Конспект деловой игры «Закон и совесть» для коррекционной школы (среднее, старшее звено).
план-конспект занятия (9 класс)
Конспект деловой игры «Закон и совесть» для коррекционной школы (среднее, старшее звено).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zakon_i_podrostok_delovaya_igra_sovest_i_zakon.docx | 22.09 КБ |
prilozhenie_zakon_i_sovest.docx | 17.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект деловой игры «Закон и совесть» для коррекционной школы (среднее, старшее звено).
Цель: создать условия для формирования у обучающихся нравственных норм, осознания ответственности за свои поступки.
Задачи:
1) познакомить обучающихся с понятиями совесть, закон, ответственность и виды ответственности;
2) познакомить обучающихся с нормативно-правовой базой, регулирующей незаконные действия несовершеннолетних;
3) приобрести и отработать навыки работы в группе.
Инвентарь:
Компьютер, интерактивная доска, распечатанный материал, фломастеры, клей-карандаш.
Вступительное слово:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим первое заседание клуба «Подросток и закон». Пройдёт оно в форме деловой игры, темой для обсуждения станут такие понятия как «Закон и совесть». Есть ли взаимосвязь между этим понятиями? Дать ответ на этот вопрос мы и постараемся в течении нашего заседания.
Сегодня наше заседании мы будем проводить совместно с инспектором Отдела по Делам несовершеннолетних Комаровой Мариной Николаевной.
Притча:
Учитель как-то обратился к своим ученикам: "Я беден, стар и слаб. Я учу вас много лет, поэтому вы должны найти средства, на которые я мог бы жить".
Ученики озадачились, ведь они понимали, что невозможно ждать помощи от жителей города, слишком скупы были те. Но учитель продолжал: "Я не призываю просить, нужно просто пойти и взять!" - "Как? Украсть, стать ворами?" - "А разве это грех? И разве ваш учитель не заслуживает лучшей доли?" - "Но нас же поймают!" - "А вы сделайте так, чтобы никто не увидел".
Все загалдели и начали обсуждать возможности добычи денег. И тут юноша, стоявший в сторонке и не принимавший участия в разговоре, вдруг громко сказал: "Прости, учитель! Но то, что вы просите, нельзя исполнить!" - "Почему?" - "На Земле нет такого местечка, где бы нас никто не увидел. Даже если никого нет рядом, есть я сам. Тот, который видит все. И лучше уж ходить по миру с нищенской сумой, чем наблюдать, как я краду у людей".
От сказанных слов лицо учителя просияло. Он подошел и крепко обнял своего ученика.
Как называется способность оценивать свои поступки? Внутренний голос, который говорит тебе, будет ли тот или иной поступок правильным или нет? (Совесть)
Когда наша совесть «просыпается»? (Когда мы осознаём, что поступили плохо, неправильно)
Слово «совесть» пришло в русский язык из старославянского (исходное написание – «съвѣсть»). Оно образовано из двух частей: приставки «со», означающей нечто совместное, и слова «весть» («знание» или «осознание»). То есть, речь идёт об осознанном соучастии или об осознании важности своих действий для общества.
Игра «Собери пословицу».
Вам дано начало и окончание пословиц, ваша задача верно их соединить. За каждую правильно угаданную пословицу команда получает 1 балл.
Без совести и при большом уме не проживешь.
Деньги потеряешь — можно нажить, а совесть потеряешь — беду узнаешь.
В ком стыд, в том и совесть.
У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.
Совесть без зубов, а грызет.
Волосом сед, а совести нет.
Вода всё отмывает, кроме нечистой совести.
От человека утаишь, а от совести нет.
Добрая совесть злому ненавистна.
Есть слезы – есть и совесть.
-Чему нас учат эти пословицы?
Человек дает оценку своим поступкам и испытывает чувство вины, если эти поступки противоречат его нравственным ценностям. Однако поступок поступку рознь, и по мимо чувства вины, человек несёт за свои поступки ответственность.
Виды ответственности:
1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
4. Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Игра «Угадай ответственность».
На столе у каждой команды лежит задание, вам необходимо разнести заданные виды преступления и правонарушения согласно виду ответственности. За каждый верный ответ 1 балл.
Задание: к какому виду ответственности относится нарушение:
Порвал учебник одноклассника (Гражданская)
Появление на улице в нетрезвом виде (Административная)
Избил одноклассника (Уголовная)
Совершил кражу мобильного телефона. (Уголовная)
Совершил прогул, опоздал (Дисциплинарная)
Переходил дорогу в неположенном месте. (Административная)
Разбил мячом окно. (Гражданская)
Нецензурно выражался в общественном месте. (Административная)
Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики (Уголовная)
Подростки писали на стенах нецензурные слова. (Административная)
Информационный блок от инспектора ОДН (с какого возраста наступает ответственность, что ждёт нарушителей закона за то или иное преступление, что ждёт родителей преступника, какие документы регулируют данные аспекты, возможно ролики есть какие-либо на эту тему).
Игра «Бессовестные поступки, нарушающие закон»
Для каждой команды подготовленно два вопроса, их задача угадать про какую сказку идет речь. Если команда не может угадать сказку вопрос разыгрывается между другими командами.
Каждый правильный ответ 5 баллов
Разыгрывающийся вопрос – 2,5 балла
В какой сказке один долгожитель, не пользующийся успехом у женщин, совершает похищение молодой и красивой девушки в целях вступления в брак, а другой персонаж, не имеющий достаточного жизненного опыта, раскрывает секрет долголетия и возвращает себе законную жену? «Царевна-лягушка»
В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству? «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.
В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. «Гуси-лебеди»
Героиня какой сказки, облаченная в дорогую, не имеющую государственного клейма шубу, явилась в гости, да так и не захотела уйти оттуда — очень уж ей понравилась архитектура строения? К кому только не обращался хозяин о выселении гостьи, пока действия ее не были квалифицированы как незаконный захват жилища. «Заячья избушка»
В какой сказке мужчина, обманутый своими подчиненными, лишает свободы свою жену и новорожденного сына, заключая их в непригодный для жизнедеятельности предмет для хранения жидкостей и пускает в море? «Сказка о царе Салтане»
В какой сказке работодатель притесняет своих подчиненных, не оплачивает их творческий труд, избивает сотрудников, после рабочего для подвешивает за одежду на гвоздики? «Золотой ключик или приключение Буратино».
Видеоролик про совесть.
По совести ли поступил мальчик, когда присвоил себе чужие деньги?
Как вы считаете совершил ли юноша преступление?
Должен ли мальчик нести за такой поступок какую-либо ответственность?
Ч.1 ст. 158 УК РФ квалифицирует кражу как преступление при сумме хищения не менее 1 тыс. руб. Если произошло хищение суммы или товара стоимостью до 1 тыс. руб., кража считается мелкой. Такое деяние представляет менее высокую степень общественной опасности, а отношения регулируются Кодексом об административных правонарушениях РФ. Чтобы квалифицировать деяния, как мелкое хищение, необходимы следующие условия: наличие убытков, причиненных собственнику; привлекаемое лицо не является собственником или совладельцем имущества; законный владелец полностью или частично потерял возможность распоряжаться имуществом.
Какие выводы мы можем сделать для себя?
Совесть представляет собой сложное психологическое явление, принимающее много разных форм. Совесть не позволяет человеку игнорировать наличие выбора. Если присутствует возможность сделать (или не сделать) нечто, что повлияет на благополучие других людей, совесть привлекает наше внимание к этому выбору, не позволяя пройти мимо. Кроме того, совесть постоянно оценивает правильность наших мыслей, заставляя нас чувствовать вину даже в случае, если никаких дурных поступков за этими мыслями не последовало.
Рефлексия
Закончите предложение:
-Было интересно узнать, что…
-Я понял, что…
-Я смог…
Подводя итоги нашего занятия, нет сомнений, что совесть и закон неразрывно связанны. Совестливый человек не будет поступать нечестно, несправедливо, не будет осознано стремиться нарушить закон, зная, что это поведёт за собой ряд последствий, которые принесут ему внутренний и внешний дискомфорт.
Предварительный просмотр:
Без совести и при большом уме не проживешь.
Деньги потеряешь — можно нажить, а совесть потеряешь — беду узнаешь.
В ком стыд, в том и совесть.
У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.
Совесть без зубов, а грызет.
Волосом сед, а совести нет.
Вода всё отмывает, кроме нечистой совести.
От человека утаишь, а от совести нет.
Добрая совесть злому ненавистна.
Ситуация | Ответственность |
Порвал учебник одноклассника | Гражданская Административная Уголовная Дисциплинарная |
Появление на улице в нетрезвом виде | Гражданская Административная Уголовная Дисциплинарная |
Избил одноклассника | Гражданская Административная Уголовная Дисциплинарная |
Ситуация | Ответственность |
Совершил кражу мобильного телефона. | Гражданская Административная Уголовная Дисциплинарная |
Совершил прогул, опоздал | Гражданская Административная Уголовная Дисциплинарная |
Переходил дорогу в неположенном месте. | Гражданская Административная Уголовная Дисциплинарная |
Ситуация | Ответственность |
Разбил мячом окно. | Гражданская Административная Уголовная Дисциплинарная |
Нецензурно выражался в общественном месте. | Гражданская Административная Уголовная Дисциплинарная |
Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики. | Гражданская Административная Уголовная Дисциплинарная |
Игра «Собери пословицу». За каждую правильно угаданную пословицу команда получает 1 балл. | ||||
Команды | Баллы | |||
№ 1 | ||||
№ 2 | ||||
№ 3 | ||||
Игра «Угадай ответственность». На столе у каждой команды лежит задание, вам необходимо разнести заданные виды преступления и правонарушения согласно виду ответственности. За каждый верный ответ 1 балл. | ||||
Команды | Баллы | |||
№ 1 | ||||
№ 2 | ||||
№ 3 | ||||
Игра «Бессовестные поступки, нарушающие закон» Для каждой команды подготовленно два вопроса, их задача угадать про какую сказку идет речь. Если команда не может угадать сказку вопрос разыгрывается между другими командами. Каждый правильный ответ 5 баллов Разыгрывающийся вопрос – 2,5 балла | ||||
Команда № 1 | Команда № 2 | Команда № 3 | ||
«Царевна-лягушка» | ||||
«Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. | ||||
«Гуси-лебеди» | ||||
«Заячья избушка» | ||||
«Сказка о царе Салтане» | ||||
«Золотой ключик или приключение Буратино». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию молодёжи. Деловая игра "Закон на нашей земле". для учащихся 7-8 классов
Деловая игра преследовала главную цель, что наша жизнь регулируется правовыми нормами и человек в обществе не может быть свободен от законов этого общества. Уважительное отношение к своим и чужим прав...
Деловая игра "Закон на нашей Земле"
Способствовать пониманию учащимися того, что наша жизнь регулируется законами, что человек в обществе не может быть свободен от законов этого общества, способствовать воспитанию уважительного от...
сценарий праздника осени для среднего/старшего звена
сценарий включает множество игр и викторину на тему "Осень"...
Конспект урока делового и творческого письма в специальной коррекционной школе 8 вида.
Конспект урока делового и творческого письма в специальной коррекционной школе 8 вида....
Деловая игра "Закон на нашей земле"
Цель мероприятия:- упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них;- развивать представления о последствиях противоправных деяний;- воспитывать чувство ...
Деловая игра "Закон и люди"
классное мероприятие...
Конспект урока письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему : Р/р. Деловое письмо. Анкета.
Цель: познакомить учащихся с деловой бумагой «анкета» и ее структурой.ЗадачиОбразовательные: учить отвечать на вопросы анкеты;Коррекционно-развивающие: корригировать память и внимание; раз...