Законы совести
классный час (7 класс) на тему

Хаскина Елена Валерьевна

Методическая разработка для учащихся 7 класса .Урок семейной любви " Законы совести"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zakony_sovesti.doc45 КБ
Microsoft Office document icon velikie_o_sovesti_doc.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий. Классный час. "Законы совести".

Доброе утро ребята, уважаемые гости!

Сегодня мы продолжаем вести разговор, начатый на прошлом занятии. Вспомните, пожалуйста, и расскажите нашим гостям, о чём мы говорили.

(ответы детей)

Да, мы действительно говорили о законах, которые прописаны в Конституции Российской Федерации, и которые должны выполнять каждый человек живущий в стране. Но когда мы с вами разбирали простые школьные ситуации с точки зрения закона, то вышли на совсем иные законы, которые тоже правят в нашем мире.

Я хочу предложить вам послушать одну историю и ответить на вопрос.

 О каком понятии идёт речь в рассказе?

В 7 классе Сергей был непослушным, хулиганистым мальчишкой. Ребята считали его лидером, потому что он постоянно придумывал всякие развлечения.

Однажды на уроке ему удалось стащить у одной девочки, Тани Ивановой, сумку со сменной обувью и выбросить её в открытое окно. Малыши, увидев чужие старые ботинки, забросили их в глубокую лужу.

После уроков у ребят был матч с 7"б", и Сергей совсем забыл про эти несчастные ботинки. Он сбегал домой, пообедал, переоделся, потом полтора часа честно отстоял на воротах, не пропустив ни одного гола.

Уже на последних минутах матча он увидел, как из дверей школы вышла Иванова, как шлёпала в босоножках по грязи, размазывая по щекам слёзы. Сергей подозвал ребят, и они хохотали, глядя на эту раззяву.

…А вечером у них в подъезде был скандал. Из квартиры Ивановых раздавались крики. Пьяный отец кричал, что заставит Таньку ходить босиком или в кирзовых сапогах, так как она не умеет беречь свои вещи.

Сергей надел наушники, включил музыку и принялся делать уроки. Смеяться почему-то совсем не хотелось. А ночью он никак не мог уснуть, что-то противно царапало сердце, мешало, не давало покоя. Он вспоминал все события дня: заплаканная Иванова, шлёпающая по лужам в босоножках, голос её пьяного отца, жалобный лепет матери – как не уговаривал себя Сергей, как не оправдывал, но получалось, это он был виноват во всём. Решив, что утро вечера мудренее, Сергей уснул.

А на следующее утро скорая помощь увезла Иванову в больницу с воспалением лёгких. Вот тут Сергей и  понял, как может быть плохо на душе, как может грызть боль за совершенный поступок.

Вы послушали начало рассказа, у которого есть продолжение, но об этом позже.

Пожалуйста, скажите, - о чём уже началась речь на нашем классном часе

(о совести).

Да действительно – " Наряду с законами государства, есть ещё, и законы совести, которые каждый человек устанавливает для себя сам".

(Г. Филдин)

( На доску прикрепл. фразу)    

 Совесть – а, что это?

Давайте попробуем дать определение этому понятию. Как это можно сделать?

( посмотреть в словаре или самим написать, или спросить у взрослых, )  1 группа собирает информацию от взрослых, другая работает со словарями ,  третья через обсуждение в группе дает это определение, а четвертая обращается к мудрости великих людей.

(2 минуты)

(После высказываний ребят и определения из словаря учитель подводит итог)

Конечно ребята, вы правы, что

Совесть – это чувство ответственности за своё поведение перед другими.

 Можно ли сказать, что совесть регулирует наше поведение? (ответы)

Подумаем над приставкой  со – весть. Она есть в словах со – чувствие,

со – страдание, со – переживание. Не чувствовать, а сочувствовать, т.е. вместе с кем то чувствовать.

 Т.е. "со" – это вместе, со – весть  – это вместе откликаться на весть.

А откуда эта весть идёт? Кто несёт эту весть?

(Внутренний голос?,  Внутреннее я?)

Значит, если это внутренний голос каждого, а мы разные, то и совесть бывает разная.

Какие эпитеты можно подобрать к слову совесть?

– чистая, грязная, незапятнная, уснувшая, задремавшая, пассивная, активная, пропитая.

Если совесть у людей бывает разная, то можно ли говорить о законах совести? Есть ли они?

(после высказывания ребят)

Конечно же – эти законы есть. Именно они стоят на границе между добром и злом, между честью и бесчестьем, между правдой и ложью.

(на доске прикрепляю 2 слова ДОБРО, ЗЛО по горизонтали, а между ними по вертикали СОВЕСТЬ)

Жизнь часто ставит человека перед выбором, по совести или против совести. И этот выбор каждый делает сам не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед собой. По этому решению люди будут судить о человеке. Каждый день мы решаем задачи на законы совести, голос совести. И я, предлагаю вам решить такие задачи в группах. Прочитайте и обсудите проблемную ситуацию и ответьте на вопрос после неё.

____________________________________________________________

Ситуация 1.

Вы покупаете в магазине продукты, и продавец по ошибке даёт вам со сдачей лишние 50рублей. Это не ваша ошибка, поэтому вы спокойно можете оставить деньги себе.

Оцените ситуацию с точки зрения законов совести.

______________________________________________________________

Ситуация 2.

Мама обещала Маше, что та пойдёт в субботу гулять с подружками, которых давно не видела. Но в субботу заболела бабушка, папа на работе, и маме нужно было её навестить. Она попросила Машу остаться с младшим братом. Маша сказала: " Так нечестно, ведь ты же обещала! "

Оцените ситуацию с точки зрения законов совести.

______________________________________________________________

Ситуация 3.

 Мама позвонила с работы, сказала, что задерживается и попросила своих двух дочерей приготовить ужин и покушать. Девочки долго спорили, кто, что будет делать, но так и не смогли договориться между собой. В 9 часов вечера  вернулась уставшая мама, девочки уже готовились ко сну. На вопрос мамы: " А где ужин? ",  они ответили:

" Мама, мы были сыты и просто попили чай".

Оцените ситуацию с точки зрения законов совести.

______________________________________________________________

Ситуация 4.

Петя взял у мамы деньги на обеды, а до учителя не донёс, истратил с друзьями на всякие мелочи. Когда выяснилось, что надо отдать долг за обеды, он обратился к отцу со словами:"Я потерял деньги и боюсь признаться маме. Не мог ли ты дать мне денег снова, но так, чтобы мама не знала?"  Папа поверил сыну и оплатил обеды повторно.

Оцените ситуацию с точки зрения законов совести.

______________________________________________________________

На мой взгляд, вы достаточно хорошо поработали с ситуациями, оценили их действительно по законам совести.

Посмотрите ребята, вроде бы житейские, мелкие ситуации, а ставят перед выбором Добро и зло. И от того какой выбор делает человек зависит многое.

Скажите, а бывает так, что человек проигнорировал законы совести и сделал что – то дурное? (ответы детей)

Что может произойти дальше? (ответы детей)  

Либо человек так и продолжает себя вести, и говорят, что совесть у него спит или  ее нет совсем – бессовестный, либо голос совести пробуждает в человеке стыд, и он стремится исправить или загладить ситуацию. Так и в истории про Сергея. Послушайте ее конец.

После того, как Таню увезли в больницу, Сергей понял, как может грызть совесть. У него были деньги, которые он копил на велосипед. В обувном магазине он купил новые ботинки 38 размера, как у мамы, и пошел в больницу проведать Иванову. Он сказал, что пришел по поручению классного руководителя, положил пакет на кровать и убежал. Попросить прощения он так и не решился. Придя домой, он по привычке включил музыку, надел наушники. Но вспомнив испуганное и удивленное лицо Ивановой, Сергей почему-то заплакал. Он плакал несколько минут, никто не видел его и, как ни странно ему стало легче, словно тяжелый камень с души свалился.

Вскоре семья Ивановых получила новую квартиру и после болезни Таня перешла в другую школу. Через много лет Сергей окончил школу, стал  морским офицером, капитаном 1 ранга.

Вот так закончилась эта история, в основе которой такое нравственное понятие, как совесть человека.

Мы говорили о ней словом, историями ,да ситуациями.

А давайте  поговорим о совести душой и руками. Я прошу вас попробовать изобразить на бумаге с помощью фломастеров символ совести.

А в это время нашим гостям я предложу послушать песни - притчи

(Раздаю ребятам бумагу, фломастеры, включаю притчи)

Через 5 минут ребята представляют свои работы.

Спасибо всем. Получились вот такие разнообразные символы совести.

И это не случайно, ведь законы совести каждый определяет для себя сам, но тем не менее есть факторы, которые влияют  на их формирование. Это может быть и семья, и общество, и друзья, и Вера человека в Бога.

Попробуйте с помощью магнитика отразить свое мнение: Какие факторы наиболее значимы в формировании законов совести у каждого человека и у вас в том числе. У вас есть возможность поставить не один магнит.  ( Звучит песня "Дорога добра")

(После этого учитель подводит итог)

Вот и подходит к концу наш разговор. Конечно, о законах совести можно говорить не один урок, но, тем не менее, я уверена, что  каждому из вас есть что написать (буквально 1,2 предложения) на тему "После этого разговора я……..

(учитель зачитывает )

Спасибо всем за работу. И по законам школьного распорядка - перемена



Предварительный просмотр:

Наша совecть - судья непогрешимый, пока мы не убили ее.

                                                                          Оноре де Бальзак 

Самую сильную черту отличия человека от животных составляет нравственное чувство, или совесть. И господство его выражается в коротком, но могучем и крайне выразительном слове «должен».

                                                                              Чарльз Дарвин

Если даже ты наедине с собой, не говори и не делай ничего дурного. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других.

                                                                                                 Демокрит Абдерский 

Совесть - лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать.

                                                                              Блез Паскаль

Чего не запрещает закон, то запрещает стыд.

                                                                                                    Сенека 

Не думай, что, сделавши что-либо нехорошее, ты можешь скрыться, так как, скрывшись от других, ты не скроешься от своей совести.

Сократ

Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону.

Кант И.

Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких.

Гольбах П.

Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце.

Пушкин А. С.

Совесть всегда как друг остерегает прежде, нежели как судья наказывает.

Фонвизин Д. И.

Лучше краска на лице, чем пятно на сердце.

Сервантес

Неблагодарный есть человек без совести, ему верить не должно. Лучше явный враг, нежели подлый льстец и лицемер; такой безобразит человечество.

Петр Первый

 Великие  о совести

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)

Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...

Классный час «Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей»

Классный  час «Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей»...

Беседа «Совесть - закон, живущий в нас»

Беседа  «Совесть - закон, живущий в нас»...

Поговорим о совести (на основе сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»)

Это второй урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». Тип урока: комбинированный, групповая работа.Вид урока: исследование, урок-практикум.Методические приёмы:...

Консультация к уроку литературы в 6 классе общеобразовательной организации "Отзвук взыскующей совести" (к вопросу экспликации лексемы "совесть" в рассказе В.М. Шукшина "Дядя Ермолай")

Урок литературы в 6-ом классе общеобразовательной организации "Отзвук взыскующей совести" (к вопросу экспликации лексемы совесть в рассказе В.М. Шукшина "Дядя Ермолай") разработан ...

Конспект деловой игры «Закон и совесть» для коррекционной школы (среднее, старшее звено).

Конспект деловой игры «Закон и совесть» для коррекционной школы (среднее, старшее звено)....