Урок литературы на тему "Равнодушие взрослых к хрупкому и ранимому внутреннему миру Кольки в рассказе В.И. Шапошникова « Колька».
план-конспект занятия по литературе (6 класс) на тему
Урок познавательный. Помогает взрослым осознать ценность общения с детьми. В уроке показаны элементы технологии критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury.doc | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | Литература родного края. Региональный компонент. | Класс –6 | |||||||
Тема | Равнодушие взрослых к хрупкому и ранимому внутреннему миру Кольки в рассказе В.И. Шапошникова « Колька». | ||||||||
Цель | На примере рассказа « Колька» показать равнодушие взрослых к хрупкому и ранимому миру ребёнка. | ||||||||
Образовательные: выяснить, действительно ли взрослые равнодушны к Кольке. Выяснить, к каким последствиям может привести равнодушие взрослых Воспитательные: развивать навыки анализа текста, умение решать проблемные вопросы, строить высказывания, делать выводы. Развивающие:воспитывать доброе отношение к людям, стремление слушать и слышать людей, понимать и сочувствовать. | |||||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||
Понимать ключевую проблему рассказа, уметь анализировать рассказ ( в познавательной сфере), понимать авторскую позицию и собственное отношение к ней (в ценностно-ориентационной сфере), уметь вести диалог( в коммуникативной сфере), формирование эстетического вкуса (в эстетической сфере) | Уметь понимать проблему, уметь определять и формулировать тему и цель на уроке. Искать пути решения проблемы, делать выводы. Уметь самостоятельно организовывать и оценивать свою деятельность. | Воспитание уважения к чувствам людей. Осознание ценности семьи. Воспитание в себе добрых чувств. Уметь проводить самооценку. Умение пользоваться толковыми словарями. | |||||||
Методы обучения | Частично-поисковый, наглядный, проблемный, практический, личностно-ориентированный. | ||||||||
Формы обучения | Индивидуальные, групповые, фронтальные. | ||||||||
Межпредметные связи | Связь с ИЗО. | ||||||||
Ресурсы: основные дополнительные | Литература 5-6 классы. Учебная хрестоматия для общеобразовательные учреждений. Автор-составитель Ю.В. Лебедев. Просвещение -регион. Москва 2002. стр.284-292 Толковые словари, интерактивная доска. | ||||||||
Организационная структура урока | |||||||||
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Методы обучения / технологии обучения / формы организации деятельности учащихся | Планируемые результаты | |||||
Предметные | УУД | ||||||||
Этап 1. Самоопределение к деятельности. Цель. Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность, выделение содержательной области. | ( Показ цветущего луга и улыбающегося ребёнка, бегущего по лугу).
- Сформулируйте общий вывод. | Просмотр иллюстрации
доказывают. ( каждый ученик высказывает своё мнение) Дети задают друг-другу вопросы по теме. Вывод. От отношения взрослых зависит внутреннее состояние детей. | Наглядный Пропедевтическая беседа. Организация фронтальной, индивидуальной работы | Умение вести диалог, формулировать вывод, высказывать собственное отношение к проблеме. | Коммуникативные УУД:постановка вопросов. Личностные УУД:нравственно-этическое оценивание Регулятивные УУД: управление собственной деятельностью, самостоятельность. Познавательные УУД:выполнение логических операций. | ||||
Этап 2. Актуализация знаний и мотивация. Цель. Актуализация знаний детей из их личного опыта, создание настроя на активную работу, показав важность темы для них. |
« внутренний мир человека»?
Хорошо ли быть равнодушным человеком? Сделайте общий вывод. |
( ребята характеризуют Кольку) -Составляют кластер. МИР ( любовь, покой, простор, дружба, улыбка, тепло, домашний очаг и т.д) - Это его душа, состояние души, настроение.
-Хрупкий. Ранимый. Дети читают отрывки, доказывая своё мнение. ( записывают) ( работа с толковыми словарями. Дети делают общий вывод: равнодушие-это безразличие, безучастность) ( рассуждения детей) Дети делятся друг с другом знаниями, соображениями, доводами по теме. ( дети формулируют вывод) | Создание проблемной ситуации. Ассоциации. Элементы технологии развития критического мышления. Словесное рисование. Работа с текстом ( выборочное чтение). Работа с толковым словарём. Дискуссия. Эвристическая беседа, работа в группах. | Умение вести диалог, умение характеризовать героя, умение анализировать информацию, умение делать выводы, сопоставлять факты, выстраивать логические цепочки. | Коммуникативные УУД:умение с достаточной точностью выражать свои мысли, оценка действий партнёра. Личностные УУД:нравственно-этическое оценивание, смыслообразование Регулятивные УУД:инициативность, самостоятельность Познавательные УУД:обобщение,умение делать выводы, сравнение | ||||
Этап 3. Учебно-познавательная деятельность. Чтение и анализ художественного произведения. Работа над теоретическими понятиями. Цель. Выяснение сущности проблемы, поиск путей решения проблемы урока. |
-Каким вы видите отношение силача-гастролёра к Кольке?
Сформулируйте тему урока. Давайте вычленим проблемы, которые нам нужно решить.
- Итак, давайте докажем отрывками из текста, что взрослые действительно равнодушны к Кольке. 1 группа доказывает, что мать равнодушна к Кольке. Вторая группа доказывает, что силач-гастролёр равнодушен к Кольке. - Правы ли они? Обоснуйте свою точку зрения.
Найдите в тексте ответ на вопрос: « К чему может привести равнодушие взрослых?» Составьте вопросы по этому отрывку и задайте друг другу.
- Какой сделаем вывод? |
Равнодушие взрослых к хрупкому и ранимому внутреннему миру Кольки. Дети формулируют цели урока.
Читают, анализируют, делают выводы. Отец. ( словесное рисование) Идеалом мужчины ( составляют вопросы)
Что его спасло от смерти? Равнодушие- горе, смерть, тоска, рана, грусть, одиночество... - Нельзя быть равнодушным к близким людям, да и вообще к людям. | Связь с жизнью, с личным опытом. Групповая работа. Словесное рисование. Поиск ответов на проблемный вопрос. Постановка вопросов. Слово-магнит | Умение оценивать действия героя, высказывать отношение к их поступкам Умение формулировать тему и цели урока. Умение работать в группе. Умение формулировать вопросы, искать ответы. | Коммуникативные УУД:постановка вопросов. Личностные УУД:нравственно-этическое оценивание Регулятивные УУД: управление собственной деятельностью, самостоятельность, инициативность Познавательные УУД:обобщение, анализ. | ||||
Этап 4.Интеллектуально- преобразующая деятельность. Цель. Преобразование полученных знаний. | Задание на выбор.
| Колька Грустный, одинокий Страдает, мучается, плачет Разочаровался в близких людях Обида Равнодушие Страшное, дерзкое Убивает, разрушает, губит Равнодушным быть нельзя! Смерть. - Равнодушие губит душу человека. Колька Весёлый, озорной Улыбается, радуется, живёт Доверяет всем людям Счастье | Приём технологии развития критического мышления ( синквейн) | Умение приводить в систему и оценивать изученный материал | Коммуникативные УУД: умение давать оценку действиям партнёра Личностные УУД: способность к самооценке Регулятивные УУД: самостоятельность, инициативность Познавательные УУД: умение анализировать, строить логические связи, делать выводы | ||||
Этап 5. Итог урока Оценка результатов деятельности. Рефлексия деятельности. Цель. Осознание важности урока, умение оценить собственную деятельность. | -Каким должен быть настоящий человек?
« Колька» взрослые равнодушны к ребёнку? Правильно ли это?
Предлагает детям жёлтую и красную карточку. - Оцените своё отношение к людям. Красный-равнодушное, жёлтый — доброе и понимающее. |
Самооценка детей своей деятельности на уроке. Дети проводят рефлексию | Приёмы рефлексии. | Умение подводить итог урока, оценивать собственную деятельность | Коммуникативные УУД: оценка действий партнёра Личностные УУД: способность к самооценке Регулятивные УУД: контроль. Познавательные УУД: умение воспринимать и оценивать информацию | ||||
Этап 6. Информирование о домашнем задании. Цель. Понимание детьми ценности домашнего задания. | Написать эссе на тему: « Как помочь Кольке стать счастливым?» | Записывают домашнее задание | Словесный |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по теме: «Проблемы личной ответственности человека за судьбы других людей в рассказе А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире».
Андрей Платонов из тех писателей, о которых говорят: «Писатель будущего».Не оцененный по достоинству в свое время ,он идет к нам ,а мы идем к нему. Трудно постигать произведения этого автора, на...
Урок литературы в 8 классе с использованием ЭОР. « Л.Н. Толстой. История создания рассказа « После бала». Антитеза -основной художественный прием построения рассказа».
Урок литературы в 8 классе с использованием ЭОР.« Л.Н. Толстой. История создания рассказа « После бала». Антитеза -основной художественный прием построения рассказа»....
Урок литературы в 8 классе "Личный дневник как часть внутреннего мира человека"
На уроке поднимается проблема внутреннего мира человека. Урок построен на документальном материале. В основу положены личные дневники Анны Франк, Тани Савичевой, писателей К. Паустовского, Л.Толстого....
Урок литературы в 7 классе по теме: "Я тоже всему свету нужен...". (По рассказу А. Платонова "Юшка".)
Цель урока: создать условия для осмысления рассказа А. Платонова "Юшка", способствовать переосмыслению понятий "человек в окружающем мире", "ценность человека на Земле". Для реализации данных целей ис...
Урок литературы в 7 классе по теме: "Я тоже всему свету нужен...". (По рассказу А. Платонова "Юшка".)
Цель урока: создать условия для осмысления рассказа А. Платонова "Юшка", способствовать переосмыслению понятий "человек в окружающем мире", "ценность человека на Земле". Для реализации данных целей ис...
Урок литературы в 7 классе по теме: "Я тоже всему свету нужен...". (По рассказу А. Платонова "Юшка".)
Цель урока: создать условия для осмысления рассказа А. Платонова "Юшка", способствовать переосмыслению понятий "человек в окружающем мире", "ценность человека на Земле". Для реализации данных целей ис...