кл. час «Поговорим об ответственности, или Ты выбираешь сам!»
классный час (8 класс) на тему

Солодянкина  Елена Викторовна

 

Задача классного часа - Научить осознавать важность выбора той или иной модели  поведения  в каждый  момент жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ty_vybiraesh_sam.docx29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час  «Поговорим об ответственности,

или

Ты выбираешь сам!»

Цель:   воспитывать самостоятельность, ответственность, способность осознанно совершать нравственный выбор в трудных жизненных ситуациях.

Задачи: Научить контролировать свои действия.

Научить объективно оценивать свои возможности.

Научить осознавать важность выбора той или иной модели  поведения  в каждый  момент жизни.

Вопросы для обсуждения:

  1. Ответственность перед родителями, коллективом, обществом и собственной совестью за свои поступки и дела.
  2.  Совесть – внутренняя убеждённость в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности  за своё поведение
  3. Самовоспитание – это деятельность человека, направленная на изменение своей личности.

Ход занятия :

Приветствие.

Речевая разминка  - создание положительной психологической атмосферы с помощью  речёвки .

Учитель:  Для разминки я предлагаю вам выкричать усталость, накопившуюся за день. Встаньте, улыбнитесь, внимательно слушайте мои слова. Когда я буду делать паузу, вы должны будете громко кричать  слово «Хей! »

Бала-бала-ми- хей!

Чика-чика-чи- хей!

Чи- хей!

Чи- хей!

Чик-чирик-чик-чик- хей!

Пролог-  определение темы и целей классного часа, формирование мотивации .

Учитель: сегодня мы собрались месте, чтобы поговорить о том, что отличает взрослого от ребёнка. Как вы думаете, что это?

Взрослый человек  -  это человек, способный  быть ответственным за себя, за свои слова и поступки.

Значит, сегодня мы поговорим об ответственности.           Открывается доска с записью темы.

Итак. Тема классного часа вам известна.. Теперь хотелось бы узнать, за что вы сами отвечаете в своей жизни. Возьмите листочки бумаги и ,пока играет музыка, напишите, за что в своей жизни вы несёте личную ответственность.  (Я лично отвечаю за…)

(Включается песня Сыроежкина из фильма «Приключения Электроника» -                               «Мы маленькие дети, нам хочется гулять!»)

Обсуждение итогов.

 Все мнения фиксируются  на доске в виде кластера. Идёт обсуждение. Хором прочитываются все ответы.

Вывод: человек отвечает в первую очередь сам за себя: за своё здоровье. За свои поступки. За свою судьбу..

Перед кем нам приходится отвечать в своей жизни?   ( Перед родителями, перед педагогами, перед законом, перед Родиной, перед своей совестью)

А теперь новое задание. Подберите всевозможные прилагательные-определения к слову «ответственность» ( Ответственность налоговая, административная, уголовная, юридическая, нравственная)    

Какой вид ответственности стоит для  человека на первом месте?                    Нравственная ответственность - самая важная. Если человек живёт в ладу с своей совестью, ему не придётся нести ни административную, ни уголовную ответственность.

Теперь перейдём к конкретным примерам. Что значит – отвечать за своё здоровье?  Беречь его. А для чего это  нужно? Молодые люди редко об этом задумываются. Проведём эксперимент.  

Три человека  (Юля, Марина. Лёня)  выходят за дверь. Четвёртый (Максим)получает записку, содержание которой нужно передать вошедшему человеку.  Последнему человеку (Лёне) . когда он войдёт , завязывают глаза, и содержания речи он  воспринять не может.

Беседа. Легко ли Марине было передать сообщение Лёне? Почему? Лёня плохо слышит, а глаза у него завязаны. Я доказала вам . что нужно беречь зрение, когда нарушен слух? Ответственно ли вы  относитесь к своему здоровью? Нет. Часто сами его портите: наушники с громкой музыкой, игры на телефоне, компьютерные игры, телевизор отрицательно влияют на зрение и слух)

А ведь бывают люди , которые ничего не слышат и не видят. Они общаются с помощью прикосновений к ладони. Легко ли им? В чём  их главная  трудность?  (Они лишаются возможности общаться с людьми. Они одиноки.)

  Сравнивая свою судьбу с судьбой других людей, понимаешь, какое это счастье – общение с людьми, дружба. Много ли у вас друзей? Легко ли вам общаться с друзьями? Проверить это поможет игра «Карабас»

« Карабас»

  Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится ведущий, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы – куклы. Я произнесу слово «КА-РА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь встать со стульев, причём столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции». Игра проводится 3-4 раза.

В этом игровом тесте необходимо участие двух ведущих. Задача одного – проводить игру, второго – внимательно наблюдать за поведением ребят.

Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «счастливых». Безынициативной является та группа, которая не встаёт вообще.

- В общении часто случаются сложные ситуации, которые нужно решить наиболее правильным способом.

Проблемные ситуации

Девушка рассталась с парнем. Ей больно, обидно, одиноко. Как можно избавиться от этих ощущений?
2 .   Дима поругался с мамой, он весь на нервах. Каким способом он может расслабиться?
3.  Неля не заметила днем на улице соседку и не поздоровалась, вечером та наговорила ей всяких гадостей. Как девочке сохранить душевное равновесие?
4.  Ваня поругался с семьей и ушел из дома. Извиняться он считает ниже своего достоинства. Каким образом можно решить эту проблему?
5. Лене всегда в пример ставят ее старшую сестру, ее это уже бесит. Какой она может найти выход?

КАК ЖЕ СНЯТЬ НАПРЯЖЕНИЕ???

Послушать музыку
Пойти подышать свежим воздухом. Жизнь прекрасна вокруг!
Принять ванну, вода расслабляет. (желательно с настоем мяты)
Пошуметь, покричать.
Поплакать, это помогает, но не более 10 минут
Почитать, посмотреть телевизор – переключить внимание
Посчитать до 30 мысленно
Сконцентрировать внимание на постороннем объекте
Постараться не думать ни о чем, в течении 20-30 сек.
Заняться спортом (качать пресс), отличный выход для злости.
Заняться творчеством (писать, рисовать, вышивать и т.д.)
Заглянуть в глубины себя, осознать свою вину.
Обратиться к психологу, родителям, или к любому старшему человеку, которому ты доверяешь. Ведь эти люди уже прошли через это.
Обратиться к друзьям за поддержкой.
Ответить мысленно на вопросы:

- Что я чувствую сейчас(злость) - Из-за чего? (он меня обидел) – что я чувствовала тогда? ( обиду, боль) - Почему меня это задело? ( он мне не безразличен) – Почему? ( он умный, нежный и т.д.) – Мне он дорог? (да) – Какой должна быть я, чтобы он любил меня?
Вопросы можно составить различные к каждой ситуации. Важно то, что отвечая на них, ты разбираешь конфликт, заставляешь себя задуматься и в итоге, прийти к правильному решению.

Влияние друзей, или авторитетных личностей


Игра «Подруги»
Я приглашаю сюда двух желающих. Становятся на стульчики. Берутся за руки. Одна будет Аней, другая Аллой. Это две подруги, они с первого класса вместе. Они делили все обиды и радости на двоих.
-Но вот у Ани появились какие-то новые непонятные друзья. Она стала меньше времени уделять подруге и долго гулять вечерами (Аня сходит со стульчика)
- Проходит еще немного времени, Аня перестает выполнять уроки, просто списывает у Аллы ( немного приседает), Алла, как хорошая подруга, ничего никому не говорит, а сама старается вернуть подругу.
- Вот Аня начала прогуливать уроки, от нее часто стало веять спиртным (еще больше приседает), но Алла не бросает подругу.
-Аню ищут родители, школа, милиция, она ушла из дома, начала употреблять наркотики. (Аня полностью присела), но все еще Аллу считает своей подругой
Как вы думаете, кому легче потянуть к себе подругу, Анне или Алле? (конечно Анне)

Безусловно, влияние друзей очень велико, и человеку потребуется настойчивость и сила воли, чтоб сказать однозначно «нет». В первую очередь отказаться надо внутри себя, принять однозначную позицию.


Игра «скажи: НЕТ»
Давайте попробуем сказать «нет» на практике.
Рассчитайтесь на 1-ый - 2-ой
Работа идет в парах. Один из учащихся предлагает: Купить ненужную вещь, бросить диету,  попробовать наркотик,- другой отказывается. Отказ должен быть тактичным, но твердым. Затем учащиеся в паре меняются ролями. Время, отведенное на работу в паре 5 минут.

Варианты отказа :
“Спасибо, нет. Я знаю, что это опасно для меня”
“Спасибо, нет. Я уже пробовал, и это мне не понравилось”.
“Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями, учителями”
“Спасибо, нет. Это не в моем стиле”
“Спасибо, нет. Мне надо на тренировку”
“Спасибо, нет. Если я это сделаю, потеряю власть над собой”.
Умей сказать “Нет”!
После завершения упражнения следует обсудить два вопроса:
- Как чувствовали себя участники в ролях?
Легко ли подбирать достойные отказы?

Готовясь к нашей встрече, я встречалась с разными способами отказа . Мне хочется предложить вам другой вариант, как сказать «Нет». (Работа с карточками)  

А теперь сами выбирайте, как вам легче не идти на поводу у другого. Выскажите свои мнения.

А в заключении, я хочу вам рассказать одну интересную историю:
Притча о бабочке
В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: “Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся”. Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: “Все в твоих руках”.


Так каждый человек, сделав свой выбор, сам определяет свою судьбу.

Рефлексия
Вот и подошел к концу наш классный час, и мне бы хотелось знать:
Что нового вы сегодня для себя открыли? Что вам понравилось?

Завершит наш классный час песня «Ты выбираешь сам!» группы «Стрелки».


Высказывания на доске:

            «Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом». Пифагор

«Чего не следует делать, того не делай даже в мыслях».

«Дурные желания, как дурные путеводители, ведут к дурным поступкам.»  Пифагор

«Быть человеком – это значит чувствовать свою ответственность»

«Будь повелителем самого себя: управляя собою, ты будешь иметь превосходную власть  и самую высокую должность».                                       Пифагор

«В своих делах можно полагаться только на себя и на свой труд. Владей собой.»                      

                                                                                                                      Эзоп

Какие утверждения древних мудрецов действуют в настоящее время?

   В чём самая большая цель жизни?

            Английский писатель И. Бентам утверждает: «Человек увеличивает свое счастье в той мере, в какой он доставляет его другим».

            Д.А.Лихачёв известный советский учёный, считал, что самая главная цель  человека – увеличивать добро в окружающем мире.

            Древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим собственное счастье». Человек, который чувствует ответственность перед родителями, коллективом, товарищами и собственной совестью по-настоящему счастлив.

             Воспитанники А. С. Макаренко говорили своим товарищам: «…мы будем судить о твоей дисциплине не по тому, как ты поступил на виду у других, и не по тому, как ты исполнил приказание или выполнил работу, а по тому, как ты поступил, не зная, что другим известно, как ты поступил».

            Основа определения добра и зла находится в нас самих. Все начинается с человека. Нельзя автоматически стать добрым или злым. О том, добрый человек или злой говорят его поступки, его отношение к миру, к окружающим людям.

            Человек поднимается до нравственных высот тогда, когда он саму свою жизнь  стремится  сделать нравственной. Нравственный человек требователен к себе и терпим к другим.

             В наше время популярна поговорка «Хочешь жить – умей вертеться» или говорят так: «победителей не судят».  Как  вы объясните  , почему  стало удобно так думать?

 Что вы скажете о человеке, заявляющем: «Совесть у меня чистая: я ею не пользуюсь!»?

          Вы можете сказать, что наличие совести скорее осложняет жизнь, чем содействует   достижению успеха .  Но ведь многое зависит от того, как понимать жизненный успех. Не стоит забывать, что во все времена   счастье, успех  понимали не только как внешнее благополучие, но и внутреннее состояние человека. История знает множество примеров, когда внешне успешные люди пускали себе пулю в лоб, не  вынеся мук совести - «ада внутри себя». А те, кто прошёл войну, ужас ссылок и лагерей , считали себя счастливыми, благодаря чувству, что их совесть чиста.

Каждый выбирает для себя

Женщину. Религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку-

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово  для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы. Посох и заплаты,

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе…

                                            Ю. Левитанский

Твоя жизнь – твой выбор!

Ты выбираешь сам!

Лучше не пробуй!

Скажи наркотикам  «нет!»

Мы маленькие дети,   нам хочется гулять!

Уважаемые классные руководители!

                                                                                                           В четверг, 9 апреля,  на седьмом уроке                                                 в 10  классе   состоится открытый  классный час «Ты выбираешь сам!»

                                                                           

                                         Солодянкина Е.В.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час-размышление "Поговорим об ответственности"

Клаасный час-размышление "Поговорим об ответственности" для учеников 6 класса (на материале художественных произведений)...

Урок викторина "Я выбираю ответственность".

Способствует формированию основ правовой культуры, закреплению знаний учащихся о значении Конституции как документа, о видах ответственности за нарушение права....

Ответственными не рождаются, ответственными становятся

Сценарий родительского собрания, посвященного воспитанию чувства ответственности у детей. Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей по теме собрания; способстввать повышению мотивации учени...

Классный час "Я выбираю ответственность" (дидактический материал)

Интерактивный тест для классного часа по теме "Я выбираю ответственность". Предназначен для учащихся 13-17 лет. Составлен на материале Закона 1539-КЗ (Краснодарский край). Материал содержит тест и поя...

внеклассное мероприятие "Я выбираю ответственность"

Цель мероприятия – углубление знаний правовых вопросов и знания закона Краснодарского края «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; расширение представлений о прав...

Классный час "Поговорим об ответственности"

Воспитание характера«Поговорим об ответственности»...

Классный час "Поговорим об ответственности"

Классный час посвящен формированию ответственности пятиклассников....