Равнодушие. Что это?
классный час (5 класс) по теме

Хаскина Елена Валерьевна

Методическая разработка для 5 -6 класса. Час общения "Равнодушие. Что это?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Равнодушие, что это?"

1.

Добрый день дорогие ребята и уважаемые гости!

Сегодня нам предстоит вести очередной разговор о себе и других, о том,  как взаимодействовать друг с другом. Я предлагаю вам для разминки поиграть в знакомую игру "пазлы". В конвертиках вы найдете эти пазлы из которых постарайтесь побыстрее сложить слово.

 ( Ребятам предлагается собрать слово "Равнодушие". (разрезано на части)

2.

- Какое слово получилось?

- Знакомо ли вам ребята это слово?

- При каких обстоятельствах, где вы его слышали?

- А можете ли вы дать четкое определение этому слову? Что такое равнодушие? -  Поднимите, пожалуйста, руку, кто может это сделать.

- Так как большинство затрудняется, то я предлагаю нам с вами поговорить

  о равнодушии.

  (На доске прикрепляется  тема: "Равнодушие. Что это?" ).

3. - А с чего вы бы начали разговор на эту тему?

           (ребята отвечают)

   - Вы конечно правы. Действительно  вначале попытаемся  дать определение  этому слову.

Но перед этим давайте поиграем в ассоциации. Наверное,  у каждого из вас это слово с чем-то ассоциируется.

Давайте попробуем. По кругу каждый говорит: "равнодушие – это ……" и добавляет свою ассоциацию. Это может быть предмет или явление. Ребята, кто начнет?  Если вы затрудняетесь, можно пропустить.

( пример: пустыня, туча, еж )

4.

Спасибо, а  сейчас давайте  попробуем  дать определение равнодушия.

Я предлагаю двум ребятам посмотреть в словарях,

А остальные, (в своих микрогруппах) среди слов, предложенных на карточке выбирают те, которые характеризуют слово равнодушие. После этого 1 человек зачитывает.

1.              Радость

                 жестокость

                 холодность  *

                 негатив

                 сочувствие

                 закрытость  *

                 бескорыстие

                 ненависть

                 эгоизм    *

                 нейтральность   *

                 интерес

                 заботливость

                 нежность

2.               застенчивость

                  безразличие  *

                  сердечность

                  черствость   *

                  наглость

                  внимательность

                  злость  

                  радушие

                  безучастность  *

                  пассивность   *

                  жизнелюбие

                  отзывчивость

                  скупость

- Давайте теперь заслушаем представителя одной  из групп, которые работали с 1 группой слов (если не согласны, поднимаем руку)

- Если что дополнить тем, кто обсуждал эти же слова.( повторяться не нужно, а лишь дополнить.)

- А  теперь слово тем, кто  работали с 2 группой слов

- Есть дополнения у тех, кто обсуждал эти же слова.( повторяться не нужно, а лишь дополнить.)

5.

- Давайте сравним наши определения с теми, что ребята нашли в словаре.

 Ребята, вы согласны? Определение, которое мы дали через слова синонимы, характеризующие равнодушие совпадают с теми определениями что ребята нашли в толковых словарях. (да)

Действительно:

Равнодушие – безучастное,

 лишенное интереса,

пассивное отношение к окружающему.

( на доске прикрепляется определение)

- Ребята, когда я готовилась к нашему занятию, я спросила некоторых взрослых, педагогов , как они понимают слово равнодушие и хочу поделиться с вами одним из ответов "Равнодушие – скупость сердца"  Можете ли вы согласиться с этим ? Если да, то  поясните.

6. Зная определение слова равнодушие, я думаю, вам легко будет решить несколько задач.( в микрогруппах)

(Раздаю задачи на карточках).

Вам необходимо прочитать ситуацию, понять и ответить на вопрос: "Можно ли сказать, что в данной ситуации проявляется равнодушие? Объясните, почему вы так думаете.

                                                         Задача №1.

В семью взяли маленького красивого котенка. Все играли, забавлялись с ним. Он подрос и начал прыгать на шторы, драть обои и многое другое. В один прекрасный день, терпенье лопнуло, и котик оказался на лестничной площадке соседнего дома.

                                                         Задача №2.

Коля играет в спектакле главную роль. Слова выучены, репетиции прошли. Но в намеченный час спектакля, герой не пришел. Ребята пытались дозвониться, но безрезультатно. Позже выяснилось, что мальчик с родителями уехал на пикник, на природу.

                                                         Задача №3.

Мама попросила Катю купить в магазине продукты. Катя спросила продавца о свежести молочных продуктов. Продавец ответила: "У нас всегда все свежее"  Когда покупки уже были на столе, выяснилось, что срок реализации (годности) творожных сырков давно истек.

                                                          Задача №4.

В переполненный автобус зашла старушка. И хотя она передвигалась хорошо, было видно, что ноги ее устали. Встала она у сиденья, где сидела 13 – летняя девочка, да так и простояла здесь до конца своей поездки.

                                                          Задача № 5.

14 – летняя Маша была дома и делала уроки, когда пришла мама и сказала: "Я дочка – приболела, помоги мне, пожалуйста". Маша  встала, обняла маму, налила воды и подала нужную таблетку, а потом снова села за уроки.

В 8 часов вечера пришел с работы папа и принялся готовить ужин. Ужинали они поздно вечером, а мама в это время уже спала.

                                                              Задача №6.

В больницу поступил тяжелобольной одинокий старик. Ухаживать за ним было некому.

Санитарки, как им положено, приносили еду и ставили на тумбочки.

Через некоторое время забирали нетронутые тарелки. А старик с каждым днем слабел и с трудом открывал глаза.

  Давайте ребята обсудим предложенные вам задачи.

Один из вас читает  ситуацию и  отвечает на поставленный вопрос:

 "Можно ли сказать, что в данной ситуации проявляется равнодушие? Объясните, почему вы так думаете?"

7.

Давайте ребята подведем небольшой итог нашей работе. Вы говорили о том

 кто и по отношению к кому проявляет равнодушие, т.е. увидели, что равнодушие бывает разным.

Какие в целом виды равнодушия вы заметили?

(работа с доской)

                         → к делу (обязанностям), к учебе

Равнодушие

 → к родителям (близким), к детям      

 → к животным, людям и больным

                         → к себе и окружающим.

-Посмотрите ребята; равнодушие бывает разным. А какой же результат?

Подумайте в своих группах, что ощущают люди, к которым мы проявляем равнодушие.

Да верно, страдают окружающие, которые способны чувствовать, сострадать и переживать.

 

Результат

 → страдание, переживание окружающих

 - Ребята, Поднимите, пожалуйста, руки кто встречался в своей жизни с тем, когда к вам проявляли равнодушие (одноклассники, старшеклассники, взрослые и родные, педагоги). Я думаю, что тогда вам знакомо чувство, которое испытывают люди при встрече с равнодушием.

8.

- Ребята, а какой из видов равнодушия на ваш взгляд самый страшный? (говорят)

(Все, что вы сказали верно, и нам предстоит еще провести час общения на эту тему).

- Но, я бы хотела высказать своё мнение. С моей точки зрения, самое страшное равнодушие к близким людям. Ведь именно им мы делаем больнее всего, т.к. верно сказано, что равнодушие – это охлаждение любви.

- Мне бы хотелось рассказать вам одну легенду. Когда вы будете слушать, пожалуйста, запомните те чувства, которые вызовет у вас эта легенда и подумайте можно ли кого – то из героев легенды назвать равнодушными.    

                                  Легенда о сердце матери
Влюбился юноша в красавицу. Так влюбился, что высох весь, дошел до безумия. А девушка была так холодна и строптива, что лишь насмехалась над его любовью.
Наконец она снизошла до объяснений:
- Все твердишь: люблю, люблю. Скажи, кого из нас больше любишь, свою мать или меня?
- Тебя, - отвечал юноша.
- Как любишь?
- Тело мое, душа моя - в твоей власти.
Усмехнулась холодная красавица и сказала:
- Не верю. Если любишь меня больше своей матери, поди сейчас же и принеси мне ее сердце.
Остолбенел несчастный влюбленный, пораженный страшным капризом, потом бросился на колени:
- Сжалься надо мной!
Красавица надменно вскинула голову:
- Говорила же я, что любовь твоя - пустые слова! - и, громко захохотав, отвернулась.
Безумная любовь повлекла юношу к родному дому. Темной ночью переступил он его порог. А когда возвращался, сжимая в ладонях сердце матери, споткнулся и упал. Охнуть не успел, как услышал:
- Сынок! Не ушибся ли ты о камни, не больно ли  тебе?
- Ребята! Пожалуйста, какие чувства вызвала у вас эта легенда? Можно ли кого-то назвать равнодушным? ( Можно ли сына назвать равнодушным? Считается, что именно из за равнодушия происходят  трагедии и преступления.)

- Ребята, а можно ли сказать, что эта тема  актуальна для мира, в котором мы живем с вами? (Почему?)  А для нас с вами лично?

- Как вы думаете, в настоящее время мы с вами можем что – нибудь сделать.

  Может ли каждый повлиять, чтобы в нашем мире, в нашей семье,

  в нашем  классе хоть чуть – чуть стало меньше равнодушия?

             (говорят)

И нужно действительно в основу любых взаимоотношений, любого дела, положить законы уважения, добра и любви друг к другу! Именно такой рецепт звучит в песне, которая вам всем знакома., и если волею судьбы эта песня стала гимном нашего класса, значит это наш с вами путь. Я предлагаю именно под эту песню подвести итоги нашего занятия. На доске вы видите 4 луча и каждый отображает какое либо мнение( о данном занятии) у вас есть возможность поставить не один магнит  (Мне было интересно, Хочется еще поговорить об этом, Этот разговор тронул мои чувства, Тема не интересна для меня…формулировки могут быть произвольными,  в зависимости от целей рефлексии) 

          (Звучит песня " Дорога добра")


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Всепрощение и равнодушие - добро или зло?"

Урок-дисскусия "Всепрощение и равнодушие - добро или зло." Основываясь на знаниях, жизненном опыте учащихся вводится представление о всепрощение и равнодушии; обсуждаются эти понятия....

Классный час на тему: Есть ли рецепт от равнодушия?

Данная разработка классного часа составлена на основе  технологии дебатов. Темы для обсуждения предложенные детьми  в ходе дебатов: что такое равнодушие, как оно проявляется в личности челов...

Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка в 6 классе «Обучение сжатию текста» (на материале сказки «Равнодушие» Н.Агафонова)

Духовно-нравственное воспитаниена уроке русского языка в 6 классе«Обучение сжатию текста»(на материале сказки «Равнодушие» Н.Агафонова)Подготовила: учитель русского языка и литературы Санаторно-...

Классный час "Равнодушие - болезнь 21 века"

Классный час «Равнодушие – болезнь нашего века»   Цель: создание условий для формирования ценностного отношения к нравственным качествам человека. Задачи: Выявить причины равнодушия в посту...

«Суд над равнодушием» ток-шоу на тему правосознания и гражданской ответственности

Сценарий проведения открытого занятия. Цели и задачи занятия:Познакомить обучающихся с проявлениями чувства равнодушия;Формировать конструктивные взаимоотношения;Выявить причины безразличного поведени...

Апробация. Итоговое сочинение на тему «Чем опасно равнодушие?»

Апробация. Итоговое сочинение на тему «Чем опасно равнодушие?»...

Урок литературы на тему "Равнодушие взрослых к хрупкому и ранимому внутреннему миру Кольки в рассказе В.И. Шапошникова « Колька».

Урок познавательный. Помогает взрослым осознать ценность общения с детьми. В уроке показаны элементы технологии критического мышления....