Открытый классный час о здоровом образе жизни: "Мониторинг по определению уровня физической работоспособности" ( с приглашением младшего научного сотрудника кафедры физической культуры и спортивных дисциплин МГОСГИ - Ефремовой Е. В.) МБОУ СОШ № 6
классный час (6 класс) на тему
Открытый классный час ЗОЖ (здоровый образ жизни):
определение максимального потребления кислорода – основного показателя работоспособности с помощью степ-теста;
определение относительных величин МПК для определения индивидуальной работоспособности каждого ученика;
на основе полученных данных дать рекомендации по изменения режима двигательной активности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
степ-тест | 193.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка открытого внеклассного мероприятия
«Мониторинг по определению уровня физической работоспособности»
( с приглашением младшего научного сотрудника кафедры теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин МГОСГИ)
МБОУ СОШ №6
г.Озёры
учитель:
Ефремова
Татьяна Алексеевна
«Мониторинг по определению уровня физической работоспособности»
Цели: определение уровня физической работоспособности.
Задачи:
- определение максимального потребления кислорода – основного показателя работоспособности с помощью степ-теста;
- определение относительных величин МПК для определения индивидуальной работоспособности каждого ученика;
- на основе полученных данных дать рекомендации по изменения режима двигательной активности
План мероприятия:
- Вступительное слово классного руководителя и младшего научного сотрудника Ефремовой Е.В.
- Проведение степ-теста.
- Вычисление мощности собственной работы.
- Обработка результатов
- Рекомендации по изменению режима двигательной активности.
Ход мероприятия:
- Физическое здоровье человека - это не только отсутствие болезней, но и определенный уровень физической подготовленности и функционального состояния организма. Основным критерием физического здоровья человека следует считать его энергопотенциал, т.е. возможность потреблять энергию из окружающей среды, накапливать ее и мобилизовать для обеспечения физиологических функций. Чем больше организм может накопить энергии, а также чем эффективнее ее расходование, тем выше уровень физического здоровья человека. Основным показателем возможностей организма является величина потребляемого кислорода в единицу времени (максимальное потребление кислорода - МПК). Соответственно, чем выше показатель Максимального потребления кислорода, тем большим физическим здоровьем обладает человек.
Максимальное потребление кислорода (МПК) – это такое количество кислорода, которое организм способен усвоить (потребить) в единицу времени (берется за 1 минуту). Не надо путать с тем количеством кислорода, которое человек вдыхает легкими, т.к. только часть этого кислорода в конечном счете поступает к органам. Говоря образно, нам требуется мощный и эффективный насос с исправными шлангами для того, чтобы доставлять нашу обогащенную кислородом кровь к мышцам.
Понятно, что чем больше организм способен усвоить кислорода, тем больше у него вырабатывается энергии, которая расходуется как на поддержание внутренних потребностей организма, так и на совершение внешней работы.
Возникает вопрос, неужели именно количество кислорода усвояемого организмом в единицу времени определяет уровень физического здоровья человека. Как это не странно может показаться на первый взгляд, но это именно так.
Рассмотрим такой вот пример:
Представим себе, что мы хотите забежать на десятый этаж многоэтажного дома. И скажем, если первые два этажа многоэтажки вы сможете пробежать в достаточно быстром темпе, то уже к третьему или четвертому этажу будете задыхаться. Произойдет это потому, что вас наступит дефицит кислорода, и вы почувствуете, что не больше не сможете бежать дальше в том же темпе.
Догадываетесь почему?
Да-да, именно потому, что из-за недостатка кислорода в ваших мышцах, все углеводы, которые необходимы для того, чтобы образовать энергию, не успевают полностью расщепляться, и расщепляются, образовывая молочную кислоту, избыточное количество которой приводит к знакомой многим спортсменам боли в мышцах, чувству усталости, и в конце-концов прекращению движения.
Итак. Если снизите свою скорость значительным образом, то уже через пару этажей вы снова нормализуете свое дыхание и у вас получится подняться на десятый этаж, только в более умеренном темпе.
Однако если же вы будете пытаться сохранять быстрый темп и скорость, дефицит кислорода резко возрастет и вы быстро начнете задыхаться и почувствуете очень сильное сердцебиение.
Таким вот образом и выходит, что чем быстрее мы движемся, чем чаще наше дыхание, чем быстрее бьется наше сердце, тем пройденная дистанция короче.
А сейчас представьте, что по мановению волшебной палочки у вас вырос МПК. Что же дальше будет?
А будет вот что: При том же самом подъеме на последний этаж десятиэтажки, дефицит кислорода у вас наступит существенно позже (скажем на шестом или даже седьмом этаже). Между прочим именно это и называется выносливостью.
Что нам даёт нам рост МПК? С увеличенным МПК у вас получится расходовать больше энергии, а значит снизить вес. А это как раз то самое, что многим требуется!
И, можете мне поверить, что не имеет значения, по большому счету, чем или где вы там станете тренироваться: бегом трусцой, бегом вверх по этажам, ходьбой, плаванием, танцами, фитнесом, на велотренажерах или беговой дорожке, в конечном итоге ЛЮБОЕ ПОДОБНОЕ ЗАНЯТИЕ СВЕДЁТСЯ К РОСТУ УРОВНЯ МПК!
Связь между величиной МПК и состоянием здоровья впервые была обнаружена американским врачом Купером. Он показал, что люди имеющие уровень максимального потребления кислорода 42 мл/мин/кг и выше, не страдают хроническими заболеваниями и имеют показатели артериального давления в пределах нормы. Более того, была установлена тесная взаимосвязь величины максимального потребления кислорода и факторов риска ишемической болезни . Минимальная предельная величина максимального потребления кислорода для мужчин 42 мл/мин/кг, для женщин – 35 мл/мин/кг. Показатели МПК детского возраста приводим в таблице.
- Проведение степ-теста
- Испытуемый выполняет степ-тестовую нагрузку на ступеньке высотою 33 см при частоте подъемов 24 (для детей младшего возраста) или 30 (для всех остальных возрастных групп ) шагов в мин. в течение 5 минут. Сразу после нагрузки определяется ЧСС за 15-20 сек. времени (с умножением на 4 или 3) Затем пользуясь номограммой по мощности работы (N = 0,33 х 24 х Р х 1,3 ) и соответствующей ей ЧСС находят абсолютное значение МПК.
- Обработка результатов
Показатели МПК | Уровни | Возраст, лет | |||||||||||||
10—11 | 12—13 | 14—15 | 16—18 | 19—29 | 30—39 | 40—50 | |||||||||
Мальчики, юноши, мужчины | |||||||||||||||
Абсолютная величина | Низкое | Менее 1,0 | Менее 1,2 | Менее 1,4 | Менее 2,1 | Менее 2,4 | Менее 2,2 | Менее 1,8 | |||||||
МПК, л/мин | Ниже среднего | 1,0—1,2 | 1,2—1,6 | 1,4—1,9 | 2,1—2,6 | 2,4—2,9 | 2,2-2,7 | 1,8—2,2 | |||||||
Среднее | 1,3—1,7 | 1,7—2,1 | 2,0—2,6 | 2,7—3,3 | 3,0—3,8 | 2,8—3,4 | 2,3—2,8 | ||||||||
Хорошее | 1,8—2,0 | 2,2—2,6 | 2,7—3,2 | 3,4—3,9 | 3,9—4,4 | 3,5—4,0 | 2,9—3,3 | ||||||||
Отличное | Более 2 | Более 2,6 | Более 3,2 | Более 3,9 | Более 4,4 | Более 4 | Более 3,3 | ||||||||
Величина МПК относительно | Низкое | Менее 32 | Менее 33 | Менее 33 | Менее 34 | Менее 35 | Менее 28 | Менее 22 | |||||||
массы тела (в пересчете на еди- | Ниже среднего | 32—38 | 33—40 | 33—40 | 34—41 | 35—42 | 28—35 | 22—27 | |||||||
ницу массы тела), мл/мин- кг-' | Среднее | 39—47 | 41—48 | 41—49 | 42—50 | 43—50 | 36—44 | 28—35 | |||||||
Хорошее | 48—54 | 49—55 | 50—56 | 51—58 | 51—58 | 45—52 | 36—41 | ||||||||
Отличное | Более 54 | Более 55 | Более 56 | Более 58 | Более 58 | Более 52 | Более 41 | ||||||||
Девочки, девушки, женщины | |||||||||||||||
Абсолютная величина | Низкое | Менее 0,8 | Менее 1,1 | Менее 1,2 | Менее 1,3 | Менее 1,2 | Менее 1,0 | Менее 0,8 | |||||||
МПК, л/мин. | Ниже среднего | 0,8—1,1 | 1,1 — 1,3 | 1,2—1,5 | 1,3—1,5 | 1,2—1,5 | 1,0—1,3 | 0,8—1,1 | |||||||
Среднее | 1,2—1,5 | 1,4-1,7 | 1,6—2,0 | 1,6—2,0 | 1,6—2,0 | 1,4—1,8 | 1,2-1,6 | ||||||||
Хорошее | 1,6—1,8 | 1,8—2,1 | 2,1—2,3 | 2,1—2,3 | 2,1—2,3 | 1,9—2,1 | 1,7-2,0 | ||||||||
Отличное | Более 1,8 | Более 2,1 | Более 2,3 | Более 2,3 | Более 2,3 | Более 2,1 | Более 2 | ||||||||
Величина МПК относительно | Низкое | Менее 24 | Менее 24 | Менее 24 | Менее 23 | Менее 21 | Менее 16 | Менее 11 | |||||||
массы тела (в пересчете на | Ниже среднего | 24—31 | 24—29 | 24—29 | 23—27 | 21—25 | 16—20 | 11 — 17 | |||||||
единицу массы тела), мл/мин/кг | Среднее | 32—39 | 30—37 | 30—35 | 28—33 | 26—31 | 21—26 | 18—24 | |||||||
Хорошее | 40—47 | 38—44 | 36—41 | 34—38 | 32—36 | 27—32 | 25—31 | ||||||||
Отличное | Более 47 | Более 44 | Более 41 | Более 38 | Более 36 | Более 32 | Более 31 |
Определение максимальной аэробной способности (МПК)
П.Астранд и И.Риминг * разработали номограмму, которая дает возможность прогностически, косвенно определить МПК у обследуемых на основании физиологических изменений в организме при нагрузках субмаксимальной мощности.
Испытуемый выполняет степ-тестовую нагрузку на ступеньке высотою 33 см при частоте подъемов 24 (для детей младшего возраста) или 30 (для всех остальных возрастных групп ) шагов в мин. в течение 5 минут. Сразу после нагрузки определяется ЧСС за 15-20 сек. времени (с умножением на 4 или 3) Затем пользуясь номограммой по мощности работы (N = 0,33 х 24 х Р х 1,3 ) и соответствующей ей ЧСС находят абсолютное значение МПК.
* Модифицировано для работы с детьми Б.Ф.Прокудиным (1972)
- Обработав данные нашего класса (обследовали 18 человек из 32), мы увидели, что показатели нашего класса не высоки. Лишь два человека имеют хороший и отличный показатели, у остальных же детей МПК средний, ниже среднего и низкий.
Следовательно, детям необходимы прогулки на свежем воздухе, различные занятия на свежем воздухе, занятия в секциях.
Не имеет значения, по большому счету, чем или где вы там станете тренироваться: бегом трусцой, бегом вверх по этажам, ходьбой, плаванием, танцами, фитнесом, на велотренажерах или беговой дорожке, в конечном итоге любое подобное занятие сведётся к росту уровня МПК, а значит улучшению вашего здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ "МЫ ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ!" РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ПЫЛИ В ВОЗДУХЕ КЛАССНОЙ КОМНАТЫ.
Цель работы: определение фактической концентрации пыли в воздухе классной комнаты и оценка вредности запыленности....
"Здоровый образ жизни, понятия и определения, составляющие ЗОЖ. Олимпийское движение как одно из условий формирования здорового образа жизни"
Урок по ОБЖ в 10 классе...
Самоконтроль младших школьников на уроках физической культуры при занятиях спортивными играми с элементами баскетбола
Во время подвижных и спортивных игр трудно удерживать дисциплину. В пылу эмоций дети забывают и о правилах выполнения упражнений и о правилах техники безопас...
Российская научная конференция "Образование, физическая культура, спорт и здоровье: анализ проблем"
Российская научная конференция "Образование, физическая культура, спорт и здоровье: анализ проблем" 29-30 ноября 2012г....
Повышение уровня физической подготовленности у школьников младших классов на уроках физической культуры средствами аэробики!
Повышение уровня физической подготовленности у школьников младших классов на уроках физической культуры средствами аэробики....
Тестовые упражнения для определения уровня физической подготовленности обучающихся 5-9 классов к рабочей программе по курсу «Физическая культура»
Данные тесты разработаны для 5-9х классов по учебному предмету «Физическая культура» и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту, учебному плану школы, рабочей...
Тестовые упражнения для определения уровня физической подготовленности обучающихся 5-9 классов к рабочей программе по курсу «Физическая культура»
Оценочные средства разработаны для проверки качества формирования знаний, умений, навыков (УУД и компетенций) и являются действенным средством не только оценки, но и обучения....