился.

Немного истории.  (рассказывает ученик)

   Забота о зубах появились у человека с древнейших времен. А секреты и обычаи у разных народов были свои. Восточно - африканские племена после каждой еды чистили зубы деревянными зубочистками. В Индии пользовались веточками дерева: жевали древесину, очищенную от коры. Размочаленные палочки очищали зубы, а приятный на вкус сок дезинфицировал и укреплял десны. Жители Закавказья и Средней Азии протирали зубы и десны кожурой от плодов граната или грецкого ореха.

Учитель.

Здоровые зубы украшают лицо человека, способствуют правильной и красивой речи.

(знакомство со стендом «Красивые зубы – красивая улыбка»)

Чтец. Улыбнитесь пошире,

           И пусть все видят, что ваши зубы,

           Согласно словарю эпитетов, -

           Крупные и ровные,

           Острые и частые,

           Твердые, жемчужные,

           Белые, клыкастые,

           Мраморные, крепкие,

           Самые смехастые.

Учитель. Проведем конкурс – кто больше вспомнит название зубных паст.

Для этого разделимся на три группы. Посчитаемся – яблоко, морковь, капуста. (на листочках пишут названия зубных паст).

Учитель.

- вы когда –нибудь замечали зубную пасту со фтором?

     Оказывается в нашем организме можно найти все, вплоть до золота. Наш организм не может жить без минеральных веществ. Если в организме не хватает железа, меди, цинка, то мы будем чувствовать себя плохо.

    Фтор – элемент, при недостатке которого развивается кариес. И что интересно, фтор распределен в организме неравномерно- если в зубах составляет 246-560мг/кг, в костях 200-400мг/кг, а в мышцах не превышает 2-3 мг/кг.

    Потребность взрослого человека во фторе – 3 мг в день (1/3 с пищей и 2/3 с питьевой водой). В пищевых продуктах фтора обычно содержится мало. Исключения составляют морская рыба, орехи, печень, баранина, телятина, овсяная крупа).

    Кальций – укрепляет кости и зубы, укрепляет защитные силы организма, повышает устойчивость к инфекциям. В организме человека содержится 1200г кальция.  99 % этого количества сосредоточено в костях. Больше всего кальция содержится в молоке и молочных продуктах, особенно в сыре.  

Вопросы:

  1. Впервые зубная щетка появилась в странах Европы в 17 веке и ее тогда называли
  1. зубной веер
  2. зубной веник
  3. зубочистка.

  1. Самыми распространенными считаются щетки
  1. из свиной щетины
  2. из капрона
  3. из нейлона

  1. Начинать чистку зубов следует
  1. с передних зубов
  2. с внутренней поверхности зубов
  3. с боковых зубов

  1. Сколько минут нужно чистить зубы?
  1. 2-3 мин.
  2. 1 мин.
  3. 10 мин.

  1. Как правильно хранить зубную щетку?
  1. внутри специального футляра
  2. в стакане вверх головкой
  3. в стакане вниз головкой.

  1. Как часто нужно менять зубную щетку?
  1. раз в год
  2. раз в полгода
  3. через каждые 3 месяца.

Правила пользования щеткой.

Как чистить зубы.

Показ зубных щеток.

 

Учитель. А сейчас мы с вами посмотрим мини- сценку.

                            Сценка «Бабушкин гостинчик».

Бабушка. Здравствуй, внучек! Как поживаешь, Илюшенька? А я тебе гостинчик принесла. Очень полезный для зубов. Угадай, что здесь?

(потрогал Илюша кулек: в нем что-то твердое, длинное  и круглое).

Илюша. (наморщил лоб и нос). Ну- у, бабушка, а я думал шоколадка.

Бабушка. У нас в деревне ребятишки любят хрумкать морковку, капустную кочерыжку, репу, яблоки. Овощи чистят и укрепляют зубы. А у сластен, у тех, кто лакомится вафлями, печеньем, конфетами, зубы-то чаще всего и болят.

Учитель.

-   Почему же полезно есть сырые овощи и фрукты?

Сырые жесткие овощи (морковь, огурцы) и твердые фрукты (яблоки, груши) хорошо очищают зубы от прилипших кусочков пищи и укрепляют десны. Лук и чеснок уничтожают гнилостные бактерии в полости рта. Свежие овощи, фрукты и ягоды содержат много витаминов, необходимых для организма человека.

-  А как вы, ребята, думаете, можно ли:

- ковырять в зубах булавкой, иголкой, другими металлическими предметами?

- грызть зубами орехи, твердые конфеты?

- откусывать нитки?

- держать в зубах иголки и гвозди?

- открывать зубами бутылки с газированной водой?

Рассказ читают по ролям три ученика:

- Во какие у меня зубы! – похвастался Гриша и вынул из скорлупы отличное ядрышко.

- И я так могу! – не выдержал Саша. Положил  орех между зубами. Напрягся. Никак. Еще сильнее напрягся. Щелчка не получилось.

- Ой, ой, ой! – закричал Саша. Орех остался цел, а на ладошке лежал … зуб.

- скажите, пожалуйста, у кого – нибудь из вас болел зуб?

- если болел, сможете описать свои настроение при болезни?

Вопросы.

  1. Как называют зубного врача? (Стоматолог)
  2. Как называется то, чем заделывают дырку в зубе? (Пломба)
  3. Нужно чистить не только зубы, но и язык. (Да.)
  4. Полезно грызть орехи, леденцы. Это укрепляет зубы. (Нет).
  5. Жвачка сохраняет зубы. (нет).
  6. Зубы мудрости есть только у мудрых людей. (Нет).
  7. После горячего чая можно сразу есть мороженое. (Нет).
  8. Чем можно вычистить зубы, не имея зубного порошка или пасты? (Толченым древесным углем).

Реклама на лучшую зубную пасту или щетку. Разделиться на две команды – молоко, конфеты.

               (под музыку – выходит двое или один и рассказывают, т.е.  предоставляют свой товар).

Разделимся на две команды и проведем диспут    (делимся на яблоко и зубная паста).

Скажите, что такое диспут и попробуем найти к этому слову синонимы (спор, дебаты, дискуссию, полемику).

-  Провести словарную работу.

Диспут  на тему:

1 команда «Можно заботиться о зубах не только с помощью щетки и пасты»

2 команда «Щетка и паста на первом месте»

Итог классного часа.

- что нового вы сегодня узнали?

- что было самым интересным?

- о чем еще хотелось бы поговорить?

Зоооанекдот.

Мчится волк за зайцем. Догнал и говорит.

- Да не бойся ты косой. Я же хочу тебя в кино пригласить. На двухсерийный фильм. Вот видишь, и билеты уже купил!

Подлетает воробей и чирикает зайцу в ухо:

- Не верь! Не верь серому! Просто он только что от зубного врача, ему поставили пломбу и сказали, что есть можно только через два часа.

Учитель. Надеюсь, что вы приложите все усилия, чтобы тело и дух были здоровыми.  

Здоровье - это красота. Так будьте же всегда красивыми, не растрачивайте попусту то, что дано вам природой и что является самым главным богатством человека!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конкурсное мероприятие Белоснежная поляна

Здравствуйте   ребята! Очень   приятно   вас   всех   видеть   сегодня!А   приглашаем   вас   мы   н...

Презентация по литературе "Белоснежное диво природы".

В презентации представлен материал на тему: "Образ лебедя в литературе. живописи и музыке"....

план-конспект открытого занятия "Белоснежное дерево " (аппликация из бумаги в технике Оригами)

Я представляю план-конспект открытого занятия "Белоснежное дерево " (аппликация из бумаги в технике Оригами) для детей старшего  дошкольного возраста. Надеюсь моя разработка будет кому-то по...

Презентация "Белоснежное диво природы"

Внеклассное мероприятие посвящено верности, любви. Лебедь- символ верности....

Внеклассное занятие по профильному труду "Мастера всегда нужны, мастера всегда важны"

Актуализация знаний по профильному труду (с\х труд, швейное дело, столярное дело).Способствовие систематизации знаний по направлениям профильного обучения....

Как сделать бельё белоснежным.

Изучить способы отбеливания белья....

Сценарий физкультурного праздника "Пусть всегда будет Солнце! Пусть всегда будет лето!"

На праздник к детям придет Незнайка, который предложит детям поучаствовать в эстафетах, веселых играх, отгадать загадки, нарисовать на асфальте Солнышко или что-то красивое....