Воспитательная программа «От личности к коллективу»
рабочая программа по теме
Духовный мир коллектива и духовный мир личности формируются благодаря взаимному влиянию. Человек много черпает в коллективе, но и коллектива нет, если нет богатого мира составляющих его людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_.docx | 40.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовный мир коллектива
и духовный мир личности
формируются благодаря взаимному влиянию.
Человек много черпает в коллективе,
но и коллектива нет,
если нет богатого мира
составляющих его людей.
Сухомлинский В. А.
Сегодня все говорят о гуманизации и демократизации школы, которые должны привести к новому качеству воспитания. Что стоит за словами — новое качество воспитания? За этими словами стоит иной подход к содержанию воспитания. Возникает вопрос: «А каким должно быть «новое» воспитание, от чего он зависит?» Ответ простой - от психофизических качеств, присущих каждому возрасту.
Воспитание – это процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели.
Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет так же хорошо и уютно, как в семье, так и в школе. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут и любят.
В чрезвычайно сложной ситуации оказываются воспитанники школ-интернатов, удаленные из семьи на период учебных занятий, а также дети, лишенные родительского попечения, проживающие в интернатах круглогодично. Потребительское отношение, неумение строить жизнь по духовно-нравственным, социально-культурным нормам и правилам, непонимание социальных взаимоотношений между людьми затрудняет процесс социальной адаптации и интеграции воспитанников. Вышеизложенные проблемы усугубляются при наличии у воспитанников отклонений в интеллектуальном и психическом развитии. Все это характерно и для нашего образовательного учреждения - специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.
Главная идея воспитания состоит в формировании человека самосовершенствующегося, обладающего чувством собственного достоинства, ценностного отношения к собственной жизни, способностью к самопознанию, самоопределению, самореализации, саморегуляции и объективной самооценке. А это представляется возможным только через творческое саморазвитие личности.
Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив. При формировании коллектива в младшем школьном возрасте у детей закладываются основы поведения в обществе, основы воспитания к обществу. В школьном коллективе воспитанники знакомятся с принципами, социальными нормами, ценностными ориентациями. Здесь они получают практику общения, усвоение навыков коллективной деятельности, возможность личностного самоутверждения.
Процессы развития личности и коллектива связаны друг с другом, развитие личности зависит от развития коллектива его уровня развития, структуры сложившегося в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обуславливают воспитательную силу и воздействия коллектива. В конечном итоге коллективные отношения выражены тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои возможности в жизни коллектива. Поэтому тема актуальна.
Данная программа ориентирует на коллективное сотворчество, ставит воспитанников перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, осознавать чувства партнера, выражать свое понимание, т.е. программа направлена на формирование и развитие социальных компетенций, толерантности.
Особенность программ: рассчитана на детей с ОВЗ, проживающих в школе-интернате, вдали от дома, где роль и влияние коллектива на формирующуюся личность особенно значимо и важно.
Цель программы:
Создать условия для процесса формирования личности младших школьников через создание и развитие коллектива группы.
Задачи:
- Обеспечить успешную адаптацию воспитанников к проживанию в интернате.
- Обеспечить положительный эмоциональный настрой к активной деятельности через проведение конкурсов, игр, праздников.
- Нацелить детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личные старания.
- Способствовать формированию отношений между воспитанниками, основанных на уважении личностных особенностей другого человека, взаимопомощи, взаимопонимания.
- Способствовать возникновению и закреплению общего для всех воспитанников отношения и единой оценки с точки зрения нравственности событий, поступков, явлений.
- Воспитывать коммуникативную культуру – умение работать в паре, микрогруппе, коллективе.
- Способствовать созданию в группе атмосферы энтузиазма, веры в общий успех, увлеченности, общего эмоционального переживания, успехов и неудач.
- Воспитывать сознательную дисциплину, волю в достижении поставленных целей.
Направленность программы: воспитание
Возраст: 7-11 лет ( 1 группа)
Период реализации: 4 года (2013-2017 уч. г)
Программа основана на принципах:
- Принцип открытости (воспитатель планирует жизнь в группе совместно с воспитанниками).
- Принцип привлекательности (воспитатель должен увлекать воспитанников конечным результатом выполняемого дела).
- Принцип деятельности (желание воспитанников участвовать во всех мероприятиях, проводимых в группе и в школе).
- Принцип свободы участия (представление возможности выбора заданий с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей).
- Принцип обратной связи (совместно с воспитанниками необходимо обсудить что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса).
- Принцип сотворчества ( в этом принципе объединяются два понятия: сотрудничество и творчество).
- Принцип успешности (и взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет его отношение к окружающим людям, окружающему миру).
Условия эффективной реализации программы:
- Реализация плана воспитательной работы с группой
- Разнообразие форм и методов внеурочной деятельности
- Поиск новых путей развития личности школьников в коллективной деятельности
- Формирование традиций группы.
Участники программы:
- обучающиеся, воспитанники,
- Классный руководитель
- Педагоги, работающие в группе
- Воспитатели
- Педагоги дополнительного образования
- Врач
- Педагог -психолог
- Социальный педагог
- Логопед
- Родители.
Ожидаемые результаты:
Результатом реализации программы является личность воспитанника, обладающая:
- Определенным комплексом знаний, умений и навыков в общении;
- Сформированной потребностью в общении и саморазвитии
- Способностью к творческому самовыражению и самоанализу
Направления работы:
- Личностное развитие.
Задачи:
- Развитие желания знать, понимать и действовать в соответствии с полученными нравственными знаниями в реальных жизненных ситуациях.
- Развитие волевых качеств воспитанника, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.
- Воспитание интереcа воспитанников к самим себе, желание самоусовершенствования.
- Основы социализации и общения.
Задачи:
- Формировать культуру общения в системе «Воспитатель-ученик», «Ученик-Ученик», «Взрослый-ребенок».
- знакомить и отрабатывать общепринятые нормы поведения в наиболее типичных ситуациях: школа, столовая, урок, улица, магазин…
- Охрана здоровья и физического развития.
Задачи:
- развивать основы ответственности за состояние своего здоровья;
- формировать убеждённость в необходимости здорового образа жизни;
- отработать и закреплять навыки санитарно – гигиенического ухода за собой;
- познакомить с вариантами помощи другим.
Формы работы:
- спортивные праздники,
- конкурсы, эстафеты,
- викторины, тематические родительские собрания совместно с педагогами и медицинскими работниками, походы, дни здоровья, беседы.
- Тематические воспитательные часы, тренинги, экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами села, дискуссии по нравственной тематике, шефская работа в детском саде, праздничные поздравления одноклассникам ,педагогам, конкурсы, сюрпризные моменты.
Основные блоки программы
1й год реализации программы (1й класс) «Я ученик»
Цель: формирование качеств личности
Задачи:
- обеспечить успешную адаптацию на первом этапе образования
- Обеспечить положительный эмоциональный настрой воспитанников к активной коллективной деятельности
- Создать психолого- педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности воспитанников для развития личности, раскрытия потенциальных способностей
- Нацелить на успех через сотрудничество, настойчивость, личные старания и труд.
- Формировать способности, стремиться к здоровому образу жизни.
2й год реализации программы (2 -й класс) «Мы вместе»
Цель: обучение коллективной деятельности.
Задачи: создать психолого - педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности, для развития личности.
- Воспитывать коммуникативную культуру воспитанника –умение работать в паре, микрогруппах, коллективе.
- Формировать способность стремиться к здоровому образу жизни.
3й год реализации программы (3й класс) «Я и мой мир»
Цель: формирование культуры личности
Задачи: совершенствовать познавательную активность воспитанников.
- Нацеливать воспитанников на успех через сотрудничество, настойчивость, личные старания и труд
- Воспитывать потребность к расширению своего культурного кругозора.
- Создать условия для общения и коллективной творческой деятельности
4й год реализации программы (4й класс) «Умники и умницы»
Цель: создавать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьник.
Задачи:
- педагогическая поддержка творческих устремлений и действий каждого ребенка;
- организовать интеллектуально-познавательную деятельность учащихся, формировать положительное отношение к учебе;
- помочь детям увидеть в каждом своём товарище по классу положительные стороны, показать, что каждый из них ценен и интересен чем-то своим, а вместе- сила.
По окончании реализации программы воспитанники должны:
- иметь понятия основных человеческих ценностей (честность, доброта, ответственность, трудолюбие, отзывчивость, взаимоуважение);
- иметь положительное отношение к сверстникам, родителям, обществу, малой родине и т.д.;
- овладеть первичными навыками самоуправления и здорового образа жизни;
- быть мотивированы на дальнейшее развитие (саморазвитие) своих индивидуальных способностей (творческих, интеллектуальных и др.).
Механизм контроля за реализацией программы
- Рост показателей мониторинга уровня воспитанности по группе,
- Активное участие каждого воспитанника в групповых мероприятиях,
- Проявление толерантности по отношению друг к другу.
- Формирование коллектива группы.
Тематическое планирование
Класс | Личностное развитие | Основы социализации и общения | Охрана здоровья | Сроки |
1 | Занятие игра «Просто здравствуйте» Беседа «С кем бы ты хотел дружить» | Беседа «Школа - наш чудесный мир» Экскурсия «Дорожная азбука» | Беседа «Режим дня» Экскурсия «Наш микрорайон» | Сентябрь |
2 | Практическое занятие «В гости к нам пришел портфель» Беседа «Россия-Родина моя» | Беседа «Школа- наш чудесный дом» Беседа «Культура приветствия и общения» | Советы Доктора воды» Беседа «Глаза- наши помощники» | Сентябрь |
3 | Тестирование. «С кем я хочу дружить» Игра «Ты мне, я - тебе» | Игра «Поиграй в мою игру» Беседа «Мое поведение дома и в семье» | Спортивные состязания «Кто быстрее, дальше, выше» Моделирование ситуаций «Иду на помощь» | Сентябрь |
4 | Беседа «Мы все такие разные» Беседа «Твои интересы и увлечения» | Экскурсия «Дорожная азбука» Игра «Один за всех и все за одного» | Беседа «Что дает нам витаминная еда» Спортивный диспут «Битва волчат и ягнят» | Сентябрь |
1 | Беседа «Я и мои родители» Конкурсная программа «О дружбе мальчиков и девочек» | Беседа «Спеши делать добро» Практикум «Сервировка стола» | Беседа «Чтобы уши слышали» Дидактическая игра «Интернат наш дом, мы в нем живем» | Октябрь |
2 | Занятие игра «Собираемся в школу» Вечерние посиделки «Посидим рядком , поговорим ладком» | Азбука общения «Что я могу сказать о себе» Беседа «Удивительное рядом» | Спортивные игры «С физкультурой мы дружны, нам болезни не нужны» | Октябрь |
3 | Игра «Учимся видеть друг в друге хорошее» | Практикум «Это дружное слово «вместе» Игра «Как жить вместе и не ссорится»Дорога к доброму здоровью | Беседа «Дорога к доброму здоровью» Игра-путешествие «Откуда берутся грязнули» | Октябрь |
4 | Беседа «Что значит быть вежливым» Беседа-обсуждение «Как зависть душу разъедает» | Беседа «Мы все нужны друг другу» Диспут «Добротой себя измерь» | Беседа «Дорога к доброму здоровью» | Октябрь |
1 | Беседа «Спорь, но не вздорь» Практикум «Игры на доверие» | Практикум «Сервировка стола» Ирга-развлечение «Шарики-смешарики» | Беседа «Мои вредные привычки» Экскурсия «Путешествие в осенний лес» | Ноябрь |
2 | Составление рассказа «Я и мои друзья» Беседа «Услышать сердце человека» | Беседа «Темная улица и безопасность» | Практикум «Где чистота - там здоровье» | Ноябрь |
3 | Беседа «Чем я богат?» Викторина «Отвечай правильно» | Беседа «Твой труд дома» Экскурсия «Мы идем в магазин» | Практикум «Все делаем своими руками» | Ноябрь |
4 | Беседа «Доброе семя, добрый и всход» Беседа «Услышать сердце человека» | Игра «Островок безопасности» Беседа «Взаимопонимание в группе» | Беседа-совет «Развивай свою память» Познавательное мероприятие «Чистота и здоровье» | Ноябрь |
1 | Беседа «уважай старших» Игра «Что значит быть первым?» | Игра «Учимся работать дружно» Беседа «Как жить и не ссориться» | Советы Доктора Айболита «Что вредно для нашего здоровья» | Декабрь |
2 | Игра «Выполни мою просьбу» | Беседа «Мы все нужны друг другу» Операция «Уют» | Познавательное мероприятие «Здоровая пища» | Декабрь |
3 | Игра «Твое настроение» Беседа «Мы все такие разные» | Практикум «Найдем дело для рук умелых» Беседа «Наши поручения» | Занятие-совет «Одевайся по погоде» Беседа «Здоровый сон» | Декабрь |
4 | Беседа «Твои интересы и увлечения» Практикум «Добротой себя измерь» | Беседа «Хорошее и плохое в человеке» Практикум «Понимание очень важно для общения» | Экскурсия по правила ПДД «Колесо безопасности» | Декабрь |
1 | Беседа «Наши отношения» Викторина «Быть вежливым - что это такое?» | Экскурсия в школьную библиотеку Развлечение «День рождения – светлый праздник» | КВН «Наше здоровье» Практикум «Волшебная расческа» | Январь |
2 | Игра «Нос задирать – друзей потерять» Практикум «Друг в беде не бросит» | Беседа «Понимание очень важно для общения» Игра «Правила общения» | Развлечение «Делай как я» Беседа «Почему мы болеем?» | Январь |
3 | Практикум «Хороший ли я друг» Игра «Будь внимательным» | Беседа «Помощь и «Медвежья услуга» Инструктаж «Моя безопасность в моих руках» | Соревнование «Здоровый образ жизни» Практикум «Зимние забавы» | Январь |
4 | Игровое тестирование «Оцени себя» Анкетирование «Мои интересы и увлечения» | Беседа «Что значит быть трудолюбивым?» Практикум «Терпение и труд все перетрут» | Час здоровья «Что мы знаем об инфекционных заболеваниях» | Январь |
1 | Круглый стол «Дружба – чудесное слово» Беседа «Мое любопытство и моя любознательность» | Беседа в игровой форме «Культура внешнего вида» Игра-путешествие «Все о правилах в школе» | Беседа-инструктаж «Как надо питаться» Час здоровья «Учимся дышать правильно» | Февраль |
2 | Практикум «Будь внимательным» Игра «Наши ощущения» | Беседа «Как вести себя с незнакомцами» Инструктаж «Правила поведения в транспорте» | Беседа «Что такое витамины?» Практикум «Что любят и не любят наши зубы» | Февраль |
3 | Тестирование «Я в кругу друзей» | Беседа «Помни о тех, с кем живешь» Практикум «Учимся видеть друг в друге хорошее» | Тестирование «Что такое здоровье» Инструктаж «Как вести себя во время болезни | Февраль |
4 | Практикум «Что такое Я? Знаю ли я себя?» Беседа «Мы все нужны друг другу» | Занятие-игра «Что берем с собой в школу» Экскурсия «Красота зимнего леса» | Беседа «Диета, ее плюсы и минусы» Беседа-инструктаж «Твоя осанка. Как быть красивым?» | Февраль |
1 | Игра «Докажи, что ты прав» Беседа «Спеши делать добро» | Практикум «Обиды и их причины» Беседа «Жадность и щедрость» | Беседа «В стране чистюль» Веселые старты | Март |
2 | Беседа «Нехорошие слова. Недобрые шутки» Беседа-рассуждение «Быть другом - просто?» | Игра «Дружба начинается с улыбки» Беседа «Пойми меня правильно» | Практикум «Аккуратность-это важно» Беседа «Правила безопасного поведения на воде» | Март |
3 | Беседа «Спеши делать добро» Практикум «Мой выбор» | Круглый стол «Мое поведение и мир вокруг» Игра «К нам пришли гости» | День вопросов и ответов «Я не ссорюсь, значит я здоров» | Март |
4 | Беседа «Умей видеть прекрасное» | Инструктаж «Безопасное общение с домашними животными» Игра «Банка глупостей» | КВН «Здоровая пища - залог здоровья» Игра-инсценировка «Здоровые и больные зверюшки» | Март |
1 | Беседа «Неправда и ложь в пословицах и поговорках» | Беседа «Поговорим о дежурстве» Практикум «Я дежурный по столовой» | Инструктаж «Больное и здоровое тело» | Апрель |
2 | Беседа «Уважение к старшим» Тест «Если рядом друг» | Беседа «Культура внешнего вида» Игра «Это я, это я, это все мои друзья» | Игра «Идем к врачу» Беседа «Гигиена – это важно» | Апрель |
3 | Беседа-рассуждение «Если лучше промолчать» Деловая игра «Мой бюджет» | Беседа в игровой форме «Послушание и непослушание» Круглый стол «Презентация талантов» | Подвижные игры «Я выбираю движение» | Апрель |
4 | Тренинг «Попробуй понять другого» Беседа «Человек и его привычки» | Игры, конкурсы «Вместе интересно» Практикум «Конфликты школьной жизни» | Игра «Движение – это жизнь» Круглый стол «Будьте здоровы» | Апрель |
1 | Разговор-откровение «Я обиделся» Дискуссия «Мое и чужое» | Практикум «В незнакомом месте» Беседа «Учимся договариваться» | Беседа-рассуждение «Научись себя беречь» | Май |
2 | Беседа «Учусь помогать другим» Тест-беседа «Формула конфликта» | Инструктаж «Жестокие игры» Практикум «Стирка личных вещей» | Игры «Русские забавы» Беседа «Как не заболеть весной» | Май |
3 | Дискуссия «Мое и чужое» Беседа «Учись учиться» | Беседа-рассуждение «Что значит простить?» Практикум «Дошло до драки» | Турслет Правила безопасного поведения во время каникул | Май |
4 | Анкетирование «Мир моих увлечений» Беседа «Как развивать свои способности» | Беседа-рассуждение «Карманные деньги» Тренинг «Научись сказать «нет» | Инструктаж «Самолечение» Круглый стол «Жизнь без сигарет» | Май |
Управление образования и молодежной политики администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Чернухинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Воспитательная программа
«От личности к коллективу»
Автор:
Воспитатель Роганова О.В.
с. Чернуха
2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа в 6-м классе
В воспитательной программе класса представлены цели и задачи воспитательной работы в этом году, характеристика класса, работа по секторам, планируемые мероприятия....
Воспитательная программа для учащихся старшего звена «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» Разработчик программы: Жилина Галина Нигметовна, учитель МБОУ «Карагачская СОШ»
Цель программы: оказание помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении, создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностейОс...
Воспитательная программа "Становление личности" составлена для воспитательной работы в ТО "Умелые ручки"
Воспитание - процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему статьЧеловеком с большой буквы, занять достойное место в жизни, осо...
рабочая программа воспитательной программы "Милосердие"
Представленная рабочая программа составленая для работы школьного общества "Милосеррдие"...
Воспитательные программы, план воспитательной работы
Предлагаю материалы, которые Вам пригодятся в работе. ...
Воспитательная программа «Моделирование оптимальной воспитательной системы учреждения дополнительного образования»
Программа «Моделирование оптимальной воспитательной системы учреждения дополнительного образования» Советского районного Центра развития творчества детей и юношества «Созвездие» на 2014/2019 год...
Реализация модуля «Уроки семьи» воспитательной программы «Моя программа жизни» для 11 класса
В основе модуля «Уроки семьи» лежит системно-деятельностный подход, направленный на формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей. Это по...