Использование ТРКМЧП в деятельности классного руководителя.Работа с родителями
план-конспект урока по теме
Тема родительского собрания «Отцы и дети» - это тема взаимоотношений, общения, взросления, развития личности не только ребенка, но и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_roditelskoe_sobranie_16_fevralya.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Отцы и дети».
Мастер-класс, рассчитанный на 60 минут
Родители поделены на 2 группы, первая группа выполняют на собрании роль родителей, второй группе предстоит стать на место детей, сыграть роль своих сыновей и дочерей.
- Вступление. Притча «В поисках Истины» (Прил.№1)
Надеюсь, что сегодня наше занятие не пройдет для вас даром, и для каждого из нас приоткроется Истина о нас и о наших детях.
- Стадия Вызова. Тема нашего собрания «Отцы и дети» - это тема взаимоотношений, общения, взросления, развития личности. Не только личности ребенка, но и родителей.
- И для начала я бы хотела, чтобы мы осветили основные понятия нашей темы. Итак, ребенок – кто и что это? Родитель: кто и что? Мы сегодня разделились на две группы – родители и дети. Будем работать исходя из интересов каждой группы. При ответах прошу учитывать свою роль. У вас на столах есть таблицы, которые я предлагаю заполнить. 1 часть – до прочтения. Обсудите вместе и заполните.3 минуты на заполнение.
Таблица №1
Параметры | До прочтения | После прочтения | ||
Ребенок | Родитель | Ребенок | Родитель | |
Потребности | ||||
Желания | ||||
Права | ||||
Обязанности | ||||
Социальная роль |
- А сейчас я раздам вам тексты, прочитав которые вы дополните содержание таблицы в столбике «После прочтения». Напоминаю, что мы создаем портреты реальных, а не идеальных родителей и детей.(Прил.№2)
1 текст для 1 группы (детей) - «Автомамы и автопапы»
2 текст для 2 группы (родителей) - «Отпечатки»
- Сейчас от группы зачитайте то, что вы заполнили, и повесим на доску полученные портреты.
- Стадия Осмысления. Я думаю, что всем видно, что, сравнив желания и потребности обеих сторон, мы видим противоречия, возникающие при взаимодействии. Особенно остро они чувствуются, когда ребенок проходит так называемый переходный возраст и становится не то подростком, не то молодым человеком. Это самый проблемный возраст. Вот как характеризует его Симон Львович Соловейчик: «Опять наступают тёмные годы почти бессознательной жизни, опять идёт невидимое развитие — и вновь выныривает на поверхность душа человеческая, обновлённая, неузнаваемая, живая, — это лет в 14 — 15 — 16, когда прорывается новая жажда жизни, а вместе с ней и новое сознание. Причём главное движение идёт там, в глубине, под водой, а выныривает человек на поверхность как бы готовый — другой, сильно продвинувшийся. Воздействовать на душу, когда она скрыта от нас и от себя самой, почти невозможно — подводные, поджизненные процессы таинственны и никому не понятны.
Это хорошо видно по школе.
После того как школа научит ребёнка читать и писать, она не знает, что с ним делать дальше, потому что механическое детское учение закончилось, а время сознательного учения ещё не наступило; учиться же в тёмный период жизни, учиться без собственного стремления к учению невозможно. Поэтому-то в некоторых странах начальная школа — до шестого, потом детей выводят на три года в особую школу для подростков, как в отстойник, главный смысл которого — перетерпеть трудное время. А уж потом, когда появляется, наконец, собственное желание что-то узнать и понять, ребят переводят в старшую школу, которая, по существу, только и является школой, — кто не учился в старших классах, тот, можно сказать, и вовсе не учился.»
Именно в этот «темный период жизни» возникает огромное количество конфликтных ситуаций.
- Раздам вам несколько таких случаев (Прил.№3) Как вы думаете, в чем причина конфликтов? Какие претензии друг к другу высказывают обе стороны? Предлагаю поработать в группах. Родители составят свой список претензий и возможных причин возникновения конфликтов, а дети – свой. 5 минут. Затем зачитаем.
- Как бы ни были велики претензии друг к другу, нужно научиться взаимодействовать и искать выходы из подобных ситуаций. Строить отношения. И сейчас мы с вами обменяемся взаимными упреками и постараемся предложить пути решения всех этих ситуаций. Группы обмениваются списками, ищут компромиссные решения.
- А сейчас я раздам вам информацию для размышления, после прочтения которой предлагаю откорректировать ваши списки решения конфликтных ситуаций, составив пометку «Так нельзя!» (Прил.№4, «Манипулятивные способы»)
- Обсудив ваши предложения, мы переходим к следующему этапу – изучению готовых правил и составленных рецептов общения. (Прил.№5, «Билль о правах родителей»)
- Рефлексия.Уважаемые родители! Сегодня мы говорили о наболевшем, пытались приоткрыть свою душу и понять самых близких нам людей - наших детей. И как будут строиться ваши дальнейшие взаимоотношения – решать вам.
- А сейчас дополните, пожалуйста, каждый высказывания «Я узнал, я понял, я решил».(Прил.№6) И на память от меня примите фрагмент из книги Владимира Леви «Как воспитывать родителей или Новый нестандартный ребенок» «Полусвои», прочтите дома, после домашних хлопот и забот.(Прил.№7)
- Спасибо за внимание и активное участие.
Приложение №1 притча «В поисках Истины»
По одной восточной легенде, однажды боги решили создать мир. Они создали солнце, луну, землю, небо, цветы... И, наконец, они создали ИСТИНУ.
Задумались боги: куда спрятать ИСТИНУ, что бы человек ее не сразу нашел. Им хотелось, что бы он искал ее дольше.
- Давайте спрячем ее на самой высокой горе! - сказал один.
- Давайте спрячем ее в самой глубокой яме! - предложил другой.
- Лучше спрячем ее во мраке морских глубин! - ответил третий
- Нет! Давайте скроем ее на обратной стороне луны!
Наконец самый мудрый Бог сказал:
“Нет! Мы спрячем ее в сердце человека. И он будет искать ИСТИНУ по всей вселенной, не подозревая, что носит ее в себе.”
Приложение №2
«Автомамы и автопапы»
Автоматы и Автопапы — это родители, обращающиеся со своими детьми неосознанно, рефлекторно, по стереотипам - автоматически действующим программам, без таких излишеств, как вчувствование, игра, логическое мышление, интуиция, творческое воображение, предвидение последствий или даже просто элементарная обратная связь. Кнопочная запрограммированность не даёт им возможности менять своё поведение в зависимости от его результатов. Они всегда правы.
Ошибки не замечаются. Цели (побудить, например, ребёнка учить уроки, закончить школу, быть аккуратным, .порядочным, трудолюбивым и т.д.) либо не достигаются, либо
достигаются непомерной ценой (утрата ребёнком воли — превращение в Авторебёнка, утрата уверенности и достоинства, утрата здоровья душевного и физического), либо достигаются cо знаком наоборот (отвращение к учёбе, труду, культуре
духовности и к самой жизни, бегство в компьютер, алкоголь, наркоту)...
Из-за постоянного pассогласовывания желаемого и действительного (превратить ребенка в Авторебенка не так-то просто) Автомамы и Автопапы пребывают, в основном, в состоянии недовольства, раздражения и злости. Щедро награждая ребёнка отрицательными определениями, черными характеристиками, всячески внушают ему, что он плох, ни к чему стоящему не способен, что не достоин любви и жизни, что зря
родился … «Меры воздействиям сводятся, в основном, к приказаниям; попрёкам,
ругани и угрозам, то есть наказаниям психическим, а при большой злобности
и физическим. Сама жизнь ребёнка таких родителей становится сплошным наказанием и бегством от наказания... Автомамы и Автопапы неосознанно переносят (проецирует) на ребёнка свое собственное недовольство жизнью и самими собой, свой неутолённый,
зашкаленный голод по человечности, доверию и любви, свое духовное запустение... Те, которым так и не удастся выйти на уровень хотя бы элементарной самокритичности,
с годами превращаются в заплесневелых, психологически слабоумных мамонтов-папонтов. Плодят следующие поколения автородителей мамуасов и папуасов...
Я ещё лет в восемь-девять сообразил, что мои родители — автоматы, пытающиеся мной управлять по модели «Кнут-Пряник» в соотношении приблизительно 6:1. Всё надеялся, что когда-нибудь можно будет с ними общаться просто по-человечески, не получая оценок и указаний. К двенадцати потерял надежду. Развил методы встречного управления: стал виртуозом вранья, симуляции, халтуры и охмурёжа. Все душевные
силы уходили на эту игру в непоймайки, весь смысл жизни свёлся, так сказать, к имиджу, не отличал уже в себе настоящее от показушного, тайно себя ненавидел и презирал за это... И всё верил, что вот стану взрослым и независимым, и будут у меня свои дети, и всё будет не так, всё только искренне, полюбовно и понимаючи. Ничего подобного. Стал папашей и с ужасом обнаруживаю, что автомат-родитель сидит и во мне, двигает моим
мозгом, руками и языком. То и дело ругаю и луплю сына — чтобы не безобразничал, чтобы не мешал, чтобы учился, чтобы не лез не в свои дела, чтобы не был собой, короче...
Иногда вяло и натужно хвалю, иногда дарю подкупающие подарки и вижу: раскусывает, понимает — зачем... Ничего более вразумительного не могу придумать. Играть с ним — с души воротит, больше десяти минут не выдерживаю, да и ему скучно — чувствует, что мне это не интересно... Угрожаю дочке всеми ужасами, чтобы не вредничала, не ныла и не
хамила, напрочь не выношу и не понимаю её истерик, завожусь жутко... В общем, оказывается, и я есть Автомат Автоматович Автоматов, и жена моя Автомать Автоматьевна... Зачем, как вы думаете, приходят пациенты в психотерапевтический кабинет? Чтобы лечиться от заиканий, бессонниц, депрессий, от импотенции, неврозов, психозов, комплексов? Да, но вот главное: все они приходят за тем, чтобы снова узнать, что они дети и что, несмотря ни на что, они хорошие дети, и несмотря ни на что, жить можно, и жить хорошо. Вот и всё. Так просто. И это главное. И вот в этом простом и главном нуждается каждый день ребёнок. Этого простого и главного ждёт от нас каждый день, как от 6ога. И посему, несмотря ни на что, примем заповедь: КАЖДЫЙ ДЕНЬ С РЕБЕНКОМ НАЧИНАЙТЕ РАДОСТЬЮ, ЗАКАНЧИВАЙТЕ МИРОМ!
Владимир ЛЕВИ
«Отпечатки»
Родитель! С тебя лепится первообраз мира. Глубина и мощь отпечатка, оставляемого тобой в детской душе, никакому сравнению не поддается — сильнее этого только сама Природа.
Может быть, он забыл тебя и не вспоминает долгие годы, лица твоего не знает... Может, и не хочет знать — но ты в нем навсегда, узнаваемо и неузнаваемо, в утверждении и в отрицании. Иной, непохожий, отвергающий тебя, кажется, всем существом — всю жизнь будет искать тебя и с тобой бороться, будет ждать и любить, находить и не узнавать. Всю жизнь — прижиматься и убегать, улыбаться и плакать...
И не проведает, как тебя много в нем...
Мир ребенка — маленький мир, кажущийся тебе ничтожным, но для него это Вселенная. Этот мир строится из чудом уцелевших кусочков твоего позавчерашнего утра. Но ты не узнаешь, ты не видишь... Этот мир хрупок. Пытается подражать твоему, но, как сон, отклоняется, рассыпается... В нем другое пространство, другое время.
Ты думаешь, твой ребенок живет с тобой и благодаря тебе?.. Нет, ребенок живет только рядом, живет своей жизнью. Ребенок-гость в доме, притом и неблагодарный гость. Не знает цены ни деньгам, ни времени, ни здоровью, а потеряв игрушку, приходит в отчаяние. Глупый маленький эгоцентрик, занимается ерундой, не желает знать, что почем и как все дается... Не понимает твоей любви, мешает тебе жить, мешает работать и управлять им ради его же блага — безумный слепец, сопротивляющийся поводырю! ..
Да, все так: твое чадо — маленькая модель человечества.
И ты был таким же и остаешься. Маленький детеныш Истории, несущий в себе отпечатки всех прежних жизней...
Помни: каждый конфликт, каждая крупная ссора, каждый удар по самооценке оставляют в душе следы на всю жизнь. Конфликты неразрешенные, подавленные — вылезают, как крысы, из щелей памяти; принимают вид невроза, отравляют любовь...
Не зарывайся в сиюминутность — остерегись утерять большие ценности в погоне за меньшими. Бойся сужения сознания!
Если недоверие, отчуждение и война составляют основной фон, атмосферу ваших отношений, ребенок понесет их с собою и дальше как мешок с отравляющими веществами, будет терзать душу себе и другим.
Окончит то-то, станет тем-то, добьется того-сего — но если ценой утраты жизнерадостности, ценой потери души?
Ты хочешь своему ребенку добра и только добра. Ты заботлив, предусмотрителен, требователен, иначе нельзя... Но спроси себя, где кончается ему (ей) это хорошо, это нужно и начинается субъективное: я этого хочу — твоя воля — страшная воля властвовать - подменять собою судьбу?..
Не забыл ли ты, что ребенок - не твое продолжение в том узком смысле, который ты в это вкладываешь, не актер твоего спектакля, не кукла?
Не забыл ли, что это живая душа, которую ты не знаешь, тайна вселенская, которую не постиг?
Что это и есть твое настоящее продолжение?
Владимир ЛЕВИ
Приложение №3
На что жалуются родители? На что жалуются подростки? Предлагаем вашему вниманию несколько реплик представителей «отцов» и «детей»:
МАТЬ: «Моя 14-летняя дочь совсем от рук отбилась: она вообще не реагирует, когда я прошу ее что-нибудь сделать. Делает такой вид, будто меня и нет вовсе рядом. Но я же знаю, что она не глухая: она отлично слышит магнитофон и телевизор и без проблем общается с подругами по телефону. А мне уже надоело повторять: «Сколько раз тебе говорить?!!» — все равно нет никакого ответа. «Отстань!»— и то не всегда соизволит сказать. На сегодня ее стандартные реакции на мои просьбы и вопросы таковы: «Вынеси мусор» — молчание; «Ты сделала домашнее задание?» — выходит из комнаты; «Когда ты уберешь в своей комнате?» — начинает играть в компьютерную игру. Я так больше не могу!!! Что делать?»
ДОЧЬ: «Она думает, что я глухая или дурная! Повторяет по сто раз то, что можно сказать один раз. Ну не всегда я это выполняю, так ведь все не упомнишь. А она — нет, чтобы по порядку мне требования свои выдвигать — все сразу свалит на голову, и разбирайся, как хочешь. То ли с собакой срочно гулять, то ли на не убранном со вчерашнего дня письменном столе убирать («Я же тебе сотый раз напоминаю!»). Я же не чудо-машина какая-нибудь, которая все помнит, в нужный порядок выстраивает и одновременно выполняет, мне и с подружкой поболтать охота, и сериал посмотреть!»
МАТЬ: «Мой Антон рос добрым и спокойным мальчиком с хорошими манерами. Но сейчас у Антона наступил так называемый «трудный» возраст. Ему 13 лет, он уже, по его словам, полностью ощущает себя взрослым, но с этой взрослостью в нем появились совершенно новые черты — он перестал слушаться, все время грубит, пререкается, что бы я ему ни сказала, о чем бы ни попросила. Я слышу только небрежно брошенные: «Ага, сейчас!», «Ты мне не указывай!», «Что ты вообще понимаешь?» и т. д. Не знаю, почему вдруг он стал таким и что теперь делать...»
СЫН: «Как объяснить предкам, что я уже не маленький мальчик, а наконец-то становлюсь взрослым?! Хочу, чтобы со мной и разговаривали соответственно. а то перед друзьями даже неудобно бывает, когда мама меня Антончиком называет, печется обо мне, как о маленьком. Я уже вырос! Мужиком становлюсь. Как мне еще разговаривать? А когда я им на равных как-то лихо отвечу — та-акие скандалы с причитаниями начинаются. Так что они понимают?! Даже поговорить как следует не могут».
Приложение №4
Манипулятивные способы подростков:
1. ПЛАЧ. Когда они хотят чего-либо, они ноют и плачут.
2. УГРОЗА. «Ага! Вы так! Ну, так я брошу школу», «Я могу попасть в беду».
3. СПЕКУЛЯЦИИ. «Ты меня не любишь, иначе бы ты...».
4. СРАВНЕНИЕ. «Ни у кого нет таких коротких волос», «У всех есть ангорские свитера», «Других не заставляют мыть руки каждые пять минут».
5. ВЫМОГАТЕЛЬСТВО (или ШАНТАЖ). «Наверное, я заболею», «Я скажу папе, что ты прячешь от него этот счет».
б. НАСТРАИВАНИЕ одного родителя против другого. «Мама не пускает меня в кино, как же так, па?», «Попроси отца дать мне машину, а то он категорически отказывает мне, представляешь?»
7. ЛОЖЬ. «Мы идем в библиотеку» (ни словом не упомянув о вечеринке, которая будет после этого), «Я ни при чем», «Я не брал этого».
8. ПОДАВЛЕННОЕ СОСТОЯНИЕ. Впасть в демонстративную депрессию, чтобы вынудить мать сделать то, что он хочет — «она же должна меня утешить!»
Манипулятивные способы родителей: .
1. МАНЯЩИЕ ЯБЛОКИ. «Убери двор, и я дам тебе кредитную карточку», «Отнеси мусор, и я подброшу тебе на карманные расходы», «У меня два билета на футбол. Будь молодцом, и мы посмотрим эту игру».
2. УГРОЗЫ. «Я думаю, мне следует сходить в школу и узнать о твоих успехах».
3. СРАВНЕНИЯ. «Дима не получает столько карманных денег, сколько получаешь ты», «Боря учится лучше тебя», «Мне нравится Тема, он такой вежливый».
4. НЕИСКРЕННИЕ ОБЕЩАНИЯ. «Ты сможешь как-нибудь сходить в киноцентр», «Я поговорю с одним человеком относительно летних занятий», «Мне хотелось бы, чтобы у тебя был такой свитер».
5. ШАНТАЖ. «Я пожалуюсь отцу, и уж он-то с тобой разберется», «Как мало времени ты уделяешь домашним занятиям. Я уверена, если я скажу об этом твоему учителю, его это не порадует».
6. БОЛЕЗНЬ как средство контроля. «Если ты не перестанешь этого делать, у меня будет сердечный приступ», «Ты просто должен успокоиться — видишь, у меня начинается мигрень».
7. ЛЮБОВЬ как средство. «Ты бы не делал этого, если бы хоть капельку любил меня!».
Сравнение того и другого перечня заставляет нас предположить, что подростки и их родители беспрерывно играют в одну и ту же игру. В результате — изнуряющая манипулятивная битва. Подростки пытаются выскользнуть из шаблонов, налагаемых на них взрослыми; взрослые чувствуют, что должны прибегнуть к силовым играм.
Приложение №5
Эверетт Шостром составил «Билль о правах родителей»:
1. Сотрудничайте с нами. Не старайтесь быть инфантильнее, чем это есть на самом деле, разыгрывая беспомощность и глупость. Протяните нам руку помощи и дайте понять, что мы можем расти вместе и что мы можем на вас рассчитывать.
2. Помните, что серьезная учеба означает серьезное дело.
3. Мы не были родителями изначально — мы стали родителями в момент вашего рождения. Поэтому наш родительский стаж равен вашему возрасту. Как родители мы ровесники вам и не меньше вашего нуждаемся в помощи и поддержке. От нас зависит, какими вы станете, но и от вас зависит, какие родители получатся из нас.
4. Мы стараемся свести до минимума наши требования и пореже употреблять «ты должен». Но и вы постарайтесь развить в себе ответственность и, не дожидаясь требований, совершить акт доброй воли: «Давай я сделаю...»
5. Поймите, мы (взрослые) не менее вас способны на ошибки, и зачастую мы несостоятельны. Будьте великодушны и примите нашу способность падать.
6. Очень хотелось бы, чтобы вы не обижали нас своим невниманием, когда мы о вас заботимся. «Спасибо» — это такой стимул!
7. Старайтесь принимать наши правила, даже если не совсем понимаете их. Мы действительно иногда знаем, что лучше.
8. Не всегда ждите ответа от нас. Постарайтесь сами проанализировать и понять вопрос. Понимание вопроса важнее, чем знание ответа.
9. Помните, что нам приятен ваш интерес к нашей деятельности. Взрослые не всегда консервативны, и вы сможете полюбить немало из того, что мы делаем.
10. Постарайтесь любить нас и тогда, когда мы ошибаемся. Родители не Боги и не ангелы, хотя и стараются ими казаться.
11. Не стоит механически брать с нас пример. Не копируйте нас, подходите к этому делу творчески, будьте самими собой.
12. Постарайтесь относиться к нам как к равным. Родители отнюдь не рабы своих детей; нам тоже нужна справедливость.
13. Мы тоже нуждаемся в отдыхе. Уважайте наших друзей, как мы уважаем ваших. Наши действия могут показаться вам бессмысленными, но мы имеем на них полное право.
14. Наш дом принадлежит нам ВСЕМ. Вещи, конечно, не столь важны, как люди, но постарайтесь научиться уважать вещи, которые высоко ценят люди.
15. Мы хотим видеть вас младшими партнерами нашей семейной фирмы. Но не ведите себя так, как будто мы уже на пенсии. У нас еще активная роль в компании.
16. Учитесь принимать свои собственные решения, а мы будем любить вас вне зависимости от того, мудрыми будут эти решения или нет.
17. Мы растем и развиваемся вместе с вами. Так давайте грести вместе и в одном направлении, иначе наша семейная лодка запросто может опрокинуться.
Р. S. МЫ ЛЮБИМ ВАС!
Приложение №6
Сегодня
Я узнал(а), что____________________________________________ _________________________________________________________
Я понял(а), что____________________________________________
_________________________________________________________
Я решил(а), что ___________________________________________
_________________________________________________________
Приложение №7
Помните ли? Сперва эта кроватка была слишком просторной, потом как раз, потом тесной, потом ненужной. Но расставаться жалко..
И комната, и коридор были громадными, полными чудес и угроз, а потом стали маленькими и скучными. И двор, и улица, и эта вечная на ней лужа, когда-то бывшая океаном, и чертополох, и три кустика за пустырем, бывшие джунгли...
Помните ли Времена, когда травы еще не было, но зато были травинки, много-много травин, огромных, как деревья, и не похожих одна на другую? И сколько по ним лазало и бродило удивительных существ — такие большие, такие всякие, куда они теперь делись?
Почему все уменьшается до невидимости? Вот и наш город, бывший Вселенной, стал крохотным уголком, точкой, вот и мы сами делаемся пылинками.. Куда вce исчезает?
Может быть, мы куда-то летим? Отлетаем все дальше — от cвoeгo мира — от cвoeгo уголка — от себя…
Тьмы, откуда явился, не помню ..
Я не был сперва убежден, что ваш мир — это мой мир: слишком много было непонятного, удивительного, слишком много всего...
Но потом убедился, поверил: это мир — мой, для меня. В нем есть все, что нужно, и многое сверх того. В нем можно жить весело. Жить прекрасно, жить вечно!.. Если бы только не одна штука, называемая «нельзя»..
Безмерной значимости события происходили там, за порогом... За этой глухой стеною внутри меня — там хранится главное, там сокровища... Но попытки проникнуть — увы... Стена, мрак... глухой гул неизвестности..
Первое, что возвращается — некое виброполе...
.Два женских голоса: мелодично-высокий, нежно-небесный - это моя мама, она пела чудесно... и голос пониже, потверже, с нотками веселой иронии — бабушкин. Они были со мной раньше и ближе всех и вошли в мое существо. Все остальное уже с примесью
расстояния...
...Какой-то трехногий обшарпанный стул. Чей-то огромный башмак. Собачья морда, склонившаяся над коляской. Пара наклоненных задов крупным планом...
Словно ходил начинающий фотограф, пробовал аппарат, снимал что попало. А уже после этого, идиотически-безразличного, запоминается то, что не получается, затруднительные и отчаянные положения, когда события решительно ополчаются против тебя, а чуток спустя, когда выход находится, и жизнь опять бежит гладко, память нетерпеливо машет рукой; ну, это уже неинтересно, проваливается и вылезает у нового испытания...
...Этот мир назывался Домом. И в нем были вы — большие близко-далекие, и я верил вам. Мы были одно.
А потом что-то случилось. Появилось ЧУЖОЕ. Как и когда, не помню; собака ли, с лаем бросившаяся, страшилище в телевизоре или тот большой, белый, схвативший лапищами и полезший в pот: «Покажи горлышко! ..»
Вы пугали меня, когда я делал «нельзя», и я стал бояться. Когда вы уходили, Дом становился чужим: кто-то шевелился за шкафом, шипел в уборной...
...В солнечный день вбегаю со двора в наш дачный дам — ноги еще не очень послушные, несут меня сами, топ-топ, топ-топ — и вдруг черная дыра; с разбегу влетаю в зев подпола, ноги неудержимы, обрыв сознания...
Меня сразу вытащили, ничего не сломал, было лишь легкое сотрясение мозга... Но с этого мига затаилась во мне стерегущая чернота... Не люблю спать взаперти... Смерть, она была раньше, когда меня не было. Смерть была мной — другим...
Прибавилось спокойствия, когда Выяснилось, что Дом, мир мой-и-ваш, мой-и-наш — может перемещаться, как бы переливаться в чужое — когда, например, мы вместе гуляем или куда-нибудь едем.
Со своими возможно все, и чужое уже не страшно, уже полусвое. И когда Вы начали оставлять меня в чужом одного («Ты теперь будешь ходить в детский сад, там такие же мальчики и девочки, как и ты, и никто не плачет»), я плакал, но ждал вас и верил.
Как же долго я думая, что мой Дом — это мир единственный главный и лучший — Большой Мир! А все чужое — пускай себе, приложение, постольку поскольку...
...Запахи и цветы в детстве так резко-близки, так ошеломительны, так взрывают мозг... Одуванчик — восторг, брызги солнца! Колокольцы радости, ландыши! Песнь блаженства, сирень! Акация - упоение... Господи, я но зря родился: я видел, вдыхал, обнимал Белую Акацию) Ничего больше не нужно...
...Как долго считал я Вас самыми главными существами на свете! Но Вы так упорно толкали меня в чужое, отдавали ему — и чужого становилось все больше, а вас все меньше. Когда осваиваешься — ничего страшного. Есть опасности, зато интересно. Здесь встречали меня большие, как вы, и маленькие, как я, и разные прочие...
Школа моя — тоже Дом: шумный, сердитый, веселый, загадочный, скучный — да, целый мир, полусвой, получужой. Среди моих сверстников есть чужие, есть никакие и есть свои. Я с ними как-то пьянею и забываю о вас...
Почему мой Дом с каждым годом становится все теснее, все неудобнее, неуютнее?
Почему вы год от года скучнеете? Да вот же в чем дело: наш Дом — это вовсе не Большой Мир, это маленький! Только один из множества и не самый лучший...
Вы вовсе не самые большие, не самые главные. Вы не можете победить то, что больше вас, вам не увидеть невидимого. Вы не можете оградить меня от чужого ни в школе, ни во дворе, ни даже здесь, дома, вон его сколько лезет — из телевизора, из компьютера, из меня самого! .. А у вас все то же — «нельзя» и «давай-давай»...
Не самые большие — уже перегнал вас, не самые сильные и умные. Это все еще ничего... Но знали бы вы, как больно и страшно мне было в первый раз заподозрить, что вы и не самые лучшие. Конец мира, конец всему...
Если мне только так кажется, думал я, то я изверг и не достоин жизни. Если не вы, давшие мне жизнь, лучше всех, то кто же? Если не верить вам, то кому же?.. Значит, полусвои и вы?..
Где же мой Дом? Где-то там, в Большом Мире?.. Но как без вас? Я еще ничего не знаю и ничего не умею, а Большой Мир неприступен; все заняты и все занято — в Большой Мир надо еще пробиться, в Большом Мире страшно...
У меня есть друзья, но они будут со мной лишь до той поры, пока не найдут своего Дома, мы в этом не признаемся, но знаем: мы тоже полусвои...
А Вы стали совсем маленькими — невидимыми: потерялись. Я ищу вас, родные, слышите?.. Ищу вас и себя...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"
В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Второе направление из концепции воспитательной системы классного руководителя. Работа учителя по популяризации правильного питания и организация горячего питания среди учащихся
краткое описание системы работы по популяризации правильного питания и организации горячего питания...
ПАМЯТКА «Как классному руководителю работать с педагогически запущенными детьми»
ПАМЯТКА«Как классному руководителю работать с педагогически запущенными детьми»...
Условия успешной деятельности классного руководителя. Работа с детьми "группы риска".
Условия успешной деятельности классного руководителя. Работа с детьми" группы риска". Суицидальные склоннсти подростка....
Классный руководитель - работа с "трудными"
Когда говорят о детях «группы риска», трудных детях, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления — трудность работы с эти...
Консультация для классных руководителей "Работа классного руководителя по выявлению детей группы "рика"
Профилактическая работа...
Консультация для классных руководителей "Работа с учащимися, состоящими на различных формах учета"
Прафилактическая работа...