Воспитательная программа «От личности к коллективу»
рабочая программа по теме

 

Духовный мир коллектива и духовный мир личности формируются благодаря взаимному влиянию. Человек много черпает в   коллективе, но и коллектива нет, если нет богатого мира составляющих его людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_.docx40.23 КБ

Предварительный просмотр:

Духовный мир коллектива

и духовный мир личности

формируются благодаря взаимному влиянию.

Человек много черпает в   коллективе,

но и коллектива нет,

если нет богатого мира

составляющих его людей.

Сухомлинский В. А.

         

   Сегодня все говорят о гуманизации и демократизации школы, которые должны привести к новому качеству воспитания. Что стоит за словами — новое качество воспитания? За этими словами стоит иной подход к содержанию воспитания. Возникает вопрос: «А каким должно быть «новое» воспитание, от чего он зависит?»  Ответ простой - от психофизических качеств, присущих каждому возрасту.

         Воспитание – это процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели.

     Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет так же хорошо и уютно, как в семье, так и в школе. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут и   любят.

         В чрезвычайно  сложной ситуации оказываются  воспитанники школ-интернатов, удаленные из семьи на период учебных занятий, а также дети, лишенные родительского попечения, проживающие в интернатах круглогодично. Потребительское отношение, неумение строить жизнь по духовно-нравственным, социально-культурным нормам и правилам, непонимание социальных взаимоотношений между людьми затрудняет процесс социальной адаптации и интеграции воспитанников. Вышеизложенные проблемы усугубляются при наличии у воспитанников отклонений в интеллектуальном и психическом развитии.        Все это характерно и для  нашего образовательного учреждения - специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.

     Главная идея воспитания состоит в формировании человека самосовершенствующегося, обладающего чувством собственного достоинства, ценностного отношения к собственной жизни, способностью к самопознанию, самоопределению, самореализации, саморегуляции и объективной самооценке. А это представляется возможным только через творческое саморазвитие личности.

         Развитие и формирование  личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив. При формировании коллектива в младшем школьном возрасте у детей закладываются основы поведения в обществе, основы воспитания к обществу. В школьном коллективе  воспитанники знакомятся с принципами, социальными нормами, ценностными ориентациями. Здесь они получают практику общения, усвоение навыков коллективной деятельности, возможность личностного самоутверждения.

     Процессы развития личности и коллектива связаны друг с другом, развитие личности зависит от развития коллектива его уровня развития, структуры сложившегося в  нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обуславливают воспитательную силу и воздействия коллектива. В конечном итоге коллективные отношения выражены тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои возможности в жизни коллектива. Поэтому тема актуальна.

           Данная  программа  ориентирует на коллективное сотворчество, ставит воспитанников  перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, осознавать чувства партнера, выражать свое понимание, т.е. программа направлена на формирование и развитие социальных компетенций, толерантности.

     Особенность  программ: рассчитана на детей с ОВЗ, проживающих в школе-интернате, вдали от дома, где роль и влияние коллектива на формирующуюся личность    особенно значимо  и важно.

    Цель программы: 

 Создать условия для процесса формирования личности младших школьников через создание и развитие коллектива группы.

     Задачи:

  1. Обеспечить успешную адаптацию воспитанников к проживанию в интернате.
  2. Обеспечить положительный эмоциональный настрой к активной деятельности через проведение конкурсов, игр, праздников.
  3. Нацелить детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личные старания.
  4. Способствовать формированию отношений между воспитанниками, основанных на уважении личностных особенностей другого человека, взаимопомощи, взаимопонимания.
  5. Способствовать возникновению и закреплению общего для всех воспитанников  отношения и единой оценки с точки зрения нравственности событий, поступков, явлений.
  6. Воспитывать коммуникативную культуру  – умение работать в паре, микрогруппе, коллективе.
  7.  Способствовать созданию в группе атмосферы энтузиазма, веры в общий успех, увлеченности, общего эмоционального переживания, успехов и неудач.
  8. Воспитывать сознательную дисциплину, волю в достижении поставленных целей.

Направленность программы: воспитание

Возраст: 7-11 лет ( 1 группа)

Период реализации: 4 года (2013-2017 уч. г)

Программа основана на принципах:

  1. Принцип открытости (воспитатель планирует жизнь в группе  совместно с воспитанниками).
  2. Принцип привлекательности (воспитатель должен увлекать воспитанников конечным результатом выполняемого дела).
  3. Принцип деятельности (желание воспитанников участвовать во всех мероприятиях, проводимых в группе и в школе).
  4. Принцип свободы участия (представление возможности выбора заданий с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей).
  5. Принцип обратной связи (совместно с воспитанниками необходимо обсудить что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу  участия в будущих делах класса).
  6. Принцип сотворчества ( в этом принципе объединяются два понятия: сотрудничество и творчество).
  7. Принцип успешности (и взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет его отношение к окружающим людям, окружающему миру).

Условия эффективной реализации программы:

  • Реализация  плана воспитательной работы с группой
  • Разнообразие форм и методов внеурочной деятельности
  • Поиск новых путей развития личности школьников в коллективной деятельности
  • Формирование  традиций   группы.

Участники программы:

  • обучающиеся, воспитанники,
  • Классный руководитель
  • Педагоги, работающие в группе
  • Воспитатели
  • Педагоги дополнительного образования
  • Врач
  •  Педагог -психолог
  •  Социальный  педагог
  • Логопед
  • Родители.

Ожидаемые результаты:

Результатом реализации программы является личность воспитанника, обладающая:

  • Определенным комплексом знаний, умений и навыков в общении;
  • Сформированной потребностью в общении и саморазвитии
  • Способностью к творческому самовыражению и самоанализу

Направления работы:

  1. Личностное развитие.

Задачи:

  1. Развитие желания знать, понимать и действовать в соответствии с полученными нравственными знаниями в реальных жизненных ситуациях.
  2. Развитие волевых качеств воспитанника, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.
  3. Воспитание  интереcа воспитанников к самим себе, желание самоусовершенствования.
  1. Основы социализации и общения.

Задачи:

  1. Формировать культуру общения в системе «Воспитатель-ученик», «Ученик-Ученик», «Взрослый-ребенок».
  2. знакомить и отрабатывать общепринятые нормы поведения в наиболее типичных ситуациях: школа, столовая, урок, улица, магазин…
  1. Охрана здоровья и физического развития.

Задачи:

  1. развивать основы ответственности за состояние своего здоровья;
  2. формировать убеждённость в необходимости здорового образа жизни;
  3. отработать и закреплять навыки санитарно – гигиенического ухода за собой;
  4. познакомить с вариантами помощи другим.

Формы работы:

  • спортивные праздники,
  • конкурсы, эстафеты,
  • викторины, тематические родительские собрания совместно с педагогами и медицинскими работниками, походы, дни здоровья, беседы.
  • Тематические воспитательные часы, тренинги, экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами села, дискуссии по нравственной тематике, шефская работа в детском саде, праздничные поздравления одноклассникам ,педагогам, конкурсы, сюрпризные моменты.

Основные блоки программы

1й год реализации программы (1й класс) «Я ученик»

Цель: формирование качеств личности

Задачи:

  • обеспечить успешную адаптацию на первом этапе образования
  • Обеспечить положительный эмоциональный настрой воспитанников к активной коллективной деятельности
  • Создать психолого- педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности воспитанников для развития личности, раскрытия потенциальных способностей
  • Нацелить на успех через сотрудничество, настойчивость, личные старания и труд.
  • Формировать способности, стремиться к здоровому образу жизни.

2й год реализации программы (2 -й класс) «Мы вместе»

Цель: обучение коллективной деятельности.

Задачи: создать психолого - педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности, для развития личности.

  • Воспитывать коммуникативную культуру воспитанника –умение работать в паре, микрогруппах, коллективе.
  • Формировать способность стремиться к здоровому образу жизни.

3й год реализации программы (3й класс) «Я и мой мир»

Цель: формирование культуры личности

Задачи: совершенствовать познавательную активность воспитанников.

  • Нацеливать воспитанников на успех через сотрудничество, настойчивость, личные старания и труд
  • Воспитывать потребность к расширению своего культурного кругозора.
  • Создать условия для общения и коллективной творческой деятельности

4й год реализации программы (4й класс) «Умники и умницы»

Цель: создавать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьник.

Задачи:

  • педагогическая поддержка творческих устремлений и действий каждого ребенка;
  • организовать интеллектуально-познавательную деятельность учащихся, формировать положительное отношение к учебе;
  • помочь детям увидеть в каждом своём товарище по классу положительные стороны, показать, что каждый из них ценен и интересен чем-то своим, а вместе- сила.

По окончании реализации программы  воспитанники должны:

     - иметь понятия основных человеческих ценностей (честность, доброта, ответственность,      трудолюбие, отзывчивость, взаимоуважение);

- иметь положительное отношение к сверстникам, родителям, обществу, малой родине и т.д.;

- овладеть первичными навыками самоуправления и здорового образа жизни;

  - быть мотивированы на дальнейшее развитие (саморазвитие) своих индивидуальных    способностей (творческих, интеллектуальных и др.).

   

Механизм контроля за реализацией   программы

  • Рост показателей мониторинга уровня воспитанности по группе,
  • Активное участие каждого воспитанника в групповых мероприятиях,
  • Проявление толерантности по отношению друг к другу.
  • Формирование коллектива группы.

Тематическое планирование

Класс

Личностное развитие

Основы социализации и общения

Охрана здоровья

Сроки

1

Занятие игра «Просто здравствуйте»

Беседа «С кем бы ты хотел дружить»

Беседа «Школа - наш чудесный мир»

Экскурсия «Дорожная азбука»

Беседа «Режим дня»

Экскурсия «Наш микрорайон»

Сентябрь

2

Практическое занятие «В гости к нам пришел портфель»

Беседа «Россия-Родина моя»

Беседа «Школа- наш чудесный дом»

Беседа «Культура приветствия и общения»

Советы Доктора воды»

Беседа «Глаза- наши помощники»

Сентябрь

3

Тестирование. «С кем я хочу дружить»

 Игра «Ты мне, я - тебе»

 Игра «Поиграй в мою игру»

Беседа «Мое поведение  дома и в семье»

 Спортивные состязания «Кто быстрее, дальше, выше»

Моделирование ситуаций «Иду на помощь»

Сентябрь

4

Беседа «Мы все такие разные»

Беседа «Твои интересы и увлечения»

Экскурсия «Дорожная азбука»

Игра «Один за всех и все за одного»

Беседа «Что дает нам витаминная еда»

Спортивный диспут «Битва волчат и ягнят»

Сентябрь

1

Беседа «Я и мои родители»

Конкурсная программа «О дружбе мальчиков и девочек»

Беседа «Спеши делать добро»

Практикум «Сервировка стола»

Беседа «Чтобы уши слышали»

Дидактическая игра «Интернат наш дом, мы в нем живем»

Октябрь

2

Занятие игра «Собираемся в школу»

 Вечерние посиделки «Посидим рядком , поговорим ладком»

Азбука общения «Что я могу сказать о себе»

Беседа «Удивительное рядом»

Спортивные игры «С физкультурой мы дружны, нам болезни не нужны»

Октябрь

3

Игра «Учимся видеть друг в друге хорошее»

Практикум  «Это дружное слово «вместе»

Игра «Как жить вместе и не ссорится»Дорога к доброму здоровью

Беседа «Дорога к доброму здоровью»

Игра-путешествие «Откуда берутся грязнули»

Октябрь

4

Беседа «Что значит быть вежливым»

Беседа-обсуждение «Как зависть душу  разъедает»

Беседа «Мы все нужны друг другу»

Диспут «Добротой себя измерь»

Беседа «Дорога к доброму здоровью»

Октябрь

1

Беседа «Спорь, но не вздорь»

Практикум «Игры на доверие»

Практикум «Сервировка стола»

Ирга-развлечение «Шарики-смешарики»

Беседа «Мои вредные привычки»

Экскурсия «Путешествие в осенний лес»

Ноябрь

2

Составление рассказа «Я и мои друзья»

Беседа «Услышать сердце человека»

Беседа «Темная улица и безопасность»

Практикум «Где чистота - там здоровье»

Ноябрь

3

Беседа «Чем я богат?»

Викторина «Отвечай правильно»

Беседа «Твой труд дома»

Экскурсия «Мы идем в магазин»

Практикум «Все делаем своими руками»

Ноябрь

4

Беседа «Доброе семя, добрый и всход»

Беседа «Услышать сердце человека»

Игра «Островок безопасности»

Беседа «Взаимопонимание в группе»

Беседа-совет «Развивай свою память»

Познавательное мероприятие «Чистота и здоровье»

Ноябрь

1

Беседа «уважай старших»

Игра «Что значит быть первым?»

Игра «Учимся работать дружно»

Беседа «Как жить и не ссориться»

Советы Доктора Айболита «Что вредно для нашего здоровья»

Декабрь

2

Игра «Выполни мою просьбу»

Беседа «Мы все нужны друг другу»

Операция «Уют»

Познавательное мероприятие «Здоровая пища»

Декабрь

3

Игра «Твое настроение»

Беседа «Мы все такие разные»

Практикум «Найдем дело для рук умелых»

Беседа «Наши поручения»

Занятие-совет «Одевайся по погоде»

Беседа «Здоровый сон»

Декабрь

4

Беседа «Твои интересы и увлечения»

Практикум «Добротой себя измерь»

Беседа «Хорошее и плохое в человеке»

Практикум «Понимание очень важно для общения»

Экскурсия по правила ПДД «Колесо безопасности»

Декабрь

1

Беседа «Наши отношения»

Викторина «Быть вежливым - что это такое?»

Экскурсия в школьную библиотеку

Развлечение «День рождения – светлый праздник»

КВН «Наше здоровье»

Практикум «Волшебная расческа»

Январь

2

Игра «Нос задирать – друзей потерять»

Практикум «Друг в беде не бросит»

Беседа «Понимание очень важно для общения»

Игра «Правила общения»

Развлечение «Делай как я»

Беседа «Почему мы болеем?»

Январь

3

Практикум «Хороший ли я друг»

Игра «Будь внимательным»

Беседа «Помощь и «Медвежья услуга»

Инструктаж «Моя безопасность в моих руках»

Соревнование «Здоровый образ жизни»

Практикум «Зимние забавы»

Январь

4

Игровое тестирование «Оцени себя»

Анкетирование «Мои интересы  и увлечения»

Беседа «Что значит быть трудолюбивым?» Практикум «Терпение и труд все перетрут»

Час здоровья «Что мы знаем об инфекционных заболеваниях»

Январь

1

Круглый стол «Дружба – чудесное слово»

Беседа «Мое любопытство и моя любознательность»

Беседа в игровой форме «Культура внешнего вида»

Игра-путешествие «Все о правилах в школе»

Беседа-инструктаж «Как надо питаться»

Час здоровья «Учимся дышать правильно»

Февраль

2

Практикум «Будь внимательным»

Игра «Наши ощущения»

Беседа «Как вести себя с незнакомцами»

Инструктаж «Правила поведения в транспорте»

Беседа «Что такое витамины?»

Практикум «Что любят и не любят наши зубы»

Февраль

3

Тестирование «Я в кругу друзей»

Беседа «Помни о тех, с кем живешь»

Практикум «Учимся видеть  друг в друге хорошее»

Тестирование «Что такое здоровье»

Инструктаж «Как вести себя во время болезни

Февраль

4

Практикум «Что такое Я? Знаю ли я себя?»

Беседа «Мы все нужны друг другу»

Занятие-игра «Что берем с собой в школу»

Экскурсия «Красота зимнего леса»

Беседа «Диета, ее плюсы и минусы»

Беседа-инструктаж «Твоя осанка. Как быть красивым?»

Февраль

1

Игра «Докажи, что ты прав»

Беседа «Спеши делать добро»

Практикум «Обиды и их причины»

Беседа «Жадность и щедрость»

Беседа «В стране чистюль»

Веселые старты

Март

2

Беседа «Нехорошие слова. Недобрые шутки»

Беседа-рассуждение «Быть другом - просто?»

Игра «Дружба начинается с улыбки»

Беседа «Пойми меня правильно»

Практикум «Аккуратность-это важно»

Беседа «Правила безопасного поведения на воде»

Март

3

Беседа «Спеши делать добро»

Практикум «Мой выбор»

Круглый стол «Мое поведение и мир вокруг»

Игра «К нам пришли гости»

День вопросов и ответов «Я не ссорюсь, значит я здоров»

Март

4

Беседа «Умей видеть прекрасное»
Игра «Учимся владеть собой»

Инструктаж «Безопасное общение с домашними животными»

Игра «Банка глупостей»

КВН «Здоровая пища - залог здоровья»

Игра-инсценировка «Здоровые и больные зверюшки»

Март

1

Беседа «Неправда и ложь в пословицах и поговорках»

Беседа «Поговорим о дежурстве»

Практикум «Я дежурный по столовой»

Инструктаж «Больное и здоровое тело»

Апрель

2

Беседа «Уважение к старшим»

Тест «Если рядом друг»

Беседа «Культура внешнего вида»

Игра «Это я, это я, это все мои друзья»

Игра «Идем к врачу»

Беседа «Гигиена – это важно»

Апрель

3

Беседа-рассуждение «Если лучше промолчать»

Деловая игра «Мой бюджет»

Беседа в игровой форме «Послушание и непослушание»

Круглый стол «Презентация талантов»

Подвижные игры «Я выбираю движение»

Апрель

4

Тренинг «Попробуй понять другого»

Беседа «Человек и его привычки»

Игры, конкурсы «Вместе интересно»

Практикум «Конфликты школьной жизни»

Игра «Движение – это жизнь»

Круглый стол «Будьте здоровы»

Апрель

1

Разговор-откровение «Я обиделся»

Дискуссия «Мое и чужое»

Практикум «В незнакомом месте»

Беседа «Учимся договариваться»

Беседа-рассуждение «Научись себя беречь»

Май

2

Беседа «Учусь помогать другим»

Тест-беседа «Формула конфликта»

Инструктаж «Жестокие игры»

Практикум «Стирка личных вещей»

Игры «Русские забавы»

Беседа «Как не заболеть весной»

Май

3

Дискуссия «Мое и чужое»

Беседа «Учись учиться»

Беседа-рассуждение «Что значит простить?»

Практикум «Дошло до драки»

Турслет  

Правила безопасного поведения во время каникул

Май

4

Анкетирование «Мир моих увлечений»

Беседа «Как развивать свои способности»

Беседа-рассуждение «Карманные деньги»

Тренинг «Научись сказать «нет»

Инструктаж «Самолечение»

Круглый стол «Жизнь без сигарет»

Май

Управление образования и молодежной политики администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Чернухинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Воспитательная программа

«От  личности к  коллективу»

Автор:

Воспитатель Роганова О.В.

с. Чернуха

2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа в 6-м классе

В воспитательной программе класса представлены цели и задачи воспитательной работы в этом году, характеристика класса, работа по секторам, планируемые мероприятия....

Воспитательная программа для 5-6 кл

Программа расчитана на два года для учащихся 5-6 классов...

Воспитательная программа для учащихся старшего звена «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» Разработчик программы: Жилина Галина Нигметовна, учитель МБОУ «Карагачская СОШ»

Цель программы: оказание помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении, создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностейОс...

рабочая программа воспитательной программы "Милосердие"

Представленная рабочая программа составленая для работы школьного общества "Милосеррдие"...

Воспитательные программы, план воспитательной работы

Предлагаю материалы, которые Вам пригодятся в работе. ...

Воспитательная программа «Моделирование оптимальной воспитательной системы учреждения дополнительного образования»

Программа  «Моделирование оптимальной воспитательной системы учреждения дополнительного образования» Советского районного Центра развития творчества детей и юношества «Созвездие» на 2014/2019 год...

Реализация модуля «Уроки семьи» воспитательной программы «Моя программа жизни» для 11 класса

 В основе  модуля «Уроки семьи» лежит  системно-деятельностный подход, направленный на формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей. Это по...