Классный час-размышление "Поговорим об ответственности"
план-конспект урока (6 класс) по теме
Клаасный час-размышление "Поговорим об ответственности" для учеников 6 класса (на материале художественных произведений)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.docx | 18.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час-размышление «Поговорим об ответственности» (6 класс)
Цели:
1. способствовать развитию чувства ответственности у учащихся ;
2. содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий;
3. убедить учеников в том, что человек, умеющий нести ответственность за свои поступки, достоин уважения.
Подготовительная работа.
1. Подбор научно-методической, публицистической и художественной литературы по теме классного часа.
2. Определение классным руководителем совместно с учащимися перечня вопросов для обсуждения в ходе подготовки и проведения классного часа. В него включаются следующие вопросы:
1. Что такое ответственность? Когда возникает это чувство?
2. Какие поступки можно считать непоправимыми, а последствия каких действий можно исправить?
3. Почему ответить на вопрос легче, чем за поступок?
4. Какие черты характера приводят к неправильным поступкам?
5. Можно ли уважать человека, сделавшего в жизни ошибку?
Перечень этих вопросов заранее помещается в классном уголке.
3. Формирование пяти групп учащихся для совместного обсуждения и поиска ответов на перечисленные вопросы. Каждая группа получает задание: подготовить ответ на один из пяти вопросов и постараться творчески его проиллюстрировать (нарисовать, инсцинировать, описать).
4. Изготовление карточек с заданиями, которые будут выполняться группами учащихся на классном часе.
Оформление, оборудование, инвентарь:
а) написанные на доске тема классного часа и вопросы для коллективного обсуждения;
б) оборудованные места для работы пяти микрогрупп учащихся;
в) карточки с заданиями для каждой микрогруппы.
Ход проведения
1. Классный руководитель предлагает учащимся вместе поразмышлять об ответственности человека и постараться найти ответы на пять вопросов, которые были предложены для обсуждения группам в ходе подготовки классного часа.
2. Учащиеся первой группы отвечают на первый вопрос. Они дают определение ответственности, характеризуют ситуации, в которых это чувство проявляется, зачитывают фрагмент рассказа А.П.Гайдара "Честное слово" в качестве примера проявления чувства ответственности.
По просьбе учителя ученики приводят другие примеры о проявлениях данного чувства.
Классный руководитель, подводя итог размышлений детей по первому вопросу, обращает внимание на то, что жизнь человека состоит из больших и малых событий. Одни оказывают решающее влияние на человека и его судьбу, другие проходят почти бесследно. Он спрашивает, какие поступки, по мнению учащихся, можно отнести к непоправимым, а последствия каких действий удается исправить.
3. Представители второй группы высказывают свое мнение, а педагог записывает на доске в две колонки (непоправимые и житейские поступки) называемые учащимися поступки. К непоправимым учащиеся относят такие, как убийство, казнь, отречение, предательство, неверное лечение. В качестве примеров этих поступков они приводят сказки "Аленький цветочек", "Василиса премудрая и морской царь" (с инсценированием эпизода договора двух царей). К житейским поступкам относятся опоздание, шалость, порча вещи, потеря чего-то и т.д. Главным "специалистом" в этой области они считают Карлсона.
Классный руководитель обращает внимание на то, что большинство житейских ошибочных действий и их последствия нельзя назвать роковыми, так как многое можно исправить. Тем более что близкие люди способны простить друг друга и понять причины того или иного проступка. Учитель предлагает ребятам порассуждать о том, что заставило перейти на службу к их Величествам Пиле и Топору Дубового Пня - героя новогоднего спектакля "Страшный сон", поставленного учениками класса. Оправдывая героя, они говорят, что герой просто проявил легкомыслие и не представил, как его проступок отразится на друзьях.
Педагог замечает, что практически любое ошибочное действие можно объяснить и оправдать. Но вспоминать и говорить о нем неприятно. Почему же на вопрос ответить легко, а за проступок - трудно? Какие чувства мешают человеку взять на себя ответственность? Чего он боится?
4. Члены третьей группы говорят о чувстве стыда, страха перед наказанием, боязни унижения, опасении, что люди не смогут понять провинившегося. Они иллюстрируют свой ответ с помощью плаката, составленного по рассказу Н.Н.Носова "О походе в зоопарк", а также упоминают, что все страдания и приключения Оли и Яло в королевстве кривых зеркал произошло из-за разбитой банки варенья.
Завершая обсуждение третьего вопроса, классный руководитель делает акцент на т, что эти неприятные последствия можно было предвидеть, и прости четвертую группу перечислить те черты характера, которые, по их мнению, приводят к непоправимым поступкам.
5. Учащиеся называют излишнюю доверчивости, подтверждая свое суждение чтением по ролям басни И.А. Крылова "Ворона и Лисица"; легкомыслие, называя для примера сказку "Царевна-лягушка".
Затем каждая группа учащихся получает от учителя карточку с заданием, выполнение которого предполагает коллективное обсуждение и поиск ответа на один из пяти предлагаемых вопросов:
1. Какая черта характера премудрого пискаря - героя сказки М.Е.Салтыкова -Щедрина - заставила его всю свою жизнь прятаться в норе и жить скучной однообразной жизнью? (Трусость)
2. Из-за чего братец Иванушка стал козленочком? (Из-за непослушания)
3. Что заставило царя в сказке "Конек-горбунок" прыгнуть в кипящий котел? (Зависть к красоте и молодости Ивана)
4. Какая черта характера девочки привела к трагическим событиям в сказке "Красная Шапочка"? Что стало причиной смерти бабушки и Красной Шапочки? (Болтливость)
5. Что погубило раджу - героя мультфильма "Золотая антилопа"? (Жадность, жажда наживы)
6. На этом этапе классного часа происходит обсуждение пословицы "Не ошибается тот, кто ничего не делает". Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Возможно ли избежать ошибок в жизни?
- Что хуже: ничегонеделание или ошибка?
Далее представители пятой группы высказывают свое мнение о том, что совершившего ошибку человека можно не только осуждать, но в некоторых случаях - даже уважать. При доказательстве своего суждения можно ссылаться на приключения Шурика из кинокомедии "Кавказская пленница", сначала по ошибке укравшего Нину, а затем исправившего эту ошибку. По их мнению, Буратино тоже достоин уважения. Ведь он по глупости поверил коту Базилио и зарыл денежки на Поле Чудес. Его подтолкнула к неверным действиям не жадность, а желание купить папе Карло новую куртку. Свою версию ответа на пятый вопрос учащиеся представляют в форме интервью с Буратино.
Педагог задает вопрос: "Достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признает свои ошибки?" Учащиеся приходят к выводу, что для признания ошибки требуется мужество, что такой шаг могут сделать люди с сильным характером, а поэтому они достойны уважения.
Литература.
1. Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа/Под ред. Е.Н.Степанова, М.А.Александровой. М.,2007
2. Родионов В.А., Тупницкая М.А., Кардашина О.В. и др. Тренинги социальных навыков. Ярославль, 2001
3. Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра. М., 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Я принимаю ответственные решения"
В профилактике вредных привычек у подростков важное место уделяется преодолению влияния сверстников. Именно давление сверстников становится главной причиной приобщения многих подростков к алкого...
Классный час “Черта характера - ответственность”
Задачи: Помочь учащимся научиться управлять своим поведением и делать обоснованный выбор вместо того, чтобы идти на поводу у внутренних импульсов.Цель занятия: познакомиться со способами...
Классный час «Свобода и ответственность»
Классный час о возможности задуматься над понятиями «свобода» и «ответственность»....
Классный час "Я выбираю ответственность" (дидактический материал)
Интерактивный тест для классного часа по теме "Я выбираю ответственность". Предназначен для учащихся 13-17 лет. Составлен на материале Закона 1539-КЗ (Краснодарский край). Материал содержит тест и поя...
Классный час "Права, обязанности, ответственность"
Класссный час для обучающихся 5 класса. Цели: обобщить знания детей об основных правах ребенка; разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформиро...
классный час по праву "Ответственность несовершеннолетних", "Имею право на...."
Классные часы по праву способствуют формированию правовой культуры школьников. осознанному соблюдению законов....
Классный час "Надо быть ответственным!" (с элементами игры на развитие доверия и ответственности)
Все упражнения направлены на развитие в классе атмосферы доверия, ответственности и уважения....