КАДЕТЫ РОССИИ
статья (5 класс) на тему

Геннадий Михайлович Маркевич

История возникновения кадетских корпусов, их первые учителя и науки которые изучали кадеты. Современные кадеты и их традиции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kadety_rossii.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                       ВОСПИТАТЕЛЬ ГПД

     ГБОУ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА

     ПУШКИНСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА    

                                                                                                                            Маркевич  Г.М.                                                      

План-конспект

проведения занятия с воспитанниками и кадетами

5а класса Кадетской школы

Тема урока: КАДЕТЫ РОССИИ

Цель урока:         1. Развитие патриотического воспитания.

                               2. Воспитание исторических традиций        

                               3. Формирование желания служить Отечеству.

Изучаемые вопросы на уроке: История возникновения кадетсва

                                                                     Возникновение в России

                                                                     Великие люди кадетства

                                                                      Современный кадеты

Оборудование: ТСО, плакаты.

                                                                    ХОД ЗАНЯТИЯ

      №

Наименование учебного вопроса

Планируемое время

Вводная  часть

Проверяю наличие личного состава, его внешний вид.

Объявляю тему и цели занятия,основные вопросы по теме.

                       

                      5

Основная часть

От фр. cadet «младший» — из гаскон. capdèt «командир, начальник» (из лат. capitellum, уменьшит. от лат. caput «голова»):

младшие сыновья дворянских фамилий во Франции;

молодые дворяне во Франции и Пруссии на военной службе в солдатских чинах до производства их в офицеры;

унтер-офицеры из дворян в некоторых европейских армиях;

в дореволюционной России с 29 июля 1731 г. и в некоторых иностранных государствах звание воспитанников кадетских корпусов (средних военно-учебных заведений для детей дворян и офицеров, с 7-летним курсом), а в 80-х гг. XX в. — курсантов военно-учебных заведений (неофициально);

14 января 1701 г. указом Петра I создается московская Школа математических и навигацких наук .

              В школу было повелено принимать сыновей "дворянских, дьячих, подьячих, из домов боярских и других чинов" от 12- до 17-летнего возраста; впоследствии стали принимать и 20-летних, "нужне не токмо к морскому ходу, но и артиллерии и инженерству".

 Комплект учеников был определен в 500 человек, причем те, кто имел более пяти крестьянских дворов, содержались за собственный счет, все остальные получали "кормовые деньги".

 Учебный курс школы состоял из русской грамоты, артиллерии, геометрии и тригонометрии, с практическими приложениями к геодезии и мореплаванию; обучали и "рапирной науке". Ученики из низших сословий обучались только грамоте и счету и назначались по окончании школы писарями, помощниками архитекторов и на разные должности в адмиралтействе; ученики из дворян по окончании полного курса обучения выпускались во флот, в инженеры, в артиллерию, кондукторами к генерал-квартирмейстеру и к архитектурным делам. Дальнейшие знания они должны были получать уже на самой службе.

 В школе готовили и начальных учителей, которые рассылались по губерниям, для преподавания математики при архиерейских домах и монастырях, в адмиралтейских и цифирных школах 5.

 С учреждением в 1715 г. в Санкт-Петербурге Морской академии московская Школа математических и навигацких наук потеряла значение самостоятельного заведения и превратилась лишь в подготовительное заведение для этой академии.

      Возник по инициативе кабинет-министра графа П. И. Ягужинского и президента Военной коллегии графа Б.-К. Миниха по Высочайшему указу от 29 июля 1731 г.: "Дабы Шляхетство от малых лет к тому в теории обучены, а потом в практику годны были, ... учредить Корпус кадетов, состоящий из 200 человек Шляхетских детей от 13 до 18 лет как Российских, так и эстляндских и лифляндских провинций, которых обучать арифметике, геометрии, фортификации, артиллерии, шпажному действу, на лошадях ездить и прочим к воинскому искусству потребным наукам". Учитывая, что "не меньше нужно политическое и гражданское обучение, того ради иметь при том учителей чужестранных языков, истории, географии, юриспруденции, танцования, музыки и прочих полезных наук, дабы, видя природную склонность, по тому б и к учению определить"  25 .

 В ноябре 1731 г. был утвержден устав, в соответствии с которым в корпус принимались исключительно дворяне, уже обучившиеся грамоте; учебный курс разбивался на четыре класса и в трех высших продолжался 5 или 6 лет. Корпус разделялся на две роты сотенного состава, причем 150 воспитанников набирались из дворян российских, а 50 человек - из эстляндских и лифляндских. В дополнение к Указу от 29 июля устав определил следующие предметы обучения: русский, немецкий, французский и латинский языки, чистописание, грамматику, риторику, мораль и геральдику. Предписывалось "упражнять воспитанников в танцовании, вольтижировании и в солдатской экзерциции". Каждую треть года назначено производить кадетам частные, а в конце года - публичные экзамены, последние в присутствии самой императрицы или же "при министрах, генералитете и прочих духовных и гражданских знатных персонах".

 Выпускные кадеты, "не быв в солдатах и матросах и в других нижних чинах", предназначались прямо на службу "в полки от кавалерии или инфантерии, в фортификации или в артиллерии, в унтер-офицерские и в прапорщичьи, а которые больше знают - в подпоруческие и в поруческие, или тому подобные гражданские чины или ранги" .

 Создаваемому кадетскому корпусу на Васильевском острове были выделены дворец А.Д. Меншикова, за несколько лет до этого отправленного в Сибирь, и обширная территория, прилегающая к нему.

 Официальное открытие корпуса состоялось 17 февраля 1732 г. И хотя в этот день в нем числилось всего 56 воспитанников, уже в следующем месяце их оказалось более 300. К середине года был утвержден новый штат корпуса на 360 человек с разделением кадет на три роты .

    Посетив в период директорства Ф. А. Ангальта кадетский корпус, Екатерина II назвала его "рассадником великих людей".

 За первые 70 лет существования из кадетского корпуса было выпущено 3300 воспитанников, в их числе выдающиеся деятели на поприще военной и государственной службы, науки и искусства: генерал-фельдмаршалы Петр Александрович Румянцев, выпускник 1740 г., Александр Александрович Прозоровский (1736) и Михаил Федотович Каменский (1755); генералы Михаил Никитич Волконский (1736), Петр Иванович Репнин (1737), Иван Иванович Веймарн (1740), Петр Иванович Мелиссино (1750), Михаил Васильевич Каховский (1757); генерал-прокуроры Александр Алексеевич Вяземский (1747) и Александр Андреевич Беклешов (1764), адмирал ИМ11^1ошшшг^_Голенищев-Кутузов (1743), генерал-инженер Михаил Иванович Мордвинов (1747), директор первого русского театра Александр Петрович Сумароков (1740), русские писатели-трагики Михаил Матвеевич Херасков (1751), Владислав Александрович Озеров (1787) и Матвей Васильевич Крюковский (1798), посол России в Турции в период русско-турецкой войны 1768 - 1774 гг., действительный тайный советник Алексей Михайлович Обресков и многие другие.

 Высочайшим указом от 10 марта 1800 г. Императорский (с 1756) Сухопутный Шляхетный кадетский корпус был переименован в 1-й кадетский корпус.

        В 1907 г. 1-й кадетский корпус отметил свой 175-летний юбилей. За это время в его стенах было воспитано 95 георгиевских кавалеров 34. В числе первых обладателей этой самой почетной среди русского воинства награды - воспитанник кадетского корпуса граф П. А. Румянцев-Задунайский, награжденный 27 июля 1770 г. орденом св. Георгия 1-й степени "за одержанные над неприятелем знаменитые победы при Лар-ге 7 июля и под Кагулом 21 июля 1770 г."  

 Среди кавалеров ордена св. Георгия 2-й и 3-й степеней Александр Прозоровский и Михаил Каменский; 2-й и 4-й - Карл Толь; 3-й и 4-й степеней - Давид Михельсон, Яков Гине, Павел Чоглоков, Яков Потемкин.

 Стали георгиевскими кавалерами за отличие в сражениях с французами в 1812-1815 гг. - 11, в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг. -30 и в русско-японскую войну 1904-1905 гг.- 18 выпускников 1-го кадетского корпуса.

      В Добровольческих войсках вместе с взрослыми воевали и дети, подростки, по большей части курсанты кадетских училищ. Когда генерал барон Петр Николаевич Врангель возглавил армию, он распорядился собрать разбросанных по боевым частям кадет, вывести из боев с тем, чтобы продолжить учебу в сводном Крымском Кадетском Корпусе. Вместе с войсками кадеты переместились в Сербию, где кадетские корпуса продолжали действовать. Там учился и А.Г. Лермонтов, который высоко ценил кадетское братство .

         Выпускники русских корпусов в Югославии - последние представители Белого Движения. Разбросанные по всему миру, они не теряют связи между собой, собираются на ежегодные встречи и издают свои журнал "Кадетская перекличка".

 История помнит имена великих или видных. Большинство кадет попало за границу в детском возрасте, они только мечтали о подвигах во имя России и умирали известными только узкому кругу друзей. От них остаются лишь скупые строки некрологов. Я начал перегружать эти строки со страниц журнала "Кадетская перекличка". Журнал этот в России - редкость, а в интернет забредают чаще, чем в библиотеки, особенно молодые. МАРТИРОЛОГ этот буду по мере сил ее расширять, и буду рад, если кто-нибудь сможет в этом помочь.

                 

                  35

Заключительная часть

Объявляю об окончании занятия напоминаю тему, цели, и учебные вопросы

Отвечаю на вопросы обучаемых

                  5

                                        ВОСПИТАТЕЛЬ ГПД                                                       Г.М. Маркевич


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к внеклассному мероприятию "Морские кадеты - слава России"

презентация к сценарию "Морские кадеты - слава России"...

Технологическая карта внеклассного мероприятия "Морские кадеты - слава России"

Классный час, посвящённый кадетским традициям. В данном сценарии 4 информационных блока, которые ведут "военные историки" и "знатоки кадетских традиций", и 4 разговорных блока, в котором обсуждение ор...

Методическая разработка классного часа "Морские кадеты - слава России"

В данной разработке помещены материалы для подготовки внеклассного мероприятия (информационные и слайды презентации)....

Кадеты России

Набор типовых нормативных документов для организации кадетских классов...

Международный слет кадет России и Зарубежья

Международный слет кадет России и Зарубежья...

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ КАДЕТ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "КАДЕТЫ - БУДУЩЕЕ РОССИИ!"

Глобальные  изменения приоритетов в государственном устройстве России, ориентированном на восстановление духовных и интеллектуальных ценностей личности обусловили формирование высокого социальног...

Особенности военной подготовки кадет в дореволюционной России.

Кадетские корпуса – одно из самых значительных явлений в истории военно-учебных заведений России, да и в истории российского просвещения в целом. Они являлись первоначальной ступенью к подготовк...