Равнодушие. Что это?
классный час (5 класс) по теме
Методическая разработка для 5 -6 класса. Час общения "Равнодушие. Что это?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Час общения для 5 -6 класса о равнодушии | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
"Равнодушие, что это?"
1.
Добрый день дорогие ребята и уважаемые гости!
Сегодня нам предстоит вести очередной разговор о себе и других, о том, как взаимодействовать друг с другом. Я предлагаю вам для разминки поиграть в знакомую игру "пазлы". В конвертиках вы найдете эти пазлы из которых постарайтесь побыстрее сложить слово.
( Ребятам предлагается собрать слово "Равнодушие". (разрезано на части)
2.
- Какое слово получилось?
- Знакомо ли вам ребята это слово?
- При каких обстоятельствах, где вы его слышали?
- А можете ли вы дать четкое определение этому слову? Что такое равнодушие? - Поднимите, пожалуйста, руку, кто может это сделать.
- Так как большинство затрудняется, то я предлагаю нам с вами поговорить
о равнодушии.
(На доске прикрепляется тема: "Равнодушие. Что это?" ).
3. - А с чего вы бы начали разговор на эту тему?
(ребята отвечают)
- Вы конечно правы. Действительно вначале попытаемся дать определение этому слову.
Но перед этим давайте поиграем в ассоциации. Наверное, у каждого из вас это слово с чем-то ассоциируется.
Давайте попробуем. По кругу каждый говорит: "равнодушие – это ……" и добавляет свою ассоциацию. Это может быть предмет или явление. Ребята, кто начнет? Если вы затрудняетесь, можно пропустить.
( пример: пустыня, туча, еж )
4.
Спасибо, а сейчас давайте попробуем дать определение равнодушия.
Я предлагаю двум ребятам посмотреть в словарях,
А остальные, (в своих микрогруппах) среди слов, предложенных на карточке выбирают те, которые характеризуют слово равнодушие. После этого 1 человек зачитывает.
1. Радость жестокость холодность * негатив сочувствие закрытость * бескорыстие ненависть эгоизм * нейтральность * интерес заботливость нежность | 2. застенчивость безразличие * сердечность черствость * наглость внимательность злость радушие безучастность * пассивность * жизнелюбие отзывчивость скупость |
- Давайте теперь заслушаем представителя одной из групп, которые работали с 1 группой слов (если не согласны, поднимаем руку)
- Если что дополнить тем, кто обсуждал эти же слова.( повторяться не нужно, а лишь дополнить.)
- А теперь слово тем, кто работали с 2 группой слов
- Есть дополнения у тех, кто обсуждал эти же слова.( повторяться не нужно, а лишь дополнить.)
5.
- Давайте сравним наши определения с теми, что ребята нашли в словаре.
Ребята, вы согласны? Определение, которое мы дали через слова синонимы, характеризующие равнодушие совпадают с теми определениями что ребята нашли в толковых словарях. (да)
Действительно:
Равнодушие – безучастное,
лишенное интереса,
пассивное отношение к окружающему.
( на доске прикрепляется определение)
- Ребята, когда я готовилась к нашему занятию, я спросила некоторых взрослых, педагогов , как они понимают слово равнодушие и хочу поделиться с вами одним из ответов "Равнодушие – скупость сердца" Можете ли вы согласиться с этим ? Если да, то поясните.
6. Зная определение слова равнодушие, я думаю, вам легко будет решить несколько задач.( в микрогруппах)
(Раздаю задачи на карточках).
Вам необходимо прочитать ситуацию, понять и ответить на вопрос: "Можно ли сказать, что в данной ситуации проявляется равнодушие? Объясните, почему вы так думаете.
Задача №1.
В семью взяли маленького красивого котенка. Все играли, забавлялись с ним. Он подрос и начал прыгать на шторы, драть обои и многое другое. В один прекрасный день, терпенье лопнуло, и котик оказался на лестничной площадке соседнего дома.
Задача №2.
Коля играет в спектакле главную роль. Слова выучены, репетиции прошли. Но в намеченный час спектакля, герой не пришел. Ребята пытались дозвониться, но безрезультатно. Позже выяснилось, что мальчик с родителями уехал на пикник, на природу.
Задача №3.
Мама попросила Катю купить в магазине продукты. Катя спросила продавца о свежести молочных продуктов. Продавец ответила: "У нас всегда все свежее" Когда покупки уже были на столе, выяснилось, что срок реализации (годности) творожных сырков давно истек.
Задача №4.
В переполненный автобус зашла старушка. И хотя она передвигалась хорошо, было видно, что ноги ее устали. Встала она у сиденья, где сидела 13 – летняя девочка, да так и простояла здесь до конца своей поездки.
Задача № 5.
14 – летняя Маша была дома и делала уроки, когда пришла мама и сказала: "Я дочка – приболела, помоги мне, пожалуйста". Маша встала, обняла маму, налила воды и подала нужную таблетку, а потом снова села за уроки.
В 8 часов вечера пришел с работы папа и принялся готовить ужин. Ужинали они поздно вечером, а мама в это время уже спала.
Задача №6.
В больницу поступил тяжелобольной одинокий старик. Ухаживать за ним было некому.
Санитарки, как им положено, приносили еду и ставили на тумбочки.
Через некоторое время забирали нетронутые тарелки. А старик с каждым днем слабел и с трудом открывал глаза.
Давайте ребята обсудим предложенные вам задачи.
Один из вас читает ситуацию и отвечает на поставленный вопрос:
"Можно ли сказать, что в данной ситуации проявляется равнодушие? Объясните, почему вы так думаете?"
7.
Давайте ребята подведем небольшой итог нашей работе. Вы говорили о том
кто и по отношению к кому проявляет равнодушие, т.е. увидели, что равнодушие бывает разным.
Какие в целом виды равнодушия вы заметили?
(работа с доской)
→ к делу (обязанностям), к учебе
Равнодушие |
→ к родителям (близким), к детям
→ к животным, людям и больным
→ к себе и окружающим.
-Посмотрите ребята; равнодушие бывает разным. А какой же результат?
Подумайте в своих группах, что ощущают люди, к которым мы проявляем равнодушие.
Да верно, страдают окружающие, которые способны чувствовать, сострадать и переживать.
Результат |
→ страдание, переживание окружающих
- Ребята, Поднимите, пожалуйста, руки кто встречался в своей жизни с тем, когда к вам проявляли равнодушие (одноклассники, старшеклассники, взрослые и родные, педагоги). Я думаю, что тогда вам знакомо чувство, которое испытывают люди при встрече с равнодушием.
8.
- Ребята, а какой из видов равнодушия на ваш взгляд самый страшный? (говорят)
(Все, что вы сказали верно, и нам предстоит еще провести час общения на эту тему).
- Но, я бы хотела высказать своё мнение. С моей точки зрения, самое страшное равнодушие к близким людям. Ведь именно им мы делаем больнее всего, т.к. верно сказано, что равнодушие – это охлаждение любви.
- Мне бы хотелось рассказать вам одну легенду. Когда вы будете слушать, пожалуйста, запомните те чувства, которые вызовет у вас эта легенда и подумайте можно ли кого – то из героев легенды назвать равнодушными.
Легенда о сердце матери
Влюбился юноша в красавицу. Так влюбился, что высох весь, дошел до безумия. А девушка была так холодна и строптива, что лишь насмехалась над его любовью.
Наконец она снизошла до объяснений:
- Все твердишь: люблю, люблю. Скажи, кого из нас больше любишь, свою мать или меня?
- Тебя, - отвечал юноша.
- Как любишь?
- Тело мое, душа моя - в твоей власти.
Усмехнулась холодная красавица и сказала:
- Не верю. Если любишь меня больше своей матери, поди сейчас же и принеси мне ее сердце.
Остолбенел несчастный влюбленный, пораженный страшным капризом, потом бросился на колени:
- Сжалься надо мной!
Красавица надменно вскинула голову:
- Говорила же я, что любовь твоя - пустые слова! - и, громко захохотав, отвернулась.
Безумная любовь повлекла юношу к родному дому. Темной ночью переступил он его порог. А когда возвращался, сжимая в ладонях сердце матери, споткнулся и упал. Охнуть не успел, как услышал:
- Сынок! Не ушибся ли ты о камни, не больно ли тебе?
- Ребята! Пожалуйста, какие чувства вызвала у вас эта легенда? Можно ли кого-то назвать равнодушным? ( Можно ли сына назвать равнодушным? Считается, что именно из за равнодушия происходят трагедии и преступления.)
- Ребята, а можно ли сказать, что эта тема актуальна для мира, в котором мы живем с вами? (Почему?) А для нас с вами лично?
- Как вы думаете, в настоящее время мы с вами можем что – нибудь сделать.
Может ли каждый повлиять, чтобы в нашем мире, в нашей семье,
в нашем классе хоть чуть – чуть стало меньше равнодушия?
(говорят)
И нужно действительно в основу любых взаимоотношений, любого дела, положить законы уважения, добра и любви друг к другу! Именно такой рецепт звучит в песне, которая вам всем знакома., и если волею судьбы эта песня стала гимном нашего класса, значит это наш с вами путь. Я предлагаю именно под эту песню подвести итоги нашего занятия. На доске вы видите 4 луча и каждый отображает какое либо мнение( о данном занятии) у вас есть возможность поставить не один магнит (Мне было интересно, Хочется еще поговорить об этом, Этот разговор тронул мои чувства, Тема не интересна для меня…формулировки могут быть произвольными, в зависимости от целей рефлексии)
(Звучит песня " Дорога добра")
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Всепрощение и равнодушие - добро или зло?"
Урок-дисскусия "Всепрощение и равнодушие - добро или зло." Основываясь на знаниях, жизненном опыте учащихся вводится представление о всепрощение и равнодушии; обсуждаются эти понятия....
Классный час на тему: Есть ли рецепт от равнодушия?
Данная разработка классного часа составлена на основе технологии дебатов. Темы для обсуждения предложенные детьми в ходе дебатов: что такое равнодушие, как оно проявляется в личности челов...
Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка в 6 классе «Обучение сжатию текста» (на материале сказки «Равнодушие» Н.Агафонова)
Духовно-нравственное воспитаниена уроке русского языка в 6 классе«Обучение сжатию текста»(на материале сказки «Равнодушие» Н.Агафонова)Подготовила: учитель русского языка и литературы Санаторно-...
Классный час "Равнодушие - болезнь 21 века"
Классный час «Равнодушие – болезнь нашего века» Цель: создание условий для формирования ценностного отношения к нравственным качествам человека. Задачи: Выявить причины равнодушия в посту...
«Суд над равнодушием» ток-шоу на тему правосознания и гражданской ответственности
Сценарий проведения открытого занятия. Цели и задачи занятия:Познакомить обучающихся с проявлениями чувства равнодушия;Формировать конструктивные взаимоотношения;Выявить причины безразличного поведени...
Апробация. Итоговое сочинение на тему «Чем опасно равнодушие?»
Апробация. Итоговое сочинение на тему «Чем опасно равнодушие?»...
Урок литературы на тему "Равнодушие взрослых к хрупкому и ранимому внутреннему миру Кольки в рассказе В.И. Шапошникова « Колька».
Урок познавательный. Помогает взрослым осознать ценность общения с детьми. В уроке показаны элементы технологии критического мышления....