Открытый классный час о здоровом образе жизни: "Мониторинг по определению уровня физической работоспособности" ( с приглашением младшего научного сотрудника кафедры физической культуры и спортивных дисциплин МГОСГИ - Ефремовой Е. В.) МБОУ СОШ № 6
классный час (6 класс) на тему

 

Открытый классный час ЗОЖ (здоровый образ жизни):

 определение максимального потребления кислорода – основного показателя работоспособности с помощью степ-теста;

 определение относительных величин МПК для определения индивидуальной работоспособности каждого ученика;

 на основе полученных данных  дать рекомендации по изменения режима двигательной активности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл степ-тест193.46 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка открытого внеклассного мероприятия

«Мониторинг по определению уровня физической работоспособности»

( с приглашением  младшего научного сотрудника кафедры теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин  МГОСГИ)

МБОУ СОШ №6

 г.Озёры

учитель:

Ефремова

Татьяна Алексеевна


«Мониторинг по определению уровня физической работоспособности»

 

Цели:  определение уровня физической работоспособности.

   

Задачи:  

  1. определение максимального потребления кислорода – основного показателя работоспособности с помощью степ-теста;
  2. определение относительных величин МПК для определения индивидуальной работоспособности каждого ученика;
  3. на основе полученных данных  дать рекомендации по изменения режима двигательной активности

План мероприятия:

  1. Вступительное слово классного руководителя и младшего научного сотрудника Ефремовой Е.В.
  2. Проведение степ-теста.
  3. Вычисление мощности  собственной работы.
  4. Обработка результатов
  5. Рекомендации по изменению  режима двигательной активности.

Ход мероприятия:

  1. Физическое здоровье человека - это не только отсутствие болезней, но и определенный уровень физической подготовленности и функционального состояния организма. Основным критерием физического здоровья человека следует считать его энергопотенциал, т.е. возможность потреблять энергию из окружающей среды, накапливать ее и мобилизовать для обеспечения физиологических функций. Чем больше организм может накопить энергии, а также чем эффективнее ее расходование, тем выше уровень физического здоровья человека. Основным показателем  возможностей организма является величина потребляемого кислорода в единицу времени (максимальное потребление кислорода - МПК). Соответственно, чем выше показатель Максимального потребления кислорода, тем большим физическим здоровьем обладает человек.

Максимальное потребление кислорода (МПК) – это такое количество кислорода, которое организм способен усвоить (потребить) в единицу времени (берется за 1 минуту). Не надо путать с тем количеством кислорода, которое человек вдыхает легкими, т.к. только часть этого кислорода в конечном счете поступает к органам. Говоря образно, нам требуется мощный и эффективный насос с исправными шлангами  для того, чтобы доставлять нашу обогащенную кислородом кровь к мышцам.

Понятно, что чем больше организм способен усвоить кислорода, тем больше у него вырабатывается энергии, которая расходуется как на поддержание внутренних потребностей организма, так и на совершение внешней работы.

Возникает вопрос, неужели именно количество кислорода усвояемого организмом в единицу времени   определяет  уровень физического здоровья человека. Как это не странно может показаться на первый взгляд, но это именно так.

Рассмотрим такой вот пример:

Представим себе, что мы хотите забежать на десятый этаж многоэтажного дома. И скажем, если первые два этажа многоэтажки вы сможете пробежать в достаточно быстром темпе, то уже к третьему или четвертому этажу будете задыхаться. Произойдет это потому, что вас наступит дефицит кислорода, и вы почувствуете, что не больше не сможете бежать дальше в том же темпе.

Догадываетесь почему?

Да-да, именно потому, что из-за недостатка кислорода в ваших мышцах, все углеводы, которые необходимы для того, чтобы образовать энергию, не успевают полностью расщепляться, и расщепляются, образовывая молочную кислоту, избыточное количество которой приводит к знакомой многим спортсменам боли в мышцах, чувству усталости, и в конце-концов прекращению движения. 

Итак. Если снизите свою скорость значительным образом, то уже через пару этажей вы снова нормализуете свое дыхание  и у вас получится подняться на десятый этаж, только в более умеренном темпе.

Однако если же вы будете пытаться сохранять быстрый темп и скорость, дефицит кислорода резко возрастет  и вы быстро начнете задыхаться и почувствуете очень сильное сердцебиение.

Таким вот образом и выходит, что чем быстрее мы движемся, чем чаще наше дыхание, чем быстрее бьется наше сердце, тем пройденная дистанция короче.
А сейчас представьте, что по мановению волшебной палочки у вас вырос МПК. Что же дальше будет?

А будет вот что: При том же самом подъеме на последний этаж десятиэтажки, дефицит кислорода у вас наступит существенно позже (скажем на шестом или даже седьмом этаже). Между прочим именно это и называется выносливостью.

Что нам даёт нам рост МПК? С увеличенным МПК у вас получится расходовать больше энергии, а значит снизить вес. А это как раз то самое, что многим  требуется!

И, можете мне поверить, что не имеет значения, по большому счету, чем или где вы там станете тренироваться: бегом трусцой, бегом вверх по этажам, ходьбой, плаванием, танцами, фитнесом, на велотренажерах или беговой дорожке, в конечном итоге ЛЮБОЕ ПОДОБНОЕ ЗАНЯТИЕ СВЕДЁТСЯ К РОСТУ УРОВНЯ МПК!

Связь между величиной МПК и состоянием здоровья впервые была обнаружена американским врачом Купером. Он показал, что люди имеющие уровень максимального потребления кислорода 42 мл/мин/кг и выше, не страдают хроническими заболеваниями и имеют показатели артериального давления в пределах нормы. Более того, была установлена тесная взаимосвязь величины максимального потребления кислорода и факторов риска ишемической болезни . Минимальная предельная величина максимального потребления кислорода для мужчин 42 мл/мин/кг, для женщин – 35 мл/мин/кг. Показатели МПК детского возраста приводим в таблице.

  1. Проведение степ-теста

  

  1. Испытуемый выполняет степ-тестовую нагрузку на ступеньке высотою 33 см при частоте подъемов 24 (для детей младшего возраста) или 30 (для всех остальных возрастных групп ) шагов в мин. в течение 5 минут. Сразу после нагрузки определяется ЧСС за 15-20 сек. времени (с умножением на 4 или 3) Затем пользуясь номограммой по мощности работы (N = 0,33 х 24 х Р х 1,3 ) и соответствующей ей ЧСС находят абсолютное значение МПК.

  1. Обработка результатов

Показатели МПК

Уровни

Возраст, лет

10—11

12—13

14—15

16—18

19—29

30—39

40—50

Мальчики, юноши, мужчины

Абсолютная величина

Низкое

Менее 1,0

Менее 1,2

Менее 1,4

Менее 2,1

Менее 2,4

Менее 2,2

Менее 1,8

МПК, л/мин

Ниже среднего

1,0—1,2

1,2—1,6

1,4—1,9

2,1—2,6

2,4—2,9

2,2-2,7

1,8—2,2

Среднее

1,3—1,7

1,7—2,1

2,0—2,6

2,7—3,3

3,0—3,8

2,8—3,4

2,3—2,8

Хорошее

1,8—2,0

2,2—2,6

2,7—3,2

3,4—3,9

3,9—4,4

3,5—4,0

2,9—3,3

Отличное

Более 2

Более 2,6

Более 3,2

Более 3,9

Более 4,4

Более 4

Более 3,3

Величина МПК относительно

Низкое

Менее 32

Менее 33

Менее 33

Менее 34

Менее 35

Менее 28

Менее   22

массы тела (в пересчете на еди-

Ниже среднего

32—38

33—40

33—40

34—41

35—42

28—35

22—27

ницу массы тела), мл/мин- кг-'

Среднее

39—47

41—48

41—49

42—50

43—50

36—44

28—35

Хорошее

48—54

49—55

50—56

51—58

51—58

45—52

36—41

Отличное

Более 54

Более 55

Более 56

Более 58

Более 58

Более 52

Более 41

Девочки, девушки, женщины

Абсолютная величина

Низкое

Менее 0,8

Менее 1,1

Менее 1,2

Менее 1,3

Менее 1,2

Менее 1,0

Менее 0,8

МПК, л/мин.

Ниже среднего

0,8—1,1

1,1 — 1,3

1,2—1,5

1,3—1,5

1,2—1,5

1,0—1,3

0,8—1,1

Среднее

1,2—1,5

1,4-1,7

1,6—2,0

1,6—2,0

1,6—2,0

1,4—1,8

1,2-1,6

Хорошее

1,6—1,8

1,8—2,1

2,1—2,3

2,1—2,3

2,1—2,3

1,9—2,1

1,7-2,0

Отличное

Более 1,8

Более 2,1

Более 2,3

Более 2,3

Более 2,3

Более 2,1

Более 2

Величина МПК относительно

Низкое

Менее 24

Менее 24

Менее 24

Менее 23

Менее 21

Менее 16

Менее 11

массы    тела    (в   пересчете    на

Ниже среднего

24—31

24—29

24—29

23—27

21—25

16—20

11 — 17

единицу массы тела), мл/мин/кг

Среднее

32—39

30—37

30—35

28—33

26—31

21—26

18—24

Хорошее

40—47

38—44

36—41

34—38

32—36

27—32

25—31

Отличное

Более 47

Более 44

Более 41

Более 38

Более 36

Более 32

Более 31

        

   

Определение максимальной аэробной способности (МПК)

П.Астранд и И.Риминг * разработали номограмму, которая дает возможность прогностически, косвенно определить МПК у обследуемых на основании физиологических изменений  в организме при нагрузках субмаксимальной мощности.

Испытуемый выполняет степ-тестовую нагрузку на ступеньке высотою 33 см при частоте подъемов 24 (для детей младшего возраста) или 30 (для всех остальных возрастных групп ) шагов в мин. в течение 5 минут. Сразу после нагрузки определяется ЧСС за 15-20 сек. времени (с умножением на 4 или 3) Затем пользуясь номограммой по мощности работы (N = 0,33 х 24 х Р х 1,3 ) и соответствующей ей ЧСС находят абсолютное значение МПК.

           * Модифицировано для работы с детьми Б.Ф.Прокудиным (1972)


  1.   Обработав данные нашего класса (обследовали 18 человек из 32), мы увидели, что показатели  нашего класса не высоки. Лишь два человека имеют хороший и отличный показатели, у остальных  же детей МПК средний, ниже среднего и низкий.

Следовательно, детям необходимы прогулки на свежем воздухе, различные занятия на свежем воздухе, занятия в секциях.

Не имеет значения, по большому счету, чем или где вы там станете тренироваться: бегом трусцой, бегом вверх по этажам, ходьбой, плаванием, танцами, фитнесом, на велотренажерах или беговой дорожке, в конечном итоге любое подобное занятие сведётся к росту уровня МПК, а значит улучшению вашего здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ "МЫ ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ!" РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ПЫЛИ В ВОЗДУХЕ КЛАССНОЙ КОМНАТЫ.

Цель работы:  определение фактической концентрации пыли в воздухе классной комнаты и оценка вредности запыленности....

Самоконтроль младших школьников на уроках физической культуры при занятиях спортивными играми с элементами баскетбола

Во время подвижных и спортивных игр трудно удерживать дисциплину. В пылу эмоций дети забывают и о правилах выполнения упражнений и о правилах техники безопас...

Российская научная конференция "Образование, физическая культура, спорт и здоровье: анализ проблем"

Российская научная конференция "Образование, физическая культура, спорт и здоровье: анализ проблем" 29-30 ноября 2012г....

Повышение уровня физической подготовленности у школьников младших классов на уроках физической культуры средствами аэробики!

Повышение уровня физической подготовленности у школьников младших классов на уроках физической культуры средствами аэробики....

Тестовые упражнения для определения уровня физической подготовленности обучающихся 5-9 классов к рабочей программе по курсу «Физическая культура»

Данные тесты разработаны для 5-9х классов по учебному предмету «Физическая культура» и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту, учебному плану школы, рабочей...

Тестовые упражнения для определения уровня физической подготовленности обучающихся 5-9 классов к рабочей программе по курсу «Физическая культура»

Оценочные средства разработаны для проверки качества формирования  знаний, умений, навыков (УУД и компетенций) и являются действенным средством не только оценки, но и обучения....