Воспитание успешной личности.
методическая разработка (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность как средство воспитания успешной личности
Успешный человек самостоятелен, он не плывет по течению, сам выбирает направления своей жизни, ставит цели и определяет стратегию их достижения, он анализирует свои и чужие ошибки, корректирует планы, способен выдвигать неожиданные идеи и воплощать их в реальность. Он - организатор, мыслитель и творец!
Опыт показывает: сталкиваясь с проблемными заданиями, школьники стараются воспроизвести уже известные алгоритмы решения, установить сложившиеся связи. Возникает вопрос: как организовать деятельность учащихся, чтобы сформировать у них способность анализировать ситуацию, критически относиться к выбору способов решения проблем и предлагать разнообразные, нестандартные решения, участвовать в совместном обсуждении и выработке стратегии, брать на себя ответственность за выбранный путь.
Погружение в исследовательский процесс побуждает ученика к активности мышления, рождает стремление к самостоятельному потреблению знаний и, как следствие, дарит ощущение полноты детальности, радости достигнутых результатов, успешности самореализации.
Что дает организация исследовательской работы учащихся самому учителю?
Во-первых, от учителя требуется неустанный поиск форм организации учебно-воспитательного процесса и использование их в оптимальном сочетании. Учитель должен создавать условия для вовлечения учащихся в творческое сотрудничество. Таким образом, учитель постоянно совершенствует свое методическое мастерство.
Во-вторых, при организации нетрадиционных форм в виде исследования важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени, что они помогают учителю выполнять большие воспитательные, образовательные задачи. Подбирать эксперимент надо осмысленно, преподносить их в определенной системе и последовательности, с учетом того, какие именно психические свойства и качества, необходимые детям, они развивают.
В-третьих, учитель должен быть интересным для учащихся человеком показывать образцы творчества на каждом уроке; постоянно убеждая учащихся в своем профессионализме и личностной успешности.
Мы хотим, чтобы выпускники школы изучали мир не только по телевизору и учебнику, чтобы они могли, общаясь друг с другом ежедневно, задавая друг другу самые разные вопросы, делясь своими идеями, участвуя в совместных делах и проектах, в полной мере осознавать, что они являются творцами будущего. Творцами такого мира, в котором каждый человек чувствует себя нужным и успешным.
О стимулировании познавательной деятельности
Саморазвитие - это самоизменение, самоуправление, самовоспитание, самообучение. Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь школьнику осознать процессы и вызвать их мотивацию, научить управлять ими, ставить цели своего развития, т.е. подвести к самосовершенствованию.
Самореализация - это осуществление себя, использование своих возможностей, достижение личностных смыслов, целей, планов своего предназначения в жизни. Это строительство своей судьбы.
Чтобы человек мог самореализоваться, необходимо развивать у него мотивационную сферу. На ее формирование и направлены методы стимулирования учебно-познавательной деятельности. Их можно классифицировать следующим образом (по Ю. Бабанскому):
- Методы эмоционального стимулирования:
- создание ситуаций успеха в обучении, что ведет к возникновению чувства уверенности в своих силах и легкости процесса обучения (подбор заданий нарастающего уровня сложности);
- поощрение и порицание в обучении;
- использование игр и игровых форм организации учебы
- постановка системы перспектив (А.С.Макаренко).
- Методы развития познавательного интереса:
- формирование готовности восприятия учебного материала (актуализация знаний);
- метод стимулирования занимательным содержанием:
- метод создания ситуаций творческого поиска.
- Методы формирования ответственности и обязательности:
- формирование понимания личностной значимости учения (осознания важности успешного обучения для его настоящей и будущей жизни);
- предъявление учебных требований на основе правил поведения, критериев оценки знания, правил внутреннего распорядка, устава образовательного учреждения
- использование оперативного контроля не как метода жесткого наказания за проступки, а как метода выявления наиболее сложных тем, вопросов, упражнений и оказания помощи
В педагогике существует карта стимульных компонентов, которые можно активно использовать в деятельности.
Стимулы 1-го порядка «Поощрение деятельности учащихся»:
- Оценка.
- Яркая, образная, эмоциональная речь учителя.
- Словесная похвала.
- Перспективы.
- Организация коллективной деятельности.
- Разноуровневые задания.
- Усложнение заданий (выход на креативный уровень).
- Сравнение успехов ученика с его прежними результатами.
- Анализ учебных результатов учащегося учителем
- Положительный пример.
Стимулы 2-го порядка «Создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением»:
- Занимательная ситуация.
- Дозированное домашнее задание.
- Познавательная игра.
- Использование элементов соревнования.
- Концентрация внимания на промежуточных успехах учащегося.
- Креативная минутка.
- Оценка достижений учащегося на родительских собраниях.
- Громкая демонстрация итогов деятельности ученика (например, чтение лучших фрагментов сочинений классу).
- Проблемно-поисковая ситуация.
- Опора на анализ жизненных ситуаций.
стимулы 3-го порядка «Своевременная оценка деятельности учащихся»:
- Контролируемое доверие.
- Задания практического характера.
- Юмористическая минутка.
- Запись благодарности в дневник.
- Взаимоконтроль.
- Учебная дискуссия.
- Выставка лучших работ учащихся.
- Рейтинг по результатам учебной деятельности в классе и на параллели.
- Решение задач и проблем профессиональной направленности.
- Рецензия товарища на результат учащегося.
И в заключении несколько слов о рефлексии как одном из способов развития познавательных потребностей. О рефлексии сейчас говорят много, но некоторые сомневаются, как ее грамотнее осуществись Предлагаю распространенный вариант - ответы учащихся на следующие вопросы:
- Какие чувства и ощущения возникали у меня во время работы над заданием и знакомством с данной работой?
- Какие трудности встретились во время выполнения задания, и как я их преодолевал (пытался преодолевать)?
- Каковы мои главные результаты сегодня? Благодаря чему мне удалось их достичь?
- Над чем мне предстоит еще поработать по данной теме?
- Вопросы, возникшие в связи с выполняемым заданием?
- Мои рекомендации, предложения по занятию...
Ответы на вопросы помогут учителю понять суть проблем учащихся, проанализировать и найти способы устранения этих проблем, возможные приемы и способы построения урока конкретно для данного класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа "Воспитание успешной личности" для классных руководителей
Распространение инновационного опыта работы классного руководителя по воспитанию подрастающего поколения и внедрению современных воспитательных технологий как средства инновационного развития вс...
Программа воспитания успешной личности
Разработка воспитательной программы с 5 по 11 класс....
Презентация "Программа воспитания успешной личности"
Программа воспитания успешной личности 5-11 класс....
Воспитание успешной личности
Статья о взаимосвязи характера и успеха....
Статья на тему"Роль нравственного воспитания в социализации успешной личности"
В статье рассказывается о формировании нравственных качеств личности на уроках руссого языка и литературы....
Формы и методы воспитания социально-успешной личности
Выступление на ШМО классных руководителей...
Воспитание успешной личности школьника
выступление на методическом семинаре в рамках конкурса "Учитель года 2017", номинация "Лучший классный руководитель"...