Презентация "Белоснежное диво природы"
классный час по литературе (9, 10, 11 класс) на тему

Монгуш Галина Тыртык-Караевна

Внеклассное мероприятие посвящено верности, любви. Лебедь- символ верности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon belosnezhnoe_divo_prirody.ppt1.98 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАСТЕР – КЛАСС БЕЛОСНЕЖНОЕ ДИВО ПРИРОДЫ. Монгуш Галина Тыртык-Караевна МОУ СОШ с. Элегест

Слайд 2

ЦЕЛИ УРОКА: Учить детей умению видеть эстетическую сторону текста, читать его как художественный; Развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь; Прививать интерес к предмету, к различным видам искусства; Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Слайд 3

«…ПУСТЬ ЛЕТЯТ ПО НЕБУ ЛЕБЕДИ НАД ЗЕМЛЕЙ МОЕЙ…» /Андрей Дементьев/

Слайд 5

Лебеди с древних времен привлекают внимание человека, их изображают на полотнах, складывают с них легенды, песни, сказки, стихи, сочиняют музыку. О лебедях есть множество народных и литературных сказок и легенд.

Слайд 6

ЛЕБЕДИ – самые крупные из гусеобразных птиц. В России их три вида: Тундровый или малый лебедь Кликун Шипун Они живут соответственно в тундровой, лесной и лесостепной природных зонах. (из Энциклопедии для детей «Биология»)

Слайд 8

Стихотворение « Белый лебедь». Белый лебедь, лебедь чистый, Сны твои безмолвны, Безмятежно- серебристый, Ты скользишь, рождая волны. Под тобою- глубь немая, Без привета, без ответа, Но скользишь ты, утопая В бездне воздуха и света. Символ нежности бесстрастной, Недосказанной, несмелой, Призрак женственно – прекрасный Лебедь чистый, лебедь белый! … Константин Бальмонт.

Слайд 9

Что восхищает поэта в лебеде? Как он рисует красоту лебедя? Бальмонта восхищает красота лебедя, удвоенная отражением в воде; кажется «серебристым», поражает чистотой, нежностью, грацией.

Слайд 10

Созвучны ли данные снимки стихотворению К.Бальмонта? Да. Лебедь также прекрасен и так же слит с миром воды, воздуха и солнечных звезд, они создают пространство вокруг царственной птицы. Лебедь такой белоснежный, в его оперении нет никаких других цветов. И это белое оперение, мягкий нежный пух сделали его символом благородства и чистоты.

Слайд 13

Стихотворение « Лебедь в зоопарке». Сквозь летние сумерки парка По краю искусственных вод Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет. Плывет белоснежное диво, Животное, полное грез, Колебля на лоне залива Лиловые тени берез. Головка ее шелковиста, И мантия снега белей, И дивные два аметиста Мерцают в глазницах у ней. … Николай Заболоцкий. 1948 г.

Слайд 14

Почему Н.Заболоцкий называет ее «белоснежным дивом»? Она грациозна, нежна, величава. Белизна ее оперения особенно отчетлива в сумерках. Какие сравнения помогают Заболоцкому передать красоту лебедя? Она- «дева, дикарка», у нее не оперение, а «мантия снега белей», ее глаза- «дивные два аметиста» (аметист- горный хрусталь фиолетового цвета), своей грацией и изгибом она напоминает застывшую волну.

Слайд 16

Легенда « Лебедь». Склонив гибкую шею к зеркалу воды, лебедь долго всматривался в свое отражение. Он понял причину усталости и озноба, пронизывающего все тело, словно в зимние холода. Теперь он доподлинно знал, что час его пробил и настала пора прощания с жизнью. Его перья были так же прекрасны и белоснежны, как и в далекие годы юности…. … В глубокой вечерней тишине, воцарившейся вокруг, послышалось лебединое пение. Никогда ранее лебедь не пел с такой проникновенной задушевностью и щемящей тоской. Он вдохновенно пел о своей любви к природе, небу, воде, земле…. - Лебедь поет,- прошептали зачарованные прощальной песней рыбы, птицы и все прочие обитатели полей, лесов и лугов.- Это песня умирающего лебедя. Нежная грустная песня эхом разнеслась по округе и замерла с последними лучами солнца. Леонардо да Винчи.

Слайд 17

О чем же поет лебедь? Какие картины прожитой жизни встают перед ним? Лебедь, наверно, поет о прекрасно прожитой жизни. Перед ее глазами отчетливо проплывают моменты, когда он впервые увидел большой мир, яркий и сверкающий; день, когда он встретил свою красавицу- лебедушку; он вспоминает появление на свет первенцев – малышей- лебедят; волнующие осенне - весенние перелеты над бурным морем; синие его волны, пронизанные лучами золотого солнца; добрые руки людей, протягивающих птицам хлеб…

Слайд 18

Лебедь поражал человека своей белоснежной чистотой, верностью. И выражение «лебединая верность» связано с наблюдениями человека за жизнью лебедей. Лебедь обычно выбирает себе пару на много лет, он охраняет свою подругу, вместе с ней высиживает птенцов, а лишившись ее, не заводит другой.

Слайд 21

Об этом сложил стихи поэт Андрей Дементьев, а композитор Евгений Мартынов положил на них музыку. Какое настроение создает эта песня? Почему мы так близко к сердцу принимаем трагедию птиц? О чем мечтают поэт и композитор в этой песне?

Слайд 22

«Лебединая верность». Над землей летели лебеди солнечным днем. Было им светло и радостно в небе вдвоем. И земля казалась ласковой. И в этот миг Вдруг по птицам кто-то выстрелил, и вырвался крик: «Что с тобой, моя любимая? Отзовись скорей! Без любви твоей небо все грустней. Где же ты, моя любимая? Возвратись скорей, Красотой своею нежной сердце мне согрей!»

Слайд 23

В небесах искал подругу он, звал из гнезда. Но молчанием ответила птице беда. Улететь в края далекие лебедь не мог, Потеряв подругу верную, он стал одинок. «Ты прости меня, любимая, за чужое зло, Что мое крыло счастье не спасло! Ты прости меня, любимая, что весенним днем В небе голубом, как прежде, нам не плыть вдвоем!» И была непоправимою эта беда, Что с любимою не встретится он никогда. Лебедь вновь поднялся к облаку, песню прервал, И, сложив бесстрашно крылья, на землю упал.

Слайд 24

Я хочу, чтоб жили лебеди и от белых стай. И от белых стай мир добрее стал. Пусть летят по небу лебеди над землей моей. Над судьбой моей летите в светлый мир людей!

Слайд 26

Песня вызывает грустное настроение: мы переживаем трагедию птиц, преданности, любви. И их боль не меньше боли человеческой, и потому мы принимаем ее близко к сердцу. Поэт и композитор мечтают, «… чтоб жили лебеди / И от белых стай / Мир добрее стал…» Белизна лебедя символизировала также искренность поэта и певца.

Слайд 27

Как вы думаете, можно ли поставить памятник лебедю? Почему? В истории искусства известно немало памятников, поставленных животным и птицам. У лебедя есть чему поучиться и человеку: чистоте, грации, верности, нежности.

Слайд 29

Проект «Памятник лебедю». Верная, нежная любовь как пример для людей. Лебедь как воплощение вдохновения и поэзии. Лебедь- птица из сказки, олицетворение мечты. Лебедь как символ человеческой души и ее стремления к чистоте и целомудрия Призыв к бережному отношению к природе. Из какого материала и почему будет изваян памятник? 1. мрамор 2. бронза 3. гранит 4.известняк 5.дерево 6. другие материалы (замазка, пластилин, бумага)

Слайд 30

. Спасибо, что были на этом уроке. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа "Чудо дивное,диво чудное"

Данный классый час можно проводить в классах начальной школы, а также и в средней школе.Знакомятся учащиеся с правильной раскраской дымковской игрушки...

Литературно-историческая игра "Дива былинные"

Данная работа может быть использована при повторении темы Древнерусская культура на уроках истории 7 класса или как самостоятельная игра предметной недели. В игровой форме  представлен материал р...

Презентация по литературе "Белоснежное диво природы".

В презентации представлен материал на тему: "Образ лебедя в литературе. живописи и музыке"....

Сценарий урока английского языка в 4 классе "Добро пожаловать на фестиваль Дивали".

Сценарий урока английского языка в 4 классе "Добро пожаловать на фестиваль Дивали". разработан по учебнику Милли-4 С.Азарова и др. (раздел 3 урок 1). Дополнен презентацией....

"Дива былинные"

"Дива былинные"- мероприятие для 7 класса, материал которого может использоваться фрагментарно на уроках при изучении былин или как внеклассное мероприятие. Данный материл создаёт целостное пред...

Конспект урока по теме "Описательная структура "There is/there are" (имеется, находится, есть (стол диван)/имеются, находятся, есть (столы, диваны))" с вариативным дидактическим материалом на уроке английского языка в 5-ом классе.

Конспект урока по теме "Описательная структура "There is/there are" (имеется, находится, есть (стол диван)/имеются, находятся, есть (столы, диваны))" с вариативным дидактическим материалом на уроке ан...

Конспект внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 6 класса «Дива былинные»

Данная разработка представляет собой внеклассное мероприятие после изучения темы "Былины". Мероприятие проводится в форме игры с учащимися, содержит основные вопросы по данной теме. При проведении зан...