Воспитание успешной личности школьника
статья на тему

Созонтова Виктория Михайловна

выступление на методическом семинаре в рамках конкурса "Учитель года 2017",  номинация "Лучший классный руководитель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozontova_met_seminar.doc804.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание успешной личности школьника

Созонтова Виктория Михайловна,

классный руководитель 9 класса

Предлагаю вам раздать ребусы.(Приложение)

Ответы: воспитание, личность, успех.

«Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.»  Макаренко А.С.
Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса.  
         (
Свою деятельность классного руководителя я строю на основе программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе. При планировании воспитательной деятельности обязательно принимаю во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.)

         Размышляя над проблемой,как сделать жизнь классного коллектива позитивной и успешной,я вышла на необходимость создания  воспитательной программы,которая помогла систематизировать работу классного коллектива и помогла развиваться учащимся.

Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.

Ребусы: Воспитание, личность, успех.

Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня,человек ХХI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мылящим и активно связанным с окружающим миром, то есть УСПЕШНЫМ.

В своей работе руководствуюсь “Десятью заповедями воспитания” В.А. Караковского:

1. Главная цель воспитания – счастливый человек.

2. Люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе.

3. Воспитание  без уважения – подавление.

4. Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству.

5. Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать, уметь больше никогда не вредно.

6. Развивай в себе незаурядность.

7. Не будь занудой, не ной и не паникуй.

8. Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.

9. Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.

10.Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.





В своей работе опираюсь на программу«Лестница успеха», которая позволяет сделать осмысленной и целенаправленной деятельность учащихся, родителей и меня как классного руководителя, обеспечивая соразвитие в коллективе, подразумевающее общее участие в жизни классного коллектива, совместность в решении общих проблем воспитания и образования учащихся. Программа рас читана на 7 лет - семь ступеней:
^ Ступенька первая-5 класс «Созвездие юных дарований»(формирование эстетико-ценностныхст ориентаций личности;развитие способностей. к творчеству;воспитание красотой и через красоту,формирование детского коллектива).
^ Ступенька вторая-6 класс»Я+мои друзья-вместе классная семья»(формирование классного коллектива,становление дружеских партнерских отношений,развитие творческого потенциала).
^ Ступенька третья-7 класс «По лестнице успеха»(гражданско-патриотическое воспитание как фактор формирования национального самосознания,формирование доброго отношения к истории родного края,своей семье,друг другу).
^ Ступенька четвертая-8 класс «Людей не интересных не бывает»(воспитание доброго отношения к жизни умения находить в ней радость и желание творить добро;формирование нравственного отношения к человеку,труду,природе;развитие познавательных интересов учащихся,их творческой активности).
^ Ступенька пятая-9 класс «Счастье. которое мы ищем»(сформировать представления о профессиях,помочь выявить способности к определённому виду деятельности ,становление профессионального самоопределения).
^ Ступенька шестая-10 класс «Мир взаимоотношений-честь и достоинство»(развитие познавательны интересов учащихся,их творческой активности,воспитание качеств делового человека,умеющего организовать себя. других,любое дело;научить его жить в коллективе,строить со своими сверстниками отношения дружбы).

^ Ступенька седьмая-11 класс «Когда уйдем со школьного двора» ( содействие формированию нравственной, гражданской позиции выпускников, процессам самопознания и самовоспитания личности учащихся, их нравственной самореализации; индивидуальная работа с учащимися в целях эффективного взаимодействия в поле личностных проблем развития школьников.)

Программа работает по нескольким направлениям,которые являются

 неизменными,но не дублируют друг друга из года в год,а изменяются согласно возрастным особенностям участников программы. Приоритетными направлениями работы являются:

  1. Малая Академия наук.(оказание помощи учащимся в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.)
  2. Гармония здоровья.(использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимися их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.)
  3. Свеча надежды.(помочь  учащимся осознать нравственные нормы и правила.)
  4. Созвучие юных сердец.( гармонизация и развитие  творческих способностей человека, приобщение учащихся к эстетическим ценностям)
  5. Колокола времён.(формирование  у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.)
  6. Кладезь семейной мудрости.(максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.)

автор программы Хуснуллина Венера Александровна, учитель истории и обществознания



Так что же мы понимаем под словом УСПЕХ со стороны работы классного руководителя.

УСПЕХ – это аббревиатура, являющаяся синтезом основных аспектов развития личности.

У – учеба

С – социализация

П – позитивность

Е – единство

Х – харизма

Основные положения моей воспитательной системы:

  1. Индивидуальный подход в воспитании.
  2. Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, администрацией.
  3. Системность в работе.


Опираясь на эти положения, проанализирую реализуемую мной воспитательную программу.

УЧЕБА– познавательная деятельность. Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека.  Мне в своей практической работе приходится координировать взаимодействие учителей-предметников и учащихся для того, чтобы образовательная программа была освоена школьниками в том объеме, который соответствует их возможностям.  Необходимо стимулировать у детей интерес и любовь к знаниям, добиваться улучшения качества обучения, прививать учащимся навыки самообразования
СОЦИАЛИЗАЦИЯ – социальная деятельность. Включение учащихся в различные социальные общности (класс, клубы, объединения, организации) создаёт условия для реальных социальных проб, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений. Участие в различных видах трудовой деятельности, если она правильно организуется, способствует формированию у учащихся нравственных качеств: стремления приносить пользу обществу и себе, дисциплинированности. В моём арсенале имеется система  классных часов, целью которых является – воспитание нравственности. Обеспечение необходимого уровня физического развития и физической подготовленности происходит через систему спортивной и физкультурно-оздоровительной работы: участие в спортивных мероприятиях, участие в общешкольных Днях здоровья, развитие физической культурой.

ПОЗИТИВНОСТЬ – продуктивная деятельность. Формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя во взрослой жизни и будущей профессии. Создавать ситуации успеха, находить возможность стимулировать ребенка за активную самостоятельную деятельность.

Когда-то прочла стихотворение - Похвалите меня!

Без похвал умирает душа,
Жизнь не всходит в счастливом зените.
Каждый молит без слов, чуть дыша:
“Похвалите меня, похвалите!”
Без похвал не пройти рубежа,
Не добиться великих открытий.
Просит снова и снова душа:
“Похвалите меня, похвалите!”

И поняла, что буду использовать его в общении с детьми. Я и раньше знала о том, что похвала играет немаловажную роль в жизни каждого человека, не взирая на его возраст, но эти строки помогли осознать всю глубину такого стимула, как похвала и понять, что только с помощью похвалы можно добиться того, чтобы ребенок был всегда в зоне роста своих возможностей.


ЕДИНСТВО – коллективная деятельность. Представляет единство обучения и воспитания.   Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, администрацией, организатором. На своём опыте я убедилась, что  чувство “мы – единое целое”, “мы – коллектив” возникает только в делах, которые мы организовываем все вместе.

        Единстве семьи и школы в воспитании ребят. Работа с родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Мое сотрудничество, как классного руководителя, и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Я использую в работе как групповые (родительские собрания), так и индивидуальные (беседы по вопросам воспитания, консультации, посещение семьи) формы работы с семьей, анкетирования, практикумы, разработка памяток, семинары родителей по обмену опытом воспитания и др. Стилю общения с родителями придаю большое значение. Формы общения с родителями – диалог, сотрудничество.  Ведь что бы расположить ребёнка  к себе, направить его в нужное русло, прежде всего я должна понимать и уважать его родителей! Всё это способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Родители частые гости и помощники в моем классе: праздники, спортивные мероприятия, «Гость класса», кл. часы, т. п..  

Эта работа  вряд ли будет успешна без поддержки администрации, других учителей, работающих с классом.  И поэтому я стараюсь быть в курсе всех возникающих проблем между учителями и своими детьми. Это еще одно условие для личностного развития ребенка. 
ХАРИЗМА – исключительная одаренность. В современном, постоянно изменяющемся мире нетворческой личности найти свое место, свою “нишу” очень сложно. Индивидуальный подход в воспитании.
        
С данным классным коллективом работаю пятый год, поэтому   я знаю особенности характера и развития каждого ребенка, его интересы. Исходя из этого, для работы подбирались и подбираются мероприятия разнопланового характера, чтобы они были интересны и понятны каждому, чтобы они оставили след в душах, заставили задумываться над многообразием окружающего мира, учили любить, сострадать, уважать, критически относиться к человеческим порокам, помогать сделать правильный выбор в жизни: стать ее активным участником, а не праздным созерцателем. Дети в классе организованны, ответственны. В нашем маленьком рабочем коллективе сложились добрые отношения. Я  Увлекаю конечным результатом, стараюсь научить ребят быть творцами, а не только исполнителями, распределяя ответственных за то или иное дело, учитывая их силы и возможности. Советую, как лучше выполнить порученное дело, что для этого нужно узнать, где подобрать необходимый материал, как лучше сделать и помогаю при необходимости. Это даёт возможность каждому приобрести опыт общественной жизни и общения с людьми. Каждое проведенное мероприятие обсуждается, отмечаются реальные успехи проведения, не замалчиваются и недостатки – это позволяет подготовить следующее мероприятие на более высоком уровне.


^ 3. Системность в работе.  Конечно, невозможно найти  ту   форму, универсальную и годную на все случаи жизни с любым классным коллективом. Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы считаю классный час. Классный час является прямой формой моего общения с учениками. Провожу   различные виды классных часов: классное собрание, воспитательный час, диспут, анкетирование, экскурсии, беседы, викторины и др.
        Мои дети на глазах повзрослели, выросли. С ними я пополнила свой опыт воспитательной работы. Это они – на протяжении всей моей работы в школе научили меня, что все, происходящее в моей жизни, должно быть по возможности доступно им, иначе не будет доверия и открытости с их стороны. Многие наши беды, а детские тем более, происходят именно оттого, что нет рядом людей, которым можно открыто поведать о наболевшем. Я поэтому и стремилась и стремлюсь стать для своих учеников тем человеком, к которому они могли бы обратиться со своими трудностями, проблемами. Исходя из этого компонентом в моей философии выходит просто человеческое: помочь, понять, посочувствовать, поговорить по душам. Такая помощь может включать совет, доброе слово или невербальные формы поддержки, которые играют огромную роль в нашей жизни. Быть нужной и полезной для детей очень важно для меня.

На вопрос «Что для меня мой класс?», – я могу ответить: «Мой класс – это маленькая страна». Я считаю, что профессия педагога – это мое призвание. Классный руководитель должен обладать такими качествами, как терпение, умение слышать и слушать. Я не только учу своих девятиклассников, но и сама учусь у них легкому отношению к жизненным проблемам, фантазии, умению радоваться жизни.

Хотела бы рассказать об одном дне работы с классом. Перед началом занятий ребята первым делом заглядывают ко мне в кабинет. Кто просто поздороваться, кто – положить спортивную обувь, кто переброситься словами. Это мой успех. Я же замечаю, кого-то нет, кто-то пришёл в новой кофточке, кто-то сменил причёску, кто-то появился после болезни, а у кого-то грустный вид. Это их успех. Они чувствуют свою необходимость и значимость. А главное, они приходят вместе, вперемежку мальчики и девочки – это наше общее достижение. На переменах делятся своими победами и неудачами, впечатлениями, полученными на уроках. Своими мыслями по поводу поведения и учёбы. Я всегда в курсе всего: хорошего и плохого. Значит они хотят со мной поделиться. Это мой успех. Классный руководитель должен всё видеть, всё слышать и кое-что не замечать. Они же учатся доверять, нести ответственность за произошедшее в классе с ними и их товарищами – это их успех. После уроков листаю журнал, выписываю оценки: у кого-то троек стало меньше, кто-то получил пятёрки. Главное, не пропустить даже маленького достижения! Вечером СМС и звонки от родителей с предупреждением о возможном пропуске уроков. Это тоже правило: классный руководитель всегда должен знать о место нахождении детей. Утром же я буду знать, кого не будет и почему. Вот из таких успехов складывается мой день классного руководителя, в распорядке которого, конечно же, и проверка дневников, и проведение классных часов, собраний, индивидуальных бесед, заполнение документации.

Моё педагогическое кредо: «Нести детям радость, содействовать успеху».

Классным по-разному можно быть,

И не испытывать радости.

С горечью к детям своим заходить,

И выполнять обязанности.

А можно и так: Утром встать

И, помышляя о чуде,

В школу лететь, к классу бежать

К таким ещё не совсем взрослым людям!


Приложение



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа "Воспитание успешной личности" для классных руководителей

Распространение инновационного опыта работы классного руководителя по воспитанию подрастающего поколения и  внедрению современных воспитательных технологий как средства инновационного развития вс...

Программа воспитания успешной личности

Разработка воспитательной программы  с 5 по 11 класс....

Презентация "Программа воспитания успешной личности"

Программа воспитания успешной личности 5-11 класс....

Воспитание успешной личности

Статья о взаимосвязи характера и успеха....

Воспитание успешной личности.

Воспитание успешной личности....

«Опыт по использованию эффективных форм работы, способствующих формированию успешной личности школьника в условиях внедрения ФГОС»

laquo;Опыт по использованию эффективных форм работы, способствующих формированию успешной личности школьника в условиях внедрения ФГОС» как подобрать нужные средства для организации уроков...

Доклад на школьном педагогическом совете на тему "Развитие и воспитание творческой личности школьника в условиях формирующейся новой образовательной среды"

Современное общество, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня новая целя обучения - это накопление учеником не только определенной суммы знаний, умений и навыков, но и ...