Классный час "Поговорим об ответственности"
методическая разработка (5 класс)

Классный час посвящен формированию ответственности пятиклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl_chas-razmpogovorim_ob_otvetstvennosti_5_kl.docx16.04 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час-размышление «Поговорим об ответственности»

(5 класс)

Цели:

1. способствовать развитию чувства ответственности у учащихся;

2. содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий;

3. убедить учеников в том, что человек, умеющий нести ответственность за свои поступки, достоин уважения.

Подготовительная работа.

1) Подбор научно-методической, публицистической и художественной литературы по теме классного часа.

2) Определение классным руководителем совместно с учащимися перечня вопросов для обсуждения в ходе подготовки и проведения классного часа. В него включаются следующие вопросы:

1. Что такое ответственность? Когда возникает это чувство?

2. Какие поступки можно считать непоправимыми, а последствия  каких действий можно исправить?

3. Почему ответить на вопрос легче, чем за поступок?

4. Какие черты характера приводят к неправильным поступкам?

5. Можно ли уважать человека, сделавшего в жизни ошибку?

3) Формирование пяти групп учащихся для совместного обсуждения и поиска ответов на перечисленные вопросы. Каждая группа получает задание: подготовить ответ на один из пяти вопросов и постараться творчески его проиллюстрировать (нарисовать, инсцЕнировать, описать).

4) Изготовление карточек с заданиями, которые будут выполняться группами учащихся на классном часе.

Оформление, оборудование, инвентарь:

а) написанные на доске тема классного часа и вопросы для коллективного обсуждения;

б) оборудованные места для работы пяти микрогрупп учащихся;

в) карточки с заданиями для каждой  микрогруппы.

Ход проведения

1. Классный руководитель предлагает учащимся вместе поразмышлять об ответственности человека и постараться найти ответы на пять вопросов, которые были предложены для обсуждения группам в ходе подготовки классного часа.

2. Учащиеся первой группы отвечают на первый вопрос. Они дают определение ответственности, характеризуют ситуации, в которых это чувство проявляется, зачитывают фрагмент рассказа А.П.Гайдара "Честное слово" в качестве примера проявления чувства ответственности.

По просьбе учителя ученики приводят другие примеры о проявлениях данного чувства.

Классный руководитель, подводя итог размышлений детей по первому вопросу, обращает внимание на то, что жизнь человека состоит из больших и малых событий. Одни оказывают решающее влияние на человека и его судьбу, другие проходят почти бесследно. Он спрашивает, какие поступки, по мнению учащихся, можно отнести к непоправимым, а последствия каких действий удается исправить.

3. Представители второй группы высказывают свое мнение, а педагог записывает на доске в две колонки (непоправимые и житейские поступки) называемые учащимися поступки. К непоправимым учащиеся относят такие, как убийство, казнь, отречение, предательство, неверное лечение. В качестве примеров этих поступков они приводят сказки "Аленький цветочек", "Василиса премудрая и морской царь" (с инсценированием эпизода договора двух царей). К житейским поступкам относятся опоздание, шалость, порча вещи, потеря чего-то и т.д. Главным "специалистом" в этой области они считают Карлсона.

Классный руководитель обращает внимание на то, что большинство житейских ошибочных действий и их последствия нельзя назвать роковыми, так как многое можно исправить. Тем более что близкие люди способны простить друг друга и понять причины того или  иного проступка. Учитель предлагает ребятам порассуждать о том, что заставило перейти на службу к их Величествам Пиле и Топору Дубового Пня - героя новогоднего спектакля "Страшный сон", поставленного учениками класса. Оправдывая героя, они говорят, что герой просто проявил легкомыслие и не представил, как его проступок отразится на друзьях.

Педагог замечает, что практически любое ошибочное действие можно объяснить и оправдать. Но вспоминать и говорить о нем неприятно. Почему же на вопрос ответить легко, а за проступок - трудно? Какие чувства мешают человеку взять на себя ответственность? Чего он боится?

4. Члены третьей группы говорят о чувстве стыда, страха перед наказанием, боязни унижения, опасении, что люди не смогут понять провинившегося. Они иллюстрируют свой ответ с помощью плаката, составленного по рассказу Н.Н.Носова "О походе в зоопарк", а также упоминают, что все страдания и приключения Оли и Яло в королевстве кривых зеркал произошло из-за разбитой банки варенья.

Завершая обсуждение третьего вопроса, классный руководитель делает акцент на т, что эти неприятные последствия можно было предвидеть, и прости четвертую группу перечислить те черты характера, которые, по их мнению, приводят к непоправимым поступкам.

5. Учащиеся называют излишнюю доверчивости, подтверждая свое суждение чтением по ролям басни И.А. Крылова "Ворона и Лисица"; легкомыслие, называя для примера сказку "Царевна-лягушка".

Затем каждая группа учащихся получает от учителя карточку с заданием, выполнение которого предполагает коллективное обсуждение и поиск ответа на один из пяти предлагаемых вопросов:

1. Какая черта характера премудрого пискаря - героя сказки М.Е.Салтыкова -Щедрина - заставила его всю свою жизнь прятаться в норе и жить скучной однообразной жизнью? (Трусость)

2. Из-за чего братец Иванушка стал козленочком? (Из-за непослушания)

3. Что заставило царя в сказке "Конек-горбунок" прыгнуть в кипящий котел? (Зависть к красоте и молодости Ивана)

4. Какая черта характера девочки привела к трагическим событиям в сказке "Красная Шапочка"? Что стало причиной смерти бабушки и Красной Шапочки? (Болтливость)

5. Что погубило раджу - героя мультфильма "Золотая антилопа"? (Жадность, жажда наживы)

6. На этом этапе классного часа происходит обсуждение пословицы "Не ошибается тот, кто ничего не делает". Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Возможно ли избежать ошибок в жизни?

- Что хуже: ничегонеделание или ошибка?

Далее представители пятой группы высказывают свое мнение о том, что совершившего ошибку человека можно не только осуждать, но в некоторых случаях - даже уважать. При доказательстве своего суждения можно ссылаться на приключения Шурика из кинокомедии "Кавказская пленница", сначала по ошибке укравшего Нину, а затем исправившего эту ошибку. По их мнению, Буратино тоже достоин уважения. Ведь он по глупости поверил коту Базилио и зарыл денежки на Поле Чудес. Его подтолкнула к неверным действиям не жадность, а желание купить папе Карло новую куртку. Свою версию ответа на пятый вопрос учащиеся представляют в форме интервью с Буратино.

Педагог задает вопрос: "Достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признает свои ошибки?" Учащиеся приходят к выводу, что для признания ошибки требуется мужество, что такой шаг могут сделать люди с сильным характером, а поэтому они достойны уважения.

Литература.

1. Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа/Под ред. Е.Н.Степанова, М.А.Александровой. М.,2007

2. Родионов В.А., Тупницкая М.А., Кардашина О.В. и др. Тренинги социальных навыков. Ярославль, 2001

3. Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра. М., 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Правовая ответственность подростков»

Цель:√   Ознакомить с ответственностью за правовые нарушения;√   Предупреждение правонарушений подростков.Задачи:1.     ознакомить с уголовной ответственн...

Классный час: Быть ответственным

материал к классному часу...

Методическая разработка классного часа "Правовая ответственность"

Материал для классного часа по правовому воспитанию...

Классный час "Какая ответственность существует за употребление наркотиков?"

Представлен конспект классного часа, задачи которого заключаются в следующем:Повышение уровня осведомлённости подростков о юридической ответственности, связанной с употребление наркотиков;Расширение з...

Классный час "Правовая ответственность, обязанности несовершеннолетних"

Развитие правовой культуры школьников, способствует воспитанию ключевой компетенции личности в сфере гражданско-правовой, интеллектуальной, коммуникативной деятельности...

Классный час "Моя ответственность перед законом"

Классный час "Моя ответственность перед законом"...

классный час "Уголовная ответственность несовершеннолетних"

презинтация к классному часу "уголовная ответственность несовершеннолетних"...