Программа воспитания успешной личности
рабочая программа (5 класс) по теме
Разработка воспитательной программы с 5 по 11 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitaniya_uspeshnoy_lichnosti.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа воспитания успешной личности
- Актуальность программы
«Новая школа - должна соответствовать целям опережающего развития» – такую задачу ставит президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев. Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно УСПЕШНЫЕ люди являются основой современного общества и государства.
Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений. Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.
Личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть УСПЕШНЫМ. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания успешной личности с самых первых дней обучения.
- Концептуальные положения программы
«Самосовершенствование является ключевым моментом в вашем успехе.
Постоянное самосовершенствование приводит к тому, что не существует предела вашим достижениям»
Брайан Трейси
При разработке своей воспитательной программы я, как классный руководитель, опиралась на концепцию воспитания в Ленинградской области и на основные положения Концепции воспитания своей школы - «Школы Российского Возрождения».
В основе разработки воспитательной программы школы положена КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ – возрождение через культуру.
Возрождение России, в ее новом статусе, неразрывно связано с культурой в ее предметной и духовной значимости, следовательно, школа приобретает особую роль в Возрождении России через Культуру ее граждан.
«Важно, что становление и образование человека не может происходить вне окружающей социокультурной среды, вне исторического и социального контекста регионального и локально-территориального развития. Поэтому для успешного становления человека, его личности необходимы глубокая взаимосвязь с малой родиной» [1]
Ведущей идеей в создании модели воспитательной системы класса становится идея формирования успешной личностной готовности к самореализации в условиях современного общества.
Личностная готовность концентрируется на нескольких видах взаимодействия:
Я и Я;
Я и другие люди;
Я и общество;
Я и труд;
Я и моя Родина с ее природой, историей и культурой.
Для воспитательной системы класса я определила следующие обязательные сферы: быт, познание, труд, общественная деятельность, досуг. В каждой сфере, реализуя себя через разнообразные роли, ребенок осваивает основные культурные нормы и традиции, т.е. осваивает общую культуру, одновременно формируя индивидуальный, присущий ему опыт культуры жизнедеятельности в каждой из перечисленных сфер.
Специфика жизнедеятельности в каждой сфере, составляющей воспитательное пространство, обогащает опыт всех членов классного коллектива, и в то же время, взаимно подкрепляет друг друга через единство принципов, на которых строится реальный практический процесс работы.
Пытаясь найти наиболее эффективную воспитательную модель, я в 5 классе провела анализ классного коллектива. Использованные различные виды аналитической деятельности, позволили сформировать ряд положительных позиций:
- Наличие стабильного коллектива обучающихся. Все учащиеся класса – дети из благополучных семей, 74 % которых – полные семьи, 79 % родителей имеют высшее образование.
- Высокая результативность участия и побед в школьных, районных, всероссийских олимпиадах, конкурсах в 1-4 классах.
- Наличие разнообразных форм внеурочной деятельности, в которых совместно участвуют дети и взрослые.
- Взаимосвязь с социокультурным пространством города.
К проблемным сторонам, составляющим объективные трудности, я отнесла:
- Ценностную разобщенность, связанную с социальными процессами и социокультурной средой города Кириши.
- Ситуативность использования средств воспитания с одной стороны и привычно-повторяющиеся традиции с другой.
Учитывая сильные и слабые стороны классного коллектива, я сформулировала цель и задачи программы воспитательной системы.
Цель программы - путем сочетания различных методов и приемов воспитательной педагогической деятельности способствовать становлению успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Задачи программы:
- Создание ситуаций переживания успеха в различных сферах деятельности.
- Повышение уровня интеллектуального развития через внеурочную деятельность.
- Создание условий для самопознания, саморазвития, самореализации ребенка в процессе творческой деятельности.
- Создание атмосферы психологического комфорта, условий для развития эмоциональной, коммуникативной, культурной сферы.
- Укрепление здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
- Социальная адаптация детей через практико-деятельностную основу всего воспитательного процесса, формирование активной гражданской позиции.
В психологии система достижения успеха разрабатывается несколько десятилетий в рамках гуманистического и когнитивного подходов (А. Маслоу, К. Роджерс, А. Бандура, Э. Скиннер, Д. Роден и др.), индивидуальной психологии (А. Адлер). Отдельные составляющие успеха исследуются при изучении эффективности деятельности и мотивации достижения (К. Левин, Ф. Хоппе, Д. МакКлелланд, X. Хекхаузен, Р. Шпернберг, Т. О. Гордеева, Т. Элерса), развития одаренных детей (Ю.Д. Бабаева, К. А. Хеллер).
Воспитательная программа классного коллектива строится на следующих концептуальных основах, позаимствованных мною из методики Т. Элерса. Согласно его методики:
Успех - это определенный результат непрерывной и упорной деятельности, направленной на достижение поставленных целей. А для достижения результата успешности должна сработать следующая схема:
Цель описывает желаемый результат ученика. Если возможностей достаточно, то формируется намерение - ожидание четко сформулированного события с полным отсутствием сомнений в его необходимости. Если возможностей недостаточно, то интеллект ученика может сгенерировать идею, как их расширить. Если такая идея появится и возможности будут расширены, то возникнет намерение («желания должны совпадать с возможностями»). Затем интеллект генерирует идеи и принимает решения для понимания того, как достигнуть результата. Вследствие чего формируется план. Выполнив действия в соответствии с планом, будет получен результат. Если не будет работать хоть один элемент этой схемы, то успех не будет достигнут.
Каждый шаг к успеху – это образование, деятельность, развитие, общение, рефлексия. Каждый шаг помогает ставить цели, мотивирует на деятельность, развивает личность.
В центре моей программы воспитания стоит разработка модели воспитательного процесса, направленной на личность обучаемого, развитие его природных задатков и способностей, организацию разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности.
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются:
- познавательная активность;
- творческая активность;
- самоуправление;
- социальная активность;
- ответственность;
- сообщество;
- толерантность;
- креативность,
которые одновременно играют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности сообщества детей и взрослых.
На мой взгляд, главное в воспитательной работе – характер взаимодействия классного руководителя и воспитанников. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
В основе программы воспитания в классе лежит «Педагогика сотрудничества», авторами которой являются педагоги-новаторы – С.Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, Ж. Ж Руссо, Я. Корчак.
Срок реализации программы - 7 лет.
4. Основные направления программы:
Одним из приоритетных направлений моей работы, как классного руководителя является организация взаимодействия всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей.
При реализации программы можно выделить основные целевые направления:
- повышение уровня интеллектуального развития через внеурочную деятельность;
- организация и работа классного и школьного самоуправления;
- организация работы классного сообщества через тематические периоды, школьные традиции;
- участие в акциях и значимых делах местного социума;
- взаимодействие классного сообщества с учреждениями города, района, области;
- взаимодействие классного коллектива с родительской общественностью;
- оказание помощи в организации воспитательной работы в подшефном классе.
- организация спортивно-оздоровительной деятельности.
5. Механизмы реализации программы
Системообразующей технологией при реализации программы является личностно-ориентированная технология:
– ребенок самоценен, учитель не формирует личность, а создает условия для проявлений внутреннего мира ребенка, учитель не ведет, а идет рядом и впереди, он сотрудничает вместе с ребенком, раздумывает вместе с ним над его проблемами, принимает его таким, каким он пришел;
– учитель воздерживается от нравственных оценок личности, а дает ребенку возможность самому найти себя и пройти свой путь в поиске истины;
– учитель организует работу исходя из гуманистических принципов;
– ребенок имеет свои индивидуальные возможности в учебной деятельности; – ребенок учится от другого ребенка, как и от учителя;
– ребенок успешен в учении, когда ему хорошо;
– ребенок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют учитель и родители.
Воспитание осуществляется через организацию жизнедеятельности ребенка. Цели и задачи Программы реализуются участниками воспитательного процесса во время учебной (на уроках) и внеучебной деятельности.
Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся:
- дискуссии, диспуты;
- образовательные интеллектуальные и игры;
- соревнования;
- викторины;
- экскурсии.
Опирается на следующие виды деятельности:
- познавательную;
- игровую;
- спортивную;
- творческую;
- коммуникативную;
- досуговую;
- общественно-организаторскую;
- допрофессиональную.
Формы организации воспитательной деятельности самые разнообразные (воспитание в процессе обучения; внеклассная и внешкольная работа, работа с семьей).
6. Этапы реализации программы:
1 этап: 5-7 класс
Ступень социо-культурной ориентации предполагает закрепление на личностном уровне определенных норм поведения, способов ориентации деятельности, содержательного наполнения ценностных отношений к миру через практическую деятельность по решению какой-либо познавательной задачи. Приобретение опыта деятельности на основе конкретного задания позволит проявить устойчивость интереса к той или иной области культуры, развить природные способности, вступать в разнообразные межличностные контакты, расширить социо-культурный кругозор.
2 этап: 8-9 класс
Ступень приоритетного выбора, который становится возможным на основе предшествующего пробы сил. На данной возрастной ступени соединяются приоритетный вид деятельности и потребность в интенсивном неформальном общении через создание сводных объединений учебно-исследовательской направленности. Интенсивное расширение кругозора осуществляется через реальные широкие связи с окружающим миром, через непосредственное соединение учебного материала и его социо-культурных источников.
3 этап: 10-11 класс
Ступень построения жизненной перспективы наполнена оттачиванием личностных качеств и углубленным освоением содержательной основы системы ценностей. На данной ступени основой является взаимодействие с разными структурами в производстве, с вузами, с научно-популярными журналами. Углубляется учебно-исследовательская деятельность.
7. Оценка реализации программы.
Эффективность реализации программы оценивается через систему мониторинга:
- Диагностика мотивации достижения (А. Мехрабиан).
- Диагностика «Мотивация к успеху» (Т. Элерс).
- Изучение уровня воспитанности в соответствии со школьными критериями.
- Диагностика результативности учебной деятельности (В. П. Симонов).
- Диагностика «Мотивы учебной деятельности» (М. В. Матюхина).
- Диагностика занятости учащихся во внеурочное время.
- Диагностика выявления лидера в классном коллективе.
- Диагностика уровня развития классного коллектива.
- Объективные статистические показатели результативности участия обучающихся ОУ в различного уровня конкурсах и проектах.
На основе аналитической деятельности будет организована своевременная коррекция, формулироваться новые цели, определяться способы деятельности.
8. Ожидаемый результат программы воспитания успешной личности:
Модель выпускника
- Человек, любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- Человек, осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
- Человек, активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
- Человек, умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
- Человек, социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
- Человек, уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- Человек, осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;
- Человек, в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.
[1] Воспитание в современном образовательном учреждении. Теория и практика: Пособие для специалистов по воспитанию/Под науч. ред. С. А. Лисицина, С. В. Тарасова. – СПб.: ЛОИРО, 2005. 11 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа "Воспитание успешной личности" для классных руководителей
Распространение инновационного опыта работы классного руководителя по воспитанию подрастающего поколения и внедрению современных воспитательных технологий как средства инновационного развития вс...
Презентация "Программа воспитания успешной личности"
Программа воспитания успешной личности 5-11 класс....
Воспитание успешной личности
Статья о взаимосвязи характера и успеха....
Тематический план работы по программе: «Воспитание нравственной личности, семьянина, профессионала, гражданина в условиях детского дома»
В наше непростое время социально-экономической нестабильности во всех сферах жизни. Особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь, дети. С каждым днем растет ко...
Воспитание успешной личности.
Воспитание успешной личности....
Воспитание успешной личности школьника
выступление на методическом семинаре в рамках конкурса "Учитель года 2017", номинация "Лучший классный руководитель"...
Адаптированная рабочая программа воспитания и социализации для обучающихся 6 «А» класса «Успешная личность»
Рабочая программа воспитания разработана с учетом физиологических, психологических и возрастных особенностей слабовидящих детей шестого класса, IV вида....