Особенности военной подготовки кадет в дореволюционной России.
статья

Кадетские корпуса – одно из самых значительных явлений в истории военно-учебных заведений России, да и в истории российского просвещения в целом. Они являлись первоначальной ступенью к подготовке офицеров и гражданских служащих.

Период возрождения данного вида образовательных учреждений демонстрирует повышенный интерес к военному делу среди подростков, а также растущий престиж армии в целом. Лучший опыт, накопленный на протяжении столетий, находит отражение в структуре и системе обучения современных кадетских корпусов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности военной подготовки кадет в дореволюционной России.

Герасименко Татьяна Сергеевна,

воспитатель учебного курса ФГКОУ

«Ставропольское президентское кадетское училище»

Кадетские корпуса – одно из самых значительных явлений в истории военно-учебных заведений России, да и в истории российского просвещения в целом. Они являлись первоначальной ступенью к подготовке офицеров и гражданских служащих.

С самого начала Кадетские корпуса имели двоякую цель: они должны были давать военное и гражданское образование, готовить офицеров для армии и гражданских чиновников для государственных учреждений. Эта цель сохранилась за Кадетскими корпусами до 1863 года.

В царской России с момента учреждения Анной Иоанновной в 1731 г. «Корпуса кадет шляхетских» и до закрытия осенью 1920 г. последнего кадетского корпуса в разные годы в общей сложности существовало около пятидесяти кадетских корпусов или военно-учебных заведений, схожих по своей сути с кадетскими корпусами. За пределами России после Октябрьской революции в разное время функционировало до пяти русских кадетских корпусов. 

С 1732 года начинается первый этап в создании и развитии первых российских кадетских корпусов с направленностью их на общее образование и дворянское воспитание.

Создание Петром регулярной армии, вооруженной современным оружием, вызвало необходимость готовить в самой России командный состав для руководства воинскими подразделениями и частями. Сложившаяся к началу XVIII в. система подготовки офицерских кадров была не в состоянии снабдить армию офицерами. Потребность в хорошо обученных профессиональных офицерских кадрах из года в год возрастала, поэтому стало ясно, что только солдатская служба к получению офицерского звания оставаться уже не может. Достичь положительного результата можно было лишь в случае организации соответствующих военно-учебных заведений. Всего в России в XVIII веке было основано четыре кадетских корпуса, в XIX веке еще двадцать два [6].

В 1701 году, в Москве открывается Навигацкая школа – первое в стране учебное заведение для подготовки специалистов зарождавшегося в это время военно-морского флота. В 1715 году, при учреждении в Петербурге Академии морской гвардии, Навигацкая школа составила ее первоначальную основу. Эта школа обучала не только мореходным наукам, но и давала широкий круг знаний по артиллерии, фортификации и геодезии.

Таким образом, Петр I положил начало созданию системы военного образования в России [5].

В январе 1730 г., императрица Анна Иоанновна, взошедшая на престол и заручившись поддержкой со стороны президента Военной коллегии графа Б.К. Миниха и посла России в Берлине графа П.И. Ягужинского, приняла решение учредить в России кадетский корпус, целью которого была подготовка офицерских кадров для армии и флота России.

Исследователи и историки, анализировавшие деятельность корпуса кадетов в первые годы его существования, пришли к выводу, что корпус не мог дать всем молодым людям, поступившим в него на учебу, полного и разностороннего общего образования. Это касалось как подготовки к службе в российской армии, так и к гражданской службе. Но именно в этот период наметились такие тенденции, как дальнейшая специализация военного образования и выделение необходимых приоритетов в подготовке будущих офицеров [3].

Закон, изданный в царствование Петра III (1761-1762) и подготовленный И.И. Шуваловым, объединил все существовавшие тогда военно-учебные заведения, включая Морской кадетский корпус, в одно расширенное заведение на 920 воспитанников, разделенных на 8 рот, с одним кавалерийским эскадроном для подготовки офицеров как для армии и артиллерии, так и для флота. Впоследствии, окончательное объединение этих учебных заведений стало началом истории Морского кадетского корпуса, которое в разные годы прославилось своими выпускниками, знаменитыми адмиралами и флотоводцами.

Однако постановление было отменено Екатериной II сразу после того, как она в результате переворота взошла на российский престол. Именно в период ее царствования произошли разительные перемены в кадетском образовании. В качестве главных были приняты два условия: прием в Корпус детей не старше 6 лет и безотлучное пребывание в Корпусе в течение 15 лет при редких свиданиях с родственниками.  25 октября 1762 г. по указу Екатерины II (1762 – 1796) на базе Соединенной артиллерийской и инженерной школы создается Артиллерийский и Инженерный шляхетский кадетский корпус (с 1800 г. – 2-й кадетский корпус) для подготовки офицеров для артиллерийских и инженерных частей. Примечательно, что в «Расписании наук для пяти возрастов воинского и гражданского звания» (таблица 1), помещенного в Устав Инженерного шляхетского кадетского корпуса, все науки были разделены на четыре категории:

Таблица 1.

«Расписание наук для пяти возрастов воинского и гражданского звания»

1. Руководствующие к познанию прочих наук

1. Логика

2. Красноречие
3. История священная и светская

2. Предпочтительно нужные гражданскому званию

1. Нравоучение

2. Всенародное право

3. Экономия государственная

3. Полезные

1. Тактика (навтика), или сведения о морском искусстве

2. Воинское искусство
3. Фортификация и артиллерия

4. Художества

1. Рисование

2. Живопись
3. Гравирование
4. Делание статуй
5. Архитектура
6. Музыка
7. Танцевание

Анализ данного перечня предметов и их иерархии позволяет сделать вывод о том, что специальное (военное) обучение здесь стояло далеко не на первом месте [5]. Тем не менее, в программу обучения входили строевые занятия (экзерциции), проводимые на корпусном плацу с оружием и без него, и верховая езда в манеже. Для практических занятий по артиллерии и инженерному делу кадеты отправлялись в лагерь на Выборгской стороне, где осваивали фейерверочное искусство, стреляли из пушек по целям, строили укрепления, овладевали основами минного искусства [1].

Корпус просуществовал до революции 1917 г. Последнее его наименование: «2-й кадетский императора Петра Великого корпус». Этот период принято считать первым этапом в формировании кадетского образования в России [3].

Второй этап становления кадетских корпусов знаменуется зарождением и апробацией новой формы организации военного обучения («План организации военного обучения», 1805 г.). 19 марта 1805 г. был учрежден особый Совет о военно-учебных заведениях, переименованный впоследствии в Главный штаб. В губерниях стали открываться военные училища, являвшиеся общеобразовательными подготовительными школами для столичных кадетских корпусов. После 1835 года многие из них были преобразованы в кадетские корпуса. В целом, к середине XIX в. в Российской империи было создано 19 кадетских корпусов.

До преобразований 1860-х годов кадетские корпуса первой половины XIX века совмещали в своей учебной программе общеобразовательный и военно-специальный курсы, и выпускали окончивших курс непосредственно в офицеры. Вследствие этого, кадеты должны были не только усвоить учебную программу, но и настолько ознакомиться со строевой службой, чтобы сразу же после поступления в полк быть способными командовать вверенными им подразделениями рядовых солдат.

Организация воспитательной работы в кадетских корпусах характеризовалась специфическими особенностями. Воспитанники делились на роты с командиром во главе, ношение военной формы одежды, дисциплина, жизнь по распорядку дня, постоянное общение с офицерами – всё это оказывало значительное влияние на формирование у кадетов направления на военную службу и защиту своего государства.

Также практиковалось, что воспитанники старших классов командировались в младшие роты для помощи ротным офицерам в наблюдении за порядком и обучении фронту младших кадетов. Из-за этого в каждой из рот встречались кадеты самых разных возрастов.

В строевом отношении каждый кадетский корпус представлял собой батальон, под командованием батальонного и ротных командиров, являвшихся штатными офицерами корпуса. Ежедневно проводились двухчасовые строевые занятия, включавшие в себя маршировку различными темпами (тихим, учебным, вольным, скорым и беглым шагом), ружейные приемы, церемониальные марши, «ломку» строя и всевозможные тактические построения, исполняемые по сигналам труб и барабанов. При разделении воспитанников на ротные группы учитывались в первую очередь строевые способности, а не их возраст и успехи по учёбе. Малейшее неточное движение или оплошность в выполнении команды считались преступлением, влекущим за собой строгие наказания. В летнее лагерное время те же фронтовые упражнения проводились дважды в день.
В петербургских и московских корпусах ежегодно проводились смотры, куда приезжал император Николай I, считавшийся большим знатоком фронтовой службы. В присутствии царя кадетские батальоны должны были показать исключительно высокую строевую выучку.
Дети, поступившие в корпус, погружались в атмосферу великодержавности России [4].

В XIX – начале ХХ вв. Александром I (1801-1825) закладывается начало системе управления военно-учебными заведениями России из единого центра: учреждается особый «Совет о военно-учебных заведениях», первейшая задача которого состояла в унификации всей системы воспитания и образования в кадетских корпусах. Создание Совета положило начало деятельности государственного органа, который был обязан координировать составление учебных программ для военно-учебных заведений, выпуск учебных пособий и учебников и осуществлять контроль за качеством преподавания и воспитания в кадетских корпусах.

После русско-турецкой войны 1856 года было признано необходимым переустроить военно-учебные заведения с целью повысить общеобразовательные требования и поставить воспитанников старших классов в условия возможно близкие к военному быту, чтобы при выпуске в офицеры они были вполне подготовлены ко всем требованиям службы [6].

Третьим этапом принято считать период создания на базе кадетских корпусов военных гимназий и юнкерских училищ (1862 г.). Военные гимназии были предназначены для общеобразовательной подготовки мальчиков, которые желали посвятить свою жизнь военной службе. В 60-е гг. ХIХ в. на базе кадетских корпусов было создано 12 военных гимназий, а в 70-е гг. появились еще шесть.

Стала меняться и система деятельности кадетских корпусов. С 1863 г. по предложению Военного министра Милютина в России начинает осуществляться реформа военно-учебных заведений. Кадетские корпуса по инициативе Военного министра были упразднены и обращены в полувоенные гимназии, которые по внутреннему распорядку и учебному плану стояли гораздо ближе к гражданским средним учебным заведениям. Для этого специальные классы кадетских корпусов в 1863 году отделили от общих, с образованием из первых «Военных училищ» с чисто военной организацией, а из вторых – «Военных гимназий» с курсом общеобразовательным; в 1863 году основаны три военных училища: 1-е Павловское и 2-е Константиновское в СПб и 3-е Александровское в Москве.  

Многие военные педагоги той поры подчеркивали, что «в ходе реформы» от многих хороших качеств старых кадетских корпусов незаслуженно отказались, что реорганизация велась слишком поспешно. Преобразуя кадетские корпуса в военные гимназии, Милютин видел лишь одну общеобразовательную сторону, забыв, что кадетские корпуса готовили молодых людей для службы в офицерском звании в российской армии.

Такие преобразования повлекли за собой переобучение педагогических и военных кадров, что качественно улучшало работу и отношение к кадетам. Но ликвидация многих воинских традиций привела в последствии к ухудшению военной подготовки выпускников.

В конечном итоге неоднозначная реформа преобразования кадетских корпусов с её гражданским началом была свёрнута и 22 июля 1882 года император Александр III повелел все военные гимназии переименовать в кадетские корпуса.

Таким образом, две реформы 1863 и 1882 годов упорядочили быт кадет, сбалансировали количество занятий так, что у воспитанников появилась время и на постижение наук, и на военные маневры.

Система, главной целью которой изначально предполагалась подготовка молодых людей к служению Отечеству на военном поприще, была восстановлена [2]. 

К 1914 году кадетские корпуса стали действительно элитными, а главное, всесторонне развивающими будущих офицеров учебными заведениями. У кадет появилась своя субкультура, внутренние ритуалы и праздники. Проводились посвящения в кадеты, появились особые значки-жетоны об окончании корпусов [7]. 

Период возрождения данного вида образовательных учреждений демонстрирует повышенный интерес к военному делу среди подростков, а также растущий престиж армии в целом. Лучший опыт, накопленный на протяжении столетий, находит отражение в структуре и системе обучения современных кадетских корпусов.

Список источников

1. «Артиллерийский и Инженерный Шляхетный кадетский корпус. 2-й Кадетский Императора Петра Великого корпус». Электронные текстовые данные. Режим доступа на http://www.ruscadet.ru/history/rkk_1701_1918/1883_1918/2kk/comm.htm.

2. Батиат И. «Кадетские корпуса в России XVIII – начале XX в.в.». Интернет-издание pandia.ru. Электронные текстовые данные. Режим доступа на https://pandia.ru/text/78/319/002402.php.

3. Зерюнова А.М. «Кадетские корпуса в России XVIII – начало XX в.в.». Образовательная социальная сеть nsportal.ru. Электронные текстовые данные. Режим доступа на https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2015/05/04/istoriya-sozdaniya-kadetskih-korpusov-v-rossii.

4. «Кадетские и пажеские корпуса царской России». Поисково-исторический форум. Тема в разделе «Разговоры о истории». Электронные текстовые данные. Режим доступа на https://smolbattle.ru/threads/%D0%9A%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%B8-%D0%BF%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%B0-%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8.64042/.

5. Каменев А.И. «История подготовки офицерских кадров в России». Сайт «Военная литература»: militera.lib.ru. Научная статья. Электронные текстовые данные. Режим доступа на http://www.ruscadet.ru/library/01-books/kamenev/hist-prep.htm.

6. Козырев С.А. «Ретроспективный анализ патриотического воспитания в кадетских корпусах дореволюционной России». Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». Научная статья по специальности «Науки об образовании». Электронные текстовые данные. Режим доступа на https://cyberleninka.ru/article/n/retrospektivnyy-analiz-patrioticheskogo-vospitaniya-v-kadetskih-korpusah-dorevolyutsionnoy-rossii-1/viewer.

7. Семенов Б. «Российский кадетский корпус: история славных традиций». Портала «История.РФ». Электронные текстовые данные. Режим доступа на https://histrf.ru/read/articles/rossiiskii-kadietskii-korpus-istoriia-slavnykh-traditsii.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проблема воспитания гражданина и патриота в дореволюционной России".

Познавательная статья об истоках и проблеме патриотического воспитания до 1917 года....

Духовно-нравственное воспитание в дореволюционной России

Духовно-нравственный кризис поразил многие социальные институты России, в том числе и образование. Проведение масштабного экспериментирования в системе народного образования без соответствующей матери...

Просветители дореволюционной России. Николай Иванович Новиков

Н. И. Новиков - русский писатель и просветитель....

Просветители дореволюционной России - Курганов Николай Гаврилович

Курганов Николай Гавриловичродился 1725 (по др. версии — 1726), в Москве в семье унтер-офицера — писатель, автор известного "Письмовника".Образование получил в петровской школе н...

Просветители дореволюционной России. Каптерев Пётр Фёдорович.

Информационная справка о деятельности Каптерева Петра Федоровича - одного из просветителей дореволюционной России....

«Программа военной подготовки кадет»

Образовательная программадополнительного образования воспитанниковкадетских классов «Программа военной подготовки кадет»...

Программа военной подготовки кадет

Образовательная программа дополнительного образования воспитанников кадетских классов...